«Военная музыка в истории Отечества»

В читальном зале – ротонде Информационного историко-научного центра – Военная историческая библиотека Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации согласно Плану военно-исторической работы Вооруженных Сил Российской Федерации на 2024 год в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2024» 29 августа был проведен круглый стол «Военная музыка в истории Отечества», организованный в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2024».

Организаторы круглого стола: Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ (НИИ (военной истории) ВАГШ ВС РФ); Информационный историко-научный центр – Военная историческая библиотека Генерального штаба ВС РФ (ВИБ ГШ ВС РФ); Ленинградский военный округ.

Цель круглого стола: оценка роли в отечественной военной истории военной музыки как одного из инструментов военного управления, строевого обучения, эстетического и патриотического воспитания всех граждан государства.

В работе круглого стола приняли участие представители НИИ (военной истории) ВАГШ ВС РФ, ВИБ ГШ ВС РФ, управления Ленинградского военного округа и окружной газеты «На страже Родины», сотрудники научных организаций и архивов, преподаватели вузов, работники культуры.

С приветствием к участникам круглого стола обратился руководитель Информационного историко-научного центра – Военная историческая библиотека Генерального штаба ВС РФ, Заслуженный работник культуры РФ, кандидат исторических наук, доцент Букреев Александр Иванович, который кратко охарактеризовал присутствующим то место, где проводится круглый стол.

История библиотеки началась в 1811 г., и с этого времени она практически непрерывно входила в структуру Генерального штаба. В изданном в 1853 г. Военном энциклопедическом лексиконе указывалось, что библиотека создана в 1811 г.: «при образовании Главного штаба, по учреждению большой действующей армии, и при помещении его в купленном у тайного советника Молчанова доме (что ныне большое здание Главного штаба), бывший тогда начальником Главного штаба Его Императорского Величества князь П.М. Волконский испросил у императора Александра I соизволение на учреждение при оном библиотеки, долженствовавшей служить офицерам Генерального штаба пособием к усовершенствованию себя в военных науках, к чему собственные средства их не могли быть достаточны». Император согласился с мнением князя Волконского и выделил средства на устройство библиотеки, «которой он, таким образом, является первым образователем».

В первой части круглого стола его участникам свои доклады представили: артист Центрального военного оркестра МО РФ, кандидат искусствоведения М.Д. Черток (Подготовка музыкантов и капельмейстеров для Русской императорской армии в первой половине XIX в.), научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, доцент А.А. Михайлов (Главные капельмейстеры Российской гвардии в 1-й половине XIX в.), сотрудник Академии Федеральной службы охраны РФ, доктор исторических наук, доцент А.Н. Гребенкин (Роль музыки и пения в жизни воспитанников военно-учебных заведений Российской империи), научный сотрудник Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого Н.А. Венков (Оркестр Гвардейского экипажа) и экскурсовод Историко-литературного музея города Пушкина И.Д. Яковлев (Деятельность Комиссии по улучшению музыкального дела в армии и во флоте в начале XX в., на примере Царскосельского гарнизона).

Небольшую паузу между докладами заняла передача директором и главным редактором издательства «Арт Деко», Заслуженным работником культуры РФ Н.П. Феофановой в фонды Военной исторической библиотеки Генерального штаба книги «Военная музыка в Санкт-Петербурге 1703–2003», коллекции фотографий, негативов и позитивов по военной музыке, а также дирижерской палочки Н.Ф. Ущаповского – художественного руководителя и главного дирижера оркестра штаба Ленинградского военного округа (1985–1990), начальника военно-оркестровой службы ЛенВО (1990−2006).

Во второй части круглого стола его участникам свои доклады представили музейно-музыкального сообщества Санкт-Петербурга: заведующий филиалом Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Шереметевский дворец – Музей Музыки», Заслуженный работник культуры РФ О.А. Великанова (Музыка в музее. Концерт на именных инструментах Александра III), заведующий Музыкальной библиотекой Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения П.В. Дмитриев (Эпизод из истории Придворного оркестра: Празднование 25-летнего юбилея в 1907 г. в документах Петербургской филармонии), заведующий отделом хранения в филиале Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Шереметевский дворец – Музей Музыки», Заслуженный работник культуры РФ, кандидат исторических наук О.А. Ходякова (Шереметевский дворец в историческом центре Санкт-Петербурга: четвертое столетие истории. XVIII–XXI вв.), старший научный сотрудник этого же учреждения культуры, хранитель коллекции музыкальных инструментов, Заслуженный работник культуры РФ В.В. Кошелев («Музыка Побед». Выставочный проект 2025 года в Шереметевском дворце к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.), консультант издательского центра «Русская Лира» по вопросам истории русской военной музыки Н.Г. Кривцова (Русские флейточные сигналы рубежа XVIII–XIX вв.: проблемы источников и практический опыт реконструкции), в исполнении которой на подлинной деревянной флейте XIX века прозвучали строевые сигналы, и генеральный директор издательского центра «Русская Лира» Д.Н. Скачков (Русская военная музыка как составляющая часть Русской национальной военной доктрины).

Заочное участие в работе круглого стола принял военный дирижер Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, кандидат культурологии, доцент, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный артист Костромской области Э.Г. Клейн с сообщением (Военная музыка в современной церковной жизни Костромы).

С видеосообщением к присутствующим обратилась заведующий Публичной научно-исторической библиотекой Н.И.Рыжкова на «Прохоровском поле» М.Н. Будакова (Белгородские казачьи военные песни как отражение истории края).

Для участников мероприятия была организована выставка книг по военной музыке, представленных в фондах библиотеки.

По окончании круглого стола для его участников была проведена экскурсия по Военной исторической библиотеке Генерального штаба ВС РФ.

Все задачи в ходе подготовки и проведения круглого стола были решены в установленные сроки и в полном объеме. Цель мероприятия достигнута. Формат круглого стола вызвал большой интерес у его участников, многие из которых изъявили желание в дальнейшем принять участие в подобных мероприятиях.

Научный сотрудник научно-исследовательского отдела

(военной истории Северо-Западного региона РФ)

НИИ (военной истории) ВАГШ ВС РФ

к.и.н.   Н. Бринюк