Аннотация. Рецензия на коллективную монографию «Космические роботизированные комплексы. Ленинградская — Санкт-Петербургская научно-конструкторская школа» под редакцией В.А. Веселова. Работа посвящена истории становления и развития в городе на Неве научно-конструкторской школы космических и транспортных роботов.
Summary. This article reviews the collective monograph «Space robotic complexes. Leningrad – St. Petersburg Scientific-and-Design School» edited by V.A. Veselov. The work is devoted to the history of formation and development of the scientific-and-design school of space and transport robots in the city on the Neva River.
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
ЕВСЕЕВ Владимир Иванович — старший научный сотрудник ОАО «Авангард», полковник в отставке, доктор технических наук
(г. Санкт-Петербург. E-mail: v.evseev43@mail.ru);
ЛОСИК Александр Витальевич — заместитель главного редактора журнала для учёных «КЛИО», профессор Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, доктор исторических наук
(г. Санкт-Петербург. E-mail: poltorak2006@yandex.ru).
НАУЧНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ШКОЛА КОСМИЧЕСКОЙ РОБОТОТЕХНИКИ: ИСТОРИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ в.)
Монография* подготовлена коллективом специалистов, многие годы работавших на переднем крае отечественной космической науки и техники. Структура книги хорошо продумана и представляет два основных раздела: первый — создание самоходного шасси для роботизированного комплекса исследования Луны и второй — технические средства изучения планет, наземные специальные роботизированные комплексы и бортовые приборы орбитальных космических аппаратов. В рамках этих разделов (в первом случае в 6 параграфах, во втором — в 8 параграфах) непосредственные участники названной научно-конструкторской школы добротно, глубоко и понятным языком излагают основные направления своей работы в области космической робототехники и главные достижения в этой во многом пионерской деятельности. Приведённые достижения были использованы как в освоении космического пространства, так и в наземных условиях в чрезвычайных обстоятельствах, когда без помощи роботов невозможно было обойтись, например, при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Человеком, который стоял у истоков Ленинградской — Санкт-Петербургской научно-конструкторской школы космической роботизированной техники, был, безусловно, Александр Леонович Кемурджиан, который в начале работ над луноходом возглавлял в Институте транспортного машиностроения отдел новых принципов движения. Будучи талантливым инженером и умелым менеджером, постигшим науку управления людьми ещё в суровые годы Великой Отечественной войны, он сумел организовать во Всесоюзном научно-исследовательском институте транспортного машиностроения (ВНИИТМ) уникальный коллектив специалистов — людей, способных мыслить оригинально и творчески, профессионально и самобытно. Именно на основе этого коллектива и стала развиваться и формироваться научно-конструкторская школа очувствлённых подвижных космических транспортных средств, дистанционно управляемых и автономных, предназначенных для контактного изучения планет.
Особо подчеркнём, что созданные дистанционно управляемые носители исследовательского оборудования, осуществлявшие его передвижение по поверхности неизведанных планет (сначала по лунной поверхности), не имели аналогов в мировой практике исследования планет Солнечной системы.
Разработчикам пришлось решать множество научных и технических проблем, прежде чем осуществить шаг в неизведанное. Напомним читателю, что в 1960-х годах ни одно предприятие ни в одной стране мира не могло обеспечить поставку элементной базы и конструкционных материалов с гарантией длительной безотказной работы в космических условиях. Следовательно, начинать надо было с глубокого научного поиска и обоснования абсолютно новых технических решений.
В результате выросло первое поколение учёных и инженеров разного профиля, создавших очувствлённое шасси, которое отработало в космических условиях невероятно долго по тем временам — более 9 месяцев. В процессе достижения такого выдающегося результата были заложены основы школы космического транспортного машиностроения.
После эпопеи с лунным шасси коллектив учёных и инженеров ВНИИТМ в кооперации со специалистами других НИИ, предприятий и вузов Ленинграда приступил к разработке аппаратов для исследования более отдалённых от Земли планет — Венеры, Марса и его спутника Фобоса. Эти аппараты, как и луноход, не имели аналогов в практике мирового машино- и приборостроения и так же успешно выполнили свою миссию на Венере.
Достигнутые в области космической робототехники результаты поставили в повестку дня проблему автоматического безопасного перемещения носителей научно-исследовательского оборудования, шасси которых могло бы непосредственно воспринимать трёхмерную внешнюю среду, двигаясь по незнакомой поверхности. Такие приборы были созданы, они стали прототипами современных 3D-sensors — устройств, которые сегодня используются в мировой робототехнике.
Следующим первопроходческим шагом в теории и практике очувствления шасси стало безэкипажное вождение планетоходов в условиях сложного рельефа с автоматическим их приведением из точки старта в заданную точку поверхности. Затем стало реальностью и автовождение специальных машин со скоростью, превышавшей возможности пешехода.
Эти и другие успехи в области машино- и приборостроения были результатом системного подхода к проектированию очувствлённых самоходных машин. Одновременно с представленной выше техникой появились колёсно-шагающие машины различных модификаций, первые системы автоматического обеспечения устойчивого шагания и осуществлено само автоматическое шагание. Всё это способствовало развитию теории и практики синтеза машин для безопасного автоматического перемещения в неструктурированной среде.
Огромный опыт, накопленный научно-конструкторской школой космической робототехники к середине 1980-х годов, был использован при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Учёные и специалисты названной школы сумели в кратчайшие сроки сделать роботизированный комплекс для очистки кровель третьего реактора АЭС от радиоактивного мусора. Созданию такой техники посвящён специальный параграф второго раздела рецензируемой книги. И это ещё раз убедительно подтверждает положение о том, что затраты на создание космической техники сторицей окупаются в наших земных делах при рачительном и хозяйском к ней отношении.
В конце 1980-х годов существенно сократилось централизованное финансирование работ по специальной тематике. Во ВНИИТМ это в большой степени коснулось работ по космической тематике. Пришлось искать заказчиков среди отечественных (например, Институт космических исследований), а также зарубежных организаций и фирм. К этому времени в СССР была приоткрыта завеса секретности по работам для научного космоса. Были установлены деловые контакты с рядом организаций и компаний США (Американское планетное общество, Лаборатория реактивного движения, «MсDonnell Douglas»), Европы (фирмы «Matra» — ядерная энергетика и ALKATEL ESPACE — космос, Французский национальный центр по исследованию космического пространства, Технический центр Европейского космического агентства), Китая (Северный транспортный исследовательский институт). Деловые и творческие контакты значительно обогатили научный и конструкторский потенциал советских учёных и специалистов, а выполненные заказы позволили продолжить комплекс собственных исследований и разработок.
Как подчёркивают авторы книги, опыт их научно-конструкторской школы пригодился для решения других задач науки — на свет появился оригинальный астрофизический комплекс по исследованию верхних слоёв атмосферы Земли, недоступных для наблюдения с её поверхности. В течение долгого времени этот комплекс не имел аналогов в практике мирового приборостроения среди аппаратуры подобного класса.
Важно отметить следующее обстоятельство: о чём бы ни рассказывалось на страницах этой увлекательной книги, любое научное открытие, техническое достижение или решение являлись плодом усилий коллектива научно-конструкторской школы космической и транспортной робототехники. Именно об этом написали сами непосредственные участники тех событий и научно-технических свершений, тепло и с чувством огромной благодарности вспоминая всех соратников, которые бок о бок с ними трудились на новом, перспективном направлении создания, испытаний и эксплуатации отечественных космических и транспортных систем, машин и приборов. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
* Космические роботизированные комплексы. Ленинградская — Санкт-Петербургская научно-конструкторская школа: коллективная монография / Под ред. В.А. Веселова. СПб.: БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, 2016. 200 с.