Аннотация. В статье на основе архивных материалов описан жизненный путь известного советского учёного в области развития ракетного оружия академика Виктора Петровича Макеева. С использованием данных из открытых источников проанализирована роль В.П. Макеева как главного конструктора специального конструкторского бюро СКБ-385, ставшего впоследствии АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева», в создании модельного ряда советских баллистических ракет морского базирования. Сделаны выводы о том, что предложенные советскими конструкторами, и академиком В.П. Макеевым в частности, технические решения не уступали, а часто и опережали решения зарубежных разработчиков, позволили сохранить баланс сил сдерживания на исследуемом ретроспективном периоде.
Ключевые слова: морское ракетное вооружение; баллистические ракеты; главный конструктор; академик В.П. Макеев.
Summary. The paper presents the life path of Academician Viktor Petrovich Makeyev, a renowned Soviet scientist in the field of missile weapons development, based on archival materials. The article analyzes the role of Makeyev as the chief designer of the special design bureau SKB-385, which later became the Academician V.P. Makeyev State Rocket Center JSC, in the creation of a model range of Soviet sea-based ballistic missiles, using data from open sources. It is concluded that the technical solutions proposed by Soviet designers, and in particular Academician Viktor Makeyev, were not inferior to, and often were ahead of, the solutions of foreign developers. They enabled the maintenance of the balance of deterrence forces during the retrospective period under study.
Keywords: Naval missile weapons; ballistic missiles; chief designer; Academician Viktor Makeyev.
ИМЕНА И СУДЬБЫ
ТИХАНЫЧЕВ Олег Васильевич — заместитель начальника отдела управления перспективных разработок ЗАО «Техносерв А/С», кандидат технических наук, профессор Академии военных наук
АВТОР «БЕЗУМНЫХ ИДЕЙ И НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ»
100 лет со дня рождения академика В.П. Макеева
На берегу реки Оки, недалеко от того места, где Дмитрий Донской устроил смотр своим войскам перед Куликовской битвой, расположен район Коломны, который называется «посёлок Кирова». Здесь очень много частных домов. Что неудивительно: раньше на этом месте находилось старинное село Протопопово. Именно в нём 25 октября 1924 года в семье токаря с Коломенского машиностроительного завода Петра Ивановича Макеева родился мальчик, которого назвали Виктором. Никто тогда, конечно же, не мог предположить, что этот мальчик станет выдающимся советским учёным, главным конструктором ракетных комплексов морского базирования.
В 1930 году семья Макеевых переехала в Москву. Через год Виктор пошёл в филёвскую среднюю школу № 63. Окончив 7 классов, он начал свой трудовой путь. В 1939 году Виктор Макеев был принят на работу учеником чертёжника на авиационный завод № 22 в Филях. В ноябре 1941-го эвакуировался вместе с семьёй и с заводом в Казань. Работал там в конструкторском бюро Николая Николаевича Поликарпова конструктором 3-й, затем 2-й категории в группе разработки органов управления самолёта Пе-2. В 1942 году окончил экстерном среднюю школу и поступил на вечернее отделение Казанского авиационного института. Через два года, по возвращении в Москву Макеев был зачислен на третий курс дневного отделения самолётостроительного факультета Московского авиационного института, который окончил в 1948 году, получив квалификацию инженера-механика по самолётостроению.
Ещё студентом в составе группы Виктор Петрович Макеев попал на стажировку в специальное конструкторское бюро научно-исследовательского института НИИ-88, в отдел № 3, занимавшийся разработкой дальних баллистических ракет. Возглавлял отдел Сергей Павлович Королёв, который и заприметил талантливого студента.
В 1948—1949 гг. Макеев работал в проектном бюро отдела № 3, где принимал участие в разработке ракеты Р-2. Позже он участвовал в создании оперативно-тактической ракеты Р-11 и первой морской баллистической ракеты Р-11ФМ.
В 1950 году Виктор Петрович сменил профиль деятельности, стал инструктором отдела рабочей молодёжи ЦК ВЛКСМ. Но через два года, осознав, что общественная деятельность его интересует меньше, чем научная, он вернулся в строй конструкторов ракетной техники.
В 1955 году по предложению С.П. Королёва В.П. Макеев был назначен главным конструктором специального конструкторского бюро СКБ-385 (впоследствии КБ машиностроения, а позже — АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева»). С 1963 года он — начальник предприятия и главный конструктор, с 1977 года — начальник КБ машиностроения и генеральный конструктор. Под его руководством конструкторское бюро стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, сформировалась разветвлённая кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов, решавшая задачи разработки, изготовления и испытания ракетных комплексов для Военно-морского флота.
В КБ под руководством Макеева создавались комплексы стратегических ракет для атомных подводных лодок. Этой работе он отдал 30 лет своей жизни и добился феноменальных успехов. Напомним, что США на то время обладали приоритетом в части морского ракетного вооружения, баллистических ракет подводного старта. Двухступенчатая баллистическая ракета типа «Поларис» (UGM-27 «Polaris») с подводным стартом обеспечивала заброску моноблочной боевой части весом свыше 300 кг на дальность около 2000 км. Наши первые морские ракеты Р-11 и Р-13 сильно проигрывали ей в характеристиках, кроме того, они были ракетами надводного старта. Макеев, используя, как говорили его коллеги из окружения С.П. Королёва, «безумные идеи и нестандартные решения», в своём проекте Р-21 сначала догнал, а потом в Р-27 и Р-29 и превзошёл американцев, существенно увеличив дальность стрельбы морских баллистических ракет, разместив на них по нескольку боевых блоков, но сохранив заданные габариты.
На счету В.П. Макеева было много оригинальных разработок. Под его руководством созданы: первая отечественная ракета с подводным стартом, первая ракета с заводской заправкой топливом, первая морская межконтинентальная ракета, первая морская межконтинентальная ракета с разделяющейся головной частью, баллистические ракеты с азимутальной астрокоррекцией, бортовыми цифровыми ЭВМ и средствами преодоления противоракетной обороны. Он был главным конструктором оперативно-тактической ракеты Р-17, а также единственной в мире противокорабельной баллистической ракеты. Большинство советских атомных подводных лодок стратегического назначения того периода вооружались ракетами В.П. Макеева.
Научные заслуги Виктора Петровича неоднократно отмечались коллегами и государством. Он — дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), академик Академии наук СССР (1976), лауреат Ленинской премии (1959), трёх Государственных премий СССР (1968, 1978, 1983), награждён золотой медалью Академии наук СССР имени С.П. Королёва (1974).
Кроме занятий наукой, Виктор Петрович Макеев был ещё и государственным человеком, активно участвовавшим в общественной жизни страны. С 1966 по 1985 год он избирался депутатом Верховного Совета СССР.
В 1991 году имя академика Макеева получила организация, которую он столько лет возглавлял: АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева». Были учреждены премия его имени в Российской академии наук, стипендии его имени во многих высших учебных заведениях страны. Федерация космонавтики страны учредила медаль имени академика РАН В.П. Макеева.
Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года, в день своего 61-летия. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Памятники и памятные знаки В.П. Макееву установлены в Москве, Миассе, Златоусте, Челябинске, посёлке Нёнокса Приморского района Архангельской обл. Его именем названы проспект в Миассе, судно Северного флота ВМФ России. И, конечно, коломенцы тоже бережно хранят память о своём земляке. В его честь названа одна из улиц города, установлен памятник конструктору.
В Коломне есть ещё один памятник академику В.П. Макееву, хотя не все об этом догадываются. В центре города, возле Музея боевой славы установлены три ракеты. Самая высокая из них — ракета комплекса Р-17, более известного как «Скад» (Scud-B) — была разработана в КБ В.П. Макеева.