Учебный процесс в артиллерийских подготовительных училищах
Воинское обучение и воспитание
Карпов Евгений Александрович — главный специалист-эксперт отдела по работе со СМИ Министерства регионального развития Российской Федерации, аспирант Московского государственного областного университета (Москва. E-mail: Evgeniy.Karpov@inregion.ru)
Учебный процесс в артиллерийских подготовительных училищах
В 1946 году в Советском Союзе произошли изменения в системе военного образования для подростков. На базе специальных артиллерийских школ были созданы 10 артиллерийских подготовительных училищ (АПУ), которые находились в ведении Министерства Вооружённых сил СССР. Новые военно-учебные заведения просуществовали до 1955 года. Несмотря на значительный период функционирования АПУ, их деятельность остаётся практически неизвестной. Данная статья — первая попытка рассказать читателям об организации и характере учебного процесса в АПУ.
В соответствии с постановлением Совета министров СССР от 10 июля 1946 года № 1532-680сс «Об организации артиллерийских подготовительных училищ в системе Министерства Вооружённых сил Союза ССР» целью создания этих учебных заведений стало улучшение подготовки кадров с законченным средним образованием для комплектования артиллерийских училищ. Всестороннее управление деятельностью АПУ осуществлялось директивами и приказами командующего артиллерией Советской армии и Управления артиллерийских военно-учебных заведений (УАВУЗ), в ведении которого они находились. Учебные планы и программы по всем предметам утверждались командующим артиллерией Советской армии. Планированием, регулированием и контролем учебного процесса в училищах занимались учебные отделы, а сам процесс регулировали гороно1.
Училища давали общее среднее образование с военно-специальным уклоном. Как и в обычной школе, учебный год делился на четверти с каникулярными интервалами. Учебная неделя составляла шесть дней по 6 уроков при одном выходном дне. В конце учебного года воспитанники сдавали переводные и выпускные экзамены, сроки котороых утверждались инструкциями Министерства просвещения РСФСР и соответствующими министерствами союзных республик2.
Обучение и воспитание подростков в особых условиях стоило в несколько раз дороже, чем в средней школе, но даже в непростое послевоенное время АПУ обеспечивались квалифицированными преподавателями, а также помещениями, пособиями.
Трёхгодичное обучение состояло из общеобразовательного и военного компонентов. Первый из них, включавший программы 8, 9 и 10 классов средней школы, был представлен следующими предметами: математика, русский язык, литература, история СССР, Конституция СССР, всеобщая история, география, физика, астрономия, химия, иностранный язык (немецкий, английский, французский), черчение, физкультура, психология, логика (дополнительно обучали бальным танцам и этикету). Математике как необходимому для подготовки артиллериста предмету уделялось бульшее внимание. Как известно, в послевоенные годы большинство воспитанников изучали немецкий язык. Взводы в АПУ могли комплектоваться по языковому принципу.
В рамках военного компонента воспитанники изучали уставы Вооружённых сил СССР, матчасть артиллерийского и стрелкового вооружения, приборы, теорию стрельбы, огневую и строевую подготовку, тактику. Уставы строевой и внутренней службы применялись ежедневно на практике (например, воспитанники были дневальными и дежурными по батареям). Изучение дисциплин, связанных с артиллерийским делом, велось по специальному наставлению для АПУ3.
Общеобразовательным предметам обучали в основном гражданские преподаватели, военные дисциплины, физкультуру и, в некоторых случаях, общеобразовательные предметы преподавали офицеры, в том числе офицеры-воспитатели. В первые годы деятельности училищ ядром педагогического состава стали преподаватели расформированных специальных артиллерийских школ. Обращались воспитанники к преподавателям — «товарищ преподаватель» либо по воинскому званию.
Текущей задачей обучения было качественное выполнение воспитанниками учебных планов, мобилизация их на борьбу за высокую успеваемость и воинский порядок. Руководители училищ проводили кампанию «борьбы с формализмом» и распространяли принципы индивидуального подхода к воспитанникам.
Полученные оценки заносились в табели успеваемости, а с 1953 года — в личные книжки воспитанников4.
Перед началом учебного года учебный отдел составлял планы по общеобразовательным предметам и физической подготовке, распорядок дня, расписание занятий. Итоги четвертей подводились на батарейных педагогических совещаниях и педагогических советах, где рассматривались вопросы выполнения программы, проводился анализ успеваемости, а также воспитательной работы. Планированием и методическим обеспечением текущей работы по предметам общеобразовательного и военного компонента занимались методические комиссии5.
По форме устройства АПУ являлись закрытыми военно-учебными заведениями с интернатом для находившихся фактически на казарменном положении воспитанников, которые под надзором офицеров-воспитателей занимались самоподготовкой (перед экзаменами она могла продолжаться до полуночи). Классные параллели делились на батареи и на взводы.
По окончании 8 и 9 классов «спецы» (самоназвание воспитанников) имели возможность применить знания военного компонента на практике в летних лагерях.
В АПУ существовала развитая система дополнительного образования, представленная многочисленными кружками: химии, немецкого языка и литературы, изучения логарифмической линейки, техническим и фотокружком, хоровым, географическим, театральным, музыкальным и т.д.6
Для проверки усвоенного материала учебные отделы регулярно проводили контрольные «срезы знаний» по основным предметам общеобразовательного компонента — математике и русскому языку. Взводы, показавшие лучшие результаты, отмечались переходящими призами — портретами русских математиков и писателей, а отдельные воспитанники — почётными грамотами7. По итогам четвертей проводились обобщающие уроки по предметам. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сыченков Б.П. Юные боги войны. Краткая история средних военно-учебных заведений Советского Союза. М.: Голос-Пресс, 2006. С. 345, 346; Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 60174. Оп. 614227. Д. 2. Л. 9; Оп. 614235. Д. 14. Л. 48; Круглов В.В., Сыченков Б.П. Наша юность, любовь и память. Ч. 1. М.: Информационно-издательский центр «ДС», 2002. С. 99.
2 Круглов В.В., Сыченков Б.П. Наша юность, любовь и память. Ч. 2. Кн. 1. М.: Информационно-издательский центр «ДС», 2003. С. 53.
3 ЦАМО РФ. Ф. 60174. Оп. 614229. Д. 7. Л. 47; Оп. 614233. Д. 10. Л. 17; Круглов В.В., Сыченков Б.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 98, 99.
4 ЦАМО РФ. Ф. 60174. Оп. 614233. Д. 10. Л. 61.
5 Там же. Оп. 502800с. Д. 1. Л. 10; Оп. 614235. Д. 15. Л. 7.
6 Там же. Оп. 803370. Д. 1. Л. 5; Оп. 614231. Д. 5. Л. 33.
7 Там же. Оп. 614232. Д. 7. Л. 53; Оп. 502799с. Д. 2. Л. 49.