Совершенствование стрельбы из индивидуального оружия (1921—1991 гг.)
Воинское обучение и воспитание
Дидык Борис Васильевич — преподаватель кафедры тактики Военного университета, подполковник (Москва. E-mail: borisdiduk@yandex.ru)
Туловский Виталий Валериевич — доцент кафедры тактики Военного университета, подполковник, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: tul904@yandex.ru)
Совершенствование стрельбы из индивидуального оружия (1921—1991 гг.)
Реформирование Вооружённых сил Российской Федерации, частичный переход к прохождению службы на контрактной основе, изменение качественных характеристик вооружения и способов действий в бою различных подразделений требуют совершенствования обучения стрельбе из стрелкового оружия. В данной статье, подготовленной авторами специально для «Военно-исторического журнала», рассматриваются проблемы обучения стрельбе из индивидуального боевого огневого средства.
В локальных конфликтах современности одним из факторов успешного ведения боевых действий является огневая подготовка военнослужащего. Умение использовать индивидуальное стрелковое оружие (отечественное, иностранное), в том числе и пистолет1, способствует выполнению боевой задачи. Поскольку последний применяется на коротких расстояниях, а также в рукопашной схватке, приёмы стрельбы и сама конструкция пистолета2 должны обеспечивать быстрое введение его в действие3. Однако какими бы высокими боевыми качествами он ни обладал, быстрый меткий выстрел и скорость переноса огня обеспечиваются только при отличном усвоении приёмов стрельбы.
К сожалению, у многих военнослужащих сложилось ложное мнение, что в современных условиях пистолет не является огневым средством ведения боя, а вооружение им носит больше символический характер. Это нередко определяет и отношение к стрельбе из данного вида стрелкового оружия, хотя исторический опыт свидетельствует об обратном.
Развитие методики обучения стрельбе из револьвера и пистолета в СССР в период динамичного строительства Вооружённых сил (1921—1991 гг.) можно разделить на два этапа. В ходе первого из них (январь 1921 — июнь 1941 гг.) в Красной армии (РККА) была создана и активно развивалась методика обучения стрельбе из револьвера и пистолета. Второй этап (июнь 1941 — декабрь 1991 гг.) характеризуется обобщением опыта применения пистолета в боевых действиях Великой Отечественной войны и дальнейшим совершенствованием методики обучения стрельбе из него с учётом принятия на вооружение новых образцов стрелкового оружия.
Обучение стрельбе из пистолета в РККА было основано на использовании приёмов и правил стрельбы из револьвера, принятых ещё в Русской императорской армии и армиях других государств. Так, в предреволюционное время из револьвера стреляли как офицеры, так и нижние чины. От командиров требовали при «подготовительных к стрельбе упражнениях и самой стрельбе вести обучение таким образом, чтобы нижние чины были ознакомлены со всеми видами стрельбы и из-за укрытий»4. В Красной армии револьвером вооружался только командно-начальствующий состав, причём на начальном этапе её создания при организации огневой подготовки особое внимание уделялось лишь стрельбе из винтовки.
Существенную роль сыграло «Руководство о порядке довольствия войск стрелковыми приборами и приспособлениями для обучения войск», принятое в ходе формирования Высшей стрелковой школы командного состава РККА5. Примечателен в этом документе так называемый табель № 2 стрелковых приборов и пособий для подготовительных занятий к стрельбе из револьвера.
Занятия, как правило, проводили подготовленные должностные лица. Например, в военных учебных заведениях из числа лиц со специальной подготовкой назначались «старшие инструкторы стрелкового дела, фехтования, гимнастики и вольтижировки», состоявшие в непосредственном ведении соответствующих преподавателей спортивных дисциплин.
Личным оружием командно-начальствующего состава в упомянутый период являлись револьвер системы «Наган» (образца 1895 г.) и пистолет ТТ (1933 г.). Главным недостатком первого из них было затяжное и трудоёмкое снаряжение барабана патронами. Ведь после ведения огня приходилось выталкивать шомполом стреляные гильзы из гнёзд и вставлять в них по одному новые патроны. В конце 20-х годов прошлого века в СССР была проведена работа по созданию нового самозарядного оружия с высокой практической скорострельностью. В результате появился пистолет системы Токарева, принятый на вооружение Красной армии в 1931 году. По результатам его опытной эксплуатации в войсках (1934 г.) был сконструирован улучшенный вариант, обозначенный как «7,62-мм самозарядный пистолет Токарева образца 1933 года»6. Стрельба из него могла вестись с использованием как обычного, так и с трассирующей пулей патрона; также подходили к нему 7,63-мм патроны (от пистолета «Маузер»)7. Производился он параллельно с револьвером системы «Наган» вплоть до начала Великой Отечественной войны (1941 г.). В последующем, то есть в послевоенное время, производство ТТ продолжалось до тех пор, пока его не заменил (1952 г.) пистолет системы Макарова (ПМ)8.
ТТ имел довольно кучный бой на дистанциях до 100 м; бронебойной пулей (к нему были предусмотрены и такие боеприпасы) он был способен пробить навылет практически все существующие и ныне типы бронежилетов (класса 2 и 2а) на дистанции до 50 м. Простое в сборке и разборке это индивидуальное средство ведения боя обладало надёжным запирающим механизмом, не чувствительным даже к грязи и песку9.
В течение всего рассматриваемого периода разработка наставлений по стрелковому делу, уставов, курсов стрельб проводилась целенаправленно и последовательно. В 1940, 1950 и 1975 гг. издавалось и переиздавалось наставление «Револьвер образца 1895 года и пистолет ТТ образца 1933 года». В первом издании, к примеру, доступно и обстоятельно излагались следующие положения: назначение и боевые свойства данных образцов стрелкового оружия; устройство, особенности обращения, ухода, сбережения, проверки боя пистолета и револьвера, приёмы и правила стрельб из них. Последнему положению отводилось 20 страниц (16 проц. содержания) документа. Здесь обстоятельно излагались приёмы ведения огня стоя, с колена, лёжа, из-за укрытий, с коня (для кавалеристов), в условиях действия отравляющих веществ и ограниченной видимости, рассматривались выбор цели, момента для стрельбы и точки прицеливания, возможности снабжения патронами в бою и т.п.10
Поскольку уровень огневой подготовки рядового и командно-начальствующего состава РККА, в том числе и в стрельбе из пистолета, всё же оставался недостаточным, в приказе народного комиссара обороны Союза ССР К.Е. Ворошилова № 113 от 11 декабря 1938 года отмечалось: «В истекшем году войска не только не выполнили требования приказа № 110 о повышении индивидуальной стрелковой подготовки бойцов и командиров из всех образцов стрелкового оружия не менее чем на 15—20 проц. против 1937 г., но снизили результаты по огню…»11. Обращалось внимание на то, что «сами высшие, старшие и средние командиры, комиссары и работники штабов не являются ещё примером для войск в умении владеть оружием», а «младшие командиры тоже не научены этому делу и не могут поэтому как следует учить бойцов». Вывод звучал строго и предупредительно: «Провалы в огневой подготовке рассматривать как главный недостаток в работе всех командных звеньев»12.
Для проверки уровня владения личным оружием среди командно-начальствующего состава проводились соревнования по стрельбе, приуроченные к государственным праздникам. Так, военнослужащие выполняли упражнение контрольных стрельб КС-32 (Курс стрельб из стрелкового оружия 1932 г.) из револьвера «Наган» и специальное упражнение на классификацию «отличного стрелка» и «хорошего стрелка»13. Условия первого из них подразумевали производство 3 пробных и 5 зачётных выстрелов стоя с руки на расстоянии 25 м по мишени с кругами (мишень № 5, 50х50 см). Результаты (май 1933 г.) оказались невысокими: из 178 участников стрельб, проведённых в Управлении моторизации и механизации (УММ) ГШ РККА, 31 получили «отлично», 47 — «хорошо», 39 — «удовлетворительно», 61 — «неудовлетворительно»; пять человек удостоились классификации «отличного стрелка» и «хорошего стрелка»14. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Жук А.Б. Револьверы и пистолеты. М., 1992. С. 16.
2 Более подробно см.: Кораблин В. Технологии прорыва в технологии вооружений // Оружие. 2004. № 3. С. 2—10.
3 Мураховский В.И., Федосеев С.Л. Оружие пехоты: справочник. М., 1992. С. 24.
4 Изонов В.В. Подготовка русской армии накануне Первой мировой войны // Воен.-истор. журнал. 2004. № 10. С. 34—39.
5 Путеводитель Центрального Государственного архива Советской Армии. Т. 2. М.: ЦГАСА. 1993. С. 389.
6 Жук А.Б. Указ. соч. С. 38, 50, 51.
7 См.: Потапов А. Приёмы стрельбы из пистолета: практика СМЕРША. М., 2001. С. 28.
8 Жук А.Б. Указ. соч. С. 255, 256.
9 Потапов А. Указ. соч. С. 31.
10 Наставление по стрелковому делу. Револьвер образца 1895 года и пистолет ТТ образца 1933 года. М., 1940.
11 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 31811. Оп. 15. Д. 17. Л. 198—211.
12 Там же.
13 Там же. Оп. 4. Д. 2. Л. 102, 103.
14 Там же.