L.I. SUMAROKOV – Kirghiz SSR’s Supreme Council on the battlefields of the Great Patriotic
Аннотация. На основе архивных материалов в статье освещаются примеры мужества, доблести и героизма, проявленные депутатами Верховного совета Киргизской ССР первого созыва на фронтах Великой Отечественной войны.
Summary. On the basis of archival materials, the article highlights examples of courage, valour and heroism shown by the deputies of the Supreme Council of the Kirghiz SSR of the first convocation in the Fronts of the Great Patriotic War.
Сумароков Леонид Иванович — помощник ректора Кыргызско-российского славянского университета имени Б.Н. Ельцина по вопросам историко-культурного наследия, полковник в отставке, кандидат исторических наук (г. Бишкек, Киргизская Республика. E-mail: sumarokov_li@mail.ru).
Верховный Совет Киргизской ССР на полях сражений Великой Отечественной войны
В декабре 2016 года общественность Киргизии отметила 80-летие образования Киргизской ССР. Именно 5 декабря 1936 года Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую Конституцию (Основной закон) СССР. В соответствии с 13-й статьей этого основополагающего документа Союз Советских Социалистических Республик являлся союзным государством, образованным «на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик»1. В число союзных республик согласно этой же статье входила и Киргизская Советская Социалистическая Республика.
Так, на основании нового положения Конституции СССР Киргизская Автономная ССР в составе РСФСР была преобразована в союзную республику в составе СССР.
Конституция Киргизской ССР была утверждена 23 марта 1937 года Чрезвычайным V съездом Советов Киргизии. 20-я статья Основного закона молодой республики определяла, что «высшим органом государственной власти Киргизской ССР является Верховный Совет Киргизской ССР»2.
24 июня 1938 года в Киргизии состоялись выборы в первый киргизский парламент — Верховный совет Киргизской ССР. В связи с этим накануне в республике были созданы 284 избирательных округа. И, наконец, 18 июля 1938 года состоялась первая сессия Верховного совета. По этому случаю газета «Советская Киргизия» в то время писала: «В составе депутатов — лучшие из лучших представителей советской интеллигенции, вместе с рабочими и крестьянами работающие на благо социалистической родины»3. На их долю выпало немало испытаний: первопроходцы в новом деле вынуждены были нарабатывать собственный опыт, частью которого стало участие в Великой Отечественной войне, оказавшееся проверкой на зрелость и соответствие народным чаяниям.
В депутатский корпус республики вошли также и военные, представленные как командирами и политработниками различного уровня, так и красноармейцами. Например, в Верховный совет Киргизской ССР первого созыва были избраны пограничники: И.И. Высоколенко, С.И. Грачёв, А.В. Новиков, В.Г. Лободин, Л.А. Маткин, Ф.И. Исупов, Р.В. Канторов, В.Т. Костыря, А.Д. Скрягин, Ф.И. Фоминых, Я.Я. Щетинин. Ничего удивительного не было в том, что такой могучий отряд стражей границы пополнил ряды законодателей. Эти люди находились в то время на передовых рубежах государства, ведь Киргизия в предвоенный период в связи с ситуацией в приграничье находилась в зоне особого внимания.
В годы Великой Отечественной войны ряды защитников Отечества значительно пополнились также народными депутатами, представлявшими ранее, в мирное время, народное хозяйство и органы государственного управления. При этом должностное положение не являлось основанием для освобождения от обязанностей военной службы. Например, заместитель председателя Президиума Верховного совета Киргизской ССР В.В. Фадеев был направлен на фронт в начале войны и погиб в июле 1944 года.
Следует отметить также, что депутаты не имели преимуществ в получении воинских должностей — они сражались в различных воинских званиях, начиная с рядовых и заканчивая генералами. Из 52 депутатов, участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, 20 были удостоены государственных наград. Но, несмотря на то, что народные избранники нередко не значились в списках награждённых, все они оставили заметный след в истории величайшего за всю историю человечества сражения со злом, вписав золотыми буквами в летопись киргизского парламентаризма дела, совершённые на ратном поле.
Примером тому может служить подвиг депутата Верховного совета Киргизской ССР, начальника 79-го Измаильского пограничного отряда С.И. Грачёва. С его участием в период первых боёв на границе в годы Великой Отечественной войны была осуществлена самая успешная операция на вражеской территории — десант у Килия-Века, ставший славной страницей истории Пограничных войск СССР4.
В декабре 1941 года ошская областная газета «Ленинский путь» опубликовала статью «Боевой путь капитана Костыря». Накануне Великой Отечественной войны командира манёвренной группы 14-й Алай-Гульчинской пограничной комендатуры В.Т. Костырю избрали по Ленинскому избирательному округу № 205 г. Ош депутатом Верховного совета Киргизской ССР. «Десятки людей, — пишет автор очерка, — обращавшихся к нему по своим личным нуждам, сохранили о своём депутате наитеплейшие воспоминания… Немудрено, что имя Костыри — замечательного боевого командира, прекрасного общественника, очень отзывчивого к нуждам пограничного населения, стало популярно по всей Ошской области»5.
Эта информация подтверждается депутатскими письмами. Василий Тимофеевич Костыря писал в Верховный совет: «Секретарю Президиума Верховного Совета Кир. ССР тов. Кутаревой. Сообщаю, что я переехал из Литовской ССР в Киргизскую ССР и сейчас нахожусь в Гульче. 1 ноября я был у своих избирателей в г. Оше. В Ошской горбольнице имеется большой перелом в области лечения и благоустройства, один большой недочёт — недостаточно врачей. Не совсем хорошо дело обстоит с жирами и сахаром для больных, имеются большие затруднения. В конце этого месяца постараюсь лично быть в колхозе “Коммуна” и “Союзплодовощ”»6.
В.Т. Костыря стал одним из первых добровольцев-пограничников, отправившихся с киргизской границы на фронт летом 1941 года в составе 243-й моторизованной дивизии. 16 июля 1941 года соединение вступило в ожесточённые бои на смоленском направлении. В одном из них 31 июля жизнь депутата-пограничника трагически оборвалась.
В ноябре 1941 года газетой «Ленинский путь» был объявлен сбор средств на строительство танка имени депутата Верховного совета Киргизской ССР Василия Тимофеевича Костыри.
В связи с началом войны показательной стала история несостоявшегося депутатства генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова. Кандидатом в депутаты по 194-му Таш-Кумырскому избирательному округу он был выдвинут летом 1941 года. В соответствии с указом Президиума Верховного совета Киргизской ССР от 4 июня 1941 года на 6 июля были назначены довыборы в Верховный совет Киргизской ССР7. 18 июня 1941 года И.В. Панфилов, находившийся на отдыхе в Сочи, получил телеграмму, в которой говорилось: «Вас парторганизация рудника Таш-Кумыр выдвинула кандидатом в депутаты Верховного Совета Киргизской ССР и просит дать согласие баллотироваться, телеграфьте»8.
В условиях военного времени выборы были отменены, а военный комиссар Киргизии генерал-майор И.В. Панфилов получил новое назначение в Алма-Ату. Ему поручалось начиная с 12 июля 1941 года сформировать из жителей Киргизии и Казахстана 316-ю стрелковую дивизию.
Именно эта дивизия, впоследствии названная именем её первого командира генерал-майора И.В. Панфилова и переименованная в 8-ю гвардейскую, одной из первых упоминается в ходе героической истории битвы за Москву. А вот о сражавшейся на правом фланге обороны нашей столицы 20-й кавалерийской дивизии под командованием полковника А.В. Ставенкова известно до обидного мало. Тем не менее комдив, показавший образцы мужества и полководческого таланта не только в подмосковных боях, но и на протяжении всей войны, особо отличившийся в Сталинградской битве и при освобождении Украины, являлся членом Президиума Верховного совета Киргизской ССР9.
Благодаря киргизским депутатам по-новому предстаёт и история 40-й стрелковой бригады. Сформированная в октябре 1941 года в г. Фрунзе, она была передислоцирована в Подмосковье и в начале декабря заняла боевые позиции на волоколамском направлении. Ей предстояло принять самое активное участие в начавшемся 5 декабря 1941 года контрнаступлении советских войск. О первых его результатах Президиуму Верховного совета Киргизской ССР рассказал депутат-политрук В.Г. Лободин. Он писал: «Привет Президиуму Верховного Совета Киргизской ССР от депутата Лободина с фронта — Волоколамское направление. Первым делом сообщаю о том, что воины РККА, прибывшие из нашей республики, сражаются с немецкими захватчиками, отстаивая километр за километром советской земли. А в последние дни, то есть с 8 декабря, немцы в этом направлении панически бегут, преследуемые нашими войсками, по пути бросают свои машины, оружие, убитых»10.
В ходе начавшегося контрнаступления бойцы-киргизстанцы из 40-й стрелковой бригады проявили самоотверженность и наступательный порыв, да такой, что, как писал народный избранник, «банда шакалов сейчас поняла, что значит Красная Армия».
В сентябре 1942 года в Верховный совет Киргизии пришло сообщение о гибели депутата. Но связь с фронтом не прервалась — эстафету продолжил однополчанин Василия Лободина и его коллега по Верховному совету Киргизии Марк Попонов11. Пройдя всю войну, получив ранения и боевые награды, депутат главным делом своей мирной жизни посчитал воспитание молодёжи в традициях своего победоносного поколения. В своих рассказах он поимённо назвал выходцев из Киргизии, проявивших мужество в сражении за Москву12. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). См. интернет-ресурс: http://constitution.garant.ru (дата обращения: 1 ноября 2016 г.).
2 Конституция Киргизской Советской Социалистической Республики 1937 года // Традиция. Русская энциклопедия. См. интернет-ресурс: https://traditio.wiki (дата обращения: 1 ноября 2016 г.).
3 Первая сессия Верховного Совета Киргизской ССР // Советская Киргизия. 1938. 18 июля. С. 1.
4 Сумароков Л.И. Восхождение к подвигу. Бишкек: ST.art Ltd. С. 19.
5 Альтшулер М. Боевой путь капитана Костыря // Ленинский путь. 1941. № 150(395). 21 декабря. С.1.
6 Центральный государственный архив Кыргызской Республики (ЦГА КР). Ф. 1445. Оп. 12. Д. 105. Л. 2.
7 Там же. Оп. 6. Д. 44. Л. 93.
8 Там же. Ф. 953. Оп. 1. Д. 2. Л. 19 об.
9 Там же. Ф. 1445. Оп. 12. Д. 194. Л. 20.
10 Там же. Д. 123. Л. 7.
11 Там же. Д. 168. Л. 11—14.
12 Попонов М. В декабрьские дни 1941-го // Коммунистический труд. 1971. 24 декабря. С. 1.