НА РУБЕЖАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
ТОРОПИЦЫН Илья Васильевич — доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета, кандидат исторических наук
(г. Астрахань. E-mail: itoropitsyn@mail.ru)
Борьба с пиратством на Каспии в 1730—1740 гг.
Обеспечение безопасности торговых путей во все времена считалось непременным условием различных межгосударственных и межведомственных экономических договоров, сделок. Стабильная ситуация, оказывая существенное влияние на расширение взаимовыгодного торгового оборота, привлекала деловых людей, а отсутствие таковой сдерживало движение капиталов и товаров. Чтобы каким-то образом решить эту проблему, западноевропейские крупные компании, например, вынуждены были во многих случаях нанимать военные корабли для сопровождения караванов судов, прибегая вместе с тем к услугам страховых обществ. При отсутствии же последних в России столь важные функции брало на себя государство, организовывая в первую очередь борьбу с пиратством и разбоем.
Серьёзное значение придавалось Прикаспийскому региону, о чём свидетельствуют исторические работы, а также переписка российских дипломатов и консулов с центральными и пограничными властями.
Исследователь российской коммерции XVIII века М.Д. Чулков приводил в своих трудах1 многочисленные сведения о разбойных нападениях на торговые суда в бассейне Каспийского моря. Нашли отражение подобные эпизоды в сочинениях некоторых других авторов2. Однако они, как правило, ограничивались лишь констатацией отдельных фактов из истории морского разбоя в данном регионе, на основании которых трудно сделать какие-либо обобщающие выводы. Даже в обстоятельной, казалось бы, монографии М. Кирокосьяна, посвящённой истории пиратства на Каспийском море, отсутствует, на наш взгляд, достаточная степень полноты3. Так, раздел, посвящённый «пиратам российской нации» в первой половине XVIII века, по сути является пересказом уже известного исторической науке. А между тем архивные источники свидетельствуют, что именно в этот период наиболее ярко проявились причины, порождавшие пиратство на Каспии, вытекавшие из торговой активности России и Персии, а точнее, коммерческого противоборства между ними. Оно же, это противостояние, ещё больше усилилось с изменением геополитической ситуации в данном регионе, произошедшей в середине 1730-х годов, в частности, рост грузоперевозок, сокращение военного флота России на Каспии в послепетровский период, вывод российских войск из прикаспийских провинций и возвращение их Персии. Всё это в совокупности привело к ослаблению контроля над обширными пространствами, в то время как Персия, утверждая здесь своё присутствие, не располагала средствами для эффективной борьбы с пиратством.
В этих условиях морские разбойники чувствовали себя на Каспии в относительной безопасности. Они умело пользовались особенностями прибрежной местности, заросшей камышом, где было удобно прятаться. Вдоль всего юго-западного побережья, в том числе на островах, у них имелись стоянки. Пользуясь ситуацией, они большими группами нападали на торговые суда, стараясь уклоняться от встреч с воинскими командами, направлявшимися против них из Астрахани или формируемыми персами в нескольких городах.
Действия пиратов в 1730—1740-х гг. носили разнообразный характер — от скрытых одиночных нападений на торговые суда из засад в устьях рек до многочисленных рейдов на прибрежные селения, причём участниками этих акций были не только российские подданные, но и туркмены. Иногда нападавшие образовывали смешанные группы.
Особенно усилились разбои в 1730-х годах. Так, гилянский визирь, судя по документам, утверждал (1732 г.), что «располагает сведениями об ограблении морскими разбойниками четырёх кораблей»4. Подтверждал подобные факты и российский консул. «Майя ж 26 дня, — доносил он, — в Гилянских провинциях близ Ленгерута астраханских купцов Ивана Блинова, Ивана Козлова, приехав на судно в одной лодке воров 25 человек, ограбили, и в то время на судах пассажиров никого не было… и против оных отпору чинить было некому»5. Пиратам досталась богатая добыча. Они захватили огнестрельное оружие и драгоценности на 490 рублей, а также товары, принадлежавшие персидским купцам.
У «пиратов российской нации» существовала жёсткая традиционная иерархия. Предводительствовал над ними атаман, его помощниками являлись есаулы. Один из последних, захваченных российской воинской командой, Родион Тихонович Исаев, прославился тем, что вместе с подельниками И.С. Шапошниковым и А.И. Сабуровым участвовал в семи разбоях и двух убийствах; двое других, М.С. Привалов и Н.М. Воложенинов, отличились в пяти грабежах, шести разбоях и двух убийствах. Эта пиратская группа действовала на трёх вооружённых корабельными пушками лодках вдоль западного побережья Каспия. В «Обшеронских чернях» они «разбили» судно астраханского купца Кобякова, вблизи Дербента взяли судно астраханского купца Шапошникова, на реке Кура на двух лодках напали на судно астраханских купцов Курочкина и Пальцева. «Причём, — свидетельствуют архивные материалы, — была с обеих сторон стрельба из ружей и ис пушек и убили на том судне до смерти пять человек, да приказчика того судна, что он с ними разбойниками с судна противился, имел стрельбу, били плетьми». В «Гилянском култуке» произошло нападение на судно астраханского купца Б. Николаева, сумевшее избежать плена «за сильною с него… стрельбою». Более того, разбойники понесли потери — восемь человек убитыми. Успешнее действовали они на взморье близ реки Куры — «разбили» два «бусурманских киржима»6. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великия, сочиненное Михаилом Чулковым: В 21 кн. М., 1785.
2 См., например: Соловьёв С.М. Сочинения. История российская с древнейших времён. 1851—1879. 29 т.; Соколов А. Плавание по Каспийскому морю Генве, Елтона и Вудруфа 1742—1744 гг.; Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. СПб., 1869; Ульяницкий В.А. Русские консульства за границею в XVIII веке. М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1899.
3 Кирокосьян М. Пираты Каспийского моря. Астрахань: Чилим, 2007.
4 Историческое описание… Кн. 2. С. 186.
5 Там же. С. 188.
6 Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Ф. 77. Оп. 1. 1742 г. Д. 10. Л. 432 об. — 433 об.