Сегодня на Западе не принято вспоминать и говорить о роли СССР в возрождении Франции после национальной катастрофы в начальный период Второй мировой войны — жестокого поражения от гитлеровской Германии. В современной России эта тема также освещается слабо. Юбилейная дата -65-летие советско-французского договора от 10 декабря 1944 г. — достойный повод подробнее осветить историю вопроса. В предвоенные годы советское правительство стремилось к развитию советско-французских отношений во имя сотрудничества и безопасности в Европе. С этой целью СССР заключил с Францией в 1932 г. Договор о ненападении и в 1935 г. Договор о взаимной помощи (1). В связи с неудачей советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. относительно совместных действий против фашистской угрозы (это было связано со скрытым стремлением правящих кругов Великобритании и Франции направить немецкую агрессию на Восток) СССР был вынужден пойти на заключение известных договоров с гитлеровской Германией, осужденных Францией и другими западными странами. Несмотря на военный союз с Великобританией, Франция в мае — июне 1940 г. потерпела сокрушительное поражение от Германии, оккупировавшей две трети территории страны (с ноября 1942 г. — и всю страну). Образованное в южной части Франции профашистское правительство во главе с маршалом А. Петеном (так называемое правительство Виши) было враждебно к СССР. «Большевизм, — заявлял Петен, — является для Европы наиглавнейшей опасностью, и нам, европейцам, не пристало сожалеть о тех ударах, которые ему сегодня наносятся» (2). Соглашаясь на включение Франции в «новый европейский порядок» под руководством Германии, правительство Виши предлагало Берлину участие французских войск в войне против СССР, что вызывало возмущение и негодование подавляющего числа французов (на советско-германский фронт было направлено лишь несколько мелких французских формирований из добровольцев)(3).
Французский народ, патриотические слои населения и часть военных не мирились с униженным положением страны. С активным участием Французской коммунистической партии возникло движение Сопротивления. За пределами страны действовало руководимое генералом Ш. де Голлем патриотическое антифашистское движение «Свободная Франция» (с июля 1942 г. — «Сражающаяся Франция») во главе с Национальным комитетом [с июня 1942 — Французский национальный комитет (ФНК)]. Еще 18 июня 1940 г. в выступлении по лондонскому радио призвав французов к борьбе, де Голль прилагал большие усилия по объединению всех французских патриотов.
В сентябре 1941 г. советское правительство признало де Голля «руководителем «всех свободных французов, где бы они не находились» и изъявило готовность оказывать им помощь и содействие в общей борьбе с гитлеровской Германией и ее союзниками. Правительство СССР выразило твердую решимость после достижения совместной победы «обеспечить полное восстановление независимости и величия Франции» (4).
С весны 1942 г. в Москве работала миссия «Свободной Франции», затем «Сражающейся Франции». СССР сыграл главную роль в международном признании ФНК «Сражающейся Франции». 28 сентября в Москве было подписано коммюнике между советским правительством и ФНК, в котором стороны отметили, что ФНК является «руководящим органом Сражающейся Франции и единственным органом, обладающим правом организовывать участие в войне французских граждан и французских территорий и представлять их интересы при правительстве Союза Советских Социалистических Республик, особенно в той мере, в которой эти интересы затрагиваются ведением войны» (5). В ноябре было принято решении о формировании на территории СССР французской авиаэскадрильи, получившей название «Нормандия» (с 1943 — авиаполк «Нормандия», с 1944 — авиаполк «Нормандия — Неман»). Все материальное снабжений авиаэскадрильи, затем авиаполка взяла 7 на себя советская сторона.
Де Голль являлся активным сторонником быстрейшего открытия второго фронта в Европе (во Франции) и был не очень доволен прибытием в Северную Африку американских экспедиционных сил с последующим развертыванием там кампании англо-американских войск, так как он видел в этом угрозу для французских колониальных владений в данном районе. В июне 1943 г. в Алжире был создан Французский комитет национального освобождения (ФНКО) во главе с де Голлем и генералом А. Жиро (ранее являлся верховным комиссаром правительства Виши в Северной Африке). СССР сразу же поддержал деятельность ФНКО, в то время как США и Великобритания, настороженно относившиеся к де Голлю, не торопились это делать. Из двух генералов-руководителей ФНКО — де Голля и Жиро — советское правительство было на стороне де Голля, поясняя союзникам, что Жиро «враждебен республиканско-демократическим традициям Франции» (6). 26 августа СССР, США и Великобритания официально признали ФКНО, при этом СССР признал его без оговорок как представителя государственных интересов Французской Республики, США и Великобритания — лишь «органом, действующим в пределах определенных ограничений во время войны» (7).
В октябре 1943 г. на московской конференции представителей СССР, США и Великобритании обсуждался вопрос об участии ФКНО в управлении французской территорией после ее освобождения от гитлеровцев и вишистов. Англо-американские представители предложили «Основную схему управления освобожденной Францией», которая фактически навязывала французам оккупационный режим, что соответствовало бы статусу побежденной страны. Делегация СССР во главе с министром иностранным дел В.М. Молотовым отклонила этот проект, перенеся обсуждение проблемы на будущее. В созданную на московской конференции Европейскую консультативную комиссию по настоянию СССР были включены французские представители.
Победы Красной Армии на советско-германском фронте способствовали подъёму французского движения Сопротивления. В его рядах сражались и советские люди, бежавшие из немецкого плена. В середине 1944 г. на французской территории сражалось до 20 тыс. советских патриотов, объединённых примерно в 55 партизанских отрядов и множество групп (8).
Укрепив свои позиции, де Голль единолично возглавил ФКНО (вопреки желанию США и Великобритании) и сумел настоять на более активном участии нескольких французских соединений и частей в совместных с англоамериканскими войсками боевых действиях в Северной Африке. 2 июня 1944 г. ФКНО был преобразован во Временное правительство Французской Республики. Необходимость такого правительства, по мнению де Голля, диктовалась предстоящим освобождением Франции (второй фронт был открыт через 4 дня, 6 июня). Хотя СССР сразу же предложил США и Великобритании признать это правительство, союзники, не проявляя заинтересованности в быстром возрождении Франции, затянули положительное решение данного вопроса до октября 1944 г.
Следует отметить, что по своему мировоззренческим убеждениям де Голль не испытывал симпатий к коммунистической идеологии и социалистическому строю в СССР, но он правильно оценивал роль Советского Союза в деле разгрома гитлеровской Германии и важность сотрудничества с ним. Выступая в июле 1944 г. на заседании Консультативной ассамблеи (временном представительном органе Французской Республики), он подчеркивал: «…Благожелательная позиция, занятая в отношении нас в течение долгого времени правительством Советского Союза, который играет основную роль в войне, подобно тому, как он будет играть эту роль завтра, в период мира, дает нам возможность надеяться, что Франция и Россия смогут, как только представится возможность, определить между собой формы тесного сотрудничества, от которого зависят, как я полагаю, будущая безопасность и равновесие Европы» (9).
Тем временем США и Великобритания пытались препятствовать деятельности представителей Временного правительства на освобождаемой французской территории, ограничивали возможность участия де Голля в решении вопросов послевоенного устройства Европы. В отличие от этого СССР стоял за усиление роли Франции в антигитлеровской коалиции, поддерживая стремление де Голля сотрудничать с тремя державами на более равноправной основе. В частности, на конференции СССР, США и Великобритании в Думбартон-Оксе, решавшей осенью 1944 г. вопросы будущего устройства ООН, был принят советский проект создания Совета Безопасности ООН из представителей СССР, США, Великобритании, Китая, «а в будущем и Франции» (10).
Ш. Де Голль понимал, что ему и его Временному правительству не хватает международной поддержки. Поскольку у него были постоянные трения в отношениях с США и Великобританией, идея заключения договора или соглашения с Советским Союзом показалась ему предпочтительной со всех точек зрения. Вопрос о приезде де Голля в Москву был довольно быстро согласован по дипломатическим каналам, и французская делегация, проделав длинный путь через Каир, Тегеран, Баку и Сталинград, 1 декабря 1944 г. прибыла в Москву. Начались интенсивные переговоры и встречи с советским руководством с целью выработки условий договора, а также обмена мнениями по актуальным вопросам. В своих «Мемуарах» де Голль довольно подробно и точно воспроизводит существо обсуждавшихся вопросов. Это подтверждается многочисленными документами, опубликованными во втором издании сборника «Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945» (М., 1983), где воспроизведены все три беседы Ш. де Голля с И.В. Сталиным, шесть бесед В.М. Молотова с французским министром иностранных дел Ж. Бидо и ряд других материалов (11).
Уже на первой своей встрече Сталин и де Голль подчеркнули важность укрепления советско-французских военно-политических связей. Руководитель СССР положительно отнесся к идее подписания советско-французского договора о союзе и взаимной помощи. Он видел в де Голле надежного партнера в международных делах в момент, когда на повестку дня вставали вопросы послевоенного устройства Европы. При этом в ходе встречи Сталин напомнил о советско-французском договоре о взаимной помощи 1935 г., который в предвоенные годы не получил реализации из-за политики французского правительства во главе с П. Лавалем. Де Голль заверил, что он — не Пьер Лаваль (12). Молотову и Бидо было поручено провести встречи по согласованию советского и французского проектов нового договора.
В период советско-французских переговоров, 5 декабря, У. Черчилль прислал Сталину телеграмму с предложением, что «было бы лучше всего, если бы мы заключили трехсторонний договор между нами троими» (13). Сталин был склонен принять предложение о совместном договоре СССР, Франции и Великобритании, но де Голль настойчиво возражал. Один из его доводов состоял в том, что подготовка трехстороннего договора потребует длительных согласований, тогда как советско-французский договор можно заключить в Москве в ближайшие дни. Но главное, как подчеркивал де Голль, с принятием трехстороннего договора, «чтобы действовать, Париж и Москва должны будут ожидать, захочет ли этого Лондон» (14). Руководствуясь принципом единства действий СССР, США и Великобритании, Сталин провел консультации с Черчиллем и президентом США Рузвельтом относительно заключения советско-французского договора и добился от них согласия.
При обмене мнениями в Москве по актуальным европейским вопросам выявились некоторые сложности. Так, при обсуждении польского вопроса советское руководство долго убеждало французскую делегацию признать Польский комитет национального освобождения (ПКНО) в Люблине, в то время как де Голль считал законным польское эмигрантское правительство в Лондоне (с последним СССР разорвал отношения в 1943 г.). С трудом был достигнут такой компромисс: в Люблин направлялся французский представитель, а в Париж — представитель ПКНО. Относительно Германии де Голль выразил мнение о том, что она после окончания войны должна передать Франции левый берег Рейна, а Рур должен перейти под контроль союзников. Сталин свернул разговор на эту тему, напомнив, что такие вопросы нельзя решать без участия союзников — США и Великобритании (15).
В период нахождения в Москве французская делегация не только вела переговоры с руководителями СССР, но и имела время для общения с простыми советскими гражданами. Де Голль вспоминал: «…Те русские, которые общались с нами, будь то люди из толпы или элита, очень хотели выразить нам свою симпатию… Мы тоже старались выразить свое дружеское отношение к этому великому народу» (16). Был проведен смотр авиаполка «Нормандия — Неман», летчики которого были привезены поездом в Москву из-под Инстербурга (ныне Черняховск), где авиаполк тогда базировался.
10 декабря В.М. Молотов и Ж. Бидо подписали советско-французский договор о союзе и взаимной помощи. Он был заключен на 20 лет с возможностью его продления. Согласно договору стороны обязались продолжить совместную борьбу до окончательной победы над фашистской Германией, оказывать друг другу помощь и поддержку в этой борьбе всеми имеющимися средствами, не вступать с Германией в сепаратные переговоры и не заключать без взаимного согласия перемирия или мира ни с гитлеровским, ни с каким-либо другим правительством или властью, созданными в Германии в целях продолжения или поддержания политики германской агрессии.
По окончании войны с Германией стороны обязались «совместно предпринимать все необходимые меры для устранения любой новой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попытку агрессии с ее стороны» (17). СССР и Франция взяли на себя обязательство не заключать союзов и не принимать участие в коалициях, направленных против одной из договаривающихся сторон. Договор предусматривал также оказание взаимной экономической помощи после войны в целях ускорения восстановления обеих стран.
Подписание договора вызвало большой резонанс во Франции, где было высказано немало добрых и теплых слов в адрес Советского Союза. Председатель Консультативной ассамблеи Ф. Гуэн приветствовал «великое событие, каким является возрождение франко-русского союза» (18). 22 декабря ассамблея единодушно ратифицировала договор, 25 декабря он был ратифицирован и Президиумом Верховного Совета СССР.
Договор о союзе и взаимной помощи с СССР открыл для Франции новые перспективы. Он стал важным шагом в возвращении ее в число великих держав, поднял авторитет ее возрождавшейся государственности и французского народа. Хотя де Голль в 1945 г. не участвовал в работе Крымской (Ялтинской) и Берлинской (Потсдамской) конференций глав СССР, США и Великобритании, в их решениях интересы Франции были в основном соблюдены, и активную роль в этом сыграл СССР. На Крымской конференции Франции была выделена зона оккупации в Германии и было предоставлено место в Контрольном совете для осуществления верховной власти в оккупируемой Германии. 8 мая 1945 г. французский генерал Латр де Тассиньи присутствовал на церемонии подписания Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. Увидев его, генерал-фельдмаршал В. Кейтель, подписывавший Акт, воскликнул: «Как? И французы тоже?». Вместе с СССР, США и Великобританией Франция 5 июня подписала Декларацию о поражении Германии. 2 сентября французский генерал Ф. Леклерк участвовал в подписании Акта о капитуляции Японии. На Сан-Францисской конференции 1945 г. по созданию ООН Франция вошла в число пяти постоянных членов Совета Безопасности этой всемирной организации. Так, в короткие сроки ранее поверженная и униженная страна вернула себе место в ряду великих держав, и большую помощь ей в этом оказал Советский Союз.
Вскоре после окончания Второй мировой войны Франция, к сожалению, повела недружественную политику по отношению к СССР, обвинив его в «коммунистической экспансии». Сказался и уход от власти в 1947 г. де Голля. В 1949 г. Франция вступила в НАТО, а в 1954 г. подписала Парижские соглашения, которые позволили Западной Германии войти в Североатлантический блок и начать ремилитаризацию страны. Советский Союз расценил подписание Парижских соглашений как нарушение обязательств Франции по советско-французскому договору 1944 г., и Верховный Совет СССР в мае 1955 г. аннулировал этот договор.
В 1958 г. де Голль вернулся к власти, став президентом Французской Республики, и это положительно сказалось на ее отношениях с СССР. В 1960 г. Францию посетил Н.С. Хрущев, и де Голль приветствовал его следующими словами: «Вы прибыли от имени великой страны, с которой Франция вместе почти на каждом периоде истории и которая была на ее стороне во время самой ужасной войны». Премьер-министр М. Дебре подчеркнул: «Французский народ питает к русскому народу искреннее уважение и дружбу, которые требуют своего развития и проявления». Хрущев, вспомнив о советско-французском договоре 1944 г., выразил сожаление, что он «был перечеркнут действиями некоторых недальновидных политиков». Эти и другие высказывания были приведены в книге, вышедшей в СССР по итогам состоявшегося визита и имевшей весьма красноречивое название «Советско-французской дружбе — крепнуть!» (М.: Политиздат, 1960).
В 1959 г., выступая в Страсбуре, де Голль впервые выдвинул идею единой Европы — «Европы от Атлантики до Урала», подразумевая, что Советский Союз должен стать неотъемлемой частью европейского сообщества (19). Он также ратовал за проведение совещания глав европейских государств по обсуждению проблем европейской безопасности. Об этих проблемах, мирном сосуществовании и разрядке много говорилось во время визита де Голля в Советский Союз в 1966 г. Некоторые политические эксперты высказывают мнение, что именно 1966-й год «служит той датой, которая отмечает начало эпохи разрядки» (20). Сменившие де Голля на посту президента Франции Ж. Помпиду и В. Жискар д’Эстен в целом сохраняли преемственность в поддержании дружественных и взаимовыгодных отношений с СССР. Эта традиция жива до настоящего времени.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Подробнее о них см., напр.: Дипломатический словарь. Т. III. M.: Наука, 1986. С. 334-335.
2. Цит по: Суту Ж.-А. Виши, СССР и Германия. 1940-1941 гг. // Новая и новейшая история. 2000. №3. С. 136.
3. После окончания войны Верховный суд Франции приговорил Петена как пособника Гитлера и олицетворение «национального позора» к смертной казни, замененной на пожизненное заключение.
4. Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х т. Т. 1. М.: Политиздат, 1983. С. 51-52.
5. Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945: Документы и материалы. В 2-х т. Т. 2. М: Политиздат, 1983. С. 119.
6. СССР и Франция в годы Второй мировой войны: Сб. статей. М.: МГИМО-Университет, 2006. С. 149.
7. Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Т. 1.248.
8. Киссельгоф И.С. История Франции в годы второй мировой войны. М: Высш. школа, 1975. С. 194.
9. Gaulle Ch. de. Memoires de Guerre. L’unite. 1942-1944. Paris, 1956. P. 586.
10. Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Т. 3. М.: Политиздат, 1978. С. 104.
11. См.: Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Т. 2. С. 157-208.
12. Французский ежегодник, 1988. М.: Наука, 1990. С. 149.
13. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. 2-е изд. Т. 1. М., 1989. С. 326.
14. Французский ежегодник, 1988. С. 149.
15. Подробнее о состоявшихся в Москве дискуссиях см.: Зуева К.П. Переговоры де Голля в СССР в 1944 г. // СССР и Франция в годы Второй мировой войны: Сб. статей. С. 218-236; Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. 2-е изд. М.: Междунар. отношения, 1980. С. 265-266.
16. Французский ежегодник, 1988. С. 150.
17. Советско-французские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Т. 2. С. 209.
18. Там же. С. 522..
19. См.: Антюхина-Московченко В.И. Шарль де Голль и Советский Союз. М: Книга, 1990. С. 225.
20. Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. С. 149.
Ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, кандидат философских наук Ковалевский Николай Федорович