Вторая жизнь живописца Федотова

Аннотация. Статья посвящена военной службе и творчеству выдающегося русского художника П.А. Федотова.

Summary. The article is devoted to military service and the work of the outstanding Russian artist Pavel Fedotov.

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

 

АБРАМОВ Евгений Петрович — профессор кафедры оперативно-тактической подготовки Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, полковник в отставке, доктор исторических наук, доцент

(Санкт-Петербург. E-mail: svekla527@mail.ru).

 

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОПИСЦА ФЕДОТОВА

 

Имя выдающегося живописца и графика Павла Андреевича Федотова, одного из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве, вписано в историю отечественной художественной школы наряду с А.А. Ивановым и К.П. Брюлловым.

Художник-самоучка, он сумел привнести в жанровую живопись свои наблюдения за реальной жизнью, воплотив их в художественные полотна, отличавшиеся особенной точностью изображения. Умело вводя в бытовой жанр драматическую сюжетную линию, художник тем самым способствовал изобличению социально-нравственных пороков общества, что в его поздних работах перекликалось с острым чувством одиночества и даже обречённости. Тем не менее можно сказать, что благодаря П.А. Федотову жанровая живопись поднялась до уровня высокого искусства.

Однако немногие знают о периоде жизни выдающегося художника, связанном с учёбой в Первом Московском кадетском корпусе и десятилетней службой в лейб-гвардии Финляндском полку. А между тем его служба как одного из лучших командиров егерских рот, отличного строевика, умелого воспитателя, прекрасно образованного и деятельного офицера, любившего русскую армию и гордившегося её боевой славой, не может сегодня не вызывать интереса.

Павел Андреевич Федотов родился 22 июня (4 июля) 1815 года в Москве в семье солдата екатерининских времён, участника едва ли не всех кампаний и походов двух последних десятилетий XVIII века. Его отец, закалённый в боях честный и отважный воин, служивший в любимом Суворовым Апшеронском полку, выходя в отставку, получил чин поручика и дворянство1; это хотя и не спасло его от бедности, но дало возможность определить Павла в кадетский корпус, что было большим подспорьем для многодетной семьи. От отца Павел унаследовал чисто мужские черты характера, необходимые настоящему военному: стремление добиваться поставленной цели, повышенное чувство долга перед Отечеством, сдержанность, осознание, так сказать, своего места в строю.

В самом конце 1826 года, когда Павлу шёл одиннадцатый год, его привезли в Головинский дворец, где размещался кадетский корпус, получивший в 1834 году наименование Первого Московского. Здесь прошли отроческие годы и юность Федотова, именно здесь он почувствовал призвание к профессии художника.

Кадетские корпуса были слабостью и любимым детищем Николая I. В стенах кадетских корпусов, где начиналось воспитание будущих офицеров, царил военный уклад. В 6.00 производился подъём, с 8.00 — занятия в классах. Обязательными были ежедневные строевые учения. Все передвижения осуществлялись только строем и под барабан. В отпуск в воскресные и праздничные дни отпускали только москвичей, да и то лишь тех, кто не получил за неделю никаких взысканий. Имевший отличные успехи в учёбе и зарекомендовавший себя примерным поведением Федотов регулярно пользовался этим правом2.

Безусловно, жизнь в корпусе была суровой школой. В кадетской среде царила своя система взглядов, обычаев и нравственных норм. Вспоминая о кадетских годах, Федотов, уже будучи офицером, писал, «как трубки в нужниках курили, как подлецов до смерти били»3.

Следует отметить, что кадетские корпуса сыграли значительную роль в формировании русского офицерства. Их существование в России стало славной знаковой традицией. В кадетских корпусах воспитывались истинные сыны Отечества с развитым национальным чувством, любившие военную службу, считавшие профессию офицера своими призванием, способные к корпоративному единению и товарищеской взаимопомощи, стоявшие в интеллектуальном отношении на достаточно высоком уровне. Наряду с занятиями по физике, истории, французскому и немецкому языкам, словесности и риторике в кадетских корпусах изучались военные дисциплины: тактика, артиллерия, фортификация. Не были забыты гимнастика, фехтование, обучение танцам. Для повышения уровня строевой выучки обучавшихся привлекались лучшие офицеры-строевики из образцовых полков. Поэтому вполне закономерно, что, кроме выдающихся полководцев, флотоводцев и военачальников, кадетские корпуса воспитали целую плеяду учёных, писателей, поэтов, композиторов и художников, обогативших великую русскую культуру.

Одним из наиболее ярких представителей петербургского художественного мира первой половины XIX века являлся замечательный медальер, прекрасный скульптор и живописец, превосходный рисовальщик, воспитанник Морского кадетского корпуса Ф.П. Толстой. Огромный вклад в сокровищницу русского изобразительного искусства внёс воспитанник Александровского кадетского корпуса в Царском Селе и Морского кадетского корпуса морской офицер и художник-маринист А.П. Боголюбов. Произведения другого воспитанника Александровского и Морского кадетских корпусов — В.В. Верещагина ознаменовали собой принципиально новое явление в мировой батальной живописи.

Среди русских художников середины XIX века приобрело широкую известность имя друга П.А. Федотова — воспитанника Александровского кадетского корпуса в Царском Селе, а также 1-го кадетского и Пажеского корпусов талантливого рисовальщика, живописца и гравёра Л.М. Жемчужникова. Особенно значительную роль в формировании русской пластики сыграла творческая деятельность воспитанника 1-го Сибирского кадетского корпуса скульптора П.К. Клодта.

Можно назвать ещё немало выдающихся имён. Именно учёба в кадетском корпусе научила Павла Федотова, так же как и Михаила Лермонтова, учившегося в 1832—1834 гг. в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, стойко переносить тяготы и лишения военной службы, быть своими среди товарищей, упорно добиваться поставленной цели.

В 1832 году кадет проверял великий князь Михаил Павлович — командир отдельного гвардейского корпуса. Он с удовлетворением отметил, что воспитанники «стояли под ружьём хорошо, ружейные приёмы делали отлично, правильно и ловко»4. Получить такую оценку от Михаила Павловича, известного своей требовательностью к знанию устава, было непросто. Недаром, как-то будучи в хорошем настроении, император Николай I, заметив у одного солдата расстёгнутую пуговицу, шепнул: «Застегнись, великий князь идёт!».

В том, что корпус получил высокую оценку, была немалая заслуга и Павла Федотова, который не только являлся отличным строевиком, но и умело обучал других. В июле 1830 года его произвели в унтер-офицеры только что утверждённого так называемого малолетнего отделения, а двумя годами позже — в старшие унтер-офицеры гренадерской роты, затем — в фельдфебели5. Последний чин давал немалый вес и влияние в корпусе. Павел Федотов первенствовал во всём: и на занятиях по точным наукам, и в поле, и в учебных поединках на саблях и рапирах. Важнейшей из всех его незаурядных способностей была исключительная память. К числу увлечений Федотова в период учёбы в корпусе следует отнести прежде всего занятия живописью, а также игру на гитаре и флейте, пение, сочинение и исполнение романсов.

Разнообразие талантов кадета Федотова, кроме всего прочего, любившего сочинять стихи, невольно вызывает сравнение его с юнкером Лермонтовым, серьёзно увлекавшимся живописью.

В 1833 году в числе четырёх лучших выпускников Павел Федотов получил назначение в гвардию (позже его имя будет выбито золотыми буквами на мраморной доске в актовом зале корпуса)6. 3 октября 1833 года последовал высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин7. В январе следующего года прапорщик Федотов прибыл к месту службы в выбранный им лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в то время на Васильевском острове, на набережной Невы, между Морским кадетским корпусом (ныне Военно-морской институт имени Фрунзе) и Горным институтом и, что имело особое значение для Федотова, рядом с Академией художеств, в которой он через некоторое время после прибытия в полк стал посещать вечерние уроки рисования8. По гвардейской иерархии первенство держали кавалерийские полки — Конный, Кавалергардский (где служили аристократы и приравненные к ним) и лейб-гвардии Гусарский.

Финляндский полк, ставший гвардейским в 1811 году, уступал Преображенскому, Семёновскому и Павловскому полкам в престижности, тем не менее это был боевой полк, награждённый «за отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 г.» Георгиевским полковым знаменем.

Следует сказать, что служба в гвардии требовала от офицера значительных финансовых затрат для «пристойного содержания себя»9. Небогатому Федотову жить приходилось практически лишь на жалованье гвардейского прапорщика, составлявшее 600 рублей ассигнациями в год — 160 рублей серебром. По тем временам — достаточно большие деньги. Но и расходов было немало. Так, только обер-офицерские эполеты (от прапорщика до капитана) стоили около 70 рублей ассигнациями, серебряный офицерский шарф — 150, стоимость лошади составляла 70 рублей. Но всё это приобреталось не каждый год. Следует учесть, что при выпуске в гвардию офицер, кроме выдававшегося казённого обмундирования, получал специально на пошив формы тройное жалованье, а также годовой оклад в качестве пособия. Итого 750 рублей. Существовали также так называемые столовые и квартирные добавки. Последние, например, для обер-офицеров равнялись почти трети годового жалованья. Кроме того, ежегодно из личных средств императора выделялось 300 тысяч на содержание гвардии. Из указанной суммы будущий художник трижды получал пособия: в 1836 году — 230, в 1837 — 350 и в 1838 — 300 рублей10. Эти деньги в общем-то уходили на расходные материалы по живописи, а также на помощь отцу, впавшему к тому времени в нужду. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Кузнецов Э.Д. Павел Федотов. Л.: «Искусство», 1990. С. 3.

2 Там же. С. 20, 21.

3 Шкловский В.Б. Повесть о художнике Федотове. М.: «Молодая гвардия», 1965. С. 21.

4 Кузнецов Э.Д. Указ. соч. С. 29.

5 Дитерикс Л.К. Павел Федотов. Его жизнь и художественная деятельность // Некрасов, Островский, Федотов, Перов, Крамской: Биографические повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. Челябинск: «Урал LTD», 1999. С. 230.

6 Архангельская А.И. П.А. Федотов. М.: «Государственная Третьяковская галерея», 1952. С. 7.

7 Русский инвалид. 1833. 3 октября.

8 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 17. Оп. 190. Д. 1195. Л. 7.

9 Кузнецов Э.Д. Указ. соч. С. 41.

10 Там же. С. 39, 40, 42.