Воздухоплавательный кружок юнкеров Николаевского инженерного училища в 1909—1915 гг.
Аннотация. На основе отчётов Николаевской инженерной академии и училища и других источников впервые проанализированы создание и деятельность воздухоплавательного кружка юнкеров училища. Выявлены фамилии юнкеров, принимавших участие в его плодотворной работе, и тех, кто после окончания военно-учебного заведения связал своё дальнейшее профессиональное будущее с авиацией. Представлены результаты практической, издательской деятельности кружка по вопросам воздухоплавания.
Ключевые слова: Николаевское инженерное училище; история воздухоплавания; В.Ф. Найдёнов; воздухоплавательный кружок; юнкер; библиотека; историко-культурное наследие; С.П. Лупилин; М.Н. Волчанецкий; С.А. Ульянин; М.Е. Гартман; Я.Н. Шаров; Р.М. Политковский; Б.В. Корвин-Круковский; К.К. Вакуловский; Г.В. Слюсаренко; С.С. Сыхин.
Summary. Based on the reports of the Nikolayevsky Engineering Academy and Nikolayevsky Engineering School, as well as other sources, the creation and activities of the aviation circle of the school’s cadets are analyzed for the first time. The names of the young students who took part in its fruitful work and those who, after graduating from the military school, linked their professional future with aviation are revealed. The results of practical and publishing activities of the aeronautics club are presented.
Keywords: Nikolayevsky Engineering School; history of aeronautics; V.F. Naydyonov; aeronautical circle; cadet; library; historical and cultural heritage; S.P. Lupilin; M.N. Volchanetsky; S.A. Ulyanin; M.Ye. Gartman; Ya.N. Sharov; R.M. Politkovskiy; B.V. Korvin-Krukovskiy; K.K. Vakulovskiy; G.V. Slyusarenko; S.S. Sykhin.
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ПАНЧЕНКО Анатолий Михайлович — главный научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент
«РУССКАЯ УДАЛЬ ЕЩЕ НЕ ИССЯКЛА, И… БЛАГОДАРЯ ЕЙ РУССКОЕ ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ БЫСТРЫМИ ШАГАМИ ИДЕТ ВПЕРЕД»
Воздухоплавательный кружок юнкеров Николаевского инженерного училища в 1909—1915 гг.
Во второй половине XIX — начале XX века воздухоплавание постепенно становилось значимым и в Российской империи, и в её армии: «Волна увлечения воздухоплаванием захватила Россию»1. Но, как и любому новому делу, осознанию и принятию важности развития воздухоплавания необходимо было содействие. «…Этому могут помочь, — писал военный инженер полковник В.Ф. Найдёнов, — правильно и рационально организованные аэроклубы, специальная литература по этому предмету, организованные конкурсы, поощрение некоторых отраслей техники, приложимых в воздухоплавании, популярные и научные лекции, служащие первые — для широкого популяризирования воздухоплавания, а вторые — фундаментом будущих работ по воздухоплаванию лиц, желающих посвятить себя этому делу»2.
Одной из форм теоретического изучения и практического воплощения различных вопросов воздухоплавания была организация кружков3. Они создавались по инициативе студентов4 при содействии профессорско-преподавательского состава при высших учебных заведениях. Например, при Санкт-Петербургском5 и Юрьевском6 университетах, Императорском Московском техническом училище7, Томском технологическом институте8, институтах Санкт-Петербурга9 — Технологическом, Политехническом, Инженеров путей сообщения, а также вузах Вильны10, Тифлиса11 и Сибири12.
Многие кружки обладали достойной современной материально-технической базой. В их распоряжении были помещения, аэродинамические лаборатории и аэродинамические трубы, мастерские (столярные, слесарные, модельные), библиотеки, музеи.
В работе некоторых кружков принимали активное участие военнослужащие. Так, в состав комитета Виленского воздухоплавательного кружка в 1911 году вошли генерал от кавалерии П.К. фон Ренненкампф (почётный председатель комитета), генерал-лейтенант Р.Н. Флейшер, полковники Б.В. Адамович, Е.А. Милоданович, М.К. Ведекинд, подполковник В.И. Селицкий, штабс-капитан Р.Р. Шлейснер и др.
По инициативе командира 108-го пехотного Саратовского полка полковника Е.А. Милодановича устроили благотворительный концерт, а вырученные 150 рублей перечислили в бюджет кружка, имевшего библиотеку.
Активно и плодотворно теорией и практикой воздухоплавания занимались в военном ведомстве. 26 октября 1910 года был создан воздухоплавательный отдел при «Обществе ревнителей военных знаний»13. В том же году сотрудники отдела во время экскурсии в воздухоплавательном парке осмотрели построенный и опробованный дирижабль «Дукс». Пояснения давал его конструктор капитан А.И. Шабский. На экскурсии присутствовали 40 членов общества.
18 ноября 1910-го состоялось собрание этого общества, посвящённое обзору общего состояния отечественного воздухоплавания. Участники мероприятия отметили: «Мы щедро даем на почетные сабли иностранцам, на пострадавших от землетрясения в чужих краях, а на насущные нужды России денег у нас нет. Офицеры превосходно себя зарекомендовали, все новые и новые из них рвутся летать, и всех желающих не удовлетворить. Они показывают, что русская удаль еще не иссякла, и несомненно, что благодаря ей русское воздухоплавание быстрыми шагами идет вперед»14.
В Николаевской инженерной академии и училище идея создания воздухоплавательного кружка зародилась ещё в 1908 году: «Многие юнкера, увлекаясь замечательною победою, одержанною человеком над непокорною ему доселе стихиею, начали посещать аэродром, читать книги, а затем друг с другом обмениваться впечатлениями»15.
Не случайно в конце 1909 года с разрешения начальника академии и училища — заслуженного профессора, военного инженера генерал-лейтенанта Н.А. Крюкова — «составился воздухоплавательный кружок, с целью облегчить юнкерам ознакомление с вопросами воздухоплавания»16.
Каждый юнкер, изъявивший желание работать в кружке, зачислялся членом-кандидатом. Он обязывался подготовить и прочитать реферат на любую тему, относившуюся к воздухоплаванию и собственно кружку. После выполнения этого условия претендент с согласия членов кружка зачислялся в его действительные члены. В первый день в кружок записались 25 юнкеров, а к моменту выступления училища в лагерь их число возросло до 33. По единодушной просьбе всех членов кружка преподаватель академии и училища военный инженер полковник В.Ф. Найдёнов17 принял на себя звание почётного председателя кружка. Для ведения дел из числа его членов были избраны председатель — портупей-юнкер Н.С. Касперович и секретарь — юнкер С.В. Лебедев 2-й.
Выбор кандидатуры В.Ф. Найдёнова18 был осознанным: в академии он преподавал механику, начертательную геометрию, воздухоплавание, в училище — математику. Ранее, с 1899 по 1904 год, полковник исполнял обязанности библиотекаря академии и училища. При его непосредственном участии были подготовлены и изданы три части печатного систематического каталога военно-научной библиотеки Николаевской инженерной академии и училища19 (в её фонде имелись труды по истории, теории и практике воздухоплавания как самого В.Ф. Найдёнова, так и других авторов).
Деятельность кружка в 1909/10 учебном году20 — это проведение следующих мероприятий: в юнкерскую библиотеку по рекомендации В.Ф. Найдёнова были выписаны книги и журналы по воздухоплаванию; заслушаны подготовленные юнкерами рефераты: «Исторический очерк развития воздухоплавания и современное его состояние» (С.В. Лебедев 2-й); «Об аэростатах» и «Воздухоплавательные двигатели» (С.П. Лупилин); посещение членами кружка в 1910 года во время работы 1-й Санкт-Петербургской международной авиационной недели Коломяжского ипподрома (25 апреля — 2 мая; с присутствием при полётах и осмотром аэропланов), а также Международной выставки двигателей внутреннего сгорания, устроенной в столице 6—15 мая Русским техническим обществом.
В 1910 году на организованной аэроклубом в Михайловском манеже показательной выставке члены кружка представили станцию змеев системы полковника С.А. Ульянина, планер, модели, чертежи и другие экспонаты. После закрытия выставки экспертная комиссия признала стенд училища достойным награждения большой серебряной медалью. Однако чтобы «не вводить учебное заведение в общую конкуренцию»21, члены комиссии подготовили положительный отзыв в Главное инженерное управление — с ходатайством о поощрении членов кружка. С этого момента это учреждение стало выделять средства для мотивирования юнкеров, занимавшихся воздухоплаванием.
Во время летнего сбора в 1910/11 учебном году22 в числе действительных членов кружка были 13 юнкеров. На его заседаниях председательствовал Б.Я. Червинка, его помощником был С.П. Лупилин23. За этот период члены кружка посетили организованную Русским техническим обществом Первую международную воздухоплавательную выставку, проходившую в Михайловском манеже (Санкт-Петербург) с 10 по 27 апреля 1911 года.
В лагере были продемонстрированы сделанные юнкерами два планера, три воздушных змея24 системы подполковника С.А. Ульянина25, корзинки для подъёмов на них, две модели аэропланов и др.; устроены практические подъёмы змеев и полёты на планере. Были запущены шесть змеев с корзинкой, причём головной змей поднимался на высоту приблизительно 100 м. На планере летали юнкера М.Е. Гартман, Б.Я. Червинка и Я.Н. Шаров. Планер буксировался на верёвке и при скорости ветра около 12 м в секунду достигал высоты 11 аршин (7,82 м).
На заседаниях кружка прозвучали доклады: «Организация кружка. Развитие аэроплана», «Военное воздухоплавание и военный аэроплан» (С.П. Лупилин); «Двигатели внутреннего сгорания (воздухоплавательные двигатели)», «Устройство и свойства аэропланов» (М.Н. Волчанецкий); «Устойчивость аэроплана и попытки сделать ее автоматической» (К.К. Вакуловский).
В течение этого учебного года были устроены две экскурсии в Офицерскую воздухоплавательную школу (Волково поле) и на военный аэродром в г. Гатчине. Члены кружка приступили к постройке и оборудованию аэродинамической лаборатории. Кроме того, они посетили редакцию журнала «Вестник воздухоплавания»26, где планировали публиковать свои статьи и отчёты о работе кружка.
С.П. Лупилин написал труды: «Современные аэропланы»27 и «Аэроплан Луи Брегэ…»28. В конце своей второй книги он, мечтая о будущем воздухоплавания, писал: «Только тогда можно будет сказать, что воздух побежден и завоеван, когда механические сильные птицы, управляемые рукой человека, будут носиться над землей, не думая каждую минуту об ужасной катастрофе, об остановке двигателя, о случайной поломке и непроизвольном спуске на землю; когда эта птица перестанет вовсе бояться непогоды и будет спокойно реять в облаках, пока не пожелает опуститься на землю»29. После выхода этого издания один его экземпляр с подписью автора был передан им в библиотеку Николаевской военной академии и училища.
Второй труд С.П. Лупилина получил высокую оценку в журнале «Вестник воздухоплавания» в разделе «Библиография». «Автор, — отмечал рецензент, — в достаточной степени подробно останавливается на рассмотрении устройства крыльев, способов прикрепления их к корпусу, хвоста, шасси и прочих деталей аэроплана, а также и устанавливаемых на нем моторах, обильно иллюстрируя описание чертежами и рисунками. Помимо чисто описательной стороны автором даются разнообразные сведения практического характера, что делает книгу ценной для лиц, желающих всесторонне ознакомиться с аэропланом Брегэ»30.
В указанный период в составе кружка числились 13 действительных членов и 10 кандидатов в члены. Председателем кружка стал С.П. Лупилин, его помощником — Михайлов31, заведующим материальной частью кружка и библиотекарем — М.Н. Волчанецкий.
В 1911/12 учебном году32 с разрешения начальника академии и училища генерал-лейтенанта Н.А. Крюкова было построено помещение аэродинамической лаборатории, в которой собрали большую аэродинамическую трубу (всасывающую), установили бензиновый двигатель «Магнет» мощностью в 3,5 л.с., приводивший в движение центробежный вентилятор. В верхнем помещении имелись две малые трубы (горизонтально-нагнетающая и вертикально-всасывающая). Первая из них приводилась в действие электрическим вентилятором (правда, выяснилось, что скорость 10 м/с была недостаточной). Во время проведения опытов в ней удалось получить (по способу Д.П. Рябушинского) несколько вполне удачных аэродинамических результатов.
При посещении 28 февраля 1912 года училища императором Николаем II члены кружка выставили различные аппараты, книги, чертежи по авиации и воздухоплаванию, а также приборы. Обстоятельный доклад о назначении и цели последних представил Николаю II М.Н. Волчанецкий.
Во время лагерного сбора юнкера провели практические занятия со змейковой станцией и планерами. Змейковая станция пополнилась новыми воздушными змеями, были организованы подъёмы по заранее составленной инструкции, запущены семь змеев (поднималась корзина с балластом весом до пяти пудов). Наибольшая продолжительность пребывания змеев в воздухе составляла около двух часов. Был собран созданный предыдущим летом планер «Трио» и построен Р.М. Политковским, К.К. Вакуловским, Г.Н. Красовским и Г.В. Слюсаренко новый лёгкий бамбуковый планер. Подъёмы на них производились свободные и на оттяжках.
В течение учебного года слушались доклады: «Рекордная система и ее значение», «Роль кружка в жизни училища» (Р.М. Политковский); «Описание аэропланов» (М.Н. Волчанецкий).
Члены кружка активно сотрудничали с журналом «Вестник воздухоплавания». В 1911 году в нём были напечатаны статьи М.Н. Волчанецкого33, К.К. Вакуловского34, Г.Н. Красовского35, Р.М. Политковского36. В 1912-м в № 1 «Инженерного журнала» (Санкт-Петербург) был опубликован труд С.П. Лупилина «Аэроплан Луи Брегэ…».
Модельный отдел кружка пополнился рядом экспонатов, в т.ч. коллекцией рёбер и стоек аэропланов, материи аэропланов и аэростатов, фотографий летательных аппаратов Второго конкурса военных аэропланов (20 августа 1912 г.). Здесь же были представлены винты «Нармаль», «Интеграль» Шовьера, модели аэропланов «Депердюссен» и «Ньюпорт», чертежи работы бензинового двигателя «Rep.» и двигателя «Гном».
Состоялись экскурсии в занимавшую четыре этажа аэродинамическую лабораторию Санкт-Петербургского политехнического института императора Петра I37, Офицерскую воздухоплавательную школу (г. Гатчина), лагерь воздухоплавательного парка в д. Салюзи под Гатчиной — для осмотра военных аэростатов; на расположенный в столице корпусной аэродром — для осмотра летательных аппаратов Второго конкурса военных аэропланов и дирижабля «Кобчик».
В кружке состояли 18 действительных членов и 38 кандидатов. Об уважительном отношении к бывшим коллегам по кружку говорит тот факт, что после окончания училища некоторые из них причислялись к числу почётных членов. К 15 таковым в том учебном году добавились ещё трое: подпоручики С.П. Лупилин, А.В. Актов и Михайлов.
В 1912 году библиотека кружка выписывала девять периодических изданий: «Вестник воздухоплавания», «Воздухоплаватель», «Техника воздухоплавания», «La vie au grand air», «La technique aéronautique», «Lʼaérophille», «La Revue de I’aviation», «Motorvagen» и «Flugtechnique».
В 1912/13 учебном году38 в кружке были 19 действительных членов и 10 членов-кандидатов под председательством Р.М. Политковского (его помощник — К.К. Вакуловский). С 1 октября 1912 по 1 мая 1913 года деятельность кружка носила чисто теоретический характер, и работы производились в лаборатории, обустройство которой почти закончили. Здесь находились большая аэродинамическая труба (d = 60 см), всасывающий вентилятор, приводившийся в движение двигателем внутреннего сгорания (5 H.P.), малая аэродинамическая труба (d = 25 см), нагнетательный вентилятор (электродвигатель 1/16 H.P.). Ввиду неисправности двигателя большой трубой воспользоваться не пришлось, и все работы проводились в малой трубе.
Продолжались опыты прошлого года. Довольно хорошие спектры удалось получить с некоторых геометрических тел, а также с профилей поверхностей аэропланов «Ньюпорт», «Блерио», «Брегэ» и «Гаккель» (моноплан) по способу Д.П. Рябушинского. При этом руководствовались трудами Н.Е. Жуковского (Теоретические основы воздухоплавания. М., 1912) и Д.П. Рябушинского (Bulletin de Iʼinstinut Aerodynamique de Koutchino. M., 1906).
Проводились опыты и над моделями винтов, которые испытывались как в спокойной среде на весах Ренара — Рябушинского (их сделали члены кружка), так и в струе воздуха в малой трубе. Главной задачей стало повторение опытов, уже произведённых Г. Эйфелем, Н.Е. Жуковским в лабораториях Императорского технического училища и университета, а также Д.П. Рябушинским. Цель — на практике ознакомиться с их методами и общим ходом опытов.
Во время лагерного сбора юнкера проводили практические занятия со змейковой станцией и планером. На последний обратили главное внимание. Являясь недорогим и легко изготовленным собственными средствами прибором, планер в то же время давал возможность наглядно изучать скользящий полёт, а также практиковаться в нём. К середине июня планер был готов, и после точной регулировки начались его полёты. Их совершали на оттяжках, но иногда обходились и без них.
Результаты опытов признали удовлетворительными, и на последнем заседании кружка решили продолжить их во время следующего лагерного сбора в более широком масштабе, а все подготовительные работы произвести в зимний период.
Подъёмы змейковой станции полностью не проводились. Во-первых, подъёмы наблюдателя-юнкера были запрещены, следовательно, терялась главная цель. Во-вторых, в материальной части станции не хватало некоторых предметов, и пополнить их кружок не имел возможности.
Тогда же были подготовлены и прочитаны доклады: «Кружок, его организация и роль в жизни училища» (К.К. Вакуловский) и «Элементарный расчёт аэроплана» (Б.В. Корвин-Круковский).
Музей кружка пополнился коллекциями скреплений аэропланов «Ньюпорт» и «Сикорский-6»; частей аэроплана «Русский витязь» И.И. Сикорского (лонжерон, стойки и др.) и планера, а также образцами материй аэропланов Сикорского, «Ньюпорт», «Райт», «Брегэ»; альбомом работ воздухоплавательного кружка и фотографией с Международного конкурса на лучшую модель военного самолёта (сентябрь 1913 г.).
Состоялись экскурсии в г. Гатчину (Авиационная школа; провели поручики А.В. Панкратьев39, Н.Н. Данилевский40), аэродромы — Комендантский (осмотрели строившийся аэроплан И.И. Сикорского «Русский витязь»; объяснения давал конструктор и пилот Г.В. Алехнович41) и Корпусной (аэропланы, представленные на Международном конкурсе на лучшую модель военного самолёта), а также в Гребной порт императора Александра III (гидро-аэроплан И.И. Сикорского) и Авиационный отдел Русско-Балтийского завода.
В кружке числились 25 действительных членов и 16 членов-кандидатов. 19 июля председателем кружка 23 голосами избрали К.К. Вакуловского. В число почётных членов ввели подпоручиков Р.М. Политковского, Д.К. Жваликовского, И.П. Клобукова, Б.В. Стрекалова, В.П. Станицкого, С.Е. Пудкевича.
В 1913 году библиотека выписывала журналы «Вестник воздухоплавания», «Воздухоплаватель», «Техника воздухоплавания», «Аэро-автомобильная жизнь» и «La technique aëronautique». В её фонд были пожертвованы 10 книг.
В 1913/14 учебном году42 занятия носили теоретический характер. На отпущенную в тот период денежную сумму постановлением общего собрания под председательством К.К. Вакуловского решили: дополнить лабораторию; отремонтировать старые приборы; доукомплектовать имевшийся инструмент; пополнить книжный фонд библиотеки. Были приобретены: инструменты для работы в лаборатории; анемометр43; вентилятор мощностью в 1/16 л.с.; реостат и проводники к нему; змейковый метеорограф системы полковника В.В. Кузнецова; вольт-амперметр; мотор Изария постоянного тока.
В результате замены старой аэродинамической трубы на новую скорость воздуха достигала в ней 16 м/с. «Ветрянка», рассчитанная и построенная юнкером В.Л. Моисеенко, приводилась в действие электрическим мотором мощностью ¾ л.с.
Для испытания трубы были изготовлены несколько поверхностей. Чтобы облегчить чтение сообщений, приобрели эпидиаскоп. Змейковая станция пополнилась лебёдкой и змеем системы полковника С.А. Ульянина, старые змеи привели в порядок.
Для осуществления массовых полётов на планерах решили к началу лагерного сбора подготовить части для двух из них. Соответствующие расчёты и рабочие чертежи сделали В.Л. Моисеенко и С.С. Сыхин, а составные части планеров выполнили С.П. Стебловец-Федяй, Б.Н. Юдин, С.А. Порапонов и И.С. Бобровский. За исполнение этих работ вышеперечисленных юнкеров по постановлению общего собрания кружка зачислили в состав его действительных членов.
В 1914 году Главное военно-техническое управление ассигновало 1100 руб. на оборудование лаборатории и практической станции кружка. Кроме того, ему отвели комнату, в которой установили необходимые приборы, устроили библиотеку (более 200 томов книг и журналов).
Во время лагерного сбора члены кружка приступили к сборке двух планеров, при этом были сделаны поправки в расчётах и изменена конструкция планера № IV. Удалось закончить постройку и регулировку только планера № III, и то лишь к началу июля. Однако ввиду начала Первой мировой войны полётов не производили. Одновременно со сборкой планеров юнкера П.В. Рулев и Б.В. Корвин-Круковский приступили к созданию аэроплана, на котором предполагалось установить мотор мощностью 4,5 л.с. Произведённые расчёты аэроплана давали вполне осуществимые данные, но создать его не удалось.
Юнкера С.С. Сыхина избрали председателем кружка, а его почётными членами стали офицеры — выпускники училища подпоручики К.К. Вакуловский, В.Л. Моисеенко, В.П. Карпов, Б.В. Корвин-Круковский, П.В. Рулев. Позже вместо произведённого в подпоручики юнкера С.С. Сыхина председателем кружка был избран юнкер И.С. Бобровский (С.С. Сыхина избрали в почётные члены).
В 1914-м в библиотеку кружка поступали периодические издания: «Воздухоплаватель», «Автомобиль», «Аэро-автомобильная жизнь», «Aërophil»; «La technique aëronautique», «Motor», «Motorwagen», «Армия и флот» и «Известия Императорской Николаевской военной академии».
В отчётный период свои рефераты прочитали В.Л. Моисеенко («Продольная устойчивость») и Б.В. Корвин-Круковский («Двигатели внутреннего сгорания»).
Ввиду военного времени в 1914/15 учебном году44 юнкерам пришлось усиленно заниматься по программам ускоренных выпусков, поэтому занятий воздухоплавательного кружка не было.
Важно, что работа некоторых юнкеров в воздухоплавательном кружке определила их будущую военную профессию. Военными лётчиками стали М.Е. Гартман45, Я.Н. Шаров46, Р.М. Политковский47, Б.В. Корвин-Круковский48, К.К. Вакуловский49, Г.В. Слюсаренко50, С.С. Сыхин51 и др.
В целом деятельность воздухоплавательного кружка Николаевского инженерного училища в 1909—1915 гг. можно признать плодотворной (например, с момента его основания были заслушаны более 30 докладов). Успеху способствовали:
— внимательное отношение к созданию и деятельности кружка со стороны руководства академии и училища, профессорско-преподавательского состава, организаторов различных авиационных выставок, редакции журнала «Вестник воздухоплавания»;
— своевременное решение вопросов финансирования деятельности кружка;
— забота о создании современной материально-технической базы и оснащение её необходимыми атрибутами (помещение, лаборатория, приборы, библиотека, музей);
— неразрывная связь теории с практикой;
— наличие в фундаментальной библиотеке академии и училища, юнкерской и библиотеке кружка изданий по воздухоплаванию на русском и иностранных языках, что свидетельствовало о заинтересованности военно-учебного заведения в исследовании проблемы развития воздухоплавания за границей;
— изучение опыта деятельности подобных воздухоплавательных кружков в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы и других городов;
— плодотворная литературная деятельность членов кружка;
— высокие требования к вновь поступавшим участникам;
— систематическое привлечение к работе кружка новых членов:
— уважительное отношение к бывшим членам кружка.
Традиции военно-научной работы, заложенные в военно-учебных заведениях Российской империи, получили дальнейшее развитие. В советский и постсоветский периоды была и действует система работы военно-научных кружков по различным предметам обучения, как правило, при кафедрах под руководством опытных преподавателей.
Деятельность кружков предусмотрена распорядком дня в современных военно-учебных заведениях. Курсанты выступают с докладами на различных конференциях, пишут конкурсные работы, участвуют во всеармейских олимпиадах по различным предметам обучения, посещают музеи, выставки. Практикуется ежегодное проведение конференций кружков военно-научных обществ с поощрением наиболее отличившихся курсантов и публикацией сборников научных трудов. Так развивается успешно апробированная практика кружковой работы, весьма полезная для подготовки будущих офицеров Вооружённых сил Российской Федерации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Рынин Н.А. Новейшие успехи воздухоплавания (с 37 чертежами в тексте и с 8-ю отдельными таблицами чертежей). СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих (влад. А.Э. Коллинс), 1910. С. 2.
2 Найдёнов В.Ф. Аэроплан братьев Райт с приложением краткой теории аэропланов. 2-е изд., заново перераб. и доп. Изд. журн. «Воздухоплаватель». СПб.: Тип. В.А. Тиханова, 1909. С. 85.
3 [О воздухоплавательных кружках] // Воздухоплавание и спорт. 1909. № 1. С. 2; № 2. С. 3; Авиация и воздухоплавание в России в 1907—1914 гг. (Сборник документов и материалов под ред. В.А. Попова). Вып. 2. (1910 г.). М., 1968. С. 38.
4 А.Е. Воздухоплавательные кружки среди учащихся Петербурга // Библиотека воздухоплавания. 1910. № 3. С. 68, 69.
5 Университетский воздухоплавательный кружок // Там же. № 1. С. 71—73.
6 Воздухоплавательный кружок при Юрьевском университете // Там же. № 5. С. 61.
7 М.А. Воздухоплавательный кружок в Москве // Там же. № 6. С. 60, 61.
8 Заметка об организации воздухоплавательных кружков и аэроклубов в Сибири и о работе воздухоплавательного кружка Томского технологического института // Воздухоплавание и спорт. 1910. № 1. С. 6.
9 Отношение Всероссийского аэроклуба в Департамент полиции о существующих русских аэроклубах и воздухоплавательных обществах и кружках // Авиация и воздухоплавание в России в 1907—1914 гг. … Вып. 5. (1913 г.). М., 1972. С. 89—91.
10 Авиатор. Вильна [Виленский воздухоплавательный кружок] // Вестник воздухоплавания. 1910. № 12. С. 51, 52; [«В.К.»] Деятельность Виленского воздухоплавательного кружка // Там же. 1911. № 6. С. 47.
11 Кавказский воздухоплавательный кружок // Библиотека воздухоплавания. 1910. № 1. С. 77; Кавказский воздухоплавательный кружок // Там же. № 5. С. 65; Устав Кавказского воздухоплавательного кружка. Тифлис: Б.и., 1910.
12 Воздухоплавание в Сибири // Вестник воздухоплавания. 1910. № 17. С. 40, 41.
13 Воздухоплавательный отдел при «Обществе ревнителей военных знаний» // Там же. № 18—19. С. 61.
14 Собрание «Общества ревнителей военных знаний» // Там же. № 20. С. 44, 45.
15 Юнкерам Николаевского инженерного училища от старших товарищей. Пг.: «Т-во художественной печати», 1916. С. 52.
16 Николаевская инженерная академия и училище. Личный состав, распределение учебных и других занятий и прочие сведения. С 1-го октября 1909 года по 1-е октября 1910 года. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1910. С. 146.
17 Найдёнов Василий Фёдорович (1864—1925) — военный инженер, полковник; окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета (1889), офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка (1892), Николаевскую инженерную академию и училище (1898); младший офицер Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения (1892); репетитор в Николаевской инженерной академии и училище (1898). С 1900 г. читал лекции по воздухоплаванию в офицерском классе Учебного воздухоплавательного парка; после защиты диссертации (1901) — преподаватель в академии и училище; с 1904 г. — помощник командира Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона; в 1905 г. сформировал 3-й Восточно-Сибирский полевой воздухоплавательный батальон, с которым убыл на ТВД. С 1898 г. активно участвовал в работах по воздухоплаванию в Императорском Русском техническом обществе, в котором с 1908 г. был председателем VII воздухоплавательного отдела. Один из организаторов двух Всероссийских воздухоплавательных съездов (1911, 1912) и 1-й Воздухоплавательной выставки в Санкт-Петербурге (1910). С началом Первой мировой войны состоял в управлении эскадры воздушных кораблей; в 1916 г. организовал аэрофотограмметрические курсы.
18 Найдёнов Василий Федорович // Военная энциклопедия. Т. XVI. СПб.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1914. С. 519, 520; В.Ф. Найдёнов // 120 лет Военно-инженерной академии. 1819—1939. Вестник Военно-инженерной академии РККА им. В.В. Куйбышева. Юбилейный сб. М.: Изд. Военно-инженерной академии РККА им. В.В. Куйбышева. 1939. С. 213, 214; Панченко А.М. Военный инженер В.Ф. Найдёнов — библиотекарь, библиограф, учёный // Библиография и книговедение. 2016. № 6. С. 69—79.
19 Систематический каталог библиотеки Николаевской инженерной академии и училища. Сост.: преподаватель и библиотекарь Николаевской инженерной академии и училища Найдёнов и отставной штабс-капитан артиллерии В.А. Калинин. Ч. 1: Военные науки и искусства. СПб.: Тип. «Т-ва Художественной печати», 1903; Ч. 2: Архитектура и строительно-инженерное искусство. Математика и механика. 1904; Ч. 3: Физика, химия, технология, история, география, словесность. Журналы. 1904.
20 Николаевская инженерная академия и училище… С 1-го октября 1909 года по 1-е октября 1910 года. С. 146, 147.
21 Юнкерам Николаевского инженерного училища от старших товарищей. С. 53.
22 Николаевская инженерная академия и училище… С 1-го октября 1910 года по 1-е октября 1911 года. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1912. С. 148—150.
23 Лупилин Сергей Павлович (1891—1924) — выпускник Донского императора Александра III кадетского корпуса (1909) и Николаевского инженерного училища (1912). Военную службу проходил подпоручиком в 1-м Сибирском сапёрном батальоне в должности младшего офицера 1-й телеграфной роты; поручик (1914); участник Первой мировой войны (младший офицер прожекторной роты, 19-й автомобильной роты). Будучи в эмиграции во Франции, собрал богатую техническую библиотеку.
24 «В военном деле нередко змеями такого рода пользуются для поднимания человека на значительную высоту, чтобы определить положение неприятеля». Цит. по: Рынин Н.А. Указ. соч. С. 5.
25 Ульянин Сергей Алексеевич (1871—1921) — военный воздухоплаватель, лётчик, конструктор воздушных змеев, самолёта и аппарата для воздушного фотографирования. Выпускник 2-го Московского кадетского корпуса имени Николая I и 3-го Александровского военного училища (1894), после которого — поручик Варшавской крепостной артиллерии; в 1895 г. окончил Учебный воздухоплавательный парк; с 1905 г. — капитан, командир Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения; с 1911 г. — начальник авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы. Полковник (1913); с 1914 г. — первый директор Военно-авиационной школы.
26 На состоявшемся 9 декабря 1910 г. собрании преподавателей механико-физико-химического и космографического отдела Педагогического музея военно-учебных заведений по докладу подполковника Н.И. Утешева было предложено рекомендовать журнал «Вестник воздухоплавания» (с № 10 — май 1910 г.) (с № 1—9 1909 г. — «Библиотека воздухоплавания») для фундаментальных библиотек и ротных библиотек старших классов кадетских корпусов. См.: Разные вести // Вестник воздухоплавания. 1910. № 22. С. 52, 53.
27 Современные аэропланы / Сост. юнкер Николаевского инженерного училища С.П. Лупилин. Вып. 1: Аэроплан Анри Фарман; Вып. 2: Монопланы Луи Блерьо. [СПб.]: Тип.-лит. А.Ф. Маркова. 1911.
28 Лупилин С.П. Аэроплан Луи Брегэ. Подробное описание аэроплана Брегэ с чертежами и 25 фотографиями. СПб., 1912.
29 Там же. С. 30.
30 [А.К.] С. Лупилин. Аэроплан Л. Брегэ. Подробное описание аэроплана Брегэ. 30 стр. с рис. в тексте, лист. черт. и 25 фото // Вестник воздухоплавания. 1912. № 5. С. 26.
31 Анализ личного состава юнкеров Николаевского инженерного училища за 1909—1911 учебные годы показал, что с фамилией Михайлов числились два юнкера старшего класса — Михайлов 1-й Леонид Алексеевич (1909/10 уч. г.) и Михайлов 2-й Иван Николаевич (1910/11 уч. г.). Кто из них был помощником председателя воздухоплавательного кружка, установить не удалось.
32 Николаевская инженерная академия и училище… С 1-го октября 1911 года по 1-е октября 1912 года. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1913. С. 149—152.
33 Волчанецкий М.Н. Момент продольной устойчивости аэроплана // Вестник воздухоплавания. 1911. № 16. С. 18, 19; он же. Приспособления для спуска и взлета в современных аэропланах // Там же. № 20. С. 11—27.
34 Вакуловский К.К. Моноплан Депердюссена // Там же. № 16. С. 28—30.
35 Красовский Г.Н. Новые опыты Эйфеля // Там же. № 19. С. 22—26.
36 Политковский Р.М. Змей системы подполковника Ульянина // Там же. С. 27—29.
37 Не—мо. Аэродинамическая лаборатория Политехнического института императора Петра I // Там же. № 18. С. 24—28.
38 Николаевская инженерная академия и училище… С 24-го ноября 1912 года по 24-е ноября 1913 года. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1914. С. 146—151.
39 Панкратьев Алексей Васильевич (1888—1923) — военный лётчик. Выпускник Симбирского кадетского корпуса, после его окончания 30 июня 1906 г. поступил в Николаевское инженерное училище. Военную службу проходил во 2-м Восточно-Сибирском полевом воздухоплавательном батальоне. В 1910 г. окончил Офицерскую воздухоплавательную школу, в 1911-м стал одним из первых выпускников её авиационного отдела — Гатчинской авиационной школы, в дальнейшем — инструктор этой школы; участник Первой мировой войны.
40 Данилевский Николай Николаевич (1885—1938) — выпускник Павловского военного училища (1905) и Варшавского крепостного воздухоплавательного отделения (1909). Военную службу проходил в Петербургском Учебном воздухоплавательном парке для обучения полётам на дирижаблях. В 1911 г. окончил авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы и был оставлен инструктором и испытателем образцов новой авиационной техники. С ноября 1914 г. — начальник лётной части Гатчинской военной авиационной школы, со следующего года — руководитель по обучению полётам нижних чинов. Участник Первой мировой войны. Выполнил ряд боевых вылетов. В 1917 г. — старший инструктор, затем — помощник начальника Гатчинской военной авиационной школы.
41 Алехнович Глеб Васильевич (1886—1918) — русский военный лётчик; выпускник Полоцкого кадетского корпуса (1904) и Константиновского артиллерийского училища (1906). Службу проходил в 3-й резервной артиллерийской бригаде в г. Смоленске в должности младшего офицера батареи (с 1910 г. — 46-я артиллерийская бригада). Проявлял большой интерес к авиации и конструированию планеров; поручик (1909); победитель ряда авиационных состязаний; обладатель нескольких общероссийских рекордов. Участник Первой мировой войны, командир воздушного корабля «Илья Муромец-V». Совершил более 100 вылетов. Штабс-капитан (1916). В 1917 г. исполнял должность начальника лётной школы эскадры воздушных кораблей.
42 Николаевская инженерная академия и училище… С 24-го ноября 1913 года по 24-е ноября 1914 года. Пг.: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1914. С. 126—129.
43 Анемометр (ветромер) — прибор, предназначенный для измерения скорости движения газов, воздуха в системах, скорости ветра.
44 Николаевская инженерная академия и училище… С 24-го ноября 1914 года по 24-е ноября 1915 года. Пг.: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1916. С. 142.
45 Гартман Максимиллиан Евгеньевич (1890—1960) — выпускник 2-го Кадетского корпуса, Николаевского инженерного училища (1911), авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы (1913). Военную службу проходил в 3-м полевом авиационном отряде. Участник Первой мировой войны: командир 8-го армейского авиационного отряда (с 1916 г. — 8-го авиационного дивизиона), 11-го авиационного дивизиона. Награждён Георгиевским оружием.
46 Шаров Яков Никандрович (1890—1937) — выпускник Донского кадетского корпуса (1908), Николаевского инженерного училища (1911), авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы (1913); военный лётчик Новогеоргиевского крепостного авиационного отряда. Во время Первой мировой войны — военный лётчик 33-го корпусного авиационного отряда. Был командиром воздушного корабля «Илья Муромец-ИМ-IV», а также 4-го отряда эскадры воздушных кораблей. Георгиевский кавалер (1917).
47 Политковский Ростислав Михайлович (1892—1958) — выпускник Симбирского кадетского корпуса (1910), Николаевского инженерного училища (1913), Севастопольской авиационной школы. Участник Первой мировой войны: военный лётчик, воевал в составе эскадры воздушных кораблей, в экипаже воздушного корабля «Илья Муромец-ИМ-IV». Кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени.
48 Корвин-Круковский Борис Вячеславович (1895—1988) — выпускник 1-го кадетского корпуса, Николаевского инженерного училища. Летом 1914 г., будучи юнкером 2-го курса училища, с разрешения военного министра поступил на авиационное отделение Офицерской воздухоплавательной школы. С началом Первой мировой войны — лётчик-инструктор школы; с 1915 г. — на фронте; до мая 1916 г. — военный лётчик и заведующий технической частью в 6-м корпусном авиационном отряде Северо-Западного фронта. Принимал участие в боевых вылетах, был ранен; после выздоровления, в конце 1916 г. вновь зачислен инструктором школы в г. Гатчине.
49 Вакуловский Константин Константинович (1894—1918) — выпускник Владикавказского кадетского корпуса и Николаевского инженерного училища (1914). Адъютант Наревской речной минной роты гарнизона Новогеоргиевской крепости; в этой крепости посещал лётные курсы при авиационном отряде, где освоил специальности пилота и лётчика-наблюдателя. Участник Первой мировой войны; с 1915 г. — в составе авиаотряда. Кавалер ордена Св. Георгия (вместе с другими лётчиками вывез из осаждённой немцами крепости знамёна воинских частей и ордена офицеров). В 1916 г. за авиаразведку вражеских позиций награждён золотым Георгиевским оружием «За храбрость»; в том же году стал командиром 1-го истребительного авиаотряда. С сентября 1916 по сентябрь 1917 г. лично сбил шесть самолётов противника. Полковник. В 1918 г. погиб в авиакатастрофе.
50 Слюсаренко Георгий Викторович (1893—1976) — выпускник Киевского кадетского корпуса и Николаевского инженерного училища (1914). В 1915 г. окончил авиационное отделение Офицерской воздухоплавательной школы. Поручик, военный лётчик 16-го, 19-го корпусных авиационных отрядов; в1917 г. — командир 14-го авиационного отряда истребителей. 51 Сыхин Сергей Сергеевич (1894—1937) — выпускник императора Александра II кадетского корпуса и Николаевского инженерного училища (1914). Участник Первой мировой войны; военный лётчик 22-го корпусного авиационного отряда. Был преподавателем Военно-воздушной академии РККА. Полковник.