Дымовая маскировка мостов после прорыва блокады Ленинграда

image_print

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

КОРШУНОВ Эдуард Львович — начальник научно-исследовательского отдела военной истории Северо-западного региона РФ Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, подполковник

(Санкт-Петербург. E-mail: himhistory@yandex.ru)

ЧЕРНЫШОВ Михаил Александрович — начальник войск радиационной, химической и биологической защиты Западного военного округа, полковник, кандидат военных наук

(Санкт-Петербург. E-mail: himhistory@yandex.ru)

Дымовая маскировка мостов после прорыва блокады ленинграда

В январе 1943 года частичный прорыв на узком участке (южное побережье Ладожского озера) блокады Ленинграда позволил соединить осаждённый город со страной. Однако это не решило полностью проблему снабжения войск и горожан всем необходимым, поскольку железнодорожная линия Ленинград — Волхов в районе ст. Мги продолжала удерживаться противником. Сковывала работу транспорта помимо того постоянная угроза вражеских воздушных налётов и артиллерийских обстрелов. Особой опасности при этом подвергались мосты через р. Неву.

2 апреля 1943 года начальник химического отдела Ленинградского фронта (ЛФ) генерал-майор А.Г. Власов доложил начальнику штаба генерал-лейтенанту Д.Н. Гусеву о проверке готовности сил и средств 64-го отдельного батальона химической защиты для маскировки дымом мостов в районе Шлиссельбурга. В донесении сообщалось: «С целью создания маневренного резерва машин на случай перемены направления ветра в имеющуюся в распоряжении 67-й армии роту АРСов* добавлен ещё один взвод АРСов в количестве 5 машин. Кроме того, командованием армии выделены начальнику химотдела армии химрота… и химвзвод… для организации дымопуска при помощи шашек»1. Характеризуя готовность химических подразделений Власов отмечал, что они «вполне могут выполнить поставленную перед ними задачу по задымлению мостов в момент артобстрела и авианалёта»2.

Неделю спустя для надёжного выполнения спецзадания и в связи с увеличением светлого времени суток из состава 84-го отдельного батальона химической защиты (обхз) согласно приказанию начальника штаба ЛФ была сформирована химгруппа (80 человек и 13 машин), обеспечивавшая маскировку объектов «в районе Шлиссельбург — Липки»3.

Согласно «Плану дымового обеспечения ж.д. мостов через реку Нева в районе Шлиссельбург с 1.05.[19]43 г.»4 целью работы «дымовиков» было «прикрыть дымом ж.д. мосты от наблюдения воздушных корректировщиков и налёта самолётов противника». Достигалась она решением следующих задач: «задымить [объекты] при появлении самолётов-корректировщиков»; «прикрыть [их] от наблюдения корректировщика-аэростата»; «прикрыть мосты дымом от налёта бомбардировочной авиации противника». Для её выполнения на месяц боевой работы согласно расчётам требовалось дымсмеси С-4 — 264 т, дымовых шашек ДМ-11 (ДМ-4) — 33 000 штук. Работа специальных машин, транспортировка и перезарядка дымовых средств (также на месяц) обеспечивались 4642 кг бензина, 285 кг автола и 60 кг солидола.

Маскировку мостов при разных направлениях и скоростях ветра предусматривалось проводить на нескольких рубежах и в разных точках дымопуска. Так, на правом берегу намечалось установить 4 АРСа (см. схему), определив им следующие задачи: точки № 1 и № 2 (подвижные) должны производить дымопуск при западном, северо-западном и юго-западном направлениях ветра; № 3 (подвижная) и № 4 (неподвижная) — при северном, северо-восточном, западном и северо-западном. Выделялся и рубеж, снабжавшийся дымшашками ДМ-11 или ДМ-4 (по фронту — 1 км). Его границы обозначались так: справа — овраг (0,6 км юго-западнее основного ж.д. моста), слева — открытое пространство (0,4 км восточнее основного моста). Очагов дымопуска наметили 40 с интервалами между ними 25 м; на каждом (в одну очередь) должны были сжигать по 4—5 шашек в течение 6—7 мин. при северном, северо-западном и северо-восточном ветрах.

Столько же АРСов (4) обеспечивали бы маскировку в точках и на левом берегу, кроме 2 курсирующих и 2 резервных станций. Задачи им надлежало выполнять в точках № 5 (подвижная) при восточном и северо-восточном ветрах и № 6 (неподвижная) при юго-восточном и северо-восточном**, № 7 (курсирующая; при южном и юго-восточном); № 8 (неподвижная; при юго-западном); № 9 (подвижная; при юго-западном); № 10 (курсирующая; при ветрах южного сектора).

Одна резервная АРС (машина № 1) отводилась в район Ново-Ладожского канала для работы при северо-восточном и восточном ветрах и к нефтескладу — при юго-западном ветре. Станция № 2 отдавалась в личный резерв командира 3-й роты 64 обхз. И в этом случае имелся рубеж дымопуска, обеспечивавшийся ДМ-11 или ДМ-4 (по фронту — 1 км). Его границы: справа и слева — на 0,5 км от основного моста; очагов — 40, интервалы между ними — 25 м. Также в одну очередь необходимо было сжигать на каждом по 4—5 шашек в течение 6—7 мин. при ветрах южного сектора.

Устанавливались автомобильные разливочные станции и на понтонах (два АРСа в двух точках); для применения шашек ДМ-11 выделялись 4 лодки и 3 вспомогательных плота5.

Общая протяжённость рубежей дымопуска правого и левого берегов превышала 8 км. За период с 26 марта 1943 года по 1 марта 1944-го в районе Шлиссельбурга дымопуск производился 93 раза с общей продолжительностью задымления мостов 91 ч 20 мин. и каждого из них — примерно 58 мин. При этом наиболее интенсивный период работы по дымовой маскировке пришёлся на май—август 1943 года. Непрерывное задымление с максимальной продолжительностью 5 ч 45 мин было осуществлено 26 мая, когда противник в течение дня методически обстреливал переправы, выпустив (по району мостов) до 200 снарядов крупного калибра, и дважды пытался произвести бомбардировку 29 самолётами. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 217. Оп. 1238. Д. 77. Л. 140.

2 Там же.

3 Там же. Д. 75. Л. 189, 194, 197—199.

4 Там же. Д. 87. Л. 22, 23.

5 Там же. Л. 22 об.

* Автомобильная разливочная станция, предназначенная для временного хранения и перевозки дымовой смеси и дегазирующих растворов, а также снаряжения ими различных ёмкостей.

** При восточном ветре в точке № 6 ставилась отсечная маскирующая дымовая завеса (МДЗ); её применяли также в других точках: № 7 — при северо-восточном, № 8 — при южном и № 9 — при западном направлении ветра.