XXI век: новая жизнь экспозиции великого хирурга
Аннотация. Статья рассказывает о трагической судьбе и предпринятых усилиях по возрождению музея, посвящённого жизни и деятельности выдающегося российского просветителя и практика-хирурга — Николая Ивановича Пирогова. Известные факты биографии и лечебной деятельности Пирогова авторы статьи дополнили несомненно интересными сведениями, почерпнутыми из документов по истории возрождения музея уже в нынешнее время.
Summary. The paper describes the tragic fate and efforts undertaken to resurrect the museum dedicated to the life and work of the outstanding Russian educationist and practicing surgeon Nikolai Pirogov. The authors added to the known facts of Pirogov biography and medical work unquestionably interesting information borrowed from documents on the museum revival in our days.
ВОЕННЫЕ МУЗЕИ МИРА
БУДКО Анатолий Андреевич — начальник Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, полковник медицинской службы запаса, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ
(Санкт-Петербург. E-mail: medmuseum@mail.ru);
БРИНЮК Надежда Юрьевна — научный сотрудник 44-го научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат исторических наук
(Санкт-Петербург. E-mail: brinyuk2013@yandex.ru);
XXI ВЕК: НОВАЯ ЖИЗНЬ ЭКСПОЗИЦИИ ВЕЛИКОГО ХИРУРГА
Возрождение Музея Н.И. Пирогова в анналах Военно-медицинского музея шло на протяжении многих лет. Жизнь и деятельность гения российской медицины Николая Ивановича Пирогова (1810—1881 гг.) всегда была объектом живого интереса не только в мировых научных кругах, но и среди обычных граждан, поскольку он являл собой пример уникального самородка, подвижника, силой своего упорства и самосовершенствования достигшего вершин лечебной профессии. Участник нескольких войн XIX столетия, выдающийся исследователь, анатом и хирург, Николай Иванович фактически стал основоположником отечественной военно-полевой хирургии и организации медицинского обеспечения войск, ввёл в практику врачевания методы и начала хирургической анатомии. В 1847 году, во время Кавказской войны Пирогов первым в мире применил обезболивание раненых и больных парами эфира на поле боя и тем самым стал одним из пионеров в Европе в применении наркоза при сложных операциях. Он ввёл в российской медицине использование гипсовой повязки для иммобилизации повреждённых конечностей, совершил множество важных для медицинской науки открытий. Многие результаты исследований Пирогова в области военной медицины не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Огромной заслугой Н.И. Пирогова является повсеместное применение женского ухода за ранеными и больными на театре военных действий, позволившее обеспечить правильно организованное лечение. С именем Пирогова связано возникновение Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о раненых — первой в мире организованной группы сестёр милосердия, отправившейся для оказания помощи воинам на фронт.
Кроме того, Николай Иванович был выдающимся педагогом и общественным деятелем. Имя Пирогова, одного из крупнейших представителей европейской медицины середины XIX века, навсегда осталось на знамени российских врачей и вписано золотыми буквами в историю России и Санкт-Петербурга1.
После состоявшегося в Москве весной 1881 года юбилейного чествования пятидесятилетия врачебной и научной деятельности великого русского хирурга и последовавшей 23 ноября того же года его смерти возникло одно из наиболее авторитетных медицинских объединений России — Русское хирургическое общество Пирогова. Его задачей стало объединение усилий российских хирургов в решении научно-практических вопросов медицины, а также проблем, касавшихся врачебного быта.
Через четыре года после создания общества графиней Е.А. Мусиной-Пушкиной была пожертвована в его пользу крупная по тем временам сумма денег — 60 тыс. рублей. Эти средства позволили начать строительство и обустройство необходимого обществу здания, в котором по предложению хирурга В.А. Ратимова, в то время приват-доцента Императорской Военно-медицинской академии (ИВМА), было решено создать музей, посвящённый хирургии, и в первую очередь — памяти великого русского хирурга Н.И. Пирогова. Музей впоследствии получил название «Хирургический музей Н.И. Пирогова», или просто «Пироговский музей». Он стал структурным подразделением общества, что в будущем оказало негативное влияние на его судьбу. При этом музей был уникальным символом признания гения отечественной медицины, великого русского врача и общественного деятеля со стороны его коллег, Российского государства и всей российской общественности.
Для строительства здания общества был использован участок земли неподалёку от ИВМА, при слиянии Невы и Большой Невки, где располагался старый, возведённый ещё в 1732 году, заброшенный интендантский амбар — «госпитальный провиантский магазин». 21 апреля (3 мая) 1895 года Военный совет передал его Русскому хирургическому обществу Пирогова. Чтобы приобрести этот участок, потребовалось вмешательство военного министра П.С. Ванновского и министра финансов С.Ю. Витте. Военный министр при том, что подведомственное ему министерство не являлось собственником участка, проникся идеей создания Пироговского музея и направил к министру финансов делегацию просителей во главе с начальником ИВМА, который оказал начинанию финансовую помощь и поддержку. Впоследствии по личному распоряжению П.С. Ванновского музею были переданы уникальные литографские камни, с которых печатался знаменитый Анатомический атлас Н.И. Пирогова.
Проект здания Русского хирургического общества Пирогова разработал известный петербургский архитектор В.А. Шретер, участвовавший в сооружении памятника Екатерине II перед Александринским театром, автор архитектурного решения многих особняков столицы. Уже 20 июня (2 июля) 1895 года составленный им проект был утверждён Петербургской городской думой, а 14(26) сентября прошла торжественная церемония закладки сооружения.
Строительство пошло быстро. В строительной комиссии, наблюдавшей за процессом возведения здания, участвовали отечественные медицинские светила: А.Л. Эберман, А.А. Троянов, А.А. Кадьян, Е.В. Павлов, Н.В. Склифосовский, М.С. Субботин, С.В. Владиславлев под председательством В.А. Ратимова. Через два года на берегу Невы было построено прекрасное каменное здание с надписью на фасаде «Русское хирургическое общество Пирогова», боковым крылом выходившее на Большой Сампсониевский проспект.
Прошло меньше двух десятилетий с момента образования общества, как оно обзавелось собственным просторным помещением, ставшим центром обмена опытом и научных изысканий членов общества, концентрации их научного наследия.
Торжественное открытие музея для посетителей состоялось 26 октября (7 ноября) 1897 года при огромном стечении народа, в присутствии официальных лиц, профессоров и студентов академии, медицинской общественности города. Здание имело два этажа с подвалами и центральной надстройкой с куполом. «На первом этаже центральной части находился восьмиугольный в плане вестибюль с гардеробами. Справа от него располагался зал заседаний, слева — музей. Над вестибюлем в двух этажах центральной части размещалась библиотека. Проходившая по второму этажу обходная галерея использовалась для коллекций. Постройка вписалась также в вытянутый вдоль берега комплекс монументальных сооружений Военно-медицинской академии»2.
В большом помещении зала для торжественных мероприятий могло поместиться до 600 человек. Специально для общества художник И.Е. Репин изваял гипсовые бюсты императора и императрицы, передал в библиотеку знаменитый бронзовый бюст Н.И. Пирогова, а также картину «Приезд Н.И. Пирогова в Москву».
Здание Русского хирургического общества Пирогова вскоре стало центром медицинской жизни Санкт-Петербурга. В нём проходили заседания российских медицинских обществ, работали съезды и конференции, назначались торжественные собрания. В 1910 году в здании были организованы праздничные мероприятия, посвящённые 100-летию со дня рождения Н.И. Пирогова. Здесь неоднократно выступали с докладами известные отечественные учёные: Н.А. Вельяминов, Р.Р. Вреден, В.А. Оппель, Н.В. Склифосовский, Г.И. Турнер и другие.
Музей Н.И. Пирогова состоял из пяти отделов. Первый рассказывал о жизни и деятельности самого хирурга. Второй был посвящён вопросам анатомии, третий — хирургической патологии, четвёртый — хирургическому инструментарию, приборам и средствам наркотизации, а также видам ранящих предметов, в пятом отделе были собраны письменные и художественные экспонаты, иллюстрировавшие историю развития отечественной хирургии.
В музее было собрано большое количество уникальных мемориальных экспонатов, относившихся к Пирогову. Среди них — дипломы, адреса, записные книжки, медали, карманный хирургический набор Пирогова, все четыре тома Атласа топографической анатомии с его пометками, письма, рукописи, истории болезней из его клиники, личные вещи. Эти экспонаты были сосредоточены в первом отделе музея. Во втором отделе были представлены анатомические работы Пирогова.
Музей постоянно пополнялся. В его фонды передавались в дар уникальные предметы от учеников и последователей Пирогова, людей, близких к отечественной медицине, просто интересовавшихся её историей. Много ценных экспонатов поступило от вдовы и сына Н.И. Пирогова — Александры Антоновны и Владимира Николаевича. Кроме того, фонды пополнялись мемориальными предметами, рукописями, инструментами других выдающихся отечественных хирургов. Музей получил значительный комплекс материалов по военно-полевой хирургии с Англо-бурской войны 1899—1902 гг., Русско-японской войны 1904—1905 гг. и т.д.
Пироговский музей «был не только средоточием уникальных музейных предметов, но и прежде всего подлинным центром общения медицинского сословия, местом, где под сенью памяти Пирогова проходили самые престижные форумы, общероссийские съезды врачей, заседания различных врачебных обществ, где постоянно билась живая научная жизнь»3.
Во время Первой мировой войны в залах музея был развернут лазарет, поэтому экспозицию убрали в хранилища. Затем произошли революции, в здании были размещены склад боеприпасов, общежитие. Русское хирургическое общество Пирогова оказалось в пассивной оппозиции к советской власти и, когда в 1922 году здание было ему возвращено, общество не имело ни средств, ни возможностей для содержания и возобновления деятельности музея. В 1930 году здание было передано Военно-медицинской академии, а музей подвергся разорению. Его экспонаты разошлись по различным коллекциям, были переданы в музеи академических кафедр или осели в личных собраниях, многие были безвозвратно утрачены. Процесс проходил хаотично, документов о судьбе большинства экспонатов не сохранилось. Часть из них в 1932 году вошла в коллекцию Военно-санитарного музея вместе с экспонатами многочисленных мелких музеев кафедр и медицинских организаций. Однако Военно-санитарному музею РККА просуществовать довелось недолго, и в 1935 году он был закрыт. Экспонаты этого музея постигла та же печальная участь, что и до этого — фонды Пироговского музея.
К началу Великой Отечественной войны в стране не имелось ни одного государственного музея медицинского профиля. Некоторые экспонаты прекративших своё существование музеев были спасены по инициативе различных лиц, забравших их либо на медицинские кафедры, либо в другие, не имевшие отношения к медицине музеи, либо в личные коллекции. Значительная часть экспонатов была утрачена. Отечественная история медицины была лишена «собственной материальной базы для исследований…»4. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
__________________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Геселевич А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова. М., 1976.
2 Николаева Т.И. Виктор Шретер. Иероним Китнер. СПб.: Коло, 2007. С. 72—74.
3 История военной медицины России: XIX — начало XX в. / Под ред. И.Ю. Быкова, В.В. Шаппо. 2-е изд., испр., доп. Т. 3. М.: Военное издательство; ВММ МО РФ, 2008. С. 467.
4 Будко А.А., Ивановский Ю.В. К 110-летию создания музея Русского хирургического общества Пирогова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. № 5. С. 56.