Аннотация. В статье рассказывается об истории появления и правилах ношения в армиях Западной Европы и России такой части формы одежды, как аксельбант.
Summary. The article tells about the history of appearance and wearing rules in the armies of Western Europe and Russia of such a part of uniform as aiglet.
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ
ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук
(Москва. E-mail: pe4av@mail.ru).
АКСЕЛЬБАНТ
Одна из наиболее заметных деталей современного парадного воинского костюма — аксельбант. Слово пришло к нам из немецкого языка: Achsel — плечо, Band — лента, тесьма. Это плетёный шнур (золотой, серебряный или цветной нитяной) с металлическими наконечниками, пристёгиваемый к правому, реже к левому плечу под погоном (эполетом). Несмотря на всю свою простоту, эта деталь форменной одежды прошла изрядный исторический путь развития. Можно даже сказать, что происхождение и первоначальное назначение аксельбанта весьма загадочны.
Существуют две основные версии. Согласно первой в XVI веке во время борьбы Нидерландов за независимость от Испании командующий испанскими войсками приказал вешать взятых в плен повстанцев как разбойников и бунтовщиков. Те в свою очередь, желая показать врагам своё презрение как к смерти, так и к угрозам герцога, стали носить на плече верёвки. Данная версия, возможно, достаточно романтична, но, как иные подобные толкования, маловероятна. Более допустимой выглядит другая: аксельбант ведёт своё происхождение от плечевых ремешков, нашивавшихся на правое плечо офицерских и солдатских мундиров во времена Тридцатилетней войны (1618—1648) для фиксации плечевой портупеи.
Можно также предположить, что аксельбант появился случайно. Например, какой-то мушкетёр таким образом завязал запасной фитиль к ружью, который надо же было в походе куда-то девать! Известно, что вооружённые ружьями солдаты обматывали фитили вокруг талии, носили через плечо и т.д.1 Почему не поместить его на плече, создав при этом затейливый узел, особенно если стрелок обладал некоторым художественным взглядом на мир? Идея понравилась, её подхватили сослуживцы солдата. На взгляд автора, данная версия не хуже других, выводящих аксельбант от фуражных верёвок, носившихся кавалеристами в XVI—XVII вв., от шнуров, стягивавших борта и плечевые швы колета, и т.п.
Скорее всего, как это часто бывает, аксельбант не имел одного автора, одной причины или региона зарождения. Возможно, идея размещать на плече заплетённую причудливым узлом верёвку со свисавшими концами приблизительно одновременно родилась в ряде стран для разных целей. Во всяком случае, когда аксельбант прочно утвердился в западноевропейских армиях, он применялся по разнообразному назначению. Так, в британской армии к началу четвёртого десятилетия XVIII века наплечный шнур мог применяться как для обозначения конкретного воинского чина, так и для привлечения внимания общественности к определённому роду войск или даже к отдельным полкам.
С похожими задачами в те годы применялся аксельбант и во Франции. В 1762 году французские драгуны вместе с зелёными мундирами получили аксельбанты на правое плечо. Правда, к 1779 году они их «потеряли», зато аксельбантами в том году украсились мундиры только что сформированных шести полков лёгкой кавалерии. Через девять лет их переформировали в конно-егерские полки, личный состав которых уже не имел права на аксельбанты. В то же время аксельбанты использовались в ряде полков линейной кавалерии2.
В Пруссии подобно Франции или Великобритании драгунам также полагался аксельбант, а вот в пехоте его носили только солдаты ряда привилегированных полков — гвардейских или имевших шефами видных генералов, а также членов королевской фамилии. Однако личный состав 18-го пешего полка аксельбантов не носил, хотя его шефом почти бессменно являлся принц Фридрих Вильгельм, наследник прусской короны. Были и другие полки, имевшие именитых шефов, но аксельбанты им не полагались. При этом носили аксельбанты пешие и конные егеря, пользовавшиеся особым вниманием короля. Наблюдались и другие случаи использования аксельбантов в прусской армии3.
В российском военном костюме аксельбант утвердился в 1762 году, хотя был известен ещё в эпоху Петра I. В частности, имеются указания на то, что около 1718 года аксельбанты носили драгунские корнеты, возившие штандарты. Первыми в русской армии при Петре III аксельбанты получили полевые мушкетёрские полки и гренадерские батальоны. Носить аксельбант строевым чинам следовало на правом плече. Цвет аксельбанта предполагался жёлтым или белым, в зависимости от цвета пуговиц кафтана (теперь его именовали мундиром). Нитяной аксельбант длиной до 53,25 см (3/4 аршина) состоял из трёх петель, банта и двух концов с медными или оловянными наконечниками. Надевался он одной петлёй на пуговицу, пришитую на правом плече под воротником. Офицерские аксельбанты были золотыми или серебряными. Аналогичные предписывались и гвардейской пехоте. Тогда же аксельбанты получили и голштинские «войска» российского императора, кроме гусар4. Ничего более в этом плане Пётр III сделать не успел.
Лишь через полтора десятка лет при Екатерине II аксельбант стал необходимым предметом в гардеробе русского воина. Сначала — в качестве коллективной награды, о чём автор писал ранее5. Высочайшим указом от 7 мая 1778 года* для офицеров и нижних чинов лейб-гренадерского полка, отличившегося в войне с Турцией, вводились особые знаки отличия, в том числе аксельбанты. Как и при Петре III, они были золотыми для офицеров, жёлтыми нитяными — для нижних чинов, носить их следовало спущенными вниз по руке. Существенным отличием была длина аксельбанта — теперь около 35,3 см (пол-аршина).
Переход на «потёмкинскую» форму одежды отразился на манере подвешивать аксельбант — петельные концы застёгивали на пуговицы лацканов. При Павле I несколько изменился рисунок плетения, опять петельные концы носили опущенными вдоль плеча, но само право ношения аксельбанта лейб-гренадеры сохранили (нижние чины до 18 сентября 1802 г., офицеры до 17 сентября 1807 г.)6. Напомним, что в качестве награды право ношения аксельбанта получил тогда также Екатеринославский гренадерский полк. Правда, этого отличия он лишился сразу после смерти своего покровителя Г.А. Потёмкина.
В царствование Екатерины II началось формирование основных правил использования аксельбанта в русском воинском костюме: не только отмечать заслуги воинской части, но и подчёркивать её особенный статус или должностное положение конкретного военнослужащего. В частности, 27 июля 1764 года генеральским (или «генералитетским») адъютантам и адъютантам генеральских штабов было предписано носить золотой аксельбант. При этом старшим адъютантам (как тогда говорили, генеральс-адъютантам; эти должности занимали штаб-офицеры) полагался пехотный мундир с аксельбантом на правом плече, младшим адъютантам (обер-офицеры, их ещё именовали флигель-адъютантами при генералах) — на левом. Адъютанты, состоявшие при кавалерийских генералах, первоначально носили мундиры карабинерского образца, с 1776 года — также драгунские, пикинерские или кирасирские мундиры, но всегда с золотым аксельбантом на правом плече.
22 сентября 1775 года при императрице была учреждена постоянная группа адъютантов, получивших название флигель-адъютанты. Позже так назывались все офицеры, состоявшие в свите императора. Они носили особый мундир с аксельбантом на правом плече7. В последующие десятилетия, практически до 1918 года, любые категории адъютантов в русской армии легко будут узнаваться по аксельбанту, носимому на правом плече. Впрочем, аксельбант подчёркивал особый статус не только военнослужащего, но и воинской части в целом.
25 июля 1778 года карабинеры («удешевлённый» вариант тяжёлой кавалерии) получили жёлтый аксельбант на левое плечо. Переодевшись в «потёмкинскую форму», они его потеряли, зато жёлтые нитяные аксельбанты тогда получили драгуны и кирасиры, белые — солдаты легкоконных полков и конные егеря. Аксельбантом из жёлтого гарусного шнура с примесью чёрного выделялись и конные артиллеристы. Этот новый для России и невероятно тогда престижный род войск был в большой моде, производя фантастическое впечатление не только на людей военных, но и на весь столичный высший свет. Полагались аксельбанты чинам Генерального штаба (генерал-квартирмейстеру, генерал-квартирмейстеру-лейтенанту, обер-квартирмейстерам, дивизионным квартирмейстерам, колоножным офицерам**), воинам провиантской роты, около 1780 года для повседневного ношения надели аксельбанты и генералы. Впрочем, 31 марта 1790 года князь Потёмкин генералитету своей армии разрешил украшать аксельбантами только кафтаны без шитья.
Любопытно, что в Генеральном штабе в те годы была предпринята попытка использовать аксельбант и в качестве дополнительного способа обозначения воинского звания. 6 апреля 1771 года при штабе была учреждена группа провожатых к колоннам (10 сержантов и 50 каптенармусов). Провожатые к колоннам сержантского чина в отличие от коллег-каптенармусов носили на правом плече аксельбант из серебра с зелёным шёлком. Имелись и другие части и подразделения, носившие аксельбанты.
Таким образом, аксельбант активно использовался для обозначения родов войск или служб, общественным мнением не всегда оценивавшихся справедливо, но имевших большое значение для армии как в настоящем, так и в ближайшей перспективе. В пеших частях аксельбанты не применяли, думается, из-за относительной многочисленности личного состава. Здесь они, как было сказано, играли роль награды. Обходились без аксельбантов и в тех случаях, когда престиж службы и без того был высок. В частности, гвардейский мундир и без аксельбантов пользовался большим общественным весом8.
Павел I добавил в практику использования аксельбантов новый штрих: их получили пешие егеря и драгуны. Ведь в армии его кумира, Фридриха Великого, драгунам и пешим егерям полагались аксельбанты. В присвоении аксельбантов целому роду войск не было ничего нового по сравнению с эпохой его матери, но Павел Петрович посчитал необходимым пожаловать эту деталь и гвардейским офицерам. Началось с лейб-гвардии Семёновского полка, с декабря 1797 года золотые аксельбанты появились на плечах офицеров лейб-гвардии Преображенского и Измайловского полков. Чины лейб-гвардии егерского батальона получили аксельбанты цвета воротника, светло-оранжевые (у офицеров — золотые) по аналогии с армейскими пешими егерями, а офицеры лейб-гвардии Гарнизонного батальона — по примеру коллег-преображенцев, но изготовленные из серебра. Ближе к концу царствования Павла I чины Кавалергардского корпуса приобрели для использования вне службы так называемый вицмундир, обязательной принадлежностью которого стал золотой аксельбант. Позже золото сменилось серебром, после переформирования корпуса в полк вицмундир оставят только офицерам, но на нём сохранится серебряный аксельбант. В апреле 1800 года получили золотые аксельбанты и офицеры гвардейской артиллерии9. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Функен Л., Функен Ф. Средние века. Эпоха Ренессанса: Пехота — Кавалерия — Артиллерия / Пер. с фр. М.Б. Ивановой. М.: АСТ; Астрель, 2002. С. 48.
2 Применительно к британской и французской кавалерии XVIII в. вопросы обозначения их различных категорий с современной точки зрения являются достаточно запутанными и требуют отдельного разговора.
3 Функен Л., Функен Ф. Европа XVIII век: Франция: королевская свита и пехота. Великобритания и Пруссия: пехота / Пер. с фр. И.Г. Галковой. М.: АСТ; Астрель, 2003. С. 106—109, 118, 119, 124, 125, 130—147; они же. Европа XVIII век: Франция — Великобритания — Пруссия: Кавалерия — Артиллерия. Армии европейских стран / Пер. с фр. А.А. Китайцевой. М.: АСТ; Астрель, 2003. С. 4—25, 40—54, 64—67, 74, 75; Уиндроу М. Воин и Солдат. История военного костюма: иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. С. Дробязко. М.: Эксмо, 2010. С. 139, 147, 148,154—56 и др.
4 Летин С.А., Леонов О.Г. Русский военный костюм. От Петра I до Петра III. М.: Русские Витязи, 2008. С. 75; Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 3. М.: Кучково поле, 2008. С. 73—80, 84—100.
5 Печейкин А.В. «Присвоить особое отличие в обмундировании…» // Воен.-истор. журнал. 2013. № 9. С. 60—63.
6 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 4. М.: Кучково поле, 2009. С. 59, 60; Ч. 6. М.: Кучково поле, 2010. С. 64.
7 Энгельгардт Л.Н. Записки. М.: Новое литературное обозрение, 1997. С. 40, 51.
8 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 4. М.: Кучково поле, 2009. С. 67—81, 99—101; Ч. 5. М.: Кучково поле, 2009. С. 10—20, 20—34, 56; Леонов О.Г. Русский военный костюм. Эпоха Екатерины II. М.: Русские Витязи, 2010. С. 39—45, 311—348, 355—361 и др.
9 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Ч. 6. М.: Кучково поле, 2010. С. 81, 95—100; Ч. 7. М.: Кучково поле, 2011. С. 26—40.