Создание авиации органов госбезопасности

image_print

Аннотация. В статье на основе архивных документов исследуются малоизвестные факты из истории формирования первых авиационных подразделений отечественной спецслужбы.

Summary. On the basis of archival documents the article explores little known facts from the history of formation of the first aviation units of the domestic special services.

Военное строительство

 

КУЛЕБА Анатолий Борисович — старший преподаватель Московского пограничного института, полковник запаса

(Москва. E-mail: kulebaa@yandex.ru)

 

Создание авиации органов госбезопасности

 

Появление летательных аппаратов в России, совершенствование их тактико-технических характеристик, зарождение и развитие российской авиационной промышленности, отечественной школы подготовки авиационных кадров — всё это создавало материальные предпосылки для расширения сферы применения новой техники не только в гражданских, но и в военных целях, в том числе в интересах специальных служб. Так, по утверждению некоторых исследователей, уже в сентябре 1919 года войска Внутренней охраны (ВОХР; 120 тыс. человек) имели в своём составе конницу, пулемётные команды, броневые отделения, артиллерию и… авиацию1. В марте—апреле 1920-го на территории Западной Сибири и Урала были сформированы два авиационных крыла, приданных частям ВОХР для установления связи между ними, ведения разведки и проведения локальных операций против мятежников. Осенью 2-е авиационное крыло ВОХР было передислоцировано на Украину (в феврале 1921 г. дислоцировалось в районе Харькова).

Одним из первых обнаруженных архивных документов, характеризующих деятельность авиационных подразделений, входивших в состав спецвойск, является «Краткая историческая справка о формировании и службе 2-го Авиационного Крыла при Штабе Красного Воздушного Флота на Украине РККА РСФСР в составе Южного Фронта»2. Составлялась она 31 января 1921 года за подписью временно исполнявшего должность начальника 2-го авиационного крыла лётчика-наблюдателя Морокина и тоже «временного» военкома Солдатова. Из справки видно, что авиакрыло было сформировано в городе Омске на основании приказа начальника авиации и воздухоплавания 5-й армии от 10 марта 1920 года. Его комплектование осуществлялось специалистами из 29-го и 3-го авиационных отрядов, 5-го воздухоплавательного отряда, а также из перебежчиков белой армии и служащих указанных авиаотрядов. Со дня сформирования и до 16 ноября авиакрыло числилось за Приуральским сектором войск ВОХР, где выполняло разведывательные задачи без боевых потерь. Затем на основании указания начальника Воздушного флота Республики «выехало» на Южный фронт, в г. Харьков, где было переформировано по новому штату боевого звена особого назначения при авиационном штабе Южного фронта.

Авиационные крылья ВОХР по своему штатному и списочному составу соответствовали авиационному звену Красного воздушного флота. Временный штат непосредственно для них был утверждён 31 марта 1920 года начальником войск Западно-Сибирского сектора Внутренней охраны3. В своём составе они имели 2—3 самолёта («Сопвич» или «Ньюпор»), вооружённых пулемётами «Льюис» (по одному на каждом). Штат также предусматривал наличие в авиакрыле и другого вооружения, в том числе: обоймы пулемётные — 12, наземные установки к пулемётам пехотного образца — 2, винтовки — 13, револьверы — 5, патроны для пулемётов и винтовок — 3000, патроны для револьвера Наган — 70, бомбы 10-фунтовые — 50 и бомбы 25-фунтовые — 40. Для «обеспечения деятельности» предусматривалось наличие мотоцикла с коляской и велосипеда.

Личный состав крыла насчитывал 17—18 человек: лётчики (два, из них один начальник авиакрыла), наблюдатель, моторист и помощник моториста (по два), мотоциклист, письмоводитель, технический и хозяйственный каптенармус, обозные, телефонисты и рабочие. Наряду с этим предусматривалось выделение денежных средств одновременно в общей сумме 40 000 руб. (на покупку инструментов и технических материалов — 15 000, наём обывательских подвод — 10 000, телеграммы, канцелярские расходы, на обоз — по 5000); обеспечение запасными частями к самолётам и моторам, специальным имуществом (палатки, бочки железные и деревянные, бидоны, воронки, насосы для перекачки бензина, телефонные аппараты), специальной одеждой (комбинезоны, валенки для полётов, рукавицы, каски, кожаное обмундирование), обозным имуществом (лошади, одноколки, розвальни, сбруя, сёдла, вёдра, щётки, скребницы, недоуздки).

В соответствии с названным документом авиакрыло Западно-Сибирского сектора Внутренней охраны формировалось при управлении начальника авиации и воздухоплавания 5-й армии. Вместе с тем оно, как и другие ему подобные, считалось отдельной частью с подчинением возглавлявшего его лица в оперативном отношении начальнику штаба округа ВОХР, а в строевом и техническом — начальнику управления авиации армии.

К числу немногочисленных обнаруженных в архивах документов, характеризующих служебную деятельность этих авиакрыльев, относятся два небольших рукописных рапорта на имя командира 2-го авиакрыла о выполнении тренировочных полётов: от 17 и 18 июня 1920 года на самолётах «Ньюпор-XVII» (продолжительность — 15 мин, высота — 800—1100 м, расход горючего — 20 фунтов бензина и 5 фунтов касторки) и «Сопвич» (с наблюдателем Левкевичем на борту; продолжительность — 23 мин, высота — 1050 м).

Служебную деятельность авиаторов тех лет в некоторой степени характеризует и донесение военного лётчика М.М. Громова4 командиру 2-го авиакрыла при Приуральском секторе ВОХР о результатах очередного полёта:

«Разъезд Дема. 27 июня 1920 г. 23 час. 25 мин.

Согласно вашему личному приказанию сего числа я летал на аппарате “Сопвич” по маршруту Дема — Стерлитамак — Дема без посадки для разбрасывания литературы по деревням и сёлам от Демы до Стерлитамака и в самом г. Стерлитамаке. Приказание выполнил точно. Время взлёта 19 час. 30 мин., время посадки 22 часа 00 мин. Продолжительность полёта 2 часа 30 минут. Наибольшая высота полёта 1000 м, при выполнении задания — 600—700 метров. Количество сброшенной литературы — один пуд. Наблюдатель т. Москаленко. Не могу не отметить великолепной работы моторов и дивно отрегулированного аппарата. Красный военный лётчик М. Громов»5.

Постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) от 19 января 1921 года войска внутренней службы (ВНУС) перешли в подчинение военного ведомства, а Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) были снова выделены в самостоятельные. В их состав помимо формирований территориального аппарата, транспортных и особых отделов ЧК вошли также погранвойска, железнодорожная и водная милиция. В структуре этого особого органа наряду с 11 пограничными бригадами, 3 отдельными полками, 687 отдельными батальонами, 4 отдельными отрядами, 7 эскадронами и 4 отдельными ротами также имелись (лето 1921 г.) и 2 авиационных отряда6. О том свидетельствуют: доклад начальника управления войсками ВЧК заместителю председателя ВЧК от 22 мая 1921 года (об исполнении постановления СТО от 24 ноября 1920 г. и о положении в войсках ВЧК, охранявших границу РСФСР); докладные записки о дислокации войск ВЧК (с мая по декабрь 1921 г.); общая схема частей (на 1 июня 1921 г.), а также ежемесячные отчёты о политическом состоянии в войсках ВЧК. Именно в перечисленных документах впервые были обнаружены сведения о наличии нескольких авиационных спецподразделений и местах их дислокации.

В аналитической справке о дислокации войск ВЧК по состоянию на 15 мая 1921 года содержатся сведения о том, что в составе войск имелись авиационный отряд с местом дислокации в Тамбовской губернии и авиационное крыло с местом дислокации в городе Омске7. В другом документе под названием «Сведения о численности людей, лошадей войск ВЧК по округам и границам по годам, оружия с указанием некомплекта» (по состоянию на 1 апреля 1921 г.) в объединённой графе «Автобронетанковые и авиаотряды» в составе войск, обслуживавших ВЧК, указаны четыре воинских формирования (Московский и Сибирский округа, железнодорожные и части обслуживания)8. Правда, из него сложно вычленить информацию о количестве собственно авиационных подразделений, о которых на том же примере сообщают другие документы. В частности, следует обратить внимание на то, что (вопреки «сторонникам первозданности» пограничной авиации в системе войск и органов безопасности) 1 июня 1921 года в общей схеме состояния частей ВЧК в разделе «На охране границ» авиационные подразделения отсутствуют, а вот в разделе «Отдельные батальоны и части особого назначения» уточняется: на территории Советской республики со всеми окраинами (помимо погранчастей) находятся 121 отдельный батальон, 1 кавполк, 7 эскадронов, 4 батареи, 2 автобронеотряда, 1 сапёрная рота, 1 авиазвено9.

В аналитической справке о дислокации войск ВЧК по состоянию на 1 июня 1921 года в перечне снова содержатся сведения о том, что в составе войск особого назначения имелись авиационный отряд с местом дислокации в Тамбовской губернии и авиационное крыло с местом дислокации в городе Омске10. Подобная информация содержится и в месячном отчёте о политическом состоянии войск ВЧК (за май 1921 г.). В нём указано, что «на охране Сибири состоит» в числе других авиачасть, дислоцируемая в городе Омске, в которой 24 специалиста; из них — 7 человек комсостава11. Однако соответствующие данные за последующий период (сентябрь 1921 г. — весь 1922 г.) в ежемесячных аналитико-статистических отчётах о дислокации войск ВЧК, в перечне частей внутренних округов и погранохраны отсутствуют12. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Интернет-сайт отдела Внутриведомственной охраны Управления внутренних дел Астраханской обл. // Интернет-ресурс: http://ohrana.astrakhan.ru.

2 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 11989. Оп. 1. Д. 4. Л. 615—617.

3 Там же. Ф. 17529. Оп. 1. Д. 196. Л. 14.

4 Центральный архив внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Исх. № 4/А-276 от 17 августа 2007 г.

5 Громов Михаил Михайлович (1899—1985) — Герой Советского Союза. Генерал-полковник авиации. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. В Красной армии с 1918 г. По окончании авиационной школы — лётчик-инструктор, затем — красный военный лётчик 2-го авиационного крыла 5-й армии Восточного фронта. В составе этого подразделения проходил службу в Приуральском секторе войск ВОХР (апрель—июль 1920 г.). В 1927 г. впервые совершил прыжок с парашютом из самолёта, вошедшего в штопор. В сентябре 1934 г. установил мировой рекорд продолжительности и дальности беспосадочного полёта по замкнутому контуру, в июле 1937 г. возглавил перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасито (США). В период Великой Отечественной войны — командующий ВВС Калининского фронта, 1-й и 3-й воздушными армиями, начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации. В 1946—1955 гг. был на ответственной работе в ВВС и Министерстве авиационной промышленности. Награждён 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Суворова II ст., 3 орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I ст.

6 Энциклопедия секретных служб России. М.: АСТ — Астрель, 2003. С. 375.

7 Центральный пограничный архив (ЦПА). Ф. 8. Оп. 5. Д. 42. Л. 73.

8 Там же. Л. 95.

9 Там же. Л. 100.

10 Там же. Л. 112.

11 Там же. Л. 176.

12 Там же. Ф. 1. Оп. 5. Д. 47.