Из истории действий русского флота в Средиземном море

image_print

V.S. SOBOLEV — «The main purpose of sending the squadron into the Mediterranean Sea encompasses military actions against the enemy». From the history of actions of the Russian Navy in the Mediterranean Sea during the period of national-liberation revolution in Greece (according to the documents RSNA)

Аннотация. Статья посвящена действиям русского флота в Средиземном море в период национально-освободительной революции в Греции (1826—1830 гг.).

Summary. The article is devoted to the actions of the Russian Navy in the Mediterranean Sea during the period of national-liberation revolution in Greece (1826-1830).

ИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВ

 

СОБОЛЕВ Владимир Семёнович — заведующий сектором Истории Академии наук Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН, академик РАЕН, доктор исторических наук

(Санкт-Петербург. E-mail: Vlad_history@mail.ru).

 

«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОТПРАВЛЕНИЯ ЭСКАДРЫ В СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВУ ВРАГА»

Из истории действий русского флота в Средиземном море в период национально-освободительной революции в Греции

(по документам РГА ВМФ)

 

Русское правительство последовательно проводило политику всемерной поддержки борьбы греческого народа за свою свободу. Одним из действенных рычагов реального давления на Османскую империю были активные действия русского флота в Средиземном и Чёрном морях. О деятельности русского флота в Средиземном море в период национально-освободительной войны в Греции (1826—1830 гг.) повествуют документы, хранящиеся в Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГА ВМФ).

К началу царствования императора Николая I военно-политическая ситуация в Греции осложнилась. В ходе вооружённой борьбы греческого народа за независимость от Османской империи войска повстанцев несли большие потери. Греческие отряды были разрознены, вооружены старинными ружьями, не имели артиллерии и чёткой военной организации. Сломив героическое сопротивление защитников, турецкие войска сумели захватить многие греческие города и крепости. Методы подавления восстания были крайне жестокими. В России росло сочувствие к греческим патриотам, а среди правящей элиты и желание использовать сложившиеся условия для ослабления Османской империи. Реальной помощью восставшим, эффективным фактором давления на Турцию могло стать появление военных кораблей России в районе Греческого архипелага.

Однако следует отметить, что к началу 1826 года Черноморский флот России и по количеству, и по качеству кораблей не превосходил флот Османской империи. Положение же Балтийского флота было ещё более сложным: в исправном состоянии находились всего 5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 1 корвет, 1 шлюп, 3 брига и 1 шхуна1. Причём для дальнего плаванья годились всего лишь 3 линкора, 6 фрегатов и 1 корвет.

Император Николай I серьёзно и системно начал наводить порядок в морском ведомстве, укреплять флот. В короткие сроки была повышена боеготовность морских сил, построены новые корабли. Всё это позволило начать подготовку флота к оказанию активной поддержки национально-освободительной борьбы греческого народа. В октябре 1826 года в Средиземное море из Кронштадта был направлен небольшой отряд боевых кораблей под командованием капитан-командора Ф.Ф. Беллинсгаузена. В отряд входили корабль «Царь Константин» и фрегат «Елена» с экипажами в 1091 человек. Перед кораблями ставилась задача «крейсировать» и осуществить рекогносцировку для будущих походов в Средиземное море2. В июне 1827 года отряд Ф.Ф. Беллинсгаузена, выполнив возлагавшиеся на него задачи, возвратился в Кронштадт.

Одновременно с этим с января 1827 года началась подготовка большой экспедиции кораблей Балтийского флота к Архипелагу. 10 июня 1827 года эскадра под командованием адмирала Д.Н. Сенявина отправилась в плаванье. В её состав вошли 9 линкоров, 7 фрегатов и 1 корвет. 27 июля корабли подошли к Портсмуту, здесь из состава эскадры был выделен отряд судов под командованием контр-адмирала Л.П. Гейдена для отправки непосредственно в Средиземное море. В этот отряд вошли линейные корабли «Азов», «Гангут», «Иезекииль», «А. Невский», фрегаты «Константин», «Проворный», «Елена», «Кастор» и корвет «Гремящий».

8 августа 1827 года корабли отправились в Средиземное море. Перед эскадрой была поставлена задача осуществлять крейсирование у Архипелага с тем, чтобы силою воспрепятствовать попыткам Турции оказывать помощь своим войскам, действовавшим против греческих вооружённых отрядов. Русские корабли должны были не допускать доставку в Грецию турецких и египетских подкреплений и боеприпасов3. 8 октября 1827 года произошло знаменитое Наваринское сражение. В своём всеподданнейшем рапорте, направленном Николаю I с борта корабля «Азов», адмирал Л.П. Гейден, в частности, отметил: «Сраженье хотя продолжалось около четырёх часов, с величайшим упорством со стороны турок; но при всём кончилось совершенным истреблением всех окружавших нас неприятельских кораблей, фрегатов, корветов и проч.; потоплением, а большею частью сожжением и, наконец, взрывом на воздух»4. В этом же документе приведены и конкретные сведения о боевых потерях сторон: «Взорвано и пущено ко дну 70 военных судов и 8 транспортов»5, потери же русских составили 59 убитых и 139 раненых.

В «Историческом журнале русской эскадры в Средиземном море», составленном капитан-лейтенантом И.И. Кадьяном, об этом событии была оставлена следующая запись: «Тогда как Европа и протчая просвящённая часть Света с радостью принимала известия о сей знаменитой в защиту святой веры и страждущего человечества поднятой Битвы, Турецкая империя и в особенности ея повелитель и министерство поражены были ужасом, они видели, что сею Битвою возжен светильник свободы Греции и что все их усилия угасить оный будут тщетны»6. Эти слова хорошо отражают тот возвышенный эмоциональный настрой, который наблюдался в то время в общественном сознании россиян, горячо поддерживавших борьбу греческого народа за свою свободу.

В РГА ВМФ хранится обширная переписка по различным вопросам материального снабжения русской эскадры в Средиземном море. Так, в рапорте от 17 сентября 1827 года начальнику Морского штаба А.В. Моллеру Л.П. Гейден с тревогой отмечал: «…вверенная мне эскадра при отправлении в компанию снабжена запасом для Балтийского моря, а не так как бы следовало для Средиземного, на продолжительную кампанию. Поэтому теперь во многих вещах встречается недостаток, особенно в самых нужнейших»7. По всей вероятности, здесь речь шла о весьма неприятном, но достаточно характерном для российских чиновников просчёте. В другом рапорте своему начальству от 13 ноября 1827 года командир эскадры просил ускорить присылку крайне необходимых «свечей восковых и сальных, сала, смолы, гвоздей всякого рода, железа, досок сосновых разной толщины…»8. После продолжительной бюрократической переписки в феврале 1828 года для эскадры наконец-то были отпущены эти материалы. Согласно сохранившейся ведомости на остров Мальту, где в это время находилась эскадра, было отправлено «150 пудов смолы густой, 5 пудов гвоздей железных, 625 пудов железа, 2400 штук досок сосновых» и др.9

К концу 1827 года достаточно остро встал вопрос об укреплении Средиземноморской эскадры Л.П. Гейдена, многие корабли которой получили серьёзные повреждения во время Наваринского сражения. Правительством Николая I было принято решение о направлении в июне 1828 года в Средиземное море ещё одного отряда кораблей под командою контр-адмирала П.И. Рикорда. В состав 2-й Средиземноморской эскадры вошли 4 линейных корабля: «Царь Константин», «Князь Владимир», «Фершампенуаз», «Эммануил» и 3 фрегата: «Мария», «Ольга», «Александра»10. В своём первом приказе по эскадре от 29 июня 1828 года П.И. Рикорд указывал, что «главная цель отправления эскадры в Средиземное море заключает в себе военные действия противу врага, недавно испытавшего в знаменитой победе при Наварине, где Российский флаг увенчался блистательною славою, что соблюдением одной строгой военной дисциплины, а не превосходством сия приобретаются победы»11. В связи с отправкой эскадры П.И. Рикорда предполагалось, что часть кораблей из отряда Л.П. Гейдена будет возвращена в Балтийское море. Однако военно-политическая ситуация, сложившаяся летом 1828 года вследствие начавшейся войны России с Турцией, заставила русское правительство принять иное решение. Морским министром А.В. Моллером было получено секретное предписание Главного штаба Его Императорского Величества от 10 августа 1828 года. В этом документе указывалось: «Государь Император по стечению обстоятельств, находя нужным умножить морские силы наши в Архипелаге и Средиземном море, изволил решиться оставить там всю эскадру вице-адмирала Гейдена, отменив предполагавшееся возвращение части оной в Балтийское море и усилив её ещё и тою эскадрой, которая отправилась туда нынешним летом из Кронштадта под командою контр-адмирала Рикорда»12. Таким образом, в Средиземном море начала осуществлять свои действия объединённая русская эскадра под командованием Л.П. Гейдена. Согласно Табели о состоянии чинов эскадры от 22 августа 1828 года в её состав входили 23 корабля с экипажами общей численностью в 7850 человек13. Следует отметить, что в состав эскадры входили и несколько кораблей с очень символичными названиями: 36-пушечный фрегат «Кастор»; 20-пушечные бриги «Телемак» и «Улисс»; 16-пушечный бриг «Ахиллес». Предполагалось, что экспедиция продлится 7 месяцев.

В архиве хранятся и подписанные морским министром А.В. Моллером ведомости по снабжению эскадры необходимыми материалами и провизией. Так, на 7 месяцев требовалось 19 600 пудов солёного мяса; 63 000 пудов ржаных сухарей; 21 000 пудов разных круп; 15 680 вёдер «хлебного вина» и многое другое14. Кроме того, в своей записке от 22 августа 1828 года, направленной Николаю I, морской министр доложил ещё о том, что «на покупку заготовляемых на месте припасов, на жалованье, на другие экстраординарные расходы, кроме непредвидимых издержек, происходящих от сраженья и других случаев, требуется 2 500 000 ассигнационных рублей»15.

Упоминавшийся ранее «Исторический журнал русской эскадры в Средиземном море» является ценным и весьма информативным источником по истории 3-ей Архипелагской экспедиции. В журнале отмечались практически все важные события, происходившие в течение всего плаванья. Для примера приведём только одну запись, сделанную 4 января 1828 года: «Российского Двора тайный советник и кавалер граф Иван Антонович Каподистрия, стяжавший на поприще великих дел России истинную славу мудрого и прозорливого политика, отправился из Мальты на корабле “Уорспайт” в Архипелаг, для принятия должности президента Греции… По прибытию его к острову Эгина, месту временного правительства, как оное, так все патриоты и благомыслящие люди, приняли его с величайшей радостью и отличными почестями. Граф Каподистрия в качестве президента дал присягу… Так исторгается страна эллинов из-под власти Оттоманских обладателей, подавивших и ниспровергших в ней всё, кроме веры Иисуса Христа и любви к свободному отечеству»16. На наш взгляд, данный текст хорошо передаёт тот пафос и тот духовный подъём, которые вызвала идея освобождения Греции в умах просвещённой части населения России.

Архивные документы свидетельствуют о высокой активности и боевых победах русских кораблей в Средиземном море. Так, в июне 1828 года фрегатом «Кастор» был захвачен турецкий корвет17; в феврале 1829 года линкором «Царь Константин» был захвачен турецкий бриг18. Русские корабли постоянно осуществляли крейсерство в архипелаге, а также блокаду турецких портов и крепостей. Внимание привлёк рапорт контр-адмирала П.И. Рикорда от 23 апреля 1829 года командиру эскадры Л.П. Гейдену о блокаде Дарданелл и Константинополя отрядом русских военных кораблей. Блокада была начата по приказу Л.П. Гейдена 2 ноября 1828 года. В рапорте, в частности, отмечалось, что «ни один день не оставался без того, чтобы не было корабля или фрегата, бдительно надзиравшего в виду Дарданелльских крепостей за всеми в проливе проходящими купеческими судами, ни одно судно со дня открытия блокады с хлебом или какою-либо провизиею в Константинополь не проходило»19.

Известно, что после долгих и крайне сложных переговоров между представителями Англии, России и Франции, проходивших в Лондоне, в начале 1830 года была признана независимость Греции. Это знаменательное историческое событие, изменившее карту Европы, во многом стало возможным благодаря целенаправленной и твёрдой внешней политике России. Одним из действенных рычагов данной политики были активные действия русского военно-морского флота.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 203. Оп. 1. Д. 1161. Л. 7, 8.

2 Там же. Д. 1317.

3 Там же. Ф. 283. Оп. 1. Д. 353. Л. 1—27.

4 Там же. Ф. 170. Оп. 1. Д. 115. Л. 2 об., 3.

5 Там же. Л. 5 об.

6 Там же. Ф. 315. Оп. 2. Д. 64. Л. 225 об., 226.

7 Там же. Ф. 158. Оп. 1. Д. 64. Л. 1, 1 об.

8 Там же. Л. 23.

9 Там же. Л. 26, 26 об.

10 Там же. Ф. 283. Оп. 1. Д. 812. Л. 2 об., 3.

11 Там же. Ф. 195. Оп. 1. Д. 42. Л. 80.

12 Там же. Ф. 170. Оп. 1. Д. 390. Л. 1, 1 об.

13 Там же. Л. 41—42 об.

14 Там же. Л. 43.

15 Там же. Л. 39 об., 40.

16 Там же. Ф. 315. Оп. 2. Д. 65. Л. 1, 2.

17 Там же. Ф. 5. Оп. 1. Д. 90. Л. 11—13.

18 Там же. Ф. 227. Оп. 1. Д. 156. Л. 252—255.

19 Там же. Д. 157. Л. 113.