К 105-летию создания Первой Конной армии

image_print

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

«МЫ — КРАСНЫЕ КАВАЛЕРИСТЫ…»

К 105-летию создания Первой Конной армии

В Советском Союзе в своё время был очень популярен «Марш Будённого», авторами которого являются братья Покрассы. Особенно нравился многим его запев: «Мы — красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ…». Этот марш стал неофициальным гимном уникального высшего оперативного объединения кавалерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) — Первой Конной армии, созданной приказом Революционного военного совета (РВС) Южного фронта по постановлению РВС Республики от 17 ноября 1919 года.

История Первой Конной легендарна, в итоге превратив эту армию в символ всей РККА времён Гражданской войны. Хотя в реальности её численный состав составлял всего около 30 тыс. человек.

Несмотря на то, что кавалерия являлась одним из главных родов войск в вооружённых силах большинства государств начала ХХ века, конные армии нигде не создавались. В составе Русской Императорской армии имелись конные корпуса, причём в достаточном количестве — свыше полутора десятков регулярных и сводных, но конные объединения так и не появились. Причиной тому был позиционный характер боевых действий.

Совсем иной оказалась Гражданская война и иностранная военная интервенция в России: позиционные бои имели нерегулярный характер, фронт никогда не был сплошным, а плотность огня была сравнимой с плотностью огня сторожевого охранения в Первую мировую. Именно в таких условиях конница и приобрела совершенно иное — решающее значение как род войск.

РККА требовались собственные крупные кавалерийские силы, способные автономно действовать по тыловым коммуникациям противника, нарушая его систему управления и снабжения и даже захватывая крупные населённые пункты. В конечном счёте такие действия существенно облегчали задачу прорыва фронта для пехотных и смешанных соединений.

При упоминании Первой Конной армии сразу же всплывает имя её командующего Семёна Михайловича Будённого, которого чаще всего считают инициатором создания армии. В действительности же к появлению высшего оперативного объединения кавалерии РККА приложили руку несколько человек. В их числе были один из самых популярных в начале Гражданской войны красных конников — Б.М. Думенко, а также будущий командующий Второй Конной армией Ф.К. Миронов.

Первоначально в состав Первой Конной вошли 1-й конный корпус под командованием С.М. Будённого и три дивизии: 4-я кавалерийская под командованием О.И. Городовикова, 6-я под командованием С.К. Тимошенко и 11-я под командованием В.И. Матузенко. Членами Реввоенсовета армии стали (помимо С.М. Будённого) ещё два человека — члены РВС Южного фронта К.Е. Ворошилов и Е.А. Щаденко, а секретарём — С.Н. Орловский, будущий Главный военный прокурор РККА.

Первые же бои с участием Первой Конной армии доказали, что её создание было не только оправданным, но и своевременным. Участвуя в Харьковской наступательной операции (24 ноября — 12 декабря 1919 года), армия нанесла мощный удар по деникинскому фронту: ей удалось вклиниться между Добровольческой и Донской армиями, что привело потом к опрокидыванию фронта белых.

Чуть позже, уже в конце зимы 1920 года, конная армия С.М. Будённого участвовала в крупнейшем кавалерийском сражении Гражданской войны (общее число сражавшихся — порядка 25 тыс. сабель) и сумела одержать победу над конными соединениями белых, а позднее сыграла важнейшую роль в наступлении Красной армии на Северном Кавказе. В связи с нападением Польши, Первая Конная в апреле—мае 1920 года была переброшена на Правобережную Украину. Успешно начав кампанию, освободив Житомир, Бердичев, Киев, Ровно, Дубно, Броды, в июле—августе пыталась овладеть Львовом. Окружённым превосходящими силами поляков под Замостьем, будённовцам удалось вырваться лишь ценой тяжёлых потерь.

Выведенная в резерв и пополненная, Первая Конная армия затем принимала участие в наступлении в Крыму, где уникальное кавалерийское объединение и оставалось вплоть до своего расформирования в 1921 году.

Создание и боевое применение Первой Конной армии стали уникальным опытом, повторить который не удалось больше ни одной стране в мире. Впрочем, в этом не было необходимости: таких масштабных и специфических локальных войн, как Гражданская война и иностранная военная интервенция в России, больше не случалось.

Публикация Н.Л. Крыловой

Иллюстрация:

Первая Конная армия против поляков, 1920 год

Иллюстрация Steeve Noon