Военная летопись отечества
РУДНЕВ Александр Николаевич — старшина роты в/ч 84841, старший мичман
(г. Анапа. E—mail: anapa—aleks@yandex.ru)
«Одиссея» моряков-пограничников
Многокилометровый шлюпочный переход по рекам, озёрам и морям
Незадолго до Великой Отечественной войны с целью проверки физической подготовки и выносливости моряков-пограничников, опробования мореходных качеств шлюпки-«шестёрки» военного образца и в связи с 15-летием комсомола Украины руководством Центрального совета «Динамо» УССР был организован длительный переход по более чем десятитысячекилометровому водному пути.
В состав экипажа шлюпки вошли Воробьёв (командир экипажа), Амплеев, Гранин, Каплан, Тихомиров, Дорогих, Ханяк и Гнилобоков. Первые трое — штатские (из Киева, Николаева), остальные — представители морпограндивизионов и морпограншколы (Севастополь, Одесса).
Маршрут перехода был замкнутым. Стартовав в Киеве, участники должны были пройти тринадцать рек (Днепр, Дон, Волга, Шексна, Сухона, Северная Двина, Свирь, Нева, Волхов, Ловать, Западная Двина, Ула, Березина), три моря (Чёрное, Азовское, Белое) и четыре озера (Кубенское, Онежское, Ладожское, Ильмень) с финишем в столице Украины.
Вот как рассказывал об этой «одиссее» её участник капитан запаса Степан Андреевич Гнилобоков: «Старт шлюпочному переходу был дан 2 мая 1936 года в Киевском речном порту в 10 часов утра. На митинг по случаю начала этого славного похода собралось много киевлян, а первое время вниз по течению Днепра шлюпку провожала целая флотилия спортивных судов и моторных катеров»1.
По его словам, в среднем за сутки им необходимо было преодолевать 100—120 км (весь маршрут — 11 061 км). Чтобы выдерживать такой темп в соответствии с графиком, распределялись на две смены: четверо — гребут, четверо — отдыхают; смена каждые два часа. Притом ночью, кто находился на руле, выполнял также роль вперёдсмотрящего. Когда дул ветер, шли не на вёслах, а под парусом, но довольно часто приходилось вспоминать «бурлацкую долю» — тянуть шлюпку против течения на бечеве.
«Питались и сухой, и горячей пищей, — вспоминал Степан Андреевич, — которую готовили, пристав к берегу, на костре. Воду пили прямо из-за борта. В море брали с собою пресную воду в “анкерках” (бочонки). Никто из участников не болел.
Шли в любую погоду — и в шторм, и в дождь, который мог не прекращаться несколькими днями. Лыжные [спортивные] костюмы высыхали на телах. Особенно трудно было в августе на реке Березине, когда холодный дождь мог идти несколько суток»2.
Большую опасность представляли места, где «производился молевой сплав леса». Так как стволы деревьев запруживали течение, шлюпку несли в буквальном смысле на руках, спускаясь за борт. Особенно запомнилась участнику «впадающая в озеро Ильмень река Ловать», которая «совершенно обмелела и к тому же её ложе [было] забито утонувшим лесом… несколько лет назад, [стволы] покрыты слизью». Преграду «преодолевали вручную, взявшись за борта по четыре человека, скользя ногами по затонувшим брёвнам, проталкивали шлюпку вперёд». После такого испытания «руки, ноги, бока покрывались ссадинами и синяками»3.
На промежутке Севастополь — Ялта попали в жестокий шторм. «Шлюпку заливало и несло на скалистый берег к “Ласточкиному гнезду”. Несколько часов не бросали вёсел всей командой». В конце концов смогли «выйти из опасной зоны и достичь порта Ялты».
Но впереди, на переходе из Бердянска до Мариуполя, ждал ещё один шторм на Азовском море. Одолеть его не сумели, выбросившись после «бесплодных усилий» на берег. «Шторм не утихал в течение трёх суток, и в это время… обсушивались и приводили шлюпку и снаряжение в порядок».
«На Дону, — делился впечатлениями Степан Андреевич, — нас встретили тучи комаров, в сопровождении которых мы буксировали шлюпку на бечеве, продвигаясь против течения к г. Калач. Приготовленный на костре обед или ужин ели, сидя по шее в воде, а над головой висели мириады комаров. На бечеве шли с ветками в руках, которыми отгоняли комаров от впереди идущих»4.
30 августа 1936 года замкнулось кольцо многокилометрового водного испытания. За осуществление шлюпочного перехода в 11 061 км его участники были награждены фотоаппаратами ФЭД, карманными часами, библиотечкой, велосипедом «Украина». Таким образом, шлюпка-«шестёрка» и её снаряжение, как и участники похода, одолели все сложнейшие препятствия.
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Воспоминания капитана С.А. Гнилобокова // Архив комнаты боевой славы в/ч 84841. Ф. 1. Д. 2. Инв.№ 48а.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.