Аннотация. В статье рассматривается культурно-просветительская деятельность политического управления Балтийского флота в 1920—1921 гг. Одновременно исследуется политическая история в первые годы советской власти.
Summary. The article deals with the cultural-and-educational activities of the Baltic Fleet’s Political Administration in 1920-1921. Simultaneously, the political history of early Soviet power years is being explored.
ЛИВЕНЦЕВ Дмитрий Вячеславович — профессор Воронежского института федеральной службы исполнения наказаний, доктор исторических наук, профессор
(г. Воронеж. E-mail: liva2006@yandex.ru).
КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ МОРЯКОВ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В 1920—1921 гг.
Начало 1920-х годов было сложным временем для моряков Балтийского флота. В стране продолжалась Гражданская война, а в марте 1921 года на самом Балтийском флоте произошёл Кронштадтский мятеж. Несмотря на это, политическое управление Балтийского флота проводило достаточно обширные культурно-просветительские мероприятия.
Прежде всего, для моряков Балтийского флота организовали «передвижные университеты», задачей которых было чтение лекций на политические и просветительские темы. Политическое управление старалось привлекать для этого наиболее известных учёных Петрограда. Только за 1921 год было прочитано 2056 лекций, затрагивавших самые различные сферы научных знаний.
Для идеологической работы на Балтийском флоте политическое управление создало специальное «агитационное отделение», которое организовало 404 собрания, 26 митингов и 7 инструкторских лекций, а также 543 образовательные экскурсии для 18 тыс. моряков. Кроме того, была запланирована авторская программа чтения лекций по военно-морской пропаганде. Одновременно расширялась библиотечная сеть: на Балтийском флоте в 1921 году насчитывалось 206 передвижных и постоянных библиотек. Из периодической литературы наибольшим спросом у моряков пользовались газеты «Красный Балтийский флот», «Красная звезда» и журнал «Красный Балтиец»1.
Оригинальной формой организации досуга моряков стали клубы. Кронштадтские события сказались на клубной жизни. Дело в том, что в начале 1921 года насчитывалось 47 матросских клубов. Однако после подавления волнений в Кронштадте их число сократили до 52. Кстати, от всех клубов потребовали четкого взаимодействия с политическими органами Балтийского флота.
Особое внимание политические органы уделяли кружковой работе и студийной деятельности в клубах. Сама работа кружков получила более чёткую идеологическую направленность, связанную с памятными революционными событиями. Все творческие вечера, концерты и театральные постановки приурочивались к юбилейным дням революционного календаря.
В то же время театральная секция политического управления Балтийского флота приложила немало усилий, чтобы репертуар матросских любительских постановок носил не развлекательный, а культурно-просветительский характер. Перед руководителями театральных кружков при полном отсутствии ограничений в репертуаре поставили задачу, чтобы постановки затрагивали идеологические и просветительские сюжеты3.
В программу занятий театральных кружков включили: технику и устройство театров; историю театра и литературы; импровизацию. Политическое управление устраивало вечера, посвящённые русским писателям и поэтам Ф.М. Достоевскому, Н.А. Некрасову, А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, А.А. Блоку, А.М. Горькому и другим4. Обычно на подобных мероприятиях выступали моряки-поэты и моряки-писатели. В помощь театральным объединениям Балтийского флота была создана специальная мастерская по изготовлению декораций.
Для всех желавших моряков создали два класса, где преподавались следующие предметы: игра на скрипке, рояле, сольное и хоровое пение, музыкальная грамота.
В отчёте политического управления Балтийского флота отмечается, что после кронштадтских событий театральная и музыкальная деятельность пошла на убыль. Это произошло из-за сокращения продуктовых пайков для артистов и преподавателей музыки. Однако в 1922 году было принято решение вместо продуктового пайка отчислять артистам и музыкантам процент от кассовых сборов, что позволило оживить театральную и музыкальную жизнь на флоте. Надо отметить, что новую форму оплаты политическое управление Балтийского флота всячески поддерживало, считая её наиболее приемлемой формой оплаты труда творческих работников.
Всего за 1921—1922 гг. на Балтийском флоте состоялось 342 музыкальных представления. Отдельно отметим создание передвижного кукольного театра для моряков Балтийского флота5.
Особое место в культурно-просветительской деятельности политического управления Балтийского флота занимал кинематограф. В 1921—1922 гг. 618 киносеансов посетили более 160 тыс. моряков6. Причём старались организовывать постоянные сеансы по выходным дням. Новый вид искусства не ограничивался демонстрацией художественных фильмов и политических журналов. Для моряков Балтийского флота снимали короткометражные киносюжеты, посвящённые их повседневной службе.
Если подводить итог деятельности политического управления в 1921—1922 гг. по организации культурно-просветительской деятельности для моряков Балтийского флота, необходимо признать высокую эффективность данной работы. Использовались все доступные средства организации досуга: лекции, собрания, митинги, библиотеки, «передвижные университеты», музыкальные и театральные вечера, кинематограф. Самой творческой деятельности моряков придали не развлекательную, а политическую и культурно-просветительскую направленность. Для более успешной организации культурно-просветительской работы политическое управление Балтийского флота внесло серьёзные изменения в систему оплаты труда творческих работников.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р. 34. Оп. 2. Д. 1037. Л. 4, 5.
2 Краткий обзор о деятельности Политического управления Балтийского флота за 1921—1922 гг. Пг., 1922. С. 8.
3 РГА ВМФ. Ф. Р. 34. Оп. 2. Д. 503. Л. 10—12.
4 Краткий обзор о деятельности Политического управления… С. 10.
5 РГА ВМФ. Ф. Р. 34. Оп. 2. Д. 502. Л. 17, 18.
6 Краткий обзор о деятельности Политического управления… С. 12.