Бочинин Дмитрий Анатольевич — старший преподаватель Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, кандидат исторических наук (197082, г. Санкт-Петербург, ул. Ждановская, д. 13)
«Маленькие… тихоходные, но дело своЁ делают»
Серийное производство самолётов У-2 начиналось в Ленинграде
Всемирно известный самолёт По-2, спроектированный под руководством авиаконструктора Н.Н. Поликарпова как учебный У-2, строился серийно с 1929 года. За 12 последующих лет ленинградский авиазавод № 23 изготовил около 14 000 самолётов У-2 различных модификаций1. Предшественников у У-2 было немного. Самым первым отечественным учебным самолётом стал биплан С-8, созданный под руководством инженера И.И. Сикорского в 1912 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге. Места инструктора и обучающегося в учебно-тренировочном аэроплане С-8 «Малютка» располагались рядом в одной кабине. Ножное управление было двойным, а вот штурвалом оба лётчика пользовались попеременно. С этого времени двойное управление стало основным элементом всех учебных самолётов.
При всей своей простоте С-8 считался надёжной машиной. 17 сентября 1912 года И.И. Сикорский совершил на ней демонстрационный ночной полёт продолжительностью 1,5 часа, завершившийся при свете костров посадкой на Комендантском аэродроме в Петербурге2.
В 20-х годах минувшего столетия основным учебным самолётом стал биплан У-1, скопированный с трофейного английского аэроплана Авро-504. В 1923—1931 гг. самолёт У-1 выпускался на заводе «Красный лётчик» в Петрограде. Всего на этом предприятии были изготовлены 664 У-1 и 73 МУ-1 (морской вариант на поплавках). Учебный У-1 вполне успешно справлялся со своими обязанностями, пока количество обучающихся было небольшим. Однако начавшийся стремительный прогресс авиации потребовал создания и массового выпуска новой учебно-тренировочной машины.
В 1926 году Управление Военно-воздушных сил поставило перед авиационным инженером Н.Н. Поликарповым задачу — создать для лётных школ простой в производстве и обслуживании, надёжный самолёт первоначального обучения лётчиков под серийный двигатель М-11 100 л.с. конструкции А.Д. Швецова и Н.М. Окромешко. Через год опытный экземпляр У-2 был готов. Самолёт представлял собой двухместный биплан в основном деревянной конструкции с одной парой стоек и расчалками3.
24 июля 1927 года состоялся первый полёт У-2 под управлением лётчика-испытателя М.М. Громова. В целом опытный самолёт получил хорошую оценку, но оказался перетяжелённым и трудно набирал высоту. Выявленные недостатки удалось устранить на второй машине. Профиль крыла сделали тоньше и значительно увеличили площадь руля направления. 7 января 1928 года модернизированный У-2 совершил первый полёт, а уже к концу 1928 года испытания опытной серии были закончены, после чего на ленинградском заводе № 23 началась подготовка к серийному производству новой машины.
Два первых учебно-тренировочных самолёта У-2 были выпущены заводом в мае 1929 года. Постепенно наращивая производство, завод довёл выпуск этих машин в сентябре 1929 года до 6 экземпляров, а всего за период с мая по сентябрь 1929 года были построены 19 У-2. В общем выпуске 1928—1929 гг. (118 самолётов) доля У-2 составляла лишь 16 проц., большинство же построенных самолётов составляли учебные самолёты У-1 и МУ-1, а также лёгкие разведчики П-24.
На рубеже 20—30-х годов, быстро наращивая выпуск продукции, основной производитель У-2 ленинградский завод № 23 (до декабря 1927 г. — ГАЗ № 3 «Красный лётчик») вошёл в четвёрку наиболее крупных авиастроительных заводов Советского Союза. Причём по объёму выпуска самолётов это предприятие занимало третье место среди заводов Авиатреста, выпустив за период с 1 октября 1928 года по 1 января 1932 года 2190 самолётов различных типов, из которых порядка 1000 машин были У-25.
В 30-х годах минувшего столетия легкомоторный самолёт У-2 стал основной машиной начального обучения пилотов лётных школ и клубов. Вместе с тем ввиду высоких лётно-технических характеристик самолёта на базе У-2 был организован массовый выпуск ряда его модификаций. На авиазаводах Ленинграда № 23 и № 47 строились и ремонтировались У-2 в базовой комплектации, СС — санитарные, СП — пассажирские трёхместные, АП — аэроопылители, ВС — вооружённые и ТВС — вооружённые на тормозах.
Санитарный У-2СС был приспособлен для эвакуации раненых и больных с размещением их как в кабине, так и в специальных кассетах, подвешивавшихся под крыльями. У-2АП был оборудован баком для порошкообразных материалов, установленным на месте второй кабины, а также кабиной для техника и предназначался для производства сельскохозяйственных работ6. Один из вариантов пассажирской модификации У-2СП имел застеклённую кабину и мог устанавливаться на поплавки, что имело большое значение для применения этого самолёта в малодоступных, не оборудованных аэродромами районах страны. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Маслов М. Ночной бомбардировщик По-2. М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2009. С. 3.
2 Баргатинов В.А. Крылья России: Полная иллюстрированная энциклопедия. М.: Эксмо, 2008. С. 44.
3 Самолёты Страны Советов. Сб. М.: ДОСААФ, 1975. С. 44.
4 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 1629. Оп. 5. Д. 105. Л. 2.
5 Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927—1937). Т. 3. Ч. 1 (1927—1932 гг.): Сб. документов / Под ред. А.А. Кольтюкова; сост. Т.В. Сорокина и др. М.: ТЕРРА; Книжный клуб, 2008. С. 693.
6 Степанов А.С. Авиапромышленность Ленинграда и её перестройка накануне Великой Отечественной войны // Воен.-истор. журнал. 2009. № 6.