Аннотация. В статье на основе архивных источников исследуется история Владикавказского кадетского корпуса (1901—1929 гг.).
Summary. On the basis of archival sources the article studies the history of the Vladikavkaz Cadet Corps (1901–1929).
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Хубулова Светлана Алексеевна — профессор кафедры новейшей истории и политики России Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова, доктор исторических наук
(г. Владикавказ. Е-mail hubul@yandex.ru)
«Все пути, связывающие Закавказье с северным Кавказом, ведут через Владикавказ…»
Из истории Владикавказского кадетского корпуса
История даже небольших военно-учебных заведений, как и крупных соединений и частей, является неотъемлемой составляющей военной летописи Отечества. Исходя из этого, автор предлагаемой статьи построила своё исследование на основе архивных материалов. Не обошла она вниманием и различные публикации, включающие воспоминания, письма, официальные документы, освещающие почти тридцатилетнюю «воинскую биографию» Владикавказского кадетского корпуса.
Открылся корпус 26 сентября 1901 года1 после завершения дискуссии о месте его размещения. В ходе общественного обсуждения высказывались различные соображения: одни предлагали Екатеринодар, другие Кисловодск, третьи Пятигорск. В конце концов остановились на выборе полковника Миткевича, убедившего оппонентов в том, что «все пути, связывающие Закавказье с Северным Кавказом, проходят через Владикавказ или вблизи него», а это, дескать, «указывает географическое преимущество с другими городами»2. В расчёт принималось также то обстоятельство, что терское казачество, проявляя к военному образованию своей молодёжи большой интерес и поддерживая обучающихся стипендиями, могло оказать корпусу существенную финансовую поддержку.
Примечательны подробности, сообщавшиеся во «Всеобщем календаре 1909 г.». «Владикавказский кадетский корпус формируется с 1902/1903 уч.г. постепенно, — уточнялось там, — в продолжении 7-ми лет, и будет состоять наравне с другими кадетскими корпусами из 7-ми общих классов и одного приготовительного, причём принимаемы будут в интернат этого корпуса в 1902—1907 гг. по 70 интернов, а в 1908 г. будет содержаться 500 интернов, в том числе 287 казённокоштных и 213 стипендиатов Кубанского и Терского казачьих войск, ввиду чего будут перечислены в этот корпус 180 стипендий Кубанского войска и 23 стипендии Терского войска из тех кадетских корпусов, в коих состоят ныне означенные стипендиаты, что будет произведено постепенно, по мере освобождения вакансий означенными стипендиатами в тех корпусах, в коих они состоят ныне»3.
Служащие и кадеты обеспечивались добротным обмундированием, которое, впрочем, было одинаковым для всех корпусов, отличаясь лишь цветом погон4.
Первый приём кадет в числе 70 человек приурочили к столетию присоединения Грузии к России, а 1 сентября 1902 года состоялось открытие корпуса. В одном из архивных документов можно прочитать: «Сегодня ещё 70 малолетних птенцов новорождённого Владикавказского корпуса взывают к отеческой заботливости Вашего Императорского Высочества. Всем составом горячо молимся о драгоценном здравии вашем и вашего августейшего семейства и испрашиваем благословения на доброе начало, будем стараться делать всё возможное на пользу святого дела»5.
В этот день поступило множество приветственных телеграмм. В одной из них содержались такие пожелания: «Благослови, Господь, возникший Владикавказский кадетский корпус, пошли Вам и сослуживцам Вашим сил на святое дело, шлю Вам искренний поклон и благопожелания. Кадетам желаю со временем стать верными и доблестными защитниками веры, царя и отечества»6.
Вначале для нового заведения временно отвели казармы 81-го пехотного Апшеронского полка; позже была принята смета в 1 млн 700 тыс. руб. на строительство отдельного здания. К 1908 году корпус достиг полного четырёхротного состава, имея все классы (от приготовительного до 7-го), с 500 штатными воспитанниками и 22 офицерами-воспитателями. Ещё 500 казённокоштных вакансий предоставлялись как коренному населению Кавказа, так и детям русских служащих из следующего расчёта: а) детям военнослужащих — 175; б) детям «русских и туземцев», служивших в гражданском ведомстве, — 42; в) детям дворян Тифлисской губернии — 133; остальным губерниям (Кутаисской, Эриванской, Елизаветпольской, Бакинской) и областям (Дагестанской, Кубанской и Терской) — по 7; г) по «избранию командующим войсками округа» — 24 человека7.
Прошения об определении малолетних в кадетский корпус подавались на имя командующего войсками Кавказского округа с 1 сентября по 1 февраля. Желавшие определить малолетнего «своекоштным» или «приходящим» подавали прошение директору корпуса не позднее 1 июля. Затем соответствующим внутренним приказом допущенные к приёмным экзаменам и поступавшие в 1—3 класс распределялись на несколько групп (3—4), для руководства каждой из которых назначался офицер-воспитатель. Результаты испытаний (проводились в мае и августе) выражались баллами (от 0 до 12)8. Объём знаний по различным учебным предметам при этом определялся издававшимися Главным управлением военно-учебных заведений «Приемными правилами и программами».
Экзамены под наблюдением директора и инспектора корпуса проходили в комиссиях, состоявших из двух наиболее авторитетных преподавателей и опытного воспитателя. Впрочем, весь учебно-воспитательский и административный состав корпуса сформировался из высокообразованных, преданных делу людей. В числе других — «выписанный из Парижа» преподаватель французского языка Э.А. де Леклюз, автор первой истории Владикавказа Д.В. Ракович, блестящий рассказчик, составитель географических карт географ В.В. Ермаков, офицер-воспитатель Г.Э. Келлер (его дочь, А.Г. Келлер, — известный в своё время во Владикавказе автор исторических фотоснимков и воспоминаний, хранящихся в местных архивах).
Во главе корпуса стоял директор9, назначавшийся из числа высшего командного состава армии. Он обладал широкими полномочиями: назначал достойных и увольнял всех неугодных, кроме инспекторов классов и священников; определял количество лиц, отправлявшихся в отпуск; представлял наиболее отличившихся к наградам; получив право самостоятельно назначать жалование, нанимал и увольнял вольнонаёмных служителей; осуществлял контакты корпуса с иными учреждениями; по делам, требовавшим разрешения высшей инстанции, входил с представлениями к Главному начальнику военно-учебных заведений. Ему подчинялись все служившие в корпусе должностные лица и хозяйственные чины. «Все служащие, — отмечалось по этому поводу в приказе директора корпуса Н.А. Линевича, — должны с полной готовностью оказывать друг другу самую деятельную помощь с тем, чтобы общими силами достигнуть наилучшей постановки учебно-воспитательного дела и наибольшего внешнего вида»10.
Под началом директора находился большой коллектив: инспектор классов, помощник инспектора классов, 11 офицеров-воспитателей, 11 преподавателей, 2 священника, 2 врача, смотритель зданий, заведующий обмундированием, секретарь, бухгалтер, эконом, 14 «дядек»11. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1901. № 107. Ст. 2247.
2 Зинько В. Кадетский корпус во Владикавказе // Модный Владикавказ. 2007. № 6.
3 Цифры при сопоставлении не сходятся, но так в источнике. См.: Всеобщий календарь 1909 г. Интернет-ресурс www.ruscadet.ru.
4 Более подробно см.: Васильева А.Ю. Кадетские корпуса в России. М., 2003. С. 102.
5 Центральный государственный архив Республики Северная Осетия — Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 276. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.
6 Там же. Д. 3. Л. 7.
7 Там же. Л. 24.
8 Курмышёв В.М. Воспитание в кадетских корпусах. Дисс. … канд. ист. наук. СПб., 1997. С. 25.
9 Последовательно должность директора Владикавказского кадетского корпуса занимали: генерал-майор Н.А. Линевич, генерал-лейтенант И.Г. Соймонов, генерал-майор А.А. Российский, полковник В.В. Троцкий-Сенютович.
10 ЦГА РСО-А. Ф. 276. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
11 Терский календарь на 1912 г. Владикавказ, 1911.