ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
«Работа страшно захватила нас. Экспериментальный самолЁт был выстроен в два месяца…»
100 лет назад в воздух поднялся первый советский истребитель И-1
Развитие самолётостроения в дореволюционной России было прервано Гражданской войной и иностранной интервенцией. Но в стране оставалось много энтузиастов авиационного дела во главе с Н.Е. Жуковским. В числе русских авиационных специалистов «переходного периода» был и Николай Николаевич Поликарпов. Выходец из семьи сельского священника, ставший авиационными инженером, он с 1916 года работал на Русско-Балтийском заводе в Петрограде, где под руководством И.И. Сикорского участвовал в постройке тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец». С 1918 года Поликарпов – ведущий сотрудник технического отдела Государственного авиационного завода № 1 (ГАЗ-1) (бывший завод «Дукс»), с 1922 года возглавлял этот отдел, ставший конструкторским бюро. С февраля 1923 года он работал в конструкторском отделе Главного управления объединённых авиационных заводов.
В то время одной из важных задач, поставленных Главным управлением Красного Военно-воздушного флота (Главвоздухофлот), являлось создание самолёта-истребителя. Решением этой задачи Поликарпов занялся со всей энергией. Первоначальный вариант, названный конструктором ГУВП-23, он спроектировал по схеме стандартного биплана. Но вскоре конструкторская мысль привела его к тогда необычному проекту истребителя-моноплана, названному им И-1 («истребитель первый»). Это был одномоторный одноместный лёгкий свободнонесущий низкоплан с неубирающимся в полёте шасси и открытой кабиной пилота. Непосредственное проектирование И-1 (рабочий вариант – ИЛ-400: истребитель с двигателем «Либерти» мощностью 400 лошадиных сил) началось в марте 1923 года.
Строили самолёт в помещении заготовительного производства ГАЗ № 1. Активную помощь Поликарпову оказывали заведующий производством завода И.М. Косткин и ряд инженеров ГАЗ № 1. Впоследствии конструктор вспоминал: «Работа страшно захватила нас. Экспериментальный самолёт был выстроен в два месяца, причём постройка шла по ночам, так как днём мы работали каждый на своей работе». История завода, ныне вновь носящего имя «Дукс», сохранила имена и других участников создания И-1. Это авиационные инженеры Ю.Г. Музалевский. С.Т. Плотников, В.А. Тисов, Н.П. Тряпицын, И.Д. Тряпичников, В.Я. Яковлев, В.Д. Яровицкий.
И-1 (ИЛ-400) поднялся в воздух 15 августа 1923 года. Пилотировал его известный лётчик Константин Арцеулов. Полёт завершился преждевременно из-за технических неполадок, но перспективность проекта открывала дорогу для его дальнейшего конструкторского воплощения. В 1924 году на доработанном И-1 (ИЛ-400б, ИЛ-2) успешно летали Арцеулов и Аркадий Екатов, а Михаил Громов первым выполнил на нём весь комплекс пилотажных фигур. Всего было создано более 400 И-1 и его модификаций. Начало оснащению военной авиации СССР истребителями собственного производства было положено.
Затем Н.Н. Поликарпов, возглавивший собственное КБ, руководил созданием истребителей И-15, И-16, И-153, которые составили основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы, хорошо проявили себя в вооружённых конфликтах на озере Хасан и реке Халхин-Гол, в небе Испании и Советско-финляндской войне 1939–1940 гг. Но на смену им уже шли новые типы истребителей – Як-1 (А.С. Яковлева), ЛаГГ-3 (С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова), МиГ-3 (А.И. Микояна и М.И. Гуревича). Знаменитым стал учебный самолёт, созданный Поликарповым, – У-2, после смерти конструктора (1944) получивший наименование По-2 и широко применявшийся в Великой Отечественной войне как лёгкий ночной бомбардировщик; в различных модификациях серийно выпускался до 1953 года. Всего Н.Н. Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов.
За выдающийся вклад в развитие советского самолётостроения Н.Н. Поликарпов был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1940), двух Сталинских премий первой степени, двух орденов Ленина и ордена Красной Звезды.
Публикация Н.Ф. Ковалевского