ШИРШОВ Георгий Михайлович — ветеран Великой Отечественной войны, председатель военно-исторической комиссии Центрального совета межрегиональной организации ветеранов службы горючего МО РФ, генерал-майор в отставке (т. 8-499-141-90-51)
«Работники службы снабжения горючим
успешно справились с поставленными задачами…»
К 75-летию службы горючего Вооружённых сил России
Самая молодая в системе Тыла Вооружённых сил России служба горючего была создана в начале 30-х годов ХХ века в связи с бурным развитием вооружения и военной техники, требовавшим всё большего количества горючего, смазочных материалов и спецжидкостей (ГСМ). Рост потребления этого нового вида материально-технического обеспечения сопровождался определёнными требованиями к качеству ГСМ и их эксплуатационным свойствам, что привело к необходимости иметь не только соответствующую организационно-штатную структуру и оборудование, но и хорошо подготовленные кадры.
Первым руководителем службы горючего стал комкор Николай Николаевич Мовчин, по инициативе которого и было создано 11 января 1933 года Управление снабжения топливом РККА. После ряда преобразований оно 17 февраля 1936 года стало Управлением снабжения горючим РККА. Этот день и принято считать датой создания службы горючего.
В последующие годы службой руководили многие достойные генералы и офицеры, но среди них особое место занимает генерал-полковник Василий Васильевич Никитин, возглявший службу 30 лет. Под его руководством она поднялась до уровня Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР.
На протяжении ряда лет служба горючего развивалась в строгом соответствии с реальным состоянием армии и флота и надёжно обеспечивала как боевую подготовку, так и мобилизационную готовность войск и сил флота.
Получив первый опыт работы в боевых условиях в предвоенные годы на озере Хасан, на Халхин-Голе и в других конфликтах, проверив состояние системы обеспечения войск горючим в крупнейших манёврах и учениях под Киевом и Харьковом, служба горючего вступила в Великую Отечественную войну вполне подготовленной. Трудности же, которые имели место, были результатом военных неудач на фронтах в первый период войны и впоследствии были устранены, что подтверждается не только документами, но и воспоминаниями советских военачальников. Непредвзятую оценку деятельности службе горючего в годы войны дал И.В. Сталин в приказе № 38 от 25 августа 1946 года: «Работники службы снабжения горючим успешно справились с поставленными перед ними задачами по обеспечению фронта. Личный состав достойно выполнил свой долг перед Родиной».
В послевоенные годы перед службой горючего возникли новые задачи, обусловленные начавшейся «холодной войной», а также дальнейшим совершенствованием военной техники и вооружения. Так, с появлением реактивной авиации потребовался новый вид горючего, расход которого к тому же резко возрос. Например, истребителю МИГ-25 требовалось 10 тонн горючего на 1 час полёта. Учитывая, что годовой налёт лётчика достигал 100—120 часов, можно представить, сколько всего топлива требовалось для ВВС. Тем более что ещё более высокий расход горючего имела стратегическая авиация.
Появление нового оружия — боевых ракет в ПВО, тактических ракет в Сухопутных войсках и, наконец, создание Ракетных войск стратегического назначения потребовало нового вида материального обеспечения — ракетного топлива, которое по своим характеристикам нуждалось в особых технических средствах для хранения, заправки и транспортировки. Служба горючего со всеми проблемами справилась: был обучен личный состав, организовано производство необходимого оборудования, решена масса других организационных и технических вопросов.
Опыт крупных учений и манёвров показал, что успешное решение задач в стратегических операциях требует бесперебойного снабжения горючим, что целом ряде случаев трудно выполнить традиционными средствами. Так возникли специальные трубопроводные войска, практика использования которых подтвердила своевременность их создания. Трубопроводчики показали эффективность полевых магистральных трубопроводов в ходе обеспечения горючим 40-й армии в Афганистане и в мирных условиях при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций.
Трубопроводные батальоны, сведённые по четыре в бригады, имеют возможность с темпом до 100—120 км/сутки проложить сборно-разборные магистральные трубопроводы диаметром 100, 150, 200 мм и подать по одному или нескольким направлениям заданное количество горючего (по каждой линии от 600 до 3000 т/сутки) на большие (600 км и более) расстояния в любых погодных и рельефных условиях.
Трубопроводные войска способны с успехом преодолевать искусственные сооружения (железные и автодороги, плотины, пр.) и естественные препятствия (бездорожье, реки, горы, овраги, леса), что позволяет в короткие сроки подать тысячи тонн горючего на большие расстояния. Это особенно важно для войск, действующих на изолированных направлениях, лишённых других транспортных коммуникаций.
В системе службы горючего зародилась и выросла новая отрасль прикладной науки — химмотология (химия + мотор + логия). Вначале её профиль был ограничен ведомственными рамками, а ныне это общепризнанное научное направление, изучающее свойства, качества и рациональное использование горючих и смазочных материалов в технике. Именно этим и занимается созданный в 1946 году 25 государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны — ГосНИИ по химмотологии, единственное в своём роде федеральное учреждение, ответственное за выдачу рекомендаций по назначению и рациональному применению ГСМ, а также за согласование и применение химмотологических карт на военную и народнохозяйственную технику. В службе горючего вырос большой отряд учёных, включающий двух членов-корреспондентов Академии наук, 42 докторов наук и 435 кандидатов наук, 34 представителя службы имеют звания почётных и заслуженных деятелей науки и техники.
Личные состав Службы горючего в послевоенные годы участвовал во многих локальных войнах и вооружённых конфликтах. При этом нёс потери. Так, в Корейской Народно-Демократической Республике в 1946 году погиб военный советник полковник С.Ф. Сухов, участник Великой Отечественной войны, начальник ОСГ 14-й армии. Во время событий в Венгрии в 1956 году геройски погиб начальник службы горючего 315-го горно-стрелкового полка капитан Г.П. Моисеенков: ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Особое место в истории службы горючего занимает афганская война, в которой проявились высокая профессиональная подготовка её личного состава, воинская доблесть солдат и офицеров, потери среди которых были в процентном отношении больше, чем во всей группировке советских войск.
Следует отметить, что служба горючего не справилась бы со всеми сложными проблемами, если бы не проявляла заботы о кадрах. Ульяновское высшее военно-техническое училище, сегодня по ряду причин прекратившее набор курсантов, за 60 лет своей деятельности подготовило для Вооружённых сил тысячи офицеров — высококвалифицированных специалистов службы горючего. Именно выпускники училища составили костяк службы горючего и ныне занимают основные руководящие должности в центре и в военных округах. 1 апреля 2008 года училищу было вручено Боевое знамя. Специалистов данного профиля выпускают и другие высшие учебные заведения.
Основу инфраструктуры службы горючего ныне составляют склады и базы центрального, окружного, флотского подчинения, которые размещены на всей территории России. Занимаемая ими площадь составляет около 15 тыс. га, вместимость — около 5,4 млн кубических метров, годовой грузооборот горючего — более 8 млн тонн.
Кроме того, имеется достаточное количество войсковых и аэродромных складов вместимостью более 3,6 млн кубических метров для содержания войсковых запасов горючего. Все они механизированы и автоматизированы и способны выдавать войскам нефтепродукты и технические средства в кратчайшие сроки.
Завершением работы всех звеньев службы является заправка техники компонентами ракетного топлива и горюче-смазочными материалами, что становится важнейшей составляющей боеготовности, неотъемлемым условием выполнения боевых и учебно-боевых задач воинскими частями и подразделениями всех видов ВС РФ.
Сегодня горючее практически везде выдаётся механизированно — через топливо- и маслораздаточные колонки стационарных заправочных пунктов, групповые заправщики (централизированные заправщики) топливом летательных аппаратов, полевые заправочные пункты, групповые заправщики малых кораблей и комплекты беспричальной заправки. Широко применяются автомобильные средства — автотопливозаправщики, маслозаправщики, заправщики специальными жидкостями и другие. Горючее может подаваться к местам заправки техники железнодорожными и автомобильными цистернами, танкерами, по трубопроводу, самолётами и вертолётами.
В современных условиях служба горючего находится в сокращённом составе, однако с поставленными задачами справляется, обеспечивая потребности армии и флота в горючем и смазочных материалах. Ныне личный состав службы горючего трудится под лозунгом: «Без горючего нет мобильности; без службы горючего нет мобильной армии».