СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЮНКЕРСКИХ УЧИЛИЩ В РОССИИ В ХОДЕ ВОЕННЫХ РЕФОРМ 1860—1870-х ГОДОВ
Воинское обучение и воспитание
Михайлов Андрей Александрович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор исторических наук (Санкт-Петербург. E-mail: himhistory@yandex.ru)
ФИЛЮК Сергей Олегович — заместитель директора Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург. E-mail: artillery@yandex.ru)
Создание и развитие системы юнкерских училищ в России в ходе военных реформ 1860—1870-х годов
1860—1870-е годы были для России временем кардинальных реформ, охвативших практически все сферы государственной и общественной жизни. Заметное место среди них принадлежало военным реформам, среди которых выделялась реорганизация системы подготовки офицерских кадров.
В результате мер, предпринятых по инициативе и под руководством военного министра Д.А. Милютина, в стране возникла широкая сеть военно-учебных заведений. Она включала общеобразовательные школы для детей (военные гимназии) и специальные учебные заведения, призванные давать взрослым юношам профессиональную военную подготовку: военные и юнкерские училища. При этом юнкерские училища были гораздо более многочисленны, нежели военные, и именно из них выходила основная масса строевых, армейских офицеров.
Тем не менее, если система военного образования в целом и отдельные направления педагогической работы с будущими офицерами современными историками рассмотрены достаточно подробно1, то юнкерские училища, явно незаслуженно, остаются на периферии исследовательских интересов.
К середине XIX века основным типом военно-учебных заведений, готовивших офицеров, были кадетские корпуса, в которых воспитанникам (почти исключительно детям дворян) давалось как общее, так и специальное военное образование. Однако обеспечить армию достаточным количеством офицеров военно-учебные заведения не могли, а все попытки правительства расширить их сеть наталкивались на трудности финансового характера.
Гораздо чаще молодые люди, избравшие военную карьеру (по собственному желанию или по воле старших родственников), поступали на службу «нижними чинами» и через некоторое время сдавали экзамен на офицерский чин. Те из них, кто принадлежал к дворянству, обычно именовались «юнкерами», а за представителями иных сословий постепенно закрепилось наименование «вольноопределяющиеся». Срок выслуги был неодинаков и напрямую зависел от сословной принадлежности молодого человека: самый короткий у дворян, затем следовали потомственные и личные почётные граждане, сыновья купцов, священников, мещане и др.
Проблема, однако, заключалась в том, что даже дворяне далеко не всегда обладали хорошей первоначальной подготовкой, к тому же не во всех воинских частях было налажено обучение будущих офицеров. Так, в 1819 году командир 6-го пехотного корпуса генерал-лейтенант И.В. Сабанеев с нескрываемым раздражением писал начальнику штаба 2-й армии П.Д. Киселёву: «Офицеров почти нет. Если выбросить негодных, то и пополнять будет некем. Какой источник? Из корпусов и от производства унтер-офицеров? Что за корпуса! Что за народ, идущий служить в армию унтер-офицерами! Из тысячи один порядочный!»2.
Возможно, И.В. Сабанеев сгустил краски, но П.Д. Киселёв явно счёл его жалобу обоснованной. Во всяком случае, в 1822 году он выступил инициатором создания при штабе 2-й армии специальной школы юнкеров. Со сходными предложениями неоднократно выступали и другие представители военного руководства, командиры корпусов и дивизий. Однако те школы, которые создавались в воинских частях, обычно имели очень небольшие штаты и существовали недолго.
В сложившихся условиях экзамен на офицерский чин превратился в формальность. Видный военный педагог и администратор П.О. Бобровский, характеризуя ситуацию середины XIX века, писал: «Опыт показал, что общая подготовка экзаменующихся была столь ничтожна, что экзаменаторы по необходимости делали послабления… От готовящихся быть офицерами не требовали даже знания военной науки»3.
Неудачный для России исход Крымской войны поставил правительство перед необходимостью срочных мер по реорганизации вооружённых сил и одновременно вызвал волну жесточайшей критики в адрес «старых порядков». Со своей стороны консерваторы обвиняли поборников новшеств чуть ли не в революционных симпатиях, «подрыве основ» власти.
Тем не менее на фоне бурных дискуссий разворачивалась серьёзная и глубокая работа по реформе военной школы. Работа тем более сложная, что финансирование армии оставляло желать лучшего. В начале 1856 года генерал от кавалерии Ф.В. Ридигер направил императору Александру II проект создания школ для юнкеров при всех армейских корпусах и особых подготовительных команд при всех дивизиях. Царь проект одобрил и распорядился учредить для выработки подробного положения о юнкерских школах особый комитет под председательством самого Ридигера. Работа комитета, однако, затянулась. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Данченко В.Г., Калашников Г.В. Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. М., 2007. 463 с.; Жуковский В.П. Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции. Саратов, 1999. 256 с.; Изонов В.В. Подготовка военных кадров в России XIX — начала XX в. СПб., 1998. 496 с.; Каменев А.И. Военная школа России (Уроки, история и стратегия развития). М., 1999. 355 с.; Лушников А.М. Государственная политика в области образования в 1861—1917 гг. (На материалах военно-учебных заведений). Ярославль, 1999. 68 с.; Хозин О.А. Пажи, кадеты, юнкера. Исторический очерк. М., 2006. 252 с. и др.
2 Епанчин Н.А. Очерк похода 1829 г. в Европейской Турции. Ч. 1. СПб., 1905. С. 110.
3 Бобровский П.О. Юнкерские училища. Т. 1. Историческое обозрение их деятельности. СПб., 1872. С. 114.
4 Милютин Д.А. Мнение о преобразовании военно-учебных заведений. Столетие Военного министерства. Т. 10. Ч. 3. СПб., 1914. С. 191.