Внебюджетное финансирование российской военной школы

Аннотация. В статье рассматриваются основные формы внебюджетного финансирования российских военно-учебных заведений, преимущественно юнкерских училищ и кадетских корпусов, в XIX — начале XX века.

Summary. The article discusses the main forms of extra-budgetary funding Russian military schools, mainly cadet schools in the XIX – early XX century.

ЭКОНОМИКА И ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ

 

БРОВКО Сергей Александрович — заведующий кафедрой экономики, менеджмента и права Вольского военного института материального обеспечения, подполковник запаса, кандидат философских наук, профессор

(г. Вольск. e-mail: macha_di@mail.ru);

МИХАЙЛЁВ Павел Александрович — старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и права Вольского военного института материального обеспечения, подполковник в отставке, кандидат экономических наук, доцент

(г. Вольск. e-mail: macha_di@mail.ru).

 

ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ

 

Развитие военно-учебных заведений (вузов) в Российской империи с целью подготовки квалифицированных офицерских кадров для армии и флота требовало значительных материальных средств, немалую долю которых покрывало так называемое внебюджетное финансирование за счёт привлечения дополнительных источников. Начало этой системе было положено ещё при Петре I: в 1712 году Инженерная школа, Морская академия, Артиллерийская школа были переведены на децентрализованное снабжение, которое должны были обеспечивать губернаторы и губернские комиссары. Однако такое положение продержалось недолго, и уже в 1716 году порядок снабжения изменился на централизованный через Военную канцелярию.

Впрочем, всё большее развитие получала смешанная структура финансирования, отражавшая три основных вида: казна, экономические суммы вузов, частные пожертвования. Так, в губерниях открывались кадетские корпуса за счёт казны и личных средств дворянства (Аракчеев, Бахтин и др.). Однако основой дополнительных источников финансирования являлись так называемые экономические суммы, которые формировались за счёт экономии продуктов и средств на обмундирование кадетов. Сэкономленные таким образом деньги, а это достигало 10 проц. от общей суммы выделенных средств, направлялись в основном на строительство и ремонт казарменного фонда и учебных корпусов.

Рассмотрим формирование этих средств. Например, в 1818 году потребная (нормативная) стоимость обучения одного кадета равнялась 600 рублям, а действительная составляла 450 рублей, то есть 150 рублей из расчёта на одного обучаемого в год зачислялись в фонд директора военно-учебного заведения. Несмотря на представлявшуюся вузами отчётность по казначейским расходам и экономическим суммам, данные последнего источника нередко искажались, что приводило к злоупотреблениям со стороны начальствующего состава. Каковы в целом по стране могли быть складывавшиеся таким образом экономические суммы, показывают следующие расчёты: в 1825 году в 9 военно-учебных заведениях обучались 4500 человек, в 1850 году число учебных заведений выросло до 23, а количество обучавшихся — до 9000. При этом в 1825 году казна выделяла на обучение будущих офицеров 690 тыс. рублей, а в 1850 году уже почти в три раза больше — 1 млн 921,7 тыс. рублей. Что касается частных пожертвований, то они в 1825 году насчитывали всего 2,5 тыс. рублей, а в 1850 году 10 тыс. рублей. В то же время экономические суммы в первом случае равнялись 67,5 тыс. рублей, во втором — 135 тыс., что по тому времени составляло внушительную сумму внебюджетных фондов.

В 1834 году экономические суммы военно-учебных заведений были объединены в общий экономический капитал. В каждом вузе половина ежегодных остатков денежных средств, накопившихся от содержания вуза, переводилась в этот капитал, а другая половина оставалась в вузе. Это позволило приступить к изданию новых учебных программ и пособий, а также использовать собственные финансовые средства на экстренные расходы, не прибегая к обращению в казначейство о выдаче субсидий1.

В 1848 году в вузах создаётся запасной капитал и вводится планирование внебюджетных средств на предстоящий год. Источниками запасного капитала служат: плата за обучение своекоштных, то есть находившихся на собственном содержании, кадетов; вычеты от просроченных отпусков постоянного и переменного состава; средства, отпускавшиеся на содержание упразднённых частных учебных заведений. Запасной капитал военно-учебных заведений, как и в полках, представлял собой неприкосновенный запас и расходовался только при объявлении мобилизации и в других чрезвычайных обстоятельствах с разрешения начальника Главного штаба вузов. В середине XIX века экономические суммы и запасной капитал вузов становятся целевыми и строго контролируемыми статьями расходной части военного бюджета. Этому способствовали реформы системы военного образования, успешно проводимые начальником Главного штаба вузов генерал-адъютантом Я.И. Ростовцевым. Так, специальным распоряжением был введён запрет расходов на подарки и канцелярские принадлежности для высших штабов, а также на возмещение выявленных недостач. Предписывалось также «…ничего не брать с учеников… а если кто из учителей замечался, что брал взятки, то под штрафом вчетверо оное возвратить и подвергнуть телесному наказанию»2.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что использовались и другие, не менее доходные источники дополнительного финансирования военно-учебных заведений. К ним можно отнести:

государственные ценные бумаги (облигации, казначейские билеты, векселя);

доходы от сдачи в аренду земель, зданий и другой недвижимости;

дивиденды от вложенных акций;

прибыль от работы прикухонных хозяйств;

доходы от вольных работ, когда бригады из 3—5 человек освобождались от занятий и направлялись на хозяйственные работы по согласованию с городской управой;

собственные средства (взносы в кассы офицерских собраний, попечительских советов вузов и т.п.);

благотворительные фонды, формируемые за счёт различных платных услуг (концерты, балы, выставки, ритуалы, парады и т.д.);

церковные суммы от приношений, вносимых офицерами и кадетами.

Таким образом, к 1863 году в России начала формироваться система военного образования с соответствующей финансово-экономической структурой. Исторический опыт использования различных внебюджетных средств военно-учебных заведений получил дальнейшее совершенствование в ходе военных реформ Д.А. Милютина. Начиная с 1863 года кадетские корпуса, за исключением Пажеского и Финляндского, преобразуются в военные гимназии, открываются военные и новые юнкерские училища, для подготовки технических специалистов были созданы оружейная, техническая, топографическая, фельдшерская и др. школы. Появляются и новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая и Морская академии, в 1883 году Ярославская и Вольская прогимназии переименовываются в военные школы.

К 80-м годам XIX века все военно-учебные заведения стали делиться на 4 разряда: высшие (военные академии); средние (специальные, военные и юнкерские училища, специальные школы); средние общеобразовательные (военные гимназии и кадетские корпуса); низшие (военные школы). Изменялись и организационно-штатная структура военно-учебных заведений, и порядок их финансирования. Так, с 1862 года были введены новые сметно-расчётные правила, преобразованы хозяйственная часть вузов и схема движения внебюджетных средств. Например, все казённые суммы, отпускаемые вузам, теперь сосредоточивались в одной смете, а хозяйственно-финансовые распоряжения стали поступать от одного органа — хозяйственного комитета вуза. С этой целью было издано Положение о хозяйственных комитетах военно-учебных заведений, где излагался новый порядок использования и учёта всех финансовых средств. Финансовые и хозяйственные сметы обсуждались и утверждались в совете вуза, имевшем полномочия военного совета.

Всё это потребовало дополнительного финансирования, в том числе за счёт таких внебюджетных средств, как платный приём абитуриентов; пожертвования, наследства и пособия от представителей царской семьи, богатых дворян (князей), губернаторов, генералов и офицеров в отставке, их вдов и других частных лиц. Сюда входили также такие средства, как премии и персональные стипендии от известных полководцев, банкиров, попечителей, чьим именем называлось учебное заведение. Немалыми финансовыми возможностями обладали эмеритальные кассы вузов, получившие право приобретать государственные ценные бумаги, гарантированные правительством; офицерские заёмные кассы (капиталы), введённые в 1872 году, и другие специальные капиталы и фонды; кассы офицерских собраний вузов. К внебюджетному финансированию следует отнести суммы, вырученные от продажи излишних зданий (строений) и земель.

Рассмотрим характерные для того времени условия возникновения внебюджетных средств и механизм их использования.

Начнём с платы за обучение. Платное обучение в военно-учебных заведениях существовало издавна. Но с принятием в 1912 году закона о высшем коммерческом образовании оно стало как бы системным, составляя 46—48 проц. от общей суммы доходов вуза, ещё 22—23 проц. поступали в хозяйственную часть вуза от общественных организаций и частных лиц. Таким образом, платное обучение существенно снимало нагрузку с казначейства.

Значительную роль в развитии народного просвещения и в подготовке офицерских кадров в военно-учебных заведениях играла благотворительность. Приведём некоторые цифры из расходов на финансирование военно-учебных заведений в 1876 году. Источниками финансирования являлись:

казначейство — 4 247 711 рублей;

пожертвования от частных лиц — 2 316 436 рублей;

помощь 37 губерний — 1 251 232 рубля;

от реализации недвижимости — 293 930 рублей;

из других источников на премирование малообеспеченных курсантов целевым (адресным) назначением — 39 800 рублей.

Следует подчеркнуть, что некоторые стипендии носили персональный характер и были связаны с именами таких выдающихся личностей, как генерал-лейтенанты Я.И. Ростовцев и Н.В. Корсаков. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Положение и Устав об Экономическом обществе офицеров вузов // пр. В.В. за 1915 г. №18 от 12 января. С. 219.

2 Петров П.В. Столетие военного министерства 1802—1902. Главное управление военно-учебных заведений. Истор. очерк. СПб.: 1902. Ч. I. С. 141; 1907. Ч. II. С. 85—92; 1914. Ч. III. С. 83—90, 190.