Из истории военно-политических отношений
Кожухаров Асен — доцент Варненского высшего военно-морского училища имени Николы Й. Вапцарова (Nikola Vaptsarov Naval Academy), капитан 1 ранга, кандидат военных наук (Болгария, г. Варна. E-mail: k11_asen@abv.bg)
Главный центр повышения квалификации болгарских офицеров
Кронштадт. Минные классы. 1901—1914 гг.
В начале прошлого века неотъемлемой частью подготовки болгарских морских офицеров было постоянное повышение их квалификации. Большая часть из них проходила переподготовку за рубежом, включая и военные образовательные структуры морского ведомства Российской империи. Наиболее многочисленную группу, как правило, составляли слушатели Минных офицерских классов (г. Кронштадт). Само обучение здесь в некоторых научных публикациях не совсем точно трактуется как «периферийная проблема» становления болгарского флота, причём то в канун Балканских войн (1912—1913 гг.), то в период 1879—1912 гг.1 В действительности же подготовка болгарских офицеров в России продолжалась до 1914 года. Кроме того, в современных публикациях допускаются ошибки в её оценках, к тому же Минные офицерские классы порой принимаются за Морское инженерное училище императора Николая I, которое тоже находилось в Кронштадте2. Документы из болгарских, русских и германских архивов, современные методы исследовательской работы3 позволяют избегать подобных неточностей, а также исправлять не совсем верные данные о болгарах — воспитанниках Минного офицерского класса4.
Есть основания считать, что первым болгарином, окончившим в 1893 году офицерские классы под началом морского ведомства России (Классы минных механиков), был Димитър Георгиев Чучулев. Правда, до этого он значился воспитанником Технического училища того же ведомства и в том же городе, Кронштадте. В Российском императорском флоте его знали как Дмитрия Чучугина, инженера-механика, капитана 1 ранга, присягнувшего императору Александру III и ставшего подданным русского царя5. Ему не было суждено служить в княжеской флотилии и морской части, как тогда официально назывался болгарский флот, где с конца XIX века в «минных механиках» (механик торпедного оружия) пребывал француз Алфонс Брюн6. Поскольку во время обучения Чучугина (Чучулева) минному делу дипломатические отношения между Российской империей и Болгарским княжеством (с 1908 г. — царство) оказались прерванными, Болгария отправляла своих строевых офицеров повышать квалификацию в области минного оружия в Австро-Венгрию (г. Фиума)7. В 1901 году в Артиллерийские классы в Россию отправили одного болгарского офицера, а в Минные — двух: мичмана I разряда Георга Николова Даскалова и мичмана II разряда Богдана Христова Ганчева8. Начиная с этого времени столь популярное в Болгарии заведение без пропусков в течение более десяти лет принимало на обучение болгарских слушателей. Так, Рашко Русев Серафимов, окончив его, прошёл, став первым болгарским подводником, ещё и курс Учебного отряда подводного плавания9, Никола Захариев Фурнаджиев — Водолазную школу10, а Богдан Христов Ганчев — Гидрографический отдел Николаевской морской академии11.
Обучавшиеся в России на минёров приобретали и другие, «побочные» профессии. К примеру, после Русско-японской войны (1904—1905 гг.) учебные программы Минных классов постоянно претерпевали изменения, вызванные бурным развитием техники и вооружения. Офицеры-выпускники, назначавшиеся на корабли и в береговые части «по минному делу», дополнительно, как правило, получали в заведование аппараты беспроволочного телеграфа12. Ещё до начала Балканских войн (1912—1913 гг.) в классах «был устроен… дополнительный 3-месячный курс по радиотелеграфии»13. В болгарских архивах прослеживаются документы с записями, свидетельствующими об окончании «особого класса» Саввой Стефановым14 и Борисом Стателовым15, которые получили также возможность во время продолжительных плаваний на российских боевых кораблях практиковаться в использовании «беспроволочного телеграфа». Правда, дополнительные дисциплины, вводившиеся год от года, давали только общие, большей частью теоретические представления о «технических новациях», так что совершенствовались знания и практические навыки именно в ходе службы.
Учились чужестранцы за редким исключением добросовестно, и если верить архивным документам, то о болгарских «стипендиатах» в России сложилось хорошее мнение. Так, в сентябре 1903 года командир учебного русского судна «Двина» дал следующую характеристику деловым качествам Альова Дмитрия Иордановича: «Очень дисциплинирован, исполнителен и добросовестен. Весьма серьезно смотрит на службу»16. Можно предположить, что был всесторонне учтён не совсем удачный опыт подобного военно-политического сотрудничества, полученный в ходе обучения болгар в 80-е годы XIX века в Морском училище (Санкт-Петербург) и связанный с неудовлетворительным знанием «стипендиатами» русского языка17. Эту проблему на этот раз решали предварительно, до отъезда, определяя на отборочных конкурсах «кому из офицеров ехать в Кронштадт учиться» и проверяя знание кандидатами русского языка18. Неудивительно, что наивысший «пропускной балл» получили пятеро воспитанников Морского кадетского корпуса и двое, окончившие мореходные классы в Херсоне и Севастополе. Эти молодые офицеры хорошо знали русский язык, поскольку продолжительное время пребывали в России. Так, Купов, Манолов и Калчев жили в Санкт-Петербурге и учились в Морском кадетском корпусе почти семь лет (1898—1905 гг.). Они были известны в Российском императорском флоте, о них вспоминал в своих мемуарах русский морской офицер Г.К. Граф19. Воспитанники Военного училища в Софии тоже получали добротную подготовку по русскому языку, причём сперва в Военной гимназии при том же училище, где даже оценки выставлялись по русской военной двенадцатибалльной системе. Неплохо было поставлено это дело и в Академии коммерции и мореплавания (г. Триест), являвшейся по сути «мореходкой».
Примечательно, что обучение в Офицерских классах г. Кронштадта имело «конкурентную структуру» и в Болгарии (Курсы подготовки штаб-офицеров), правда, просуществовавшую недолго — с 1901 по 1903 год20, вероятно, не выдержав заграничной конкуренции. Объективно офицерские классы в России и Минный офицерский класс в частности, по мнению многих исследователей истории Флота*, превратились в 1901—1914 гг. в главный центр повышения квалификации болгарских офицеров. Это можно объяснить ограниченным приёмом в Николаевскую Морскую академию, а также сложившейся на то время целостной системой подготовки офицеров Российского императорского флота, принятой за основу и на болгарском Флоте. Пришли же к такой «преемственности» не сразу. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Танчев И. Българи в чуждестранни военноучебни заведения (1878—1912). София: ИК «Гутенберг», 2008.
2 Томова К., Бозова Т. Кметовете на Варна. Варна: Изд-во МС ООД, 2010. С. 88.
3 См.: Бижков Г., Попов Н. Сравнително образование. София: Университет. изд-во «Св. Климент Охридски», 1999. С. 84.
4 См.: Павлов В.В. Български морски офицери. София: ДВИ, 1973. С. 55—82, 136—139.
5 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 406. Оп. 9. Д. 4638.
6 Державный военно-исторический архив (ДВИА). Ф. 1027. Оп. 1. Д. 4. Л. 414.
7 Там же. Д. 2. Л. 300.
8 Там же. Д. 47. Заповед № 269/26.9.1901.
9 Там же. Д. 19. Л. 1.
10 Там же. Д. 5. Л. 186г.
11 Там же. Д. 2. Л. 495.
12 Глущенко А.А. Место и роль радиосвязи в модернизации России (1900—1917 гг.). Санкт-Петербург: ВМИРЭ, 2005. С. 550.
13 Белли В.А. В Российском императорском флоте. Воспоминания. Санкт-Петербург: Петербургский институт печати, 2005. С. 256.
14 Танчев И. Указ. соч. С. 206.
15 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 5. Л. 423.
16 РГА ВМФ. Ф. 873. Оп. 1. Д. 92. Л. 1, 2.
17 Там же. Ф. 432. Оп. 1. Д. 6191. Л. 8, 9, 11.
18 ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 5. Л. 426.
19 Граф Г.К. Императорский Балтийский флот между двумя войнами 1906—1914. / Примеч. и послесловие А.Ю. Емелина. СПб.: Русско-Балтийский информ. центр «Блиц», 2006.
20 См.: Послужной список воспитанника курса лейтенанта Ботева // ДВИА. Ф. 1027. Оп. 1. Д. 2. Л. 167.
* Болгарские военно-морские силы в начале XX в. именовались по-разному: Флот (до 1906 г.), Флот Его Царского Высочества (до 1908 г.), Флот Его Величества.