Аннотация. В статье освещаются особенности кадровой политики при формировании авиационных подразделений «особого назначения».
Summary. The article highlights the features of personnel policy when forming special aviation units.
Кулеба Анатолий Борисович — старший преподаватель Московского пограничного института ФСБ РФ, полковник запаса
(Москва. E-mail: kulebaa@yandex.ru).
Комплектование авиаподразделений органов госбезопасности СССР (1923—1941 гг.)
В марте—апреле 1920 года на территории Западной Сибири и Урала в составе войск Внутренней охраны (ВОХР) были сформированы два авиационных крыла: 1-е в составе Западно-Сибирского сектора ВОХР, 2-е — Приуральского сектора1. Это были первые «особые» авиационные подразделения в органах и войсках, обеспечивавших безопасность Советского государства. Новизна задач, решавшихся ими, особенность их формирования обусловили и специфику кадрового обеспечения. Она, как свидетельствуют исторические источники, строилась динамично, гибко и вместе с тем твёрдо.
На первом этапе (1920—1932 гг.) создания и служебно-боевой деятельности отдельных авиаподразделений в составе спецорганов и соответствующих войск их формирование осуществлялось по «заимствованным» штатам Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (РККВФ) и за счёт его специалистов (лётного, технического и обслуживающего состава).
Впервые кадровый вопрос «особых» авиаотрядов рассматривался на высоком уровне в 1920 году, когда возникла необходимость включить в состав «особой» авиации некоторые подразделения РККВФ для взаимодействия с войсками ВОХР. Тогда письмом № 7 от 7 марта 1920 года* из управления авиации и воздухоплавания при командующем 5-й армией (5А) начальнику ВОХРа Западно-Сибирского сектора был представлен на утверждение проект штата авиакрыла: «Препровождая проект штата авиакрыла, прошу для того, чтобы не было тормоза в работе, отдать в приказе об утверждении препровождаемого штата. Штат составлен в таком составе, при котором авиакрыло может выполнять возложенную работу, а почему для продуктивной работы прошу утвердить приказом означенный штат без изменения, а также в случае вашего согласия на то прошу в самом срочном порядке ассигновать указанные суммы в штате»2.
Предложенный проект, временно утверждённый начальником войск внутренней охраны Западно-Сибирского сектора, структурно состоял из нескольких разделов (личный состав, машины, техническое и специальное имущество, спецодежда, вооружение, денежные средства, медикаменты). Даже этот первоначальный вариант предусматривал основные компоненты организационного состава авиаподразделения и обеспечения его деятельности, получив дальнейшее развитие в последующих официальных документах.
Статистически по воинским должностям, вооружению и техническому оснащению штат авиакрыла выглядел следующим образом: 1. Личный состав — 17 человек (2 лётчика, из них один начальник крыла; наблюдатель; 2 моториста; 2 помощника моториста; мотоциклист; письмоводитель; технический и хозяйственный каптенармус; 2 обозных; 1 телефонист; 4 рабочих). 2. Техническое оснащение: самолёты («Ньюпор-23» и «Сопвич»); мотоцикл с «прицепкой»; велосипед. 3. Вооружение: 2 пулемёта (льюис) на самолёты, 12 обойм к ним; 2 наземные установки пехотного образца; 13 винтовок; 5 револьверов; 3000 патронов для пулемётов и винтовок; 70 патронов для револьверов (наган); 50 бомб 10-фунтовых; 40 бомб 25-фунтовых3.
Штат помимо обеспечения деятельности авиакрыла определял также его статус и организацию управления. Согласно ему начальник авиакрыла являлся начальником отдельной части и подчинялся в оперативном отношении начштаба округа войск ВОХР, а в строевом и техническом — начальнику армейского авиационного управления. Виды довольствия выделялись ВОХРом, исключая специальное техническое имущество, которое поступало через упомянутое управление армии. Финансирование осуществлялось по ставкам ВОХРа исходя из должностей, принятых в авиаотрядах, по фронтовым окладам. Оплата полётных часов по заданию производилась согласно общим приказам по РККВФ о боевых полётах (150 руб. в час).
20 марта 1920 года начальник одной из частей (г. Омск) рапортом № 34 докладывал высшему командованию: «Доношу, что сего числа 1-е авиакрыло, приданное войскам внутренней охраны Западно-Сибирского округа, мною сформировано. Два самолёта “Сопвич” собираются и будут готовы через неделю. Начальник 1-го авиационного крыла военный лётчик Кузнецов. Врид военкома Рудаков»4.
В дальнейшем штат авиакрыла ВОХРа приводился в соответствие с типовым расчётом отдельного боевого авиационного звена РККВФ. Это видно из другого документа (от 3 марта 1920 г. № 763), адресованного начальнику строевого управления Западно-Сибирского сектора войск ВОХР: «Начавиарма 5 в начале марта с.г. получил телеграфное приказание от начальника полевого управления авиации и воздухоплавания при РВСР** выделить в распоряжение начальника войск сектора ВОХР по 2 боеспособных самолёта. Находя выделение отдельных самолётов с командой из отрядов, оставляя их в составе отрядов нецелесообразным, Начавиарма 5 составил штат авиакрыла и направил на утверждение в РВСР, выделив из уходившего на переформирование 10-го авиаотряда самолёты, людей и имущество согласно своего предлагаемого штата. Телеграммой Авиадарма № 244/с предложено вместо представленного штата авиакрыла воспользоваться штатом боевого авиационного звена (пр. № 1286/252), согласно которого и были добавлены состав людей и имущество крыла»5. В связи с этим начальник авиакрыла докладывал командованию о недостающем вооружении, имуществе и некомплекте личного состава в соответствии с новым штатом.
В отличие от временного штат отдельного боевого авиазвена (объявлен приказом РВСР от 7 августа 1919 г. № 1286/252) состоял уже из двух разделов. Первый из них (штат) предусматривал численность личного состава 24 человека: (командир звена, лётчик) — 1, военный комиссар — 1, лётчик — 1, лётчик-наблюдатель — 1, письмоводитель — 1, делопроизводитель — 1, казначей — 1, старшие мотористы — 2, помощники мотористов — 2, шофёр — 1, помощник шофёра — 1, мотоциклист — 1, рассыльный — 1, караульные — 8, «исполнитель» хозяйственных надобностей — 1. Примечательно, что управленческие функции («обязанность по заведыванию личным составом, разведкой, вооружением, фотографированием, хозяйством, технической частью и другими специальностями») распределялись «между лицами звена по усмотрению командира звена».
Второй раздел (табель имущества) включал в себя 8 подразделов: самолёты, их оборудование, фотографическое имущество, специальная одежда, «разное» и аэродромное имущество, вооружение, перевозочные средства. В нём, в частности, предусматривалось наличие в авиазвене 3 самолётов, а также следующего оборудования: барограф на 500 м. — 3, альтметры — 4, компасы специальные — 4, часы с секундомером — 4, счётчик с гибким валом — 1, бинокли — 2, планшеты для карт — 4, пулемёты с установками — 3, пулемёты запасные — 2, патроны к ним — не менее 30006.
Организационно-штатную структуру и кадровый состав авиаподразделений тех лет характеризует архивное свидетельство с пространным названием: «Краткая историческая справка о формировании и службе 2-го авиационного крыла при Штабе Красного воздушного флота на Украине РККА*** РСФСР в составе Южного фронта»7. Документ составлялся 31 января 1921 года за подписью врид начальника 2-го авиационного крыла красным лётчиком-наблюдателем Морокиным и врид военкома Солдатовым. Из него следует, что «комплектование авиакрыла осуществлялось специалистами из 29-го и 3-го авиационных отрядов, 5-го воздухоплавательного отряда, а также из перебежчиков белой армии и служащих указанных авиаотрядов». В справке также сообщалось о некоторых подробностях формирования (г. Омск) в соответствии с приказом начальника авиации и воздухоплавания 5-й армии (от 10 марта 1920 г. № 54) «на основании штата, утверждённого приказом РВСР № 1286/252», в соответствии со штатом отдельного боевого авиационного звена РККВФ.
Статистику кадрового состава авиационного подразделения войск Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) характеризует также месячный отчёт начальника Управления спецвойск об их политическом состоянии (май 1921 г.), представленный заместителю председателя ВЧК. В нём указано, что «на охране Сибири состоит» авиачасть, дислоцирующаяся в г. Омске; численный состав — 24 специалиста, из которых 7 — комсостав8.
В 1923—1932 гг. создавались «отдельно взятые» авиаподразделения, то есть непосредственно в составе органов и войск обеспечения государственной безопасности, разрабатывались основы их организационной сущности, совершенствовались управленческие и кадровые структуры.
Начало же истории спецавиации Советской России, когда впервые были нормативно определены принципиальные подходы к формированию авиаподразделений, чётко установлены штаты и источники поступления личного состава, положил, можно сказать, приказ Реввоенсовета Республики и Государственного политического управления (ГПУ) от 18 июля 1923 года № 1580/422.
«1. Главному управлению Красного воздушного флота Республики, — отмечалось в нём, — приступить к формированию авиационных звеньев для войск ГПУ (одного сухопутной и одного морской авиации), за счет средств ГПУ.
Указанные формирования производить, используя лётный состав и материальные средства Красного воздушного флота, согласно объявляемых штатов авиационных звеньев войск ГПУ.
2. Командный и лётный состав избирается по взаимному соглашению ГПУ и ГУВФ****…
Заместитель председателя РВСР Э. Склянский
Зампред ГПУ И. Уншлихт»9.
Приказом утверждались и штаты авиационных звеньев (сухопутного и гидроавиационного) войск ГПУ10. Они существенно отличались от штатов авиакрыла войск ВОХР, характеризуясь соответствующими разделами: сухопутное авиазвено — четырьмя (личный состав, материальная часть, автотранспорт, обоз), гидрозвено — пятью (личный состав, материальная часть, радиотелеграфные станции, автотранспорт, плавучие средства).
Штат последнего предусматривал наличие 51 специалиста (командир, морской лётчик, летнабы, механик, старшие и младшие мотористы, аэронавигатор, фотограф, лекпом, пулемётчики, радиотелеграфисты-установщики, надсмотрщики, телефонисты, шофера, сигнальщики, боцман, делопроизводитель (казначей), переписчик, матросы, посыльный, повар и другие). Боевая деятельность должна была обеспечиваться четырьмя самолётами (действующих разного типа — 2, запасных — 2), а также радиотелеграфными станциями (наземная — 1, самолётные — 3); грузовым автомобилем, плавучими средствами (катерами — моторный быстроходный и моторный буксирный, шлюпками — гребные «шестёрки»). Авиационное сухопутное звено, отличаясь по специфике от «морского», состояло из 44 специалистов и обеспечивалось четырьмя самолётами (действующие разного типа — 2, запасные — 2), автотранспортом (легковой и грузовой), обозом (парная повозка и походная кухня). <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный военный архив (РГВА). Официальный ответ на запрос. Исх. № 2702/и от 28 ноября 2007 г.
2 РГВА. Ф. 17529. Оп. 1. Д. 196. Л. 2.
3 Там же. Л. 6, 6об.
4 Там же. Л. 3.
5 Там же. Л. 26.
6 Там же. Л. 17, 17 об.
7 Там же. Ф. 11989. Оп. 1. Д. 4. Л. 615—617.
8 Центральный архив Федеральной службы безопасности (ЦА ФСБ) России. Ф. 8. Оп. 5. Поряд. № 42. С. 176.
9 РГВА. Ф. 29. Оп. 75. Д. 613. Л. 25.
10 Там же. Л. 23, 24.