НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Зайцев Юрий Михайлович — доцент кафедры тактики Тихоокеанского военно-морского института имени С.О.Макарова, капитан 1 ранга запаса, кандидат исторических наук
Форпост на Дальнем Востоке
2июля 2010года отметил свой 150-летний юбилей город Владивосток — главная база Тихоокеанского флота России. Однако, чтобы за ним закрепился статус не только символа национальной безопасности страны, но и реальной силы, потребовалось около 30лет после поражения в Русско-японской войне 1904—1905гг.
Необходимость защиты дальневосточных территорий России на Тихом океане во второй половине XIXвека предопределила смещение военных портов из Петропавловка-Камчатского и Николаевска-на-Амуре дальше на юг. Выбор наиболее приемлемого варианта базирования флота оказался непростым. К пункту, который должен был обеспечить повседневную, а если потребуется и боевую деятельность, предъявлялись высокие требования. Они определялись близостью к границам Китая и Кореи, возможностью круглогодичного базирования, достаточными акваторией и территорией для размещения на рейде судов и береговых объектов, защищённостью от господствующих ветров. Кроме того, бухта должна была быть закрыта со стороны моря, что не позволяло бы противнику вести обстрел кораблей и сооружений.
Наиболее удобной после тщательного изучения местности оказалась бухта Золотой Рог, где в 1860году был основан пост Владивосток. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв-Амурский полагал, что этот акт будет подтверждением реального военного присутствия России в Уссурийском крае, хотя многим морским начальникам он казался вынужденной и временной мерой.
Выгодное положение столь важного пункта обусловливалось сравнительной близостью к Амуру и удобством сообщения с бассейном реки.
Императорский указ от 22февраля 1871года формально узаконил определение Владивостока как постоянной базы для Сибирской флотилии1, но не приостановил дальнейшие поиски места, в наибольшей степени способного обеспечить круглогодичное базирование кораблей без переходов на зиму в незамерзающие порты Китая и Японии. В военно-политических кругах существовало даже мнение о необходимости развития нового морского пункта в качестве коммерческого порта, а строительство военно-морской базы (ВМБ) перенести в залив Св.Ольги. Сторонники этого предложения, например известный кораблестроитель А.А.Попов, исходили из того, что укрепление Владивостока не даст «государству надёжного выгодного опорного пункта для морских действий в Тихом океане», зато отсутствие в нём военных учреждений обезопасит его от нападения вероятного противника2.
Для определения политического и экономического значения Владивостока в начале 1877года была сформирована комиссия во главе с начальником Главного штаба Н.Н.Обручевым, в которую вошли представители различных военных ведомств и военачальники. Несмотря на существовавшие разногласия, они пришли к выводу о бесперспективности бухты Золотой Рог как главной базы России на Тихом океане, предпочтя ей бухту Ольга. Но весть об этом вызвала недовольство у обитателей Владивостока, в первую очередь у военных, посчитавших решение комиссии «исторической, стратегической и тактической ересью»3. Их поддержали и столичные периодические издания «Голос», «Новое Время», «Новости», «Петербургские Ведомости», «Кронштадтский Вестник», помещавшие на своих страницах соответствующие статьи. Особенно значимой явилась публикация последнего из них, довольно влиятельного, близкого к Морскому министерству и выражавшего взгляды великого князя Константина Николаевича.
Начавшаяся кампания в поддержку Владивостока заставила военного министра генерал-адъютанта Д.А.Милютина и председателя комиссии Н.Н.Обручева пересмотреть сомнительное решение последней. Вслед за этим (весной 1879г.) на Дальний Восток по императорскому указу был командирован офицер Главного штаба генерал-майор М.П.Тихменёв, которому наряду с инспекцией войск и управления Сибирского военного округа надлежало произвести подробное военно-стратегическое исследование всего российского побережья Японского моря, обратив особое внимание на военное и экономическое значение пунктов, «претендующих на роль военного порта». Заметная деятельность М.П.Тихменёва, а также участие в столь важном деле военного губернатора Приморской области контр-адмирала Г.Ф.Эрдмана, заведующего инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа П.Ф.Унтербергера, начальника штаба войск в Приморье Я.Ф.Барабаша, контр-адмирала О.Р.Штакельберга и других позволили доказать очевидность преимущества Владивостока. Именно об этом и было указано в отчёте генерала Тихменёва. К тому же обострились отношения с Китаем (конец 1879 — начало 1880г.), автоматически отменившие перенос ВМБ: направленная на Дальний Восток в связи с ситуацией эскадра под командованием бывшего управляющего Морским министерством адмирала С.С.Лесовского должна была иметь уже готовый пункт для своего базирования. Дальнейшие изыскания убедили даже сторонников «переноса военпорта в бухту Ольга» о нецелесообразности подобной затеи. 28апреля 1880года Владивосток был выделен из состава Приморской области и возведён в степень города с присоединением к нему всего полуострова Муравьёва-Амурского и о.Русский4.
Вместе с тем некоторые военно-политические деятели по-прежнему рассматривали крепость как некий промежуточный пункт на пути движения России по тихоокеанскому побережью на юг с выдвижением очередных вариантов создания главной базы русского флота, например в Гензане (Корея, порт Вонсан), в порту Лазарева и др.5 Управляющий морским министерством адмирал И.А.Шестаков при посещении Владивостока не скрывал своего мнения, что предпочёл бы иметь базу флота на острове по примеру Англии. Его единомышленники видели таковыми остров Русский или остров Дажелет (Уллындо), а гидрографы даже присвоили якорному месту с северной стороны последнего название «Порт Шестакова».
Попутно с непрекращающимися поисками передовых баз на корейском или китайском побережье (порт Шестакова, Гензан, Фузан, Чифу) в 1886году было принято решение окончательно остановиться на Владивостоке как ВМБ и «принять меры к упрочению тесных и дружественных отношений с Китаем и Японией»6. Пять лет спустя здесь началась укладка первых метров рельсового полотна с последующим строительством Транссибирской железной дороги, что позволило значительно улучшить возможности военного порта в вопросах обеспечения кораблей всеми видами довольствия, создания необходимых запасов, сокращения времени на доставку грузов. Помимо того, обеспечивая надёжную связь Дальнего Востока со всей Россией, наличие такого вида сообщения позволяло рассчитывать на устойчивую будущность города и окончательно пресекало мысли о переносе военного порта в другое место. Строительство железной дороги в столь отдалённом, но стратегически очень важном краю великий князь Александр Михайлович ставил в один ряд с выходом России к берегам Балтийского моря во времена ПетраI и присоединением Крыма в годы царствования ЕкатериныII7. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Российский государственный архив ВМФ (РГА ВМФ). Ф.410. Оп.2. Д.7808. Л.1, 2; О перенесении главного порта флотилии Восточного океана из Николаевска во Владивосток // Морской сборник. 1871. № 4. С. 6.
2 Тихменёв Н.М. Борьба Владивостока с портом Ольга // Инженерный журнал. 1911. № 4. С. 495, 496.
3 Там же. С. 500.
4 РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 4218. Л. 427.
5 Беклемишев Н.Н. О русско-японской войне на море. Четыре чтения в военном и морском отделе Императорского русского технического общества и Лиге Обновления Флота. СПб., 1907. С.22.
6 Русско-японская война. Введение. Петроград, 1918. С.21, 22.
7 См.: Соображения о необходимости усилить состав русского флота в Тихом Океане. СПб., 1896.