Боевые действия Дунайской военной флотилии в 1914—1918 гг.

image_print

Аннотация. В статье исследуются некоторые подробности участия Дунайской военной речной флотилии в Первой мировой войне 1914—1918 гг.

Summary. This article explores some details of participation of the Danube River Flotilla in the World War I of 1914-1918.

КОНЕЕВ Алексей Николаевич — заведующий кафедрой «История войн и военного искусства» ВУНЦ ВМФ «ВМА имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», контр-адмирал запаса, кандидат военных наук

(197045, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1)

ВЕРБОВОЙ Алексей Олегович — научный сотрудник НИО-12 (исторический) ВУНЦ ВМФ «ВМА имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», кандидат исторических наук

(197045, Санкт-Петербург, Ушаковская наб., д. 17/1)

 

боевые действия дунайской военной флотилии в 1914—1918 гг.

 

В начале XX века ведущие европейские державы в преддверии назревавших вооружённых столкновений между ними за передел территорий размежевались на два военно-политических блока: Россия, Великобритания, Франция и Италия (Четверное согласие), с одной стороны, и Германия, Австро-Венгрия, Турция (Османская империя) и Болгария (Четверной союз) — с другой. Яблоком раздора для них, можно сказать, были Балканские земли, где и разгорелся очаг Первой мировой войны. Поводом для неё послужило убийство 28 июня 1914 года наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда и его жены, в причастности к которому обвинили Сербию. В ответ Австро-Венгрия месяц спустя развернула на австро-сербской границе боевые действия. Российское правительство выступило в защиту Сербии, выказав готовность «помочь сербскому народу» и приступив к всеобщей мобилизации резервистов. В свою очередь Германия объявила 1 августа войну России, через день — Бельгии и Франции, а затем и Великобритании.

Линия фронта между Австро-Венгерской империей и молодым Сербским королевством омывалась тремя мощными реками: Дриной на западе, Дунаем и Савой на севере. На них дислоцировалась Дунайская австро-венгерская флотилия, считавшаяся одной из сильнейших в мире. В её основной состав входили мониторы «Темеш», «Бодрог», «Кёрёш», «Шамош», «Марош», «Лейта», патрульные катера «h», «d», «g», «b», «c», «f», тральщики, буксиры, баржи, вспомогательные суда. Командовал флотилией капитан 3 ранга Олаф Вульф1. Поскольку маленькая и бедная Сербия, не располагавшая судами аналогичных классов, не имевшая соответствующего вооружения, оказалась почти что беззащитной, Россия, чтобы противостоять австро-венгерским «речникам», развернула свои боевые корабельные силы.

Первоначально по приказу штаба Черноморского флота был сформирован отряд из 16 человек под командой офицера с линкора «Ростислав» старшего лейтенанта В. Григоренко. Отряду поставили задачу выставить минные заграждения на Дунае и его притоке (Саве)2, причём выполнялась она с использованием только средств, доставленных из Севастополя (сербы их в своём распоряжении тоже не имели). Мины ставились русскими моряками с помощью плоскодонных спаренных настилом рыбачьих лодок, позволявших установить за ночь 2—3 минных банки. Впрочем, они всегда являлись неожиданностью для противника, совершенно не готового к минной войне на Дунае3.

Одной из важнейших задач минёров отряда Григоренко, стал подрыв шлюза Славучского канала с находившимися там двумя мониторами противника. Предназначенные для этого мины сперва везли на волах, непосредственно к берегу реки несли на руках, для спуска к воде использовали подручные средства — бревна, верёвки. Постановка оказалась удачной: мины были взорваны у самого шлюза, обрушив его взметнувшимся водяным валом, так что вражеские мониторы вскоре оказались на мели. Они бездействовали полтора месяца до подъёма уровня воды в Саве4.

Через месяц после начала боевых действий для усиления григоренковского отряда по приказу начальника Морского генерального штаба адмирала А.И. Русина из моряков-черноморцев был сформирован ещё один во главе со старшим лейтенантом А. Волковницким, принявшим общее руководство минёрами (44 человека). Им предстояло продолжать минирование Савы и Дуная и организовывать переправы через эти реки для сербских соединений и частей5.

В конце августа русские моряки установили на Саве первую торпедную батарею и 12 мин заграждения, в сентябре заминировали судоходный фарватер реки Савы около населённых пунктов Шабац, Дреновац и Митровац. 23 октября на одном из заграждений подорвался австрийский монитор «Темеш», 8 декабря на минах, поставленных у частично разрушенного железнодорожного моста у Белграда, монитор «Шамош»6. Многочисленные подобные «препятствия», оборудованные нашими сапёрами у Мишарских ворот, Новосело, Остружницы, у Белграда, между Винчей и Ритопеком, практически полностью блокировали переброску вражеского транспорта по Дунаю. К тому же 27 декабря 1914 года русский морской отряд завершил разрушение железнодорожного моста между Белградом и Земуном. Упавшая в воду массивная конструкция полностью преградила проход по Саве.

Однако закрепить успех кампании 1914 года Сербия не смогла, и после ряда тяжёлых сражений Белград капитулировал. При отступлении сербов русские минёры прокладывали им фарватеры по течениям рек, извлекая и обезвреживая выставленные ранее мины, а также подрывая мосты на Дунае, чтобы задержать преследователей. Из Белграда отряд В. Григоренко уходил последним по «рельсовой дороге». При отступлении он подрывал также водонапорные башни и железнодорожные пути. Последним боевым поручением нашим морякам от сербского командования стал подрыв 200-саженного туннеля у Ресника. Благодаря активным боевым действиям русских моряков сербы сумели плотно перекрыть минами Дунай на коротком участке речной границы с Румынией. Это отрезало Австро-Венгрию и Германию от их союзников — Болгарии и Турции.

С началом войны в регионе в целях защиты Сербии от войск Германии и Австро-Венгрии на базе Черноморского флота была создана Дунайская военная речная флотилия, обозначенная как Экспедиция особого назначения (ЭОН). Её командиром был назначен капитан 1 ранга М.М. Весёлкин7. Основными задачами ЭОН были борьба с австро-венгерской флотилией, действовавшей в акватории Дуная, и вражескими сухопутными частями, доставка в Сербию военного снаряжения и инструкторского состава для использования на реке различных морских боевых средств (суммарная грузоподъёмность судового состава экспедиции позволяла перевезти одновременно 20 тыс. человек с полным вооружением и снаряжением)8, посредничество по закупке и отправке в Россию болгарского (до вступления Болгарии в войну) и румынского хлеба. Главным основанием этих закупок было намерение лишить германских торговых агентов возможности производить подобные акции для своего государства, поскольку и хлеб становился оружием.

В состав ЭОН входили отряды: инженерный от морского ведомства, минных заграждений Дуная, защиты Дунайского района Железных ворот (состоял из вооружённого парохода «Тирасполь», моторных катеров «Кинжал» и «Сабля», двух береговых батарей), береговая артиллерия9. Также была осуществлена установка торпедных аппаратов у населённых пунктов Остружницы и Дубок и мин заграждения у Оршадской Ады, железнодорожного моста на реке Сава. В дальнейшем торпедные аппараты были поставлены на Дунае, в районах Ада-Цингалии, Белграда и Остружницы.

Необходимо отметить, что в 1915 году Россия стала испытывать острый недостаток боеприпасов и вооружения, возникли проблемы и со снабжением войск другим имуществом. Из-за этого русское командование не смогло организовать необходимую поддержку Сербии. Вследствие концентрического наступления на Сербию Германии, Австро-Венгрии и Болгарии при отсутствии должной помощи со стороны России Сербия капитулировала. После этого части ЭОН, разделившись надвое, отошли в Грецию и Румынию10.

В первой половине 1916 года боевые операции на пограничных реках фронтов Балканского театра военных действий не велись. Наступление Юго-Западного фронта, которым командовал генерал А.А. Брусилов, известное как «брусиловский прорыв», летом 1916 года привело к противоречивым результатам. Решив в целом задачу по разгрому австро-венгерских войск и прекращению боевых действий на Восточном фронте со стороны Австро-Венгрии, это наступление не достигло своих конечных целей. Оно не смогло нанести сокрушительного поражения австро-венгерским, германским войскам и развить дальнейшее наступление в глубь территории противника ввиду усилившегося сопротивления австро-германских войск, а также возросших потерь среди личного состава. Другой причиной была невозможность поддержки Юго-Западного фронта со стороны соединений соседнего Западного фронта из-за отсутствия у них необходимого количества личного состава, плохого снабжения боеприпасами и другим армейским имуществом. К сожалению, данная проблема стала бедой всей российской армии в годы Первой мировой войны.

После относительного успеха наступления Юго-Западного фронта в войну на стороне Антанты против Германии, Австро-Венгрии и Болгарии вступила Румыния. В целях поддержки своего нового союзника на Дунае вновь была воссоздана ЭОН. Как и прежде, её основной задачей было продолжение активных боевых действий против австро-венгерской речной флотилии, а также поддержка левого фланга румынского фронта в Добрудже в операциях против болгарской армии. Местом базирования экспедиции стал румынский порт Констанца. В состав ЭОН вошли линейный корабль «Ростислав», крейсер «Память Меркурия», 10 эсминцев, 4 посыльных судна, 10 быстроходных катеров, 8 тральщиков, 2 транспорта и отряд морской авиации11. В сентябре 1916 года для поддержки левого фланга румынских войск силами ЭОН в Констанцу переведена российскую 3-ю кавалерийскую дивизию, которая через месяц была перебазирована на Дунай. В октябре тральщики ЭОН огнём своих орудий задержали наступление противника на Тузлинский перешеек, находящийся на южном берегу озера Тузла. Обстрел тральщиками вражеского берега с коротких дистанций был поддержан интенсивным огнём орудий линкора «Ростислав»12. Однако силы румынских войск оказались настолько слабы, что, несмотря на мощную огневую поддержку русских кораблей, они были вынуждены отступать. Артиллерия русских кораблей прикрыла их отход к озеру Аджиджа, но даже при этом румынская армия не могла удержаться и продолжила отступление. 19 октября войска противника подошли к Констанце, а на следующий день они подвергли её артиллерийскому обстрелу. В такой обстановке русским кораблям оставаться в Констанце было нельзя. Они снялись со швартовов и якорей и в полном боевом составе вышли в море. 9 октября Констанца была занята вражескими войсками.

В это время там находились большие запасы нефтепродуктов (около 7 млн пудов бензина, керосина, нефти). Командование ЭОН получило из штаба Черноморского флота приказание уничтожить баки с горючим и разрушить порт. При разработке операции предусматривалось предварительное траление прибрежных минных заграждений миноносцами «Живой» и «Жаркий». Однако первый из них практически сразу сел на мель и был с большим трудом снят с неё вторым. Вследствие этого операция по уничтожению нефтебаков продолжалась без предварительного траления. Несмотря на энергичный огонь двух артиллерийских батарей противника, три атаки вражеских гидроаэропланов, мощный обстрел в течение часа крейсера «Память Меркурия» и эсминца «Пронзительный», все склады с горючим были уничтожены13. Состав ЭОН без потерь покинул Дунайский речной театр военных действий.

Зимой 1917 года Экспедиция особого назначения была объединена с транспортной флотилией в Отряд речных сил Черноморского флота во главе с вице-адмиралом Д.В. Ненюковым. Он включал подводную и 21 канонерскую лодки, минный заградитель, несколько тральщиков и 6 посыльных судов14.

После Октябрьской революции и установления в России советской власти с января по февраль 1918 года отряд речных кораблей содействовал установлению нового строя в Бессарабии, после чего ушёл через Одессу и Николаев в Херсон. После подписания 3 марта 1918 года Брестского мира Россия вышла из войны, и отряд кораблей, находившийся в Херсоне, был захвачен австро-венгерскими интервентами.

 

_____________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сипягин А. Австро-венгерская дунайская флотилия // Морской сборник. 1916. № 4. С. 87—90.

2 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 418. Оп. 1. Д. 670. Л. 88, 89.

3 Григоренко В. На Дунае (по рассказам участника войны) // Морской сборник. 1916. № 4. С. 91.

4 Там же. С. 93.

5 Писарев Ю.А. Тайны Первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914—1915 гг. М., 1990. С. 151.

6 Более подробно см.: Вульф О.Р. Австро-Венгерская Дунайская флотилия в Мировую войну 1914—1918 гг. СПб., 2004.

7 РГА ВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 660. Л. 353.

8 Черников И.И. Энциклопедия речного флота. М.; СПб., 2004. С. 500.

9 Флот в Первой мировой войне: В 2 т. М.: Воениздат, 1964. Т. 1. С. 359.

10 Советская военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1977. Т. 3. С. 270.

11 Боевая летопись Русского флота. М., 1948. С. 413.

12 Васильев В.К. Операции Черноморского флота у Констанцы в Мировую войну // Морской сборник. 1925. № 4. С. 98.

13 Там же. С. 99.

14 Военная энциклопедия: В 8 т. М.: Воениздат, 1995. Т. 3. С. 138.