Конструкторское бюро ВМФ СССР в Берлине

image_print

Аннотация. В статье рассказывается о созданном в 1945 году в Берлине Конструкторском бюро ВМФ СССР. За всю историю отечественного флота это было единственное учреждение, функционировавшее на территории побеждённого противника и занимавшееся изучением его опыта в военном кораблестроении.

Summary. This article tells about the design bureau of the Navy of the USSR opened in Berlin in 1945. For the whole history of the Russian Fleet it was the only institute situated on the enemy territory and researching the enemy’s experience of military shipbuilding.

ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА

 

Коршунов Юрий Леонидович — старший научный сотрудник — руководитель группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», контр-адмирал в отставке, доктор военно-морских наук, профессор

(г. Санкт-Петербург);

Прасников Владислав Борисович — старший научный сотрудник группы истории отечественного кораблестроения и вооружения Научно-исследовательского института кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», кандидат исторических наук

(г. Санкт-Петербург. E-mail: vbvladislav@yandex.ru).

 

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ВМФ СССР В БЕРЛИНЕ

 

Разгромленная и безоговорочно капитулировавшая Германия тяжело расплачивалась за всё содеянное. Расплата включала в себя не только полный политический крах, расчленение государства, потерю части территории и репарацию материальных ценностей. Победители получили возможность завладеть практически всеми немецкими научно-техническими секретами, и в первую очередь в области вооружения и военной техники.

Решали эту задачу бывшие союзники по-разному. США и Великобритания — главным образом путём вывоза из Германии крупных учёных. Так, в США был вывезен известный ракетчик доктор Вернер фон Браун. В Англию — не менее известный конструктор подводных лодок доктор Гельмут Вальтер.

Другой путь избрали в Советском Союзе. Для получения нужных сведений немецкие специалисты привлекались к работе непосредственно на территории Германии. Преимущество такого пути заключалось прежде всего в том, что приглашённые на работу немцы не отрывались от своих семей и привычного образа жизни. Во-вторых, под руководством советских специалистов к сотрудничеству можно было привлечь не только крупных учёных, но и специалистов среднего звена, обладавших подчас достаточно ценной информацией.

Так, в Дрездене появилось Конструкторское бюро Наркомата транспортного машиностроения, в Рослау — Техническое бюро Наркомата судостроительной промышленности, в Нидершеневальде — Техническое бюро химических источников тока Наркомата путей сообщения и др. Всего к августу 1945 года в советской зоне оккупации уже функционировали конструкторские и технические бюро 34 наркоматов и ведомств. В них работали 267 советских и 1015 немецких специалистов. В дальнейшем их число возросло до 834 и 3423 человек соответственно.

По такому же пути пошло и командование ВМФ. 23 июня 1945 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал директиву № 147 о создании в Берлине конструкторского бюро1. Начальником КБ с подчинением начальнику Управления кораблестроения ВМФ был назначен инженер-капитан 1 ранга Л.А. Коршунов, а его заместителем инженер-капитан 1 ранга В.И. Фёдоров.

Вскоре дополнительным распоряжением был определён штат КБ. Он включал должности, замещавшиеся военнослужащими и вольнонаёмными специалистами — советскими и немецкими. Общая численность КБ составляла 107 человек. В это число входили 37 военнослужащих: 16 офицеров, 11 старшин, 10 рядовых, а также 70 вольнонаёмных сотрудников, из них 11 граждан СССР и 59 немецких специалистов2. Итак, в Берлине предстояло создать КБ ВМФ СССР.

Перед убытием в Германию Л.А. Коршунова принял заместитель наркома ВМФ по кораблестроению Л.М. Галлер. Он заметил, что работать придётся в сложных условиях. Обратил внимание на неизбежные трудности, которые возникнут при создании необычной для ВМФ организации, подчеркнул необходимость «найти правильный политически корректный подход к немецким специалистам с тем, чтобы получить от них полезные для нас сведения»3.

В первых числах августа 1945 года бюро уже имело адрес — г. Берлин, Карлсхорст, Юнке-Йорк штрассе, дом № 9. В разделённом по числу победителей на четыре оккупационных сектора Берлине Карлсхорст был наименее пострадавшим во время войны окраинным районом советского сектора. Немцы из него были выселены, для них он был закрыт. Вход в закрытую часть Карлсхорста осуществлялся строго по пропускам. Они выдавались и немцам, работавшим в советских организациях.

В Карлсхорсте, в здании бывшего военного училища, где 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии, размещалась Советская военная администрация Германии (СВАГ) — высший орган власти в советской оккупационной зоне. Возглавлял СВАГ главноуправляющий маршал Г.К. Жуков. Он же являлся главнокомандующим советскими войсками в Германии.

Такова вкратце история возникновения в Берлине Конструкторского бюро ВМФ СССР. Теперь о его деятельности. Одной из первоочередных задач являлся набор немецких специалистов. Решалась она тремя путями: во-первых, путём запросов центральных управлений и НИИ ВМФ об известных им немецких специалистах; во-вторых, посещением научных институтов и лабораторий, находившихся в советской зоне оккупации: Прусского научно-исследовательского института гидродинамики и судостроения, Института колебаний имени Г. Герца, Высшей технической школы в Берлине4 и др.; в-третьих, через органы контрразведки «Смерш» и военных комендантов, являвшихся в то время полновластными хозяевами на всей территории советской оккупационной зоны. Слух о существовании в Берлине КБ ВМФ довольно быстро распространился по советской оккупационной зоне. От комендантов городов начала поступать информация о немецких специалистах, связанных с флотом. Вскоре стали появляться и сами специалисты. В анкетах, которые они заполняли, был вопрос, какой оклад получали на прежней работе. Принятым на работу оклад всегда устанавливался выше прежнего5.

На работу немецкие специалисты принимались строго на добровольной основе. Их трудоустройство определялось утверждённой приказом начальника КБ «Инструкцией о порядке найма на работу в КБ НК ВМФ и увольнения с работы германских специалистов и обслуживающего гражданского персонала»6. Выполняя вполне определённые обязанности, каждый немецкий сотрудник получал не только финансовое, но и соответствующее продовольственное обеспечение. В условиях послевоенной жизни это было особенно важно.

В большинстве случаев немецкие специалисты в прошлом являлись членами нацистской партии. Свою принадлежность к партии все объясняли одним — иначе работать на руководящих должностях было невозможно. Впрочем, при принятии на работу прошлое членство в партии во внимание не принималось. Учитывались только квалификация и отдача в работе. Например, руководитель филиала КБ в Бланкенбурге Ф. Статешный являлся не только членом нацистской партии, но и членом гражданской организации СС. Впоследствии Ф. Статешный несколько лет жил и работал в Советском Союзе, а потом являлся заместителем министра машиностроения в ГДР.

В целом работа по подбору немецких специалистов шла успешно. К концу 1945 года были приняты более 40 человек. В т.ч. 4 доктора технических наук, 14 дипломированных инженеров и 19 инженеров7.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (архив Военно-морского флота, г. Гатчина) (Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина)). Ф. 905. Конструкторское бюро ВМС в Берлине (1945—1947). Оп. 4264. Д. 14. Л. 1.

2 Там же. Д. 4. Л. 29.

3 Коршунов Л.А. 70 лет службы на флоте и в военном кораблестроении // Подводное кораблестроение: прошлое, настоящее, будущее. Вып. № 10. СПб.: Малахит, 1998. С. 113.

4 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 905. Оп. 4264. Д. 14. Л. 28—35.

5 Коршунов Л.А. Указ. соч. С. 118.

6 Филиал ЦАМО РФ (архив ВМФ, г. Гатчина). Ф. 905. Оп. 4264. Д. 1. Л. 5, 6.

7 Алёшин О.В., Барбанель Б.А., Конеев А.Н., Федулов С.В. Деятельность Конструкторского бюро Военно-морских сил СССР в Берлине (1945—1947). СПб.: ЛЭТИ, 2017. С. 30.