Тыл в Ясско-Кишинёвской наступательной операции (20—29 августа 1944 г.)

Аннотация. Ясско-Кишинёвская наступательная операция отмечена в военной истории искусным выбором направлений главных ударов 2-го и 3-го Украинских фронтов на двух далеко отстоявших один от другого участках — северо-западнее Ясс и южнее Тирасполя, высоким темпом наступления, быстрым окружением и ликвидацией крупной вражеской группировки, тесным взаимодействием всех родов войск. Кроме того, операция наглядно показала заметно возросший уровень тылового обеспечения боевых действий. Стремительное и манёвренное наступление Красной армии потребовало от служб тыла большого напряжения сил, слаженной и скоординированной работы. В материальном обеспечении наступавших советских войск имелись трудности, вызванные объективными причинами. Во-первых, тыл фронтов должен был обеспечивать войска, образовывавшие внешний фронт окружения. Во-вторых, одновременно перед соединениями, воинскими частями и учреждениями тыла стояла важная задача по снабжению ушедших далеко вперёд войск. Рассмотренный авторами обзор опыта организации тылового обеспечения в ходе Ясско-Кишинёвской операции является одной из попыток научно-популярного военно-исторического описания деятельности служб тыла двух фронтов. Новизна статьи обусловлена представленными сведениями об изыскании новых форм и методов работы, использовавшихся службами тыла фронтов для обеспечения личного состава всеми видами довольствия, боеприпасами и горючим, восстановления и эксплуатации военных автомобильных дорог, комплексного применения различных видов транспорта, совершенствования методов лечения раненых и больных.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Ясско-Кишинёвская операция; Тыл Красной армии; виды тылового обеспечения; транспортные средства; склады; базы; запасы материальных средств; В.И. Вострухов; А.И. Шебунин; М.Ф Куманин; Д.В. Павлов.

Summary. The Iasi-Kishinev offensive operation is marked in military history by the skillful choice of the directions of the main attacks of the 2nd and 3rd Ukrainian Fronts in two areas far from each other — northwest of Iasi and south of Tiraspol, by the high speed of the offensive, by the rapid encirclement and liquidation of a large enemy group, by the close cooperation of all branches of the troops. The rapid and agile offensive strategy employed by the Red Army placed significant demands on the rear services, requiring well-coordinated and integrated efforts. There were difficulties in providing material support to the advancing Soviet troops for objective reasons. First of all, the rear of the fronts had to supply the troops forming the outer front of the encirclement. Second, at the same time, the rear of the fronts, the military units and institutions were faced with the important task of supplying the troops that had gone far ahead of them. The authors’ review of the experience of the logistic organization during the Iasi-Kishinev operation makes one of the attempts to provide a popular scientific and military-historical description of the activities of the rear services of the two fronts. The novelty of the paper lies in the presented data on the search for new forms and methods of work used by the rear services of the fronts for the supply of personnel with all kinds of allowances, ammunition and fuel, the restoration and operation of military roads, the integrated use of various types of transport, and the improvement of methods of treatment of the wounded and sick.

Keywords. The Great Patriotic War of 1941—1945; the Iasi-Kishinev operation; the Red Army’s rear; types of logistics; means of transport; warehouses; bases; supplies; V.I. Vostrukhov; A.I. Shebunin; M.F. Kumanin; D.V. Pavlov.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

ВОРСИН Владимир Федотович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник, член-корреспондент АВН

ИЗОНОВ Виктор Владимирович — главный научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук, профессор, действительный член РАРАН

«ЭТО БЫЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГЕРОИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

Тыл в Ясско-Кишинёвской наступательной операции (20—29 августа 1944 г.)

Ясско-Кишинёвская наступательная операция, проведённая войсками 2-го Украинского (командующий — генерал армии Р.Я. Малиновский, начальник тыла — генерал-лейтенант В.И. Вострухов) и 3-го Украинского (командующий — генерал армии Ф.И. Толбухин, начальник тыла — генерал-лейтенант А.И. Шебунин) фронтов во взаимодействии с силами Черноморского флота (командующий — адмирал Ф.С. Октябрьский, начальник тыла — генерал-лейтенант М.Ф. Куманин) и Дунайской военной флотилией (командующий — контр-адмирал С.Г. Горшков, начальник тыла — полковник А.Г. Дацышин), стала одной из крупнейших стратегических операций Красной армии в Великой Отечественной войне. Она характеризовалась не только широким размахом и стремительным прорывом тактической зоны вражеской обороны, но и решительным преследованием врага на большую глубину. Ширина фронта составляла 590 км. Глубина операции — 300—320 км. Среднесуточный темп наступления — 25 км. С выходом же в оперативную глубину темпы ударных подвижных группировок повысились до 30—35 км, что обеспечивало достижение желательных средних темпов в течение первых четырёх—пяти дней, решавших успех операции. Поэтому глубина тыловых районов значительно увеличивалась, достигая 500—600 км для фронтов и 200—300 км для армий1.

Условия для подготовки тыла к Ясско-Кишинёвской операции в основном были благоприятные, так как времени на подготовку, составлявшее три—четыре месяца, было достаточно. Учитывая опыт ранее проведённых операций групп фронтов, армейские полевые базы в обоих оперативно-стратегических объединениях развёртывались в районах станций снабжения на удалении от 30 до 60 км от линии фронта. С целью оптимизации подвоза материальных средств по железным дорогам к районам расположения войск почти для всех армий были открыты выгрузочные станции, где производились приём грузов и передача их в войска силами армий. Удаление выгрузочных станций от линии фронта колебалось от 12 до 25 км2.

Ранее проведённые исследования свидетельствуют, что к началу операции во фронтах были созданы необходимые материальные запасы: боеприпасов — от 1,4 до 6 боекомплектов, горюче-смазочных материалов (ГСМ) — от 2,5 до 11,5 заправки, продовольствия — от 7 до 25 сутодач, что обеспечивало потребности войск для выполнения поставленных Ставкой ВГК задач3.

При планировании обеспечения войск боеприпасами учитывались задачи каждой армии, а также наличие боеприпасов во фронтах и запланированное их поступление. В первую очередь предусматривалось обеспечение армий, наступавших на направлениях главных ударов фронтов.

К началу операции фронты имели достаточные запасы боеприпасов на своих фронтовых и армейских складах. Кроме того, в подготовительный период и в процессе операции Главное артиллерийское управление Красной армии (ГАУ КА) (начальник — маршал артиллерии Н.Д. Яковлев) непрерывно подавало фронтам боеприпасы. Всего к началу операции 2-й Украинский фронт (2 УФ) имел 5 569 100 снарядов и мин, из них в войсках было 76 проц., а на складах — 24 проц. 3-й Украинский фронт (3 УФ) имел 5 232 500 снарядов и мин, из них в войсках — 80 проц. и на складах — 20 проц.4

Следует отметить, что к началу операции эшелонирование боеприпасов на фронтах было своевременным и хорошо организованным. Время показало, что войска в достаточной степени были обеспечены всеми видами боеприпасов (табл. 1.)

Расход боеприпасов обоих фронтов за операцию составил 1370 вагонов, из них 2 УФ — 702, 3 УФ— 668 вагонов5. По подсчётам авторов расход 2 УФ за операцию составил 776 609 снарядов и мин, 3 УФ — 854 801. Всего были израсходованы 1 631 410 снарядов и мин. В общем объёме расхода основные группы боеприпасов составили (в проц.): стрелкового вооружения — 7,5; миномётные выстрелы — 32,8; выстрелы зенитной артиллерии — 0,9; выстрелы наземной артиллерии — 58,86. В целом анализ документов показал, что среднесуточный расход боеприпасов на единицу вооружения был невелик.

Подача боеприпасов фронтам осуществлялась с баз ГАУ железнодорожным транспортом на распорядительные станции фронтов, далее на фронтовые или армейские склады по их железнодорожным направлениям, с армейских складов они подавались на дивизионные обменные пункты (ДОП) автотранспортом армий. Фронтовой автотранспорт также был предоставлен в распоряжение армий для подтягивания к войскам запасов боеприпасов, оставшихся на железнодорожных станциях разгрузки и на головных отделениях армейских складов.

Мероприятия, проведённые службами артиллерийского снабжения 2-го и 3-го Украинских фронтов в подготовительный период операции, позволили обеспечить войска всеми видами вооружения и боеприпасов. В итоге это в значительной мере содействовало успеху советских войск, которые в течение всей операции, несмотря на образовавшуюся в ходе неё большую растяжку тылов и возникшие в связи с этим затруднения в подвозе боеприпасов, никаких перебоев в них не имели.

Большое внимание в операции уделялось снабжению горючим. Нередко фронты подавали горючее своим автотранспортом непосредственно в дивизии. С выходом советских войск в район Плоешти было захвачено большое количество трофейной тары и нефтеперекачивающих средств.

Для организации и ускорения подачи горючего действующим фронтам с нефтеперегонных заводов Плоешти были сформированы четыре отдельных трубопроводных батальона, которые были переданы в распоряжение советского Управления по использованию нефти в Румынии. Их силами и средствами был уложен 220-км полевой магистральный трубопровод в две нитки на направлении Плоешти — Бузэу — Рени. После поступления в Рени топливо перекачивалось в цистерны и направлялось по железным дорогам на другие фронты. Помимо этого применялись разборные металлические трубопроводы во временных перегрузочных районах, а также для подачи топлива через водные преграды. Для 2-го и 3-го Украинских фронтов горючее из Плоешти подвозилось в основном автомобильным транспортом и по железным дорогам западноевропейской колеи7 (табл. 2).

Всего с 20 по 29 августа 1944 года 2-му и 3-му Украинским фронтам (по подсчётам авторов) было подано 12 тыс. т различных видов горючего, или в среднем в сутки 1200 т. Расход автомобильного горючего был самым большим и составлял 61 проц. общего расхода всех видов горючего. В среднем расход автомобильного бензина в сутки составлял 760 т, или 0,19 заправки8.

Сравнительно высокий расход топлива был у участвовавших в операции 1759 боевых самолётов, которые ежесуточно расходовали в среднем более 250 т авиационного бензина, или 0,25 заправки. Значительным был расход бензина Б-70 и тракторного горючего, который составил в среднем соответственно около 0,2 и 0,14 заправки в сутки9.

Всего войсками 2-го и 3-го Украинских фронтов в Ясско-Кишинёвской операции было израсходовано (по подсчётам авторов) 12,5 тыс. т всех видов горючего, а среднесуточный расход составлял около 1250 т10.

Опыт Ясско-Кишинёвской операции свидетельствует о значительном улучшении снабжения войск оперативно-стратегических объединений продовольствием. И это несмотря на то, что потребность фронтов в продовольствии значительно возросла, учитывая широкий размах операции и участие в ней более 1,3 млн человек. Кроме того, вес одной сутодачи продовольствия по сравнению с 1943 годом увеличился на 15 проц. В свою очередь, это потребовало значительного увеличения объёма заготовок продовольствия, прежде всего из местных средств, и подвоза его соединениям и воинским частям. Вместе с тем объёмы продовольственных запасов во фронтах поддерживались на уровне 30 сутодач и обеспечивались бесперебойно11 (табл. 3).

Следует подчеркнуть, что стремительные темпы наступления советских войск вызвали к жизни новые методы и формы работы службы продовольственного снабжения. Например, для каждой стрелковой дивизии, танковой или артиллерийской бригады была введена лимитная карточка, которая давала право получать продовольствие в пределах установленного лимита не только со склада, к которому соединение было приписано, но в зависимости от обстановки и с других продскладов в любом месте. Безусловно, это полностью себя оправдало. К тому же сбор, учёт, а также широкое использование немалого количества трофейного продовольствия явились также новыми задачами службы продовольственного снабжения.

В связи с перенесением боевых действий на территорию иностранных государств продовольственной службе пришлось по-новому решать вопросы организации и осуществления заготовок сельскохозяйственных продуктов из местных ресурсов, использования для нужд армии предприятий частной и государственной промышленности, оказания помощи продовольствием населению освобождённых стран Европы12. Контроль за всей этой деятельностью осуществляло Управление продовольственного снабжения Красной армии (начальник — генерал-лейтенант интендантской службы Д.В. Павлов).

Особое внимание уделялось своевременному двух—трёхразовому питанию личного состава наступавших войск. Однако высокие темпы продвижения почти не давали возможности организовать приготовление горячей пищи три раза в день, поэтому питание было в основном двухразовое. В этих условиях вопрос промежуточного питания в период боевых передышек принял весьма напряжённый характер. В его решении большую помощь оказывали полевые конторы системы Народного комиссариата мясо-молочной промышленности, которые помимо забоя скота организовывали выработку колбасных изделий и копчёностей. Поставляемое ими свежее запечённое мясо, копчёности, колбасы, отварные и закопчённые субпродукты первой категории, сыграли важную роль в деле организации качественного промежуточного питания воинов. Порция свежих копчёностей или колбасы с хлебом являлась любимым солдатским «перекусом» в боевой обстановке13. Пища на передовую доставлялась бойцами хозяйственных подразделений из походных кухонь в термосах.

В целом, несмотря на широкий размах и высокие темпы наступательных операций, служба продовольственного снабжения справилась с обеспечением войск, применив ряд новых методов работы. Войска фронтов не испытывали перебоев в обеспечении продовольствием, которые могли бы отрицательно повлиять на выполнение боевых задач. Ресурсы продовольствия были увеличены в значительной степени за счёт трофеев и заготовок на территории иностранных государств.

Опыт боевых действий показал, что расход основных видов материальных средств за операцию составил: продовольствия — до 40 сутодач,  боеприпасов — от 0,1 до 1,5 боекомплекта; ГСМ — от 4 до 10 заправок14.

Снабжение войск фронтов вещевым и обозным имуществом в Ясско-Кишинёвской операции характеризуется большей стабильностью и лучшей обеспеченностью в сравнении с операциями второго периода Великой Отечественной войны. Ресурсы вещевого имущества были увеличены в основном за счёт улучшения выполнения военного заказа промышленностью, а также за счёт широкого использования местных средств и трофейного имущества. Важное значение имело дальнейшее снижение боевых потерь вещевого и обозного имущества. Если взять его потери в 1942 году за 100 проц., то в Ясско-Кишинёвской операции они составили в среднем 45 проц.15

Обеспеченность фронтов в количественном отношении была удовлетворительной. Однако качественное состояние вещевого имущества у личного состава, как показал анализ документов, было весьма невысоким. Как и в предыдущие военные годы, большое значение имел ремонт имущества: создавались неснижаемые обменные фонды отремонтированной обуви в воинских частях, соединениях, на армейских и фронтовых складах. Следует отметить, что положительной стороной в снабжении вещевым и обозным имуществом войск фронтов явилось более систематическое его поступление из центра, чего не было ни в операциях 1942 года, ни тем более в 1941 году (табл. 4).

По мере продвижения войск Красной армии на запад и удлинения коммуникаций был пересмотрен порядок доставки фронтам вещевого имущества. Его стали отправлять из центра, преимущественно с московских складов, укрупнёнными партиями, по два—три транспорта в месяц каждому фронту. Это результативное мероприятие позволило, кроме сокращения в полтора—два раза сроков доставки, отпускать каждому фронту комплектную норму положенного имущества по месячному плану снабжения.

Вместе с тем, несмотря на проявления некоторой стабильности и улучшения во фронтах планирования выдачи имущества объединениям и соединениям, основным недочётом в снабжении войск, как и в операциях второго периода войны, продолжали оставаться неравномерное распределение и не всегда своевременное доведение имущества до личного состава.

По-прежнему не был решён вопрос о создании 10-процентных переходящих запасов. Ресурсы государства позволили улучшить текущее снабжение личного состава, но не были достаточными для накопления запасов фронтов и армий. Поэтому, в частности, повторились трудности с обеспечением нового пополнения обмундированием. Его переодевание могло продолжаться от двух до трёх месяцев по мере поступления форменного обмундирования из центра. Тяжёлое положение оставалось с обеспечением вещевым имуществом раненых. Они часто прибывали в госпитали без шинелей и обуви. Отсутствие в госпиталях достаточного запаса имущества не позволяло восполнить недостающее. Отремонтировать обмундирование и обувь также не представлялось возможным из-за отсутствия в госпиталях и объединениях госпиталей штатных ремонтных мастерских. Этот вопрос до конца войны так и не был решён.

Обобщение повседневной деятельности фронтовых обозно-вещевых складов показывает, что при широком размахе операции и увеличившейся численности войск они не справлялись с переработкой имущества. Дело в том, что они имели сокращённый штат личного состава в количестве 15—20 человек и автотранспорта. Грузооборот некоторых фронтовых складов превышал средний грузооборот центральных складов НКО, который составлял 10—14 вагонов ежедневно16. Поэтому для нормальной деятельности фронтовых обозно-вещевых складов требовались увеличение обслуживающего персонала, штатного автотранспорта и повышение механизации трудоёмких работ.

Аналогичные трудности испытывали армейские и фронтовые ремонтные мастерские (ПОРАМы, ПОРЕМы, ШОРСАМЫ и др.)17. Они, располагая недостаточной производительностью, не справлялись даже с ремонтом имущества, поступавшего на армейские и фронтовые склады, не говоря уже о помощи войсковым мастерским.

В целом, несмотря на имевшиеся недочёты в организации снабжения вещевым и обозным имуществом войск фронтов, служба обозно-вещевого снабжения в Ясско-Кишинёвской операции справилась с обеспечением личного состава обмундированием и обувью.

В полосе действий 2 УФ восстановление железнодорожных коммуникаций обеспечивалось 14-м управлением военно-восстановительных и заградительных работ (УВВР) фронта (начальник — генерал-майор технических войск Е.И. Пирогов). Тогда в его состав входили 47-я и 27-я железнодорожные бригады и спецформирования НКПС. УВВР-5 (начальник — генерал-майор технических войск Н.В. Зверев) 3 УФ, имевшее 12-ю и 13-ю железнодорожные бригады и спецформирования НКПС, проводили восстановительные работы в полосе действий своего фронта18. В целом это приводило к нормальному базированию фронтов и армий. В то же время пропускная способность отдельных железнодорожных участков колебалась от 10 до 34 пар поездов в сутки. При этом каждая армия имела свой железнодорожный участок19 (табл. 5).

Воинские части 2 УФ с выходом на территорию Румынии относительно быстро восстановили и приступили к эксплуатации железнодорожного участка западноевропейской колеи Верешты — Дорохой — Ларга протяжённостью 170 км. При этом захваченные у врага 4 паровоза, более 250 вагонов и платформ западноевропейской колеи вполне обеспечивали перевозку грузов вертушками (грузовые поезда, в основном состоявшие из саморазгружавшихся вагонов, обращавшиеся по кольцевому маршруту) до 80 вагонов в сутки. В итоге это удовлетворяло потребности в перевозках правофланговой 27-й армии фронта. Более того, на станции Верешты была организована перевалочная база, где грузы с союзной колеи перегружались на западноевропейскую20.

Одной из характерных особенностей этой операции, оказавшей влияние на восстановление железных дорог, являлся её большой размах. Наступление советских войск по глубине на отдельных участках достигало 700 км и проводилось высокими темпами (свыше 25 км для общевойсковых соединений и 40—50 км для подвижных войск в сутки)21. Стремительное наступление советских войск на большую глубину и высокие темпы операции потребовали от железнодорожников максимального напряжения сил.

Противник не успевал производить массовых разрушений, однако на главнейших железнодорожных линиях до г. Плоешти разрушил почти все большие мосты и значительную часть средних мостов, а также имевшуюся у него паромную железнодорожную переправу через Днестровский лиман. Поэтому перед железнодорожными войсками встала задача восстановления и перешивки некоторых участков пути (имевшего шурупное крепление), организации перегрузочных районов для перевалки грузов с союзной на западноевропейскую колею на тех участках, которые не перешивались.

8 августа 1944 года военный совет 3 УФ принял решение построить через Днестровский лиман понтонный железнодорожный мост. После форсирования передовым отрядом 46-й армии 3 УФ Днестровского лимана 27-й мостовой батальон (подполковник Н.С. Егоров) 44-й железнодорожной бригады приступил к строительству понтонного моста, наводка наплавной части которого была выполнена в ночь на 29 августа, а с 10 часов утра по мосту было открыто движение22. Для этого на станции Каролино-Бугаз заблаговременно были заготовлены 114 свай, насадки, брусья, поковки.

Опыт ремонтных работ показал, что средний темп восстановления и перешивки железнодорожной колеи на территории Молдавской ССР и в северных районах Румынии был равен 10 км в сутки, максимальный темп перешивки пути на участке Пашкани — Плоешти составил более 60 км в сутки23.

За период операции воинами-железнодорожниками было уложено вновь и восстановлено главных путей — 243 км; перешито на колею 1524 мм главных путей — 465 км; отремонтировано главных путей — 41 км; уложено и восстановлено стационарных путей — 12 км; перешито стационарных путей — 79 км; отремонтировано станционных путей — 54 км; уложено, восстановлено и перешито стрелочных переводов — 308 комплектов. Восстановлено малых мостов и труб 155 шт. — 1556 пог. м, средних мостов 29 шт. — 1004 пог. м, больших мостов 36 шт. — 4514 пог. м, тоннелей 6 шт. — 1220 пог. м. Всего были восстановлены 226 искусственных сооружений — 8294 пог. м., при этом объём земляных работ составил 108 500 куб. м24.

В целом за время Ясско-Кишинёвской операции военные железнодорожники проделали немалую работу. Несмотря на большие разрушения, произведённые врагом на железнодорожных коммуникациях, они в кратчайший срок восстановили железнодорожные линии фронта и обеспечили чёткую их эксплуатацию, что в значительной степени способствовало успешному наступлению советских войск.

Важно отметить, что морской и речной транспорт широко использовался в операции при форсировании Днестровского лимана, на переправах войск 3 УФ через Дунай в районах Измаил, Тульча, Карталы, Исакча, Джурджу, Русе, а также для выполнения оперативных перевозок войск 3 УФ из районов Силистрия, Туртукай, Рущук в районы Корабия, Бечету, Калафат. После освобождения румынских и болгарских портов начались морские перевозки материальных средств войскам фронта из Одессы в Констанцу, Сулину, Варну и Бургас.

В период 24 августа — 8 сентября 1944 года Дунайская военная флотилия обеспечила переправу основных сил 3 УФ через Дунай (46, 57 и 37-й армий). Всего были переправлены 178 954 человека, 8159 автомашин, 340 танков, 2204 орудия, 422 трактора, 43 563 лошади и др.25

Морские перевозки выполнялись на боевых кораблях, военных транспортах Черноморского флота (ЧФ) и парусно-моторных судах Черноморского пароходства.

К началу операции фронты имели подготовленный автомобильный транспорт. При этом коэффициент технической готовности автопарка 2 УФ составлял 0,87, а 3 УФ — 0,8626. По состоянию на 1 августа 1944 года 2 УФ имел 39 172 автомобиля при штатной численности 59 452; 3 УФ — 28 880 автомобилей при штатной численности 39 60027.

Интенсивная работа автомобильного транспорта по подвозу грузов в процессе подготовки к операции началась с 15 августа 1944 года. Так, автомобильным транспортом 2 УФ за период с 15 по 26 августа было перевезено 129 тыс. т боеприпасов и ГСМ28, из них: армейским транспортом 62 тыс. т и фронтовым (20-я автомобильная бригада) — 67 тыс. т. При этом 20-я автомобильная бригада осуществляла перевозки на расстояния до 450 км. Подвоз боеприпасов и горюче-смазочных материалов производился со станций снабжения на дивизионные обменные пункты (ДОП), а во многих случаях — на огневые позиции артиллерии. Для работы автотранспорта в операции было характерно сочетание массированных снабженческих автоперевозок с оперативными. Например, 20-я автомобильная бригада всего за 13 дней с начала наступления доставила для войск более 65 тыс. т материальных средств. Когда оперативная обстановка потребовала, бригаде была поставлена задача перевезти 233-ю и 275-ю стрелковые дивизии из района Текучи и 1-ю румынскую пехотную дивизию из района Яссы в Бухарест, что и было выполнено к утру 31 августа 1944 года29. При этом плечо подвоза составляло 450 км.

Автомобильные перевозки в ходе операции впервые потребовалось осуществлять на зарубежных малознакомых и недостаточно обслуживавшихся дорогах. Отдельным автоколоннам на маршрутах следования приходилось вступать в бой с разрозненными мелкими подразделениями врага, которые пытались вырваться из окружения. В этих условиях движение автотранспорта было организовано исключительно автомобильными взводами, ротами и батальонами. Кроме того, подразделения сопровождали штатные подвижные ремонтные средства, что, в свою очередь, сокращало среднесуточный пробег машин. Однако в сложившейся обстановке такая организация движения оказалась разумной. Уже в период наступления были организованы перевалочные базы в Бузэу с отделением в Абокалии.

Вспоминая о Ясско-Кишинёвской операции, Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский отмечал: «…в 1941 году солдаты тыловых частей и подразделений, редко встречавшиеся лицом к лицу с врагом и недостаточно подготовленные для самостоятельного ведения боя, разбегались при появлении двух—трёх немецких мотоциклистов, в Ясско-Кишинёвской операции сражались наши люди с немцами, вышедшими нам в тыл. Это были действительно героические действия. Я восхищался тем, как дрались наши шофёры, артиллеристы без всякой помощи со стороны пехоты»30.

В целом были выработаны наиболее эффективные принципы использования и методы работы автомобильного транспорта по обеспечению подвоза в операции, проводившейся высокими темпами, а также способы поддержания высокого технического состояния автотранспорта, не утратившие своего значения и в настоящее время.

Колоссальная работа была проделана дорожными частями фронтов по обслуживанию грунтовых и автомобильных дорог. В тылах фронтов и армий имелась развитая сеть грунтовых дорог. При этом каждый фронт имел три военные автомобильные дороги (ВАД), общая протяжённость которых во 2 УФ составляла 460 км, а в 3 УФ — 300 км.

В распоряжении каждой армии были 1—3 автомобильные дороги. Общая протяжённость обслуживавшихся дорог фронтового и армейского назначения составляла во 2 УФ 1737 км, в 3 УФ — 1021 км. Количество дорог обеспечивало проведение оперативных перегруппировок и своевременный подвоз материальных средств31. Дорожных частей во фронтах было достаточно, что позволяло своевременно восстанавливать, наращивать и обслуживать военно-автомобильные дороги в ходе операции.

В ходе подготовки операции (с июня по 20 августа 1944 г.) дорожными войсками 2 УФ построено и восстановлено 220 мостов протяжённостью 2299 пог. м, построено 92,4 км дорог с каменным покрытием, выполнено 361 668 куб. м земляных работ, построено 277 км деревянных дорог, спрофилировано 997,8 км и улучшено добавками 580,2 км дорог, отремонтировано 702,4 км дорожных покрытий32.

К началу операции сеть фронтовых военно-автомобильных дорог 2 УФ включала 3 дороги общим протяжением 460 км. В пяти армиях сеть дорог составляла 594 км33. Наращивались 3 фронтовые дороги и по 1—2 дороги в полосе каждой армии.

К началу операции в резерве фронта состояли: 4 управления военно-автомобильных дорог (УВАД), 2 отдельных дорожно-эксплуатационных батальона (одэб), 2 отдельных дорожно-строительных батальона (одсб), военно-дорожное управление (ВДУ) и отдельный мостостроительный батальон (омсб).

За период наступления дорожные воинские части выполнили следующий объём работ: построили и восстановили 1198 пог. м мостов, отремонтировали и усилили 458 пог. м мостов, спрофилировали 38 км дорог, улучшили добавками 8 км дорог, выполнили 42 700 куб. м земляных работ, отремонтировали 170 км дорог, установили 8000 дорожных знаков, удовлетворили питанием на подвижных пунктах питания (ППП) 58 968 человек, организовали санобработку 7422 человек34.

К началу операции в 3 УФ сеть военно-автомобильных дорог включала 3 фронтовые дороги и по одной дороге в каждой армии. В ходе операции протяжённость дорог составляла: фронтовых (4 дороги) — 560 км, армейских — 194 км, всего — 754 км35.

За время наступления дорожные воинские части 3 УФ проделали следующий объём работ: подготовили 1530 км дорог, выполнили 34 300 куб. м земляных работ, построили и восстановили 17 мостов протяжённостью 1055 пог. м, отремонтировали и усилили 33 моста протяжённостью 299 пог. м, спрофилировали 62 км дорог, отремонтировали 261 км покрытий, построили 15,5 км деревянных дорог. Израсходовано дорожно-строительных материалов: песка и шлака 500 куб. м, камня и щебня 2200 куб. м, леса 10 700 куб. м, поковок 12,2 т36.

Новым в операции было создание для восстановления и эксплуатации ВАД на направлении главного удара дорожно-строительных, мостостроительных и дорожно-эксплуатационных воинских частей, управление которыми осуществлялось оперативными группами офицеров дорожных управлений фронтов, создание которых оправдало себя в наступлении.

Фактически фронтовые дорожные воинские части в ходе наступления содержали армейские дороги, а дорожные воинские части армии — войсковые дороги и подъезды к ДОП. С выходом боевых частей фронта на основные дороги Румынии и развитием стремительного наступления дорожные воинские части из-за недостатка автотранспорта сильно отставали от войск и принимали участие в обеспечении боевых операций, организовав сопровождение войск только головными отрядами, выполнявшими работы по обеспечению первоочередного проезда и восстановлению искусственных сооружений37.

Дорожные войска двух фронтов за время проведения операции проявили мужество и трудовой героизм, образцово исполнили свой долг и выполнили 77 тыс. куб. м земляных работ, построили и восстановили 2253 пог. м мостов, отремонтировали и усилили 687 пог. м мостов, спрофилировали 100 км дорог, отремонтировали 431 км дорог38.

В ходе подготовки операции, как и прежде, большое внимание уделялось развёртыванию госпитальных баз. В то время общая госпитальная сеть фронтов и армий располагала достаточным количеством коек для приёма раненых и больных. Так, к началу операции 2 УФ имел 227 госпиталей на 102 400 штатных коек, а 3 УФ — 176 госпиталей на 78 700 коек (табл. 6). В каждой армии обоих оперативно-стратегических объединений имелась отдельная рота медицинского усиления (ОРМУ), находившаяся в непосредственном подчинении военно-санитарному управлению: 2 УФ (начальник — генерал-майор медицинской службы П.Г. Столыпин) — одна, 3 УФ (начальник — генерал-майор медицинской службы И.А. Клюсс) — две ОРМУ39.

На 2 УФ с 1 по 19 августа ежедневно поступало около 2000 больных, на 3-м Украинском — до 1500. Для их лечения военные терапевты располагали большим опытом в профилактике внутренних заболеваний, в организации этапного лечения и терапевтической помощи соматическим, инфекционным и другим группам больных.

В ходе операции совершенствовались методы лечения раненых и больных, широкое применение получили медикаментозные и другие методы лечения. Советская фармацевтическая промышленность выпускала сульфамидные препараты разнообразных рецептур, которые стали активно применяться при лечении раненых и больных. По заданию Главного военно-санитарного управления (ГВСУ) в некоторых соединениях и воинских частях начали проводиться испытания пенициллина при лечении ран, одновременно возросло применение консервированной крови и кровезаменителей. Почти в 2 раза, по сравнению с 1943 годом, увеличился удельный вес раненых и больных, эвакуированных в госпитали тыла страны постоянными военно-санитарными поездами.

Для обслуживания раненых и больных военнопленных выделялись специальные госпитали. Например, на 2 УФ для них были выделены пять госпиталей для легкораненных.

В целом медицинская служба фронтов значительно выросла, приобрела богатый опыт решения сложнейших вопросов медицинского обеспечения войск в ходе операции стратегического значения.

Сложившаяся неблагоприятная эпизоотическая обстановка на освобождённой территории потребовала от военно-ветеринарной службы огромных усилий. Так, ветеринарно-санитарный надзор за довольствием войск приобрёл ещё большее значение, так как снабжение соединений и воинских частей стало осуществляться главным образом свежим мясом за счёт местных заготовок и трофейного скота. Объём этой работы был очень большим, поскольку среднемесячная потребность в мясе лишь одного фронта составляла около 60 тыс. голов крупного рогатого скота. В связи с широким распространением среди местного скота туберкулёза, ящура и других заразных заболеваний браковка субпродуктов в отдельных армиях доходила до 80 проц.40

Больные и раненые лошади оседали на лечение в войсковых лазаретах на 30 проц., в армейских ветеринарных лазаретах (АВЛ) — 32 проц. и фронтовых ветеринарных лазаретах (ФВЛ) — 38 проц. Эффективность лечебной работы ветеринарных лазаретов в тот период составила; войсковых лазаретов — 97,4 проц., АВЛ — 91,9 проц. и ФВЛ — 87,7 проц.41

В целом ветеринарные кадры своей самоотверженной работой добились устойчивого ветеринарно-санитарного состояния в войсках и высокой эффективности профилактической противоэпизоотической и лечебно-эвакуационной работы по обслуживанию конского состава.

Таким образом, разгром противника в районе Яссы — Кишинёв изменил стратегическую обстановку на южном фланге советско-германского фронта и создал благоприятные условия для дальнейшего развития наступления Красной армии в Венгрии и на Балканах. Начался процесс глубокого охвата южного стратегического фланга Германии.

В Ясско-Кишинёвской операции был учтён и творчески использован богатейший опыт организации и работы тыла предыдущих операций Великой Отечественной войны, что явилось одним из важнейших условий успешной его работы. Железнодорожные и дорожные войска добились более высоких темпов восстановления и строительства дорог и мостов, шире применялось комплексное использование различных видов транспорта. Совершенствовались методы лечения раненых и больных. Основные трудности в работе тыла в операции возникли в связи с увеличением расстояния подвоза от районов производства материальных средств до войск фронтов, их возросшей манёвренностью и высокими темпами наступления, а также выходом на территорию иностранных государств. Личный состав тыла фронтов, изыскивая новые формы и методы работы, преодолел возникшие трудности, что во многом способствовало успешному наступлению Красной армии.

Разумеется, не только в настоящей обзорной статье, но и в более солидной монографии нет возможности исчерпать всё многообразие проблем тыла в Ясско-Кишинёвской наступательной операции, вошедшей в историю Великой Отечественной войны как одна из решающих побед 1944 года. Расширенное изучение этих проблем — одна из насущных задач. Нам представляется, что оно должно идти по ряду направлений, основными из которых будут:

очерки деятельности всех видов тылового обеспечения в целом и во время каждого удара 2-го и 3-го Украинских фронтов в отдельности;

подготовка военно-исторических монографий, посвящённых деятельности служб тыла в ходе операций 2-го и 3-го Украинских фронтов, представляющих собой поучительный пример смелого массирования сил на направлениях главных ударов обоих фронтов, т.е. на тех узких участках, где намечался прорыв обороны противника;

описание отдельных, наиболее поучительных примеров действий служб тыла 2-го и 3-го Украинских фронтов в масштабе дивизии, корпуса, армии и фронта.

Исторический опыт работы тыла в Ясско-Кишинёвской операции по-прежнему остаётся актуальным и востребованным. Обобщённый опыт, приведённые выводы позволят органам государственного и военного управления явственно выявлять имеющиеся проблемы в системе материально-технического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации и вырабатывать действенные меры по их разрешению в условиях проведения специальной военной операции. Среди них важными являются:

создание мощной складской, ремонтной и транспортной инфраструктуры на новых территориях с учётом природных и экономических особенностей каждого региона;

организация современной системы хранения вооружения, боеприпасов и горючего, а также строительство новых арсеналов, баз (складов) и других объектов с одновременным обеспечением их передовыми методами контроля, охраны и пожаротушения, оснащением средствами механизации и новой тарой, формированием вокруг объектов дорожной сети;

мероприятия по обеспечению живучести соединений, воинских частей, подразделений и организаций МТО вследствие воздействия авиации противника, высокоточного оружия, боевых беспилотных авиационных, а также беспилотных морских комплексов и диверсионно-разведывательных групп, которое распространяется на всю глубину размещения оперативных и войсковых сил и средств МТО;

проведение военно-научным комплексом Минобороны РФ исследований по всем направлениям деятельности МТО, в том числе по развитию и совершенствованию АСУ, многоцелевых робототехнических комплексов и беспилотной авиации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сборник материалов по изучению опыта войны № 19 (июль—август 1945 г.). М.: Воениздат, 1945. С. 137, 140; История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб.: ВАТТ, 2000. С. 458.

2 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны: военно-теоретический труд. Т. 3. СПб.: ВА МТО, 2020. С. 100.

3 Там же. С. 101.

4 Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне. Кн. 2 / Под общ. ред. П.Н. Кулешова. М.; Тула: Главное ракетно-артиллерийское управление, 1978. С. 203.

5 Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне. С. 212.

6 Там же.

7 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР в важнейших стратегических операциях Второй мировой войны. С. 114.

8 Никитин В.В. 30 лет во главе службы горючего (сборник трудов). М.: Воентехлит, 1999. С. 262.

9 Там же.

10 Там же. С. 263.

11. Вещиков П.И., Огуречников А.А., Шанин А.В. Продовольственная служба Вооружённых сил России: краткая история / Под ред. А.П. Петриченко. М.: ТЕРРА, 1999. С. 284.

12 Тыл Советской армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. IV, V, VI. Л.: Военная академия тыла и транспорта (ВАТТ), 1963. С. 128.

13 Садовничий О.С., Свисюк А.Г., Гуров Н.Н. Продовольственное обеспечение Вооружённых сил Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: 12 ЦТ, 2017. С. 374, 375.

14 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР… С. 109.

15 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 87. Оп. 120370. Д. 470. Л. 81.

16 Там же. Оп. 235548. Д. 20. Л. 61.

17 ПОРАМ — полевая обувно-ремонтная армейская мастерская; ПОРЕМ — походная обозно-ремонтная мастерская; ШОРСАМ — шорно-седельная армейская мастерская.

18 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. М.: Воениздат, 1963. С. 243.

19 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 457.

20 Там же.

21 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. С. 244.

22 Там же. С. 243—245.

23 Там же. С. 246.

24 ЦАМО РФ. Ф. 16. Оп. 11401. Д. 170. Л. 101—102.

25 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С. 193.

26 ЦАМО РФ. Ф. 41. Оп. 11593. Д. 160. Л. 149, 154.

27 История Тыла Российских Вооружённых сил… С. 458.

28 ЦАМО РФ. Ф. 41. Оп. 11593. Д. 481. Л. 1

29 Там же. Оп. 34761. Д. 14. Л. 84—87.

30 Малиновский Р.Я. Из воспоминаний о Ясско-Кишинёвской операции (август—сентябрь 1944 г.) // Военно-исторический журнал. 1959. № 2. С. 32.

31 История Тыла Российских Вооружённых сил… С. 458.

32 ЦАМО РФ. Ф. 240. Оп. 2779. Д. 1326. Л. 62—68.

33 Там же. Оп. 2884. Д. 37. Л. 2—8.

34 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил… С. 194.

35 Там же. С. 195.

36 ЦАМО РФ. Ф. 243. Оп. 2908. Д. 41. Л. 74.

37 Там же. Оп. 2963. Д. 66. Л. 27.

38 Материально-техническое обеспечение Вооружённых сил СССР… С. 106.

39 Составлено по: Медицинское обеспечение Советской армии в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 2 / Под общ. ред. Э.А. Нечаева. М.: Воениздат, 1993. С. 123.

40 Тыл Советской армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. … С. 137.

41 Там же. С. 136.