G.L. KOFF – Versions of the Soviet submarine L-16’s death
Аннотация. В статье излагаются некоторые версии трагической гибели советской подводной лодки в октябре 1942 года.
Summary. The article outlines some versions of tragic death of a Soviet submarine in October 1942.
КОФФ Григорий Львович — главный научный сотрудник Института водных проблем Российской академии наук, капитан запаса, доктор геолого-минералогических наук, профессор, заслуженный строитель РФ
(Москва. E-mail: koffgl@mail.ru)
ВЕРСИИ ГИБЕЛИ СОВЕТСКОЙ СУБМАРИНЫ Л-16
В 1942 году на северном театре боевых действий сложилась напряжённая обстановка. Германский флот вёл ожесточённые боевые действия на пути следования союзных конвоев, поставлявших в СССР по ленд-лизу продовольствие и вооружение. Советскому Северному флоту (СФ), в строю которого находились всего лишь 22 подводные лодки (ПЛ), предстояло защищать коммуникации протяжённостью в 3000 тыс. миль. Государственный комитет обороны (ГКО) принял решение об усилении СФ за счёт передачи 12 ПЛ с других флотов, в том числе 6 из 91, сосредоточенных на Тихоокеанском флоте (ТОФ). «Дальневосточная группа», в кратчайшие сроки подготовленная к переходу на северный морской театр, состояла из четырёх ПЛ типа «С» Владивостокской и двух типа «Л» Камчатской военно-морских баз (ВМБ).
9 сентября 1942 года командиры Д.Ф. Гусаров (подлодка Л-16) и В.И. Комаров (Л-15) получили соответствующий приказ командования, требовавший произвести к 20 сентября необходимый ремонт, а также испытания кораблей и быть готовыми к переходу. 25 сентября начался небывалый в истории советского подводного флота до того времени поход ПЛ. Тихоокеанцам предстояло преодолеть сверхдальний маршрут, трудновыполнимый и в мирное время. В военных же условиях его сложность увеличивалась в разы. Советские подводники должны были скрытно пересечь Тихий океан, где на американских коммуникациях действовали японские субмарины, спуститься к экватору, Панамским каналом выйти в Атлантику, миновать районы наиболее интенсивного действия немецких подлодок в северной части Атлантического океана, подняться выше Северного полярного круга и уже оттуда следовать в ВМБ СФ Полярный с готовностью немедленно вступить в бой. По договорённости с правительствами Соединённых Штатов Америки (США) и Англии они в пунктах остановки (Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панама, Халифакс, Рейкьявик) обеспечивались топливом, продовольствием и необходимым ремонтом. После короткой остановки в первом из них, главной военно-морской базе американского флота на Алеутских островах, наши ПЛ вновь вышли в Тихий океан, взяв курс на Сан-Франциско. Командование США гарантировало безопасный переход только в том случае, если движение будет осуществляться кильватерной колонной в надводном положении со скоростью 8 узлов, с поднятыми на корме огромными «линкоровскими флагами». При этом запрещалось отклоняться от маршрута более чем на 15 миль. Также указывались конкретные точки, которые нужно было пройти в строго назначенное время. Связь с американскими военно-морскими базами поддерживалась по радио международным кодом «Кью», то есть практически открытым текстом. Таким образом, американская сторона в целом не обеспечивала скрытность перехода.
11 октября в 22 ч 15 мин по московскому времени на переходе из Датч-Харбора в Сан-Франциско подводная лодка Л-16, шедшая головной, внезапно взорвалась. С дифферентом на корму 45° она начала быстро погружаться в воду и менее чем за минуту затонула с 55 членами экипажа на борту. Когда сигнальщики с Л-15 обнаружили на расстоянии около 10 кабельтовых два перископа, её артиллеристы выпустили из 45-миллиметрового лодочного орудия по неизвестной цели 5 снарядов. В это же время радист принял обрывок радиограммы с тонувшей ПЛ: «Погибаем от…».
Обстоятельства гибели подводной лодки Л-16 не выяснены до сих пор. Не установлена и национальная принадлежность пиратской субмарины. В 1942 году в бассейне Тихого океана воевали две стороны — американцы и японцы. США являлись нашими союзниками, с Японией был подписан договор о нейтралитете. Боевые же действия немецких подводных сил происходили в водах Атлантического и Индийского океанов.
После войны ответственность за потопление Л-16 взял на себя Мейдзи Тагами, командир японской подводной лодки 1-25, дескать, возвращавшейся в ту октябрьскую ночь от побережья Америки. Обнаружив цели, он выпустил по ним последнюю оставшуюся торпеду, считая лодки американскими. Радиостанция в Токио 27—28 декабря 1942 года тоже сообщала о потоплении японской подводной лодкой одной из американских. Судя по времени и месту атаки, это могла быть наша Л-16.
Другой версией гибели советской субмарины считается ошибочная атака штатовской субмариной 88-31, вышедшей из Датч-Харбора накануне: её перископы очень походили на те, что обнаружили сигнальщики и обстреляли артиллеристы с Л-15.
В память о погибшей Л-16 и членах её экипажа в г. Вилючинске 24 июля 1966 года установлен памятник, представляющий собой рубку подводной лодки. Именем Д.Ф. Гусарова тремя годами раньше назвали одну из городских улиц в жилом районе Рыбачий, а здание средней школы № 2 на этой улице украсила мемориальная доска, посвящённая командиру-подводнику.
Несколько подробностей о Дмитрии Фёдоровиче Гусарове. Родился он в Сибири в 1912 году в семье профессионального революционера. После смерти отца (1920 г.) семья переехала в Феодосию. В 1930 году Дмитрий поступил в Одесский морской техникум на отделение судовождения. По его окончании (1933 г.) несколько месяцев ходил на торговых судах в должности помощника капитана. Затем по специальному набору ушёл в Военно-морской флот, начав там службу с учёбы на курсах при училище имени М.В. Фрунзе в Ленинграде. Весной 1935 года состоялся выпуск командиров-подводников: Дмитрия Гусарова направили на Тихоокеанский флот, где назначили штурманом подводной лодки. В 1939-м он получил должность командира ПЛ типа «Щука», в 1940-м был представлен к очередному званию капитан-лейтенант с такой характеристикой: «Дисциплинирован, исполнителен. Культурный командир. Специальность подводника знает хорошо и ею интересуется. Боевая подготовка корабля хорошая». Вскоре под его командование передали Л-16. В 1941 году при очередной аттестации Д.Ф. Гусарова командир дивизиона записал: «…Гусаров выполнил план боевой подготовки полностью с хорошей и отличной оценками. Корабль представлен на приз Народного Комиссара ВМФ как лучший в дивизионе».
С первых дней Великой Отечественной войны Дмитрий Гусаров подавал рапорта с просьбой направить его на театр военных действий — на Балтику или на Черноморский флот, но командование распорядилось иначе. Как уже упоминалось, в 1942 году ГКО принял решение об укреплении СФ за счёт группы лодок с других флотов, в соответствии с которым и состоялся трагический поход. 11 октября 1942 года Л-16 была торпедирована неизвестной подводной лодкой и затонула в 820 милях от Сан-Франциско. Но на этом её боевая биография не закончилась, продолжившись спустя годы «береговой службой». 24 июля 1966-го у базового матросского клуба в гарнизоне подводников была поднята на постамент рубка дизельной ПЛ с тактическим номером Л-16. Именно такое обозначение имела советская дизель-электрическая минно-торпедная ПЛ времён Великой Отечественной войны, которой командовал капитан-лейтенант Гусаров и которая по решению Комитета обороны СССР была направлена в Полярный для усиления обороноспособности Северного флота. Монумент выполнен военными строителями в/ч 72036 по проекту архитектора В. Гапонова и скульптора А. Соловьёва. Для изготовления использовалась подлинная рубка подводной лодки Л-10. 28 июля 1996-го возле памятника установили мемориальные плиты с фамилиями подводников других экипажей (ПЛ К-129 и К-429), погибших при выполнении боевых задач. С этого дня площадь перед Домом офицеров именуется «Площадью героев-подводников».