Аннотация. В статье рассказывается о различных проектах военного обмундирования и его деталей, предпринятых в России в XVIII—XIX вв.
Summary. The article describes the various projects of military uniforms and its parts taken in Russia in XVIII-XIX centuries.
ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: pe4av@mail.ru).
«КТО КИВЕР ЧИСТИЛ ВЕСЬ ИЗБИТЫЙ»
Производству одежды, как и любых других вещей, предшествует долгий процесс проектирования, создания прототипа, прообраза будущего изделия, затем его всестороннего испытания, после чего уже принимается решение о массовом изготовлении. При этом многое отсеивается, бракуется либо откладывается до лучших времён, когда промышленность будет в состоянии осуществить идеи дизайнера. Нескольким таким разработкам, одни из которых были реализованы, другие хотя и остались на бумаге, но дали идеи для проведения последующих преобразований в военной форме одежды, и посвящена данная статья.
Один из первых в нашей стране подобных проектов относится ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны, которая в начале Семилетней войны (1756—1763) для руководства боевыми действиями создала особый совет, именовавшийся Конференцией при Высочайшем дворе, куда из Военной коллегии стекались представления боевых генералов и офицеров, хорошо ознакомленных с организацией, вооружением и типом одежды прусских, австрийских и других европейских войск и посчитавших необходимым некие полезные новшества ввести и в России. Подавать различные «прожекты» в Конференцию не возбранялось и гражданским лицам, чем и воспользовался лифляндский дворянин Мантейфель, предложивший «перекроить» обмундирование русской пехоты. Его проект был внимательно рассмотрен и отвергнут. Почему — сейчас узнаем.
Так, Мантейфель предлагал заменить войлочную шляпу солдата кожаной каской (в проекте названа — каскет). Для придания коже водоотталкивающих свойств её надлежало покрывать масляной краской. Дополнительную жёсткость тулье каски должны были придать стальные цепочки с обеих сторон, чтобы «саблею просечь было нельзя». В духе времени каску следовало снабдить козырьком, «другими избранными украшениями, перьями и прочими вещами». Размер тульи регулировался пряжкой, прикреплённой сзади и позволявшей увеличивать внутренний объём, чтобы зимой каску можно было надеть на тёплую шапку. Волосы солдату следовало обреза́ть настолько коротко, чтобы он мог их вычёсывать собственными пальцами. Если по поводу причёски ничего вразумительного тогда не решили, то проект головного убора забраковали, поскольку в гвардии уже применялись подобные кожаные гренадерские шапки, которые из-за своей громоздкости оказались пригодны только для парадов. Но Мантейфель не ограничился головным убором, он предложил также вместо «нынешнего одеяния» камзол из выростковой кожи, сделанной из шкуры молодого телёнка. Камзол должен был застёгиваться на крючки и иметь среднюю полноту, чтобы зимой поддевать под него душегрейку. В качестве защитного средства автор проекта предложил кожаные нагрудные латы, «кои так сделаны, что от ружейной пули и штыка избавляют», на что члены Конференции резонно заметили: от пули и металлические кирасы, уже получившие к тому времени распространение в тяжёлой кавалерии, не всегда спасают, чего уже тут ждать от кожи.
В дополнение к камзолу Мантейфель предложил и кожаные брюки, а в качестве верхней одежды епанчу (длинный круглый плащ, как правило, без рукавов). Тогда члены Конференции всё это отклонили, но позже эти предложения Мантейфеля нашли своё воплощение, и в армии появились и лосины, и епанча. Лосины продержались аж до 1917 года, а епанча уступила место шинели лишь при Павле I.
Справедливо полагая, что ноги солдату полезно держать в тепле, и ничто не должно мешать нормальному кровообращению, Мантейфель предлагал также отказаться от применявшихся тогда штиблет1, заменив их сапогами с относительно короткими голенищами, плотно покрывавшими икры ног. При этом вместо шерстяных чулок предполагалось использовать холщовые портянки. Правда, с этим тогда также не согласились, а ведь совсем скоро Г.А. Потёмкин ввёл в армейский обиход и сапоги с укороченными голенищами, и портянки, которые «дожили», можно сказать, до наших дней. Таким образом, хотя проект Мантейфеля и был отклонён, многие высказанные им идеи оказались востребованы и претворены в жизнь позже2.
Если Мантейфель предлагал переформировать и переодеть прежде всего пехоту, то другой проект затрагивал кавалерию. И не просто кавалерию, а старейший в России истинно кавалерийский в европейском понимании этого слова полк — лейб-гвардии Конный. Произошло это в сентябре 1768 года.
По устному приказу генерал-аншефа и подполковника Конной гвардии князя М.Н. Волконского Г.А. Потёмкин, произведённый в 1762 году в подпоручики гвардии, изготовил два образцовых комплекта обмундирования кирасирского образца на рейтара и вахмистра. Не исключено, что делалось это с оглядкой на Фридриха Великого, у которого гвардейский кавалерийский полк — полк Телохранителей — носил униформу именно кирасирского образца. Война с Пруссией закончилась относительно недавно, и оставались ещё довольно свежие воспоминания. Каждый комплект состоял из колета, подколетника, супервеста, ташки, чепрака и чушек3. Насколько можно судить, вахмистру полагались алого цвета колет, синий подколетник, палевый супервест и алая ташка. Рейтару — синий колет, алый подколетник, палевый супервест и синяя ташка. Вещи вахмистра богато отделывались позументом, рейтара — басоном. Супервесты расшивались золотом.
Правда, дальше изготовления опытных вещей дело не пошло, однако в январе 1788 года, в самый разгар очередной войны с Турцией была предпринята ещё одна попытка переодеть лейб-гвардии Конный полк по кирасирскому образцу. Было предложено вместо кафтанов ввести короткие колеты синего цвета с воротником, разрезными обшлагами, опушкой пол и кушаками красного цвета, с эполетом и аксельбантом жёлтыми, украшенными императорским вензелем. Чёрные кожаные ташки имели обтянутую красным сукном крышку, украшенную по краям жёлтой тесьмой, а в центре — чёрным двуглавым орлом с вензелем императрицы на груди. Ремни ташек и портупея предполагались красными, прочая амуниция — белая. Однако время для такого проекта было выбрано не очень удачное: на юге шла война с Турцией, на севере в 1788 году началась война со Швецией. Тем не менее кое-какие опытные вещи изготовить успели, в частности, образцовый колет из синего сукна, обшитый басоном с добавлением золота. Подколетник планировался алого сукна. Униформу дополняли чакчиры из палевого сукна. Изготовлены были две образцовые ташки, покрытые алым сукном и украшенные: одна — гербом, вторая — вензелем. Обе обшиты золотым позументом. Дополнительно сделали три суконных палевых супервеста. Один с опушкой из алого сукна и с двумя серебряными «литыми» гербами, второй был обшит чёрным басоном с добавлением золота и украшен двумя шитыми золотыми гербами, третий — с опушкой из чёрного плиса без гербов4.
Как известно,император Павел I переносил на российскую почву не только прусские военные порядки, но прусскую униформу, одев в неё свои гатчинские войска. Всё изменилось с воцарением Александра Павловича — гвардия получила обмундирование, которое сегодня условно называется гвардейским переходным мундиром 1801 года. Покрой кафтана приобрёл тогда фрачный силуэт с длинными полами; вместо прежних коротких штанов начали использовать длинные панталоны, заправлявшиеся в сапоги. Головным убором нижних чинов гвардии стала каска, отдалённо напоминавшая «потёмкинскую». Этот облик гвардейского солдата в общих чертах сохранялся в первые годы царствования Александра I. Что касается обмундирования русского солдата периода Отечественной войны 1812 года, то оно хорошо известно. Однако ещё до войны были предложения о его изменении. Так, в 1809 году майор 11-го егерского полка А.В. Богдановский5 подал на имя военного министра графа А.А. Аракчеева записку, изложив в ней свои мысли по поводу обмундирования, вооружения и снаряжения русской пехоты.
Не отвергая общего покроя современной ему военной одежды, проектант предлагал несколько изменить или заменить часть предметов. Например, строевым головным убором планировалась каска, подобная использовавшейся в драгунских полках, но без гребня и плюмажа. Тулья каски укреплялась тремя поперечными железными прутьями. Внутри с боков пришивались отворачивавшиеся наушники из сукна, а сзади — кусок чёрной юфтяной кожи, закрывавший в ненастье затылок и шею. Такая каска была легка, прочна, её форма позволяла ложиться, не снимая головного убора, а железные прутья, по мнению автора проекта, должны были обеспечить надёжную защиту от сабельных ударов. Богдановский предложил также изменить и форму фуражной шапки, сделав её круглой, что позволяло бы в холодную пору носить её под каской, а также использовать в госпиталях, где постоянно для раненых и больных не хватало колпаков. Ряд предложений касались оружия, конструкций патронной сумы, портупеи, ранца, нашивок за выслугу лет и т.п.6
Военный министр рассмотрел предложения Богдановского и в ответном письме поблагодарил майора, но этим дело тогда и кончилось. Предложения Богдановского, если и не все, позже были востребованы, но воплощали их в жизнь совсем другие люди7. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Штиблеты тогда имели накладные голенища из кожи, полотна или сукна высотой выше колена, которые затягивались под коленом ремнём.
2 Несмотря на все неудобства кожаных головных уборов, кожаные гренадерские шапки в гвардии использовались до конца правления Екатерины II. Идея каски, способной заменить шляпу, была претворена в жизнь в 1783—1786 гг., когда на снабжение русских войск стали поступать каски «потёмкинского» образца. При светлейшем князе Г.А. Потёмкине-Таврическом максимально была упрощена и солдатская причёска, практически так, как предлагал Мантейфель.
3 Колет — мужская короткая приталенная куртка, в России колетом обычно назывался кирасирский мундир, подколетник поддевался под колет; супервестом называли богато отделанную суконную безрукавку, надевавшуюся в церемониальной форме одежды поверх всего обмундирования. Чепрак и чушки — предметы конского снаряжения.
4 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 5. М.: Кучково поле, 2009. С. 27; Леонов О.Г. Русский военный костюм. Эпоха Екатерины II. М.: Фонд «Русские Витязи», 2010. С. 93—95.
5 Богдановский Андрей Васильевич (1780—1864 гг.). На военной службе с 1798 г. Воевал с турками, участник войн с Наполеоном. В 1811—1815 гг. — командир Нарвского пехотного полка. За Бородино награжден золотой шпагой «За храбрость». Вышел в отставку в 1820 г. генерал-майором. В дальнейшем — на гражданской службе до 1856 г. Действительный тайный советник, сенатор, кавалер многих российских и зарубежных орденов.
6 Егоров В., Канунников А. Проект майора Богдановского. 1809. Неуставной взгляд на экипировку армейской пехоты // Военная иллюстрация. 1998. № 1. С. 25—28.
7 И нашивки на мундирах за выслугу лет, и кожаные каски с медной отделкой в качестве строевого головного убора русской пехоты, и поясные патронные подсумки, и даже издания военно-исторического характера, ставшие весьма популярными в офицерской среде, — всё это позже появилось и использовалось в нашей армии. Более того, идея мягкой шапки, надевавшейся под защитный головной убор, воплотилась в 1935 г. в пилотке, которую приняли на снабжение именно для носки под стальным шлемом!