Западный Сибирский военный округ (1865—1882 гг.): страницы истории
Аннотация. В статье освещается история Западного Сибирского военного округа в контексте проведения российских военных реформ 1860—1870-х годов и развития внешнеполитической обстановки.
Summary. The article highlights the history of the Western Siberian Military District in the context of Russian military reform of the 1860-1870-ies and the development of foreign policy situation.
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
АВИЛОВ Роман Сергеевич — научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, главный библиотекарь Научной библиотеки Дальневосточного федерального университета, кандидат исторических наук
(г. Владивосток. E-mail: avilov-1987@mail.ru)
Западный Сибирский военный округ (1865—1882 гг.): страницы истории
В «Военно-историческом журнале» № 12 за 2013 год и № 7 за 2014 год были опубликованы обзорные статьи по истории Восточного Сибирского и Сибирского военных округов. Хотелось бы продолжить этот цикл, обратившись теперь к Западному Сибирскому военному округу, история которого в литературе фактически ещё не находила отражения.
Общеизвестно, что военно-окружная реформа изначально входила в состав комплексного плана преобразований российских военных сил, доложенного императору Александру II военным министром Д.А. Милютиным 15 января 1862 года, а основной идеей всех преобразований были децентрализация и упрощение системы военного управления. В тот же день Александр II одобрил предложения Военного министерства, и началась планомерная разработка «Положения о военно-окружных управлениях», которое должно было лечь в основу всех создававшихся в Российской империи военных округов1.
Однако начавшиеся волнения в Варшаве, переросшие затем в Польское восстание 1863 года, привели к тому, что военно-окружную реформу пришлось начать ещё до завершения работы над этим основополагающим документом. Поэтому внедрение военно-окружной системы на территории Российской империи прошло несколько этапов.
1-й этап (июль 1862 г. — апрель 1864 г.). Экстренное начало создания военных округов: в июле 1862 года — Варшавского, Виленского и Киевского, в декабре — Одесского и в апреле 1864 года — Рижского, сопровождавшееся введением соответствующих нормативно-правовых документов. Примечательно, что вынужденно ускоренное начало внедрения военно-окружной системы имело тот плюс, что позволило провести апробацию новой системы в буквальном смысле в боевых условиях. Значительная часть выявленных при этом недостатков была устранена при завершении работы над «Положением…», что сделало этот документ более основательным и конкретным.
2-й этап (август 1864 г. — начало 1865 г.). С введением 6 августа 1864 года в действие «Положения…» были созданы ещё 5 военных округов: Петербургский, Финляндский, Харьковский, Московский и Казанский, а также начата унификация системы управления уже существовавших военных округов2. При этом продолжалась доработка «Положения…» для возможности применения его к остальным, ещё не охваченным военно-окружной системой территориям империи.
3-й этап (вторая половина 1865 г.). Александр II 6 августа 1865 года утвердил дополнения к «Положению о военно-окружных управлениях», издав указ об образовании Кавказского, Оренбургского и двух Сибирских военных округов3. Это стало началом внедрения системы военно-окружного управления на оставшейся, наиболее специфической части территории Российской империи Примечательно, что по причине существенных стратегических, территориальных, административных, этнографических и экономических отличий данных территорий изначально к созданию вышеуказанных четырёх округов планировалось приступить лишь «по окончательном устройстве округов Европейской России»4. Впоследствии количество военных округов в России периодически менялось в зависимости от внешне- и внутриполитических факторов.
Таким образом, Западный Сибирский военный округ был создан только на 3-м этапе реформы. Принципиально важным является то, что в записке военного министра «Главные основания предполагаемого устройства военного управления по округам», представленной императору в начале мая 1862 года, прямо указывалось, что «естественная необходимость децентрализации до некоторой степени высказалась у нас уже тем, что окраины Империи — Кавказ, Оренбургский край, Западная и Восточная Сибирь — образовывали особые территории, как бы округа, с самостоятельными управлениями, до известной степени освобождёнными от мелочной опеки министерства»5. «Для создания военных округов, — пояснял Д.А. Милютин, — мы имели уже готовый образец не в иностранных государствах, но в устройстве наших же окраин, где с давнего времени существовала местная военная власть, достаточно самостоятельная не только для обычного в мирное время ведения дел, но и для распоряжений военного времени, не обращаясь по всякой мелочи к центральной власти в Петербурге, — власть, объединяющая в себе начальствование и над войсками, полевыми и местными, и над местными органами хозяйственными. Приходилось только регулировать то, что уже существовало, т.е. выработать такие положения, которые точнее и правильнее определили бы власть и круг действий как главного начальника округа, так и подчинённых ему специальных отделов окружного управления: интендантского, артиллерийского, инженерного, военно-медицинского и т.д.»6.
После введения 6 августа 1864 года в действие «Положения…» в Военном министерстве приступили к рассмотрению вопроса о применении его к Кавказу. К концу года проект варианта «Положения…» для Кавказа был доложен императору и по его распоряжению направлен главнокомандующему Кавказской армией для доработки на месте. Вскоре после этого в столицу прибыл генерал-губернатор Восточной Сибири М.С. Корсаков с очередными проектами административно-территориального переустройства Дальнего Востока, которые ему было поручено доработать в рамках концепции проводимой реформы.
Он представил их в начале 1865 года. В это время в Петербурге находились командующие войсками: Западной Сибири — А.О. Дюгамель и Оренбургского края — Н.А. Крыжановский. Поэтому Д.А. Милютин передал им проект Корсакова. После высказанных мнений были разработаны проекты общих для трёх округов — Западного Сибирского, Восточного Сибирского и Оренбургского — дополнительных правил о порядке применения к ним местного военного управления, введённого «Положением…» от 6 августа, включая проекты штатов всех управлений и расчёты стоимости вновь учреждаемых округов. Эти документы вместе с полученным с Кавказа доработанным проектом «Положения…» и штатов для Кавказского военного округа были переданы для итоговой доработки и согласования с уже существующими общими постановлениями в Военно-кодификационную комиссию, где и были выработаны окончательные редакции «Положения…» для четырёх формируемых военных округов. Следует отметить, что разработанные для двух сибирских военных округов варианты адаптации «Положения…» оказались достаточно простыми и в результате были оформлены как свод дополнений и изменений по некоторым статьям «Положения…» от 6 августа 1864 года7.
6 августа 1865 года Александр II утвердил дополнения к «Положению…» вместе со всеми необходимыми штатами и табелями, в которых повелел «для местного управления военными силами и учреждениями на Кавказе, в Оренбурге, Восточной и Западной Сибири образовать военные округа: Кавказский, Оренбургский, Восточный и Западный Сибирские»8. Официально округ назывался именно «Западный Сибирский военный округ» и лишь впоследствии, как и в случае с Восточным Сибирским военным округом, его название начали писать и так: «Западно-Сибирский военный округ», по аналогии с созданным ещё в 1822 году и существовавшим параллельно Западно-Сибирским генерал-губернаторством. В результате в документах фигурируют оба наименования — в зависимости от авторов.
Западный Сибирский военный округ территориально совпадал с соответствующим генерал-губернаторством, в состав которого входили территории: Семипалатинская область, Область сибирских киргизов, Томская и Тобольская губернии. Столицей нового округа стал Омск — главный город одноимённого генерал-губернаторства9. Должности командующего войсками округа и генерал-губернатора также объединялись в руках одного человека, которым стал западно-сибирский генерал-губернатор генерал от инфантерии А.О. Дюгамель10. Начиная с 1868 года командующий войсками округа являлся также наказным атаманом Сибирского казачьего войска.
В округе была введена типовая структура военно-окружного управления, утверждённая «Положением…» от 6 августа 1864 года11, с незначительными изменениями, характерными для многих военных округов периферийной части империи. Это прежде всего отсутствие самостоятельной должности окружного инспектора военных госпиталей, обязанности которого «вследствие громадности расстояний, на которых разбросаны госпитали», были возложены на начальников местных войск в губерниях и областях, т.е. в Области сибирских киргизов и Семипалатинской области — на военных губернаторов, а на остальной территории округа — на начальника окружного штаба12.
На месте реформа была проведена летом — осенью того же 1865 года. С открытием новых управлений ликвидировались старые военно-административные органы: штаб войск Западной Сибири, управления начальника артиллерии Западной Сибири, конно-артиллерийской бригады Сибирского казачьего войска, начальника инженеров в Западной Сибири, а также Омские полевая провиантская и комиссариатская комиссии. Для хранения предметов вещевого довольствия и госпитального имущества в округе из Омского вещевого магазина упраздняемой комиссариатской комиссии был сформирован Омский интендантский склад. С упразднением Омской полевой провиантской комиссии заведование продовольственными магазинами в округе переходило в ведение окружного интендантского управления. Причём особо отмечалось, что «к учреждению новых военно-окружных управлений и к преобразованиям по интендантской части приступить неотлагательно, так, чтобы к 1 сентября сего года все вновь образуемые управления и интендантские учреждения вполне открыли свои действия, а упраздняемые были закрыты»13.
Наряду с военно-окружной реформой в Западной Сибири проводилось и преобразование войск. Вся необходимая для этого нормативно-правовая база тоже была утверждена императором 6 августа 1865 года14. В ходе него, «применяясь к общему устройству местных войск в Империи и соображаясь с некоторыми особенностями местной службы», были реформированы местные войска с их управлениями. В округе формировались 71-й Омский резервный батальон, Тобольский и Томский губернские батальоны, а также местные и конвойные команды15. Пехотный резервный батальон формировался на основе Высочайше утверждённого 4 августа 1864 года «Положения о резервных батальонах»16 по соответствующему штату, губернские батальоны и местные команды — на основе утверждённого тогда же «Положения о губернских батальонах и уездных командах». В отношении состава губернских батальонов Западного Сибирского округа установлен их штат в 900 рядовых. Местные и конвойные команды существовавший штат сохранили, а Томская местная команда упразднялась с распределением её нижних чинов в другие местные команды.
Губернские батальоны следовало привести в определённый для них штат с распределением, по назначению командующего войсками округа, остающихся лишними нижних чинов в Западно-Сибирские линейные батальоны и в другие местные части округа. Постоянный состав резервного пехотного батальона в Омске формировался «по особому распоряжению».
В плане управления местные войска теперь были подчинены: в губерниях Тобольской и Томской — начальнику штаба округа через посредство губернских воинских начальников, а резервный батальон — ему же напрямую; в Области сибирских киргизов — командующему войсками области. При губернских воинских начальниках для этих целей создавались специальные управления, а при начальнике окружного штаба для делопроизводства по местным войскам — Управление начальника местных войск Тобольской и Томской губерний. Военным губернаторам Семипалатинской области и Области сибирских киргизов были определены также обязанности и права начальника местных войск в округе, «но вместе с тем они исполняют и всё определённое по местным войскам для губернских воинских начальников». Профильное делопроизводство сосредоточивалось в штабах соответствующих областей. Должность начальника местных войск Западной Сибири упразднялась17. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исторический очерк деятельности военного управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования Государя Императора Александра Николаевича 1855—1880 гг. СПб., 1880. Т. 4. С. 5, 8, 9.
2 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. (ПСЗ РИ II.) Т. 39. № 41162; Приказ военного министра № 228 от 10 августа 1864 г.
3 ПСЗ РИ II. Т. 40. № 42368; Приказы военного министра № 278, 279 от 6 августа 1865 г.
4 Столетие Военного министерства 1802—1902. Т. 1. Исторический очерк развития военного управления в России. СПб., 1902. С. 492; Объяснительная записка к дополнительным Положениям и штатам, по применению военно-окружного устройства к округам: Кавказскому, Оренбургскому, Западному и Восточному Сибирским // ПСЗ РИ II. Т. 40. № 42368.
5 Зайончковский П.А. Военные реформы 1860—1870 гг. в России. М., 1952. С. 85, 86.
6 Военные реформы императора Александра II // Вестник Европы. 1882. Т. 1(93). С. 26.
7 Объяснительная записка… // ПСЗ РИ II. Т. 40. № 42368; Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX — начала ХХ веков: Монография. Омск, 2004. С. 226.
8 ПСЗ РИ II. Т. 40. № 42368; Приказ по военному ведомству № 279 от 6 августа 1865 г.
9 Приказ по войскам сухопутным и морским Восточного Сибирского военного округа № 403 от 29 августа 1865 г., приложения.
10 Расписание сухопутных войск, исправленное по 25 ноября 1867 г. СПб., 1867. С. 252.
11 Подробнее см.: Авилов Р.С. Восточный Сибирский военный округ (1864—1884 гг.): страницы истории. // Воен.-истор. журнал. 2013. № 12. С. 3—9.
12 ПСЗ РИ II. Т. 39. № 41162; Т. 40. № 42368.
13 Там же. Т. 40. № 42368.
14 Там же. № 42369, 42371.
15 Там же. № 42369, 42452.
16 Там же. Т. 39. № 41166.
17 Там же. Т. 40. № 42369.