Армейский камуфляж

image_print

Аннотация. В статье приводится исторический экскурс создания армейской камуфляжной формы, развития различных способов маскировки военного снаряжения, а также их использования в действующих армиях ведущих мировых держав.

Summary. The article gives a historical review of creation of the army’s camouflage uniform, development of camouflage erent methods of camouflaging military equipment, as well as their use in acting armies of the leading world powers.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

 

ТИХАНЫЧЕВ Олег Васильевич — ведущий научный сотрудник научно-исследовательского управления ФГБУ «27 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны России, полковник

(Москва. E-mail: tow65@yandex.ru).

 

АРМЕЙСКИЙ КАМУФЛЯЖ

 

Маскировочная окраска полевой формы и предметов снаряжения впервые массово была применена в ходе Англо-бурской войны 1899—1902 гг. Дальнейшим развитием этого способа маскировки стало появление камуфлированной окраски обмундирования в годы Второй мировой войны. Армейский камуфляж получил широкое применение в армиях всех воевавших сторон и продолжает использоваться и совершенствоваться в настоящее время.

На ранних этапах развития военного дела при ведении боевых действий форма одежды и различные сигнальные атрибуты войск были нужны для определения видимых различий между подразделениями как противоборствующих армий, так и внутри каждой из них. Это диктовалось необходимостью управления боевыми порядками, при котором оценка текущей обстановки была преимущественно визуальной.

С расширением фронтов, значительным увеличением поля боя, появлением дальнобойного оружия стали меняться и требования к военной форме. Одним из существенных шагов, позволившим повысить скрытность действий и защищённость личного состава, стала привязка окраски предметов формы одежды к цвету окружающей местности.

Защитная полевая форма фабричного производства, изготовленная из ткани защитно-маскировочного цвета, получила своё рождение в Великобритании на рубеже XIX—XX вв. Первыми апробировали обмундирование цвета хаки (англ. — khaki, от персидского «хак» — пыльный, земляного цвета) в 1867—1868 гг. вспомогательные подразделения британских колониальных войск в Индии, состоящие из местных жителей. К началу южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. на новую полевую форму были переведены и основные подразделения британской армии. При этом англичане не просто одели в форму защитного цвета своих военнослужащих, но и использовали маскировочный цвет для окраски военной техники и даже гужевых животных.

Впоследствии форма цвета хаки успешно зарекомендовала себя на различных военных театрах и стала массово использоваться не только англичанами, но и другими европейскими армиями, за исключением российской. Такое пренебрежение маскировкой в эпоху скорострельного и дальнобойного оружия дорого обошлось российским войскам в ходе Русско-японской войны. Наша пехота, одетая в белые рубахи, несла неоправданно высокие потери. Известны случаи, когда русские солдаты перед боем намеренно вываливали рубахи в грязи, чтобы приблизить цвет формы к цвету местности. С учётом опыта ведения боевых действий уже перед Первой мировой войной форму защитного цвета приняли на снабжение армии практически всех ведущих стран мира, включая Россию.

Однако простое приближение цвета объекта к окраске окружающей местности не решало задачи кардинального повышения скрытности. Решение, как это часто бывает, подсказала природа — пятнистая раскраска, размывающая контуры предмета и скрывающая его геометрический центр и отдельные детали, стала новой вехой в истории армейского обмундирования. В 1939 году французский художник-авангардист русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», или «хамелеон-метод»).

Камуфля́ж (фр. camouflage — «маскировка») — пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета. Схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находились военнослужащие. За основу, определяющую цветовую насыщенность рисунка, его геометрическое построение и контрастность, принимались особенности человеческого зрения в светлое время суток.

К началу Второй мировой войны камуфляж был внедрён во всех ведущих армиях мира. Данный вид воинской амуниции создавался с учётом географических особенностей местности предполагаемого боя и времени года. Наиболее широкое распространение в ходе последовавших боевых действий получил зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх основной формы.

В Красной армии камуфляжная форма была введена в первой половине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров и разведчиков. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или чёрного цвета на зелёном или хаки-фоне. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с рисунками, имитирующими листья.

В то же время американцы применяли в Европе преимущественно камуфляж Woodland — рисунок с пятнами четырёх цветов (чёрного, коричневого, зелёного и тёмно-жёлтого). На Тихоокеанском театре военных действий в корпусе морской пехоты США использовался камуфляж типа US pacific, представлявший собой основу цвета хаки, на которую наносились пятна зелёного, светло- и тёмно-коричневого цветов. При этом защитная форма была двухсторонней, что позволяло менять окраску в зависимости от боевой обстановки.

В британской армии для оснащения десантных подразделений применялись так называемые куртки Дэнисона (Denison smock) с расцветкой «мазкового» типа. Рисунок куртки представлял собой сочетание пятен и мазков песочного, зелёного, коричневого и чёрного цветов, аналогичных современному камуфляжу DPM, но более крупных.

В немецкой армии в годы Второй мировой войны после долгих экспериментов конца 30-х годов с остроугольными «осколочными» и «лиственными» разводами появилась достаточно эффективная маскировочная расцветка Flecktarn (от немецкого der Fleckt — «пятно, клякса» и die Tarnung — «маскировка»). «Флектарн» представлял собой трёх-, четырёх-, пяти- или шестицветную «взрывную» раскраску обмундирования. При этом использовались точки, создающие шумовой оптический эффект, устраняющие чёткие границы между разными цветами и размывающие границы маскируемого объекта. Данная расцветка применялась в условиях умеренного климата и смешанных лесов. Для войны в пустыне немцами был создан иной вариант камуфляжа — Tropentarn с другой цветовой гаммой. Всего к концу 1944 года в вермахте использовались около 40 вариантов камуфляжных расцветок. Маскировочная окраска униформы во время Второй мировой стала одним из отличительных признаков войск СС. Этот факт на время поставил крест на использовании весьма перспективного цвета «флектарн». После войны о нём надолго забыли и вернулись к нему лишь в конце 1970-х годов.

В послевоенное время работа над совершенствованием камуфляжных расцветок и формы одежды продолжилась с удвоенной энергией. В армиях ведущих стран НАТО ими стали: ACU PAT — Army Combat Unoform Pattern, MARPAT — Marine Pattern, DPM — Disruptive Pattern Material, MTP — Multi-Terrain-Pattern, CCE camo — Camouflage Central European, Flecktarn и другие. Большинство из этих расцветок имеют вариации для разных театров военных действий и времён года: растительность, пустыня, городской либо зимний пейзаж и т.п.

Аналогичными разработками активно занимались и советские, в последующем российские, специалисты. В частности, в СССР был разработан рисунок «серебряный лист» образца 1957 года («Берёзка»), базовый камуфляж «Бутан» 1984 года (существовавший в виде цветовых решений для леса и в виде решения для пустынно-степной местности). Первые варианты камуфляжа армии России ВСР-93 и ВСР-98 «Флора» были созданы с использованием ещё советских наработок. Впоследствии был разработан собственный рисунок камуфляжа — «Цифровая флора», снижающий уровень видимости в движении, особенно для электронно-оптических средств наблюдения.

В современной армии в дополнение к камуфляжной раскраске обмундирования и чехлов используются и другие методы маскировки: искажение контура за счёт мешковатости, накидок и лоскутковых костюмов, применение местных предметов — веток и грязи, а также камуфлирующего грима.

Стоит упомянуть об использовании с начала прошлого столетия некоторых экзотических способов маскировки. К ним можно отнести «ослепляющий» или «деформирующий» камуфляж (англ. Dazzle camouflage), применявшийся для раскраски кораблей и судов в годы Первой мировой войны в целях затруднения действий подводных лодок противника. В период следующей войны пилоты финских «Брюстеров» (Brewster F2A) использовали «обманную раскраску»: нанесение на нижнюю часть самолёта изображения фонаря кабины. Данная маскировка должна была запутать лётчиков-истребителей противника относительно направления манёвра.

Определённое влияние камуфляж оказал и на развитие мировой моды. Так, в конце 1960-х годов он стал использоваться в гражданской одежде в качестве символа протеста против войны в Индокитае. Новым ренессансом камуфляжа были 1980-е годы и начало нового столетия, когда небывалое распространение получил стиль «милитари». Следует упомянуть о большой популярности камуфляжа среди охотников, рыбаков и туристов.

В современных боевых условиях камуфляж также не утратил своей былой значимости. Несмотря на появление совершенных средств наблюдения и прицеливания, работающих не только в оптическом, но и в инфракрасном и радио- диапазонах, оптический камуфляж и сейчас очень важен для снижения потерь личного состава и техники. По методу исторических аналогий нетрудно предположить, что способы маскировки будут совершенствоваться и впредь, но уже с учётом новых технических реалий.