Рождественская открытка в годы Первой мировой войны.
Аннотация. Рождественские фронтовые открытки, сохранившиеся в музейных собраниях и частных коллекциях, являются перспективным источником изучения истории Первой мировой войны. С началом боевых действий произошла масштабная милитаризация сюжетов почтовых карточек, которые выпускались в воевавших и даже нейтральных странах; в качестве визуальных образов стали использоваться вооружённые и по-военному одетые символы Рождества. Открытка становилась не только сигналом, сообщавшим о благополучии солдата, и средством коммуникации с близкими, но и мощным средством пропаганды. На основе этих источников представляется возможным сформировать определённое мнение о настроениях солдат на фронте, отследить по почтовым штемпелям географию движения и расположения воинских частей, узнать эстетические предпочтения общества, установить уровень языковой культуры. Поскольку к созданию визуального ряда открыток привлекались военные фотографы и художники, представляют интерес изображения оружия, армейской формы и амуниции.
Ключевые слова: Первая мировая война; Рождество; символ Рождества; рождественский подарок; почтовая карточка; рождественская открытка; милитаризация; военный сюжет; фронтовой быт; военная пропаганда.
Summary. The Christmas front postcards preserved in museum collections and private collections represent a promising source for studying the history of the First World War. With the outbreak of hostilities, the subjects of postcards issued in belligerent and even neutral countries were militarized. This was evidenced by the use of armed and military-clad Christmas symbols as visual images. The postcard served not only as a means of conveying the soldier’s well-being and a conduit for communication with loved ones, but also as a potent instrument of propaganda. The aforementioned sources permit the formation of a certain opinion regarding the mood of soldiers at the front, the tracing of the geography of movement and the location of military units by postmarks, the learning of aesthetic preferences held by society, and the establishment of the level of linguistic culture. As military photographers and artists were involved in the creation of the visual range of postcards, the images of weapons, army uniforms, and ammunition are of interest.
Keywords: World War I; Christmas; Christmas symbol; Christmas gift; postcard; Christmas card; militarization; war story; frontline life; war propaganda.
КОРНИЛОВА Ирина Валерьевна — ведущий научный сотрудник Камского научного центра Института Татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан, заведующая кафедрой истории и методики её преподавания Набережночелнинского государственного педагогического университета, доктор исторических наук
ПАНФИЛОВ Николай Геннадьевич — магистрант историко-географического факультета Набережночелнинского государственного педагогического университета
«ВПЕРЕДЪ! УРА! ОБРАДУЕМЪ ПОБѣДОЮ МЫ КЪ ПРАЗДНИЧКУ ЦАРЯ»
Рождественская открытка в годы Первой мировой войны
Первые военные открытки как особый вид почтовой карточки появились во второй половине XIX столетия и получили широкое распространение с началом Первой мировой войны. Именно в те годы они стали активно использоваться как средство коммуникации между солдатами на фронте и их близкими в тылу. Особую роль играли рождественские открытки, напоминавшие верующим в основной своей массе военнослужащим о светлом празднике и его религиозном значении, а также поддерживавшие семейные связи и свидетельствовавшие, что жертвы солдат на фронте не напрасны. В свою очередь, командование использовало столь мощный инструмент влияния в военно-политических и психологических целях, превратив праздничные послания в эффективный инструмент пропаганды.
Развитие полиграфического оборудования, технологических процессов и способов печати на рубеже XIX—XX вв. позволило повысить скорость изготовления и качество печатной продукции, что способствовало снижению стоимости и расширению её ассортимента1. Однако в ряде европейских стран далеко не все по достоинству оценили визуальный потенциал открытки и видели в ней, в сравнении с телеграммой, определённый анахронизм. При этом вызывала сомнения конфиденциальность открытого письма. С другой стороны, открытка отчасти смогла объединить в себе достоинства письма и телеграммы2. В предвоенное и военное время она переживает свой «золотой век», став не только средством связи, но и объектом коллекционирования. С началом войны почтовая карточка становится связующим звеном между фронтом и домом. Этому способствует скорость получения её адресатом, которая достигается более быстрым, чем письмо, прохождением военной цензуры и значительно меньшей, чем телеграмма, стоимостью. Краткость текстового сообщения, которое могло быть размещено на открытке, позволила воспринимать её многими семьями как сигнал о том, что их солдат жив и здоров.
Художники и фотографы разглядели в открытке самостоятельную часть изобразительного искусства, имевшую потенциал развития. Поэтому многие из них стремились взаимодействовать с типографиями и издательствами в работе по оформлению почтовых карточек3. Они выезжали на фронт, делали фотографические кадры и зарисовки с мест сражений, сцен солдатского быта, стремясь запечатлеть фронтовую действительность, а затем некоторые из рисунков использовались при оформлении открыток4.
Рождественская открытка военного времени предоставляет возможность исследовать сразу несколько направлений: проследить развитие технологических процессов печати; по почтовым штемпелям установить географию движения и расположения воинских частей и соединений; по визуализированным сюжетам отследить эстетические предпочтения общества. Из текстового содержания можно судить о развитии языка, степени грамотности населения, уровне социальной коммуникации между людьми, а также сформировать определённое мнение о настроениях солдат, об их тревогах, состоянии здоровья. Некоторые открытки можно рассматривать как источник при изучении изображённого на них оружия или военной формы, части амуниции и др.
На начало Первой мировой войны в России уже имелись мощности для достаточно качественной печати открыток, однако некоторые благотворительные общества и издательства размещали заказы за границей. Поступавшие оттуда почтовые карточки печатались с тех же матриц, что и для европейского потребителя, а затем поверх штампом наносилась поздравительная надпись. Это создало уникальную ситуацию, когда открытки с сюжетом и персонажами из национальных и конфессиональных традиций стран Европы имели поздравление на русском языке5.
С началом военных действий содержание отечественных рождественских открыток претерпело изменение, сюжеты стали насыщаться армейской тематикой. В почтовых карточках получалось визуализировать несочетаемые образы и категории. Ребёнок стал солдатом, орудие — подарком, рождественские символы «вооружились», облачившись в армейскую форму. Так, на выпущенной в Петрограде открытке «Съ Новымъ годомъ!»6 представлен узнаваемый образ рождественского деда с включёнными в него элементами военной амуниции. Среди подарков — корабль, торчащий из кармана, и большое количество винтовок в коробе за спиной. На ветвях изображённой рядом ёлки традиционные свечи заменили орудия, стреляющие в сторону убегающего врага. На примере этой открытки видно, как атрибутика войны замещает собой устоявшиеся в традициях праздничные символы. Милитаризация открыточных сюжетов изменила само восприятие праздника, привнеся в него грубую и беспощадную данность военных лет. При этом с открыткой, доставленной в заснеженные окопы, солдат получал надежду на возвращение домой.
Некоторые открытки демонстрируют рождественские символы в традиционном исполнении, без элементов военной экипировки, но при этом они включены в сюжет, который подразумевает войну. К примеру, ангел с колокольчиком или пальмовой ветвью, спустившийся в солдатский окоп, или Вифлеемская звезда, озаряющая боевые позиции. Обычно подобные открытки апеллировали к религиозному чувству военнослужащих. На почтовой карточке «Съ Рождествомъ Христовымъ!»7 солдат, сидя в укрытии, наблюдает на звёздном небе ангелов, изображённых над русскими позициями с наряженными ёлками в руках. Иллюстрация усиливается четверостишием: «Грядущiй день Какъ будто десница Господня Разсыпала миръ и покой… То ангелы Божьи сегодня Проходятъ надъ спящей землей». В почтовой карточке «Рождественская ночь на фронте»8 присутствует библейский сюжет Рождества Христова. Над русскими солдатами, согревающимися у костра, Богородица в небе держит на руках младенца, демонстрируя его волхвам и архангелам. Аналогичные сюжеты встречаются на австро-венгерских, немецких, французских открытках.
Во всех воевавших державах средства массовой информации и коммуникации были задействованы в агитационно-пропагандистской деятельности. Основными целями пропаганды были мобилизация общественного мнения в воевавших и нейтральных странах, демонстрация эффективности своих войск, осуждение врага и наделение его негативными качествами9. В этой связи активно использовались и почтовые карточки. Несмотря на жёсткую экономическую регламентацию, они печатались огромными тиражами. Германия к 1914 году изготовила более полутора миллиардов открыток, Япония — больше одного миллиарда. Тиражи почтовых карточек в США и Великобритании исчислялась сотнями миллионов штук10. В странах Антанты выпускались открытки с сюжетами, основанными на разрушении немецкой армией Реймсского собора, что демонстрировалось как варварство и преступление перед европейской цивилизацией11. На некоторых почтовых карточках образ врага представлялся в карикатурном виде. В Великобритании была выпущена патриотическо-пропагандистская серия рождественских открыток, основанная на фронтовом юморе12. Серия высмеивала кайзера Вильгельма II, который в образе рождественского гуся убегает от британских солдат; сидит на бомбе, распевая рождественскую песенку; лежит поверженный под сидящими на нём союзниками с рождественскими угощениями.
Визуальная часть почтовой карточки могла быть представлена не только графическим рисунком, но и фотографическим снимком с мест сражений, демонстрировавшим разбитую вражескую технику, разрушенные противником объекты культурного наследия, войска на марше и др. Такие открытки вызывали у населения больше доверия, ведь на фотографии представала не рисованная, а правдивая и жестокая действительность войны. Если в текстовых посланиях солдаты могли написать про армейский быт или сообщить какие-то детали, которые пропускала военная цензура, то фотографические иллюстрации некоторые граждане воспринимали как официальные сведения с фронта. Сцены из солдатских будней, зафиксированные в фотографических открытках, призваны были показать порядок и благополучие в армии. К примеру, почтовая карточка 1916 года13 демонстрирует получение традиционных рождественских подарков русскими солдатами, находящимися на фронте. Здесь, как и на большинстве других фотографических открыток, человек является главным объектом14.
Сюжет некоторых почтовых карточек состоит из двух или более взаимосвязанных частей. Так, изображённые на петроградской открытке15 русские солдаты разбирают подарки, и тут же, в отдельной картинке, показан сбор средств горожанами на эти цели. Подобный диптих должен был мотивационно воздействовать на солдат, демонстрируя сплочённость армии и народа, а также призывал граждан помогать фронту. В другой рождественской открытке16 визуализированы воспоминания солдата о родных людях. Георгиевский кавалер, сидящий в окопе у костра, читает письмо из дома и вспоминает, как он с семьёй встречал Рождество (в отдельной картинке семья стоит перед наряженной ёлкой). На следующей картинке семья на перроне провожает бойца на фронт. Далее показаны супруга и дочка, тоскующие по солдату. Так композиционно разыгрывается целая история, в которой визуализирован отрезок жизни одной семьи военного времени. Сюжет сознательно усреднён, не имеет индивидуальных особенностей и как бы должен экстраполироваться на другие семьи, ждущие своих героев с войны. Подобные открытки имели мобилизационный потенциал, направленный на поддержание патриотических настроений среди солдат17. Темы ждущей жены, скучающих детей, переживающей матери или тоскующего по домашнему уюту солдата встречаются в открытках не только воевавших держав, но и нейтральных, таких как Швейцария, которая выставила армию лишь для охраны своих государственных границ.
В сюжетах рождественских открыток, представляющих детей в образе солдат, получивших ранение или выполняющих боевую задачу, обостряются противоречия жизненного начала, заключённого в образе ребёнка, и смертного конца, олицетворением которого можно считать войну. Образы детей, проживающих взрослую жизнь, тиражировались на почтовых карточках ещё довоенного периода. На рождественских открытках военного времени образ ребёнка уже вовлечён непосредственно во фронтовую среду. На них дети изображены в военной форме, вооружены, имеют награды и ранения. Они показаны в ситуациях, свойственных армейской действительности: поднимают в атаку солдат с призывом «Впередъ! Ура! Обрадуемъ побѣдою Мы къ праздничку царя»18, управляют аэропланом19, притаившись, сидят в секрете20, с ранениями возвращаются домой. Сюжеты дополняют четверостишия шутейного характера. Эти открытки славят русского солдата, романтизируют его образ через улыбчивых детей, которых показывают удальцами, героями и защитниками. Отсутствие в визуальном ряду взрывов и разрушений маскирует опасность войны, поэтому эти патриотические открытки не вызывают чувство тревоги за русских солдат. С помощью лубочной картинки война представлена детской забавой, носящей игровой характер. Эти и подобные открытки являются демонстрацией того факта, что на первых порах был недооценён масштаб развернувшейся трагедии, унёсшей миллионы жизней и похоронившей четыре империи.
На Западном фронте распространились не только полиграфические, но и уникальные самодельные почтовые карточки. Французские и бельгийские женщины, к примеру, вручную изготавливали вышитые открытки (позже для вышивки стали использовать швейную машинку)21. Как правило, в вышивке содержались географические названия, флаги и знамёна союзников в различных композиционных интерпретациях, эмблемы армейских подразделений или праздничный сюжет. Многие такие открытки имели в центральной части откидывающийся клапан, за которым пряталось послание на небольшом бумажном листке22.
Таким образом, уже к первому военному Рождеству на открытке милитаризируются все рождественские символы, персонажи облачаются в армейскую униформу, вооружаются, взаимодействуют с солдатами на передовой. Появляются изображения героев-фронтовиков, мечтающих о семье и доме, лихих мальчишек, встроенных во взрослые армейские будни. Рождественские персонажи, прочно ассоциирующиеся с семейным домашним уютом, волшебством, дарившие детворе игрушки, теперь везут солдатам на фронт в качестве подарков оружие. Открытка мобилизовалась и стала сопричастной к истории Первой мировой войны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Костяшов Ю.В. Первая мировая война в Восточной Пруссии на немецких почтовых открытках // Honoris causa: сборник научных статей, посвящённый 70-летию профессора Виктора Владимировича Сергеева / Сост. и отв. ред. И.О. Дементьев. СПб.: Нестор-История, 2016. С. 196.
2 Frank Jacob, Mark D. Van Ells. A Postcard View of Hell. One Doughboy’s Souvenir. Album of the First World War. Malaga: Vernon Press, 2019. P. 11.
3 Комболин Ю. Поздравительная открытка в России (конец XIX — начало ХХ века). СПб.: Константин, 1994. С. 8.
4 Пархоменко Т.А. Первая мировая война в истории культуры России // Проблемы сохранения памяти и мемориализации наследия Первой мировой войны: материалы научно-практического круглого стола 12 октября 2017 г. / Ред.-сост. С.А. Мозговой. М.: Институт Наследия, 2019. С. 49.
5 Комболин Ю. Указ. соч. С. 9.
6 «Съ Новымъ годомъ!»: открытое письмо. Петроград: Издание Н.И. Бутковской [между 1914 и 1917]. (Печатня «Современное искусство»). 1 л. // Российская национальная библиотека. Виртуальные выставки. Русские рождественские и новогодние открытки периода Первой мировой войны. Галерея изображений. URL: https://expositions.nlr.ru/ex_print/war1_newyear/gallery.php.
7 Апсит А.П. «Съ Рождествомъ Христовымъ! Грядущiй день Какъ будто десница Господня Разсыпала миръ и покой… То ангелы Божьи сегодня Проходятъ надъ спящей землей…»: почтовая карточка. М.: Изд. Тамаркина [между 1914 и 1917]. 1 л. // Российская национальная библиотека. Виртуальные выставки…
8 «Рождественская ночь на фронте»: почтовая карточка. М.: Изд. Барнет [между 1914 и 1917]. 1 л. // Российская национальная библиотека. Виртуальные выставки…
9 Krieg in der Presse Der // Erste Weltkrieg 1914-1918. Begleitheft zur Dauerausstellung. Deutsche Geschichte in Bildern und Zeugnissen / Deutsches Historisches Museum, Berlin 2013. Ausgabe Da 07. Р. 26.
10 Frank Jacob, Mark D. Van Ells. Op. cit. P. 16.
11 Stephens Thomas. How propaganda flooded Switzerland during WWI. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/culture/first-world-war_how-propaganda-flooded-switzerland-during-wwi/40575538.
12 Best wishes to all… except the Kaiser! // MailOnline. 23 December 2014. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2885482/Best-wishes-except-Kaiser-Collection-WW1-Christmas-cards-shows-company-known-saucy-seaside-designs-turned-hand-rallying-wartime-spirit.html?ITO=1490&ns_mchannel=rss&ns_campaign=1490.
13 Открытки, отражающие события Великой русской революции, Первой мировой и Гражданской войн первой четверти ХХ века, из собрания Кирилло-Белозёрского музея-заповедника: каталог коллекции / Сост. Л.И. Глызина. Кириллов, 2018. С. 30.
14 Иванов Е.В. Новый год и Рождество в открытках. СПб.: Искусство-СПб., 2000. С. 15.
15 «Сбор в городе солдатам. Раздача подарков от города в армии». СПб.: Литография В.Д. Горюнова [между 1914 и 1917] // Национальная электронная библиотека. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_14270/.
16 «Эфирной тканью сизый иней Одел продрогшую листву…»: почтовая карточка. Петроград: Издание Буссель и Кноринг [между 1914 и 1917] // Российская национальная библиотека. Виртуальные выставки…
17 Пархоменко Т.А. Указ. соч. С. 49.
18 Лавров А.А. «Впередъ! Ура! Обрадуемъ побѣдою Мы къ праздничку царя»: почтовая карточка. М.: Типо-литографiя Т.Д. Гарри Гельмсъ и Ко [между 1914 и 1917]. 1 л. // Российская национальная библиотека. Виртуальные выставки…
19 Он же. «Въ праздничномъ уборѣ И радостью во взорѣ» [Изоматериал]: почтовая карточка. М.: Типо-литографiя Т.Д. Гарри Гельмс и Ко [между 1914 и 1917]. 1 л. // Там же.
20 Он же. «Я и праздничка дождался И безъ елки не остался» [Изоматериал]: почтовая карточка. М.: Типо-литографiя Т.Д. Гарри Гельмсъ и Ко [между 1914 и 1917]. 1 л. // Там же.
21 Jackson Sarah. From your soldier boy: Silk postcards of the First World War // Museum Crush. URL: https://museumcrush.org/from-your-soldier-boy-silk-postcards-of-the-first-world-war/.
22 Happy Christmas: Postcard Collection (Silk Postcards) 10/20/36. France, [1914—1919]. 1 item: 13.9 x 9 cm. An electronic copy is available in AWM // Innovative web-based eHive. URL: https://ehive.com/collections/3977/objects/505580/postcard-happy-christmas.