Российские истребительные авиачасти в Первой мировой войне
Russian air fighter units during the First World War
Аннотация. В рецензии даётся краткий анализ новой книги по истории российской авиации в период Первой мировой войны.
Summary. The review gives a brief analysis of a new book on the history of Russian aviation during the First World War.
АВЕРЧЕНКО Сергей Викторович — преподаватель кафедры истории военного искусства ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), подполковник, кандидат исторических наук
(г. Воронеж. E-mail: aviator1ww@mail.ru)
РОССИЙСКИЕ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АВИАЧАСТИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
К 100-летию памятных событий Первой мировой войны издательство «Гангут» выпустило очередное прекрасно оформленное и проиллюстрированное издание, посвящённое фронтовой работе российских боевых авиационных групп (БАГ) в течение 1916—1918 гг.* Данный труд представляет собой продолжение предыдущей работы издательства, посвящённой деятельности российских истребительных авиаотрядов в годы Первой мировой войны1.
Книга описывает историю формирования и участия в боевых действиях боевых авиационных групп российского Военного воздушного флота в период 1916—1918 гг. Создание летом 1916 года первой БАГ — Особой авиационной группы Юго-Западного фронта было обусловлено тем, что на важнейшем направлении наступления войск русского Юго-Западного фронта (Ковельском) германскому и австро-венгерскому командованию удалось собрать внушительный кулак из авиационных отрядов, количественно и качественно значительно превосходивший имевшиеся на этом участке фронта авиационные силы России. Боевые самолёты Германии и Австро-Венгрии в июле 1916 года полностью парализовали полёты наших разведчиков над территорией, занятой их войсками. В свою очередь, разведчики противника почти безнаказанно летали над расположением русских войск. А бомбардировщики из состава 2-й германской боевой эскадры и нескольких полевых авиаотрядов, специально переброшенных в Ковель и Владимир-Волынский с Западного фронта из-под Вердена, буквально затерроризировали русские войска своими налётами. Эти части были оснащены самыми современными самолётами, значительно превосходившими по своим тактико-техническим характеристикам противостоявшие им российские аэропланы. Они методично бомбили все крупные железнодорожные станции, склады, городки и штабы в расположении русских Особой и 8-й армий.
Тогда и возникла идея собрать на этом участке кулак из трёх лучших авиаотрядов, оснастить их самолётами-истребителями и дать должный отпор врагу. Что и было осуществлено в начале августа 1916 года. В расположение Особой армии в район Луцка с разных фронтов были переброшены 2, 4 и 19-й корпусные авиационные отряды, которые после перевооружения их истребителями сразу же начали интенсивную боевую деятельность. Лётчики этих отрядов добились нескольких побед в воздухе и, по мнению своего командования, смогли очистить небо над Луцком и его окрестностями от авиации противника. С учётом этого успешного опыта с весны 1917 года в российской армии началось формирование ещё трёх боевых авиагрупп — по одной на каждый фронт.
Книга разбита на четыре части, по количеству существовавших в России боевых авиагрупп. В каждой части описывается история создания конкретной авиагруппы, даётся краткая история входивших в неё авиаотрядов, как во время вхождения в состав авиагрупп, так и за предшествующий период с начала войны. Для каждой группы даётся подробная хроника её работы и подведены итоги боевой деятельности: подсчитаны и названы победы и потери в воздушных боях, указаны типы и конкретные номера самолётов, стоявших на вооружении. Важным дополнением к каждому разделу являются биографии авиаторов, служивших в боевых авиационных группах. В качестве иллюстрации скрупулёзной работы авторов стоит отметить то, что они привели даже факты о планировавшемся формировании 5 БАГ, которое так и не было осуществлено.
Около половины книги занимает часть, посвящённая 1-й боевой авиационной группе, что вполне объяснимо. Данная группа была первой по порядку сформирования и существовала более чем в два раза дольше остальных. Именно в ней отрабатывались структура и состав боевых авиагрупп, тактика групповых (эскадренных, как тогда их называли2) воздушных боёв, боевые приёмы истребителей в одиночном воздушном бою и при полёте парой. Именно из неё вышел целый ряд самых результативных и известных российских лётчиков-асов: А.А. Козаков, И.В. Смирнов, Н.К. Кокорин.
Книга подготовлена на основе документов и материалов, собранных в российских и иностранных архивах и музеях, а также в собраниях частных коллекционеров. В текст вставлены вырезки из документов той поры, а на все важные факты даны сноски на архивные документы или опубликованные издания, откуда те почерпнуты. Данную работу можно назвать добротным справочником по истории российских боевых авиагрупп. Кроме того, книга богато иллюстрирована фотографиями из частных архивов и коллекций, многие из которых опубликованы впервые, что позволяет читателю полнее погрузиться в атмосферу более чем 100-летней давности. Всего в книге опубликованы около 560 иллюстраций.
В книге есть некоторые фактические ошибки и неточности, а также местами перепутаны подписи к фотографиям (это, видимо, недосмотр издательства), но в целом данный труд является большим вкладом в изучение истории российской авиации. Он будет интересен и полезен как серьёзным исследователям, изучающим историю российской авиации, так и массовому читателю, интересующемуся историей Первой мировой войны и отечественной авиации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Куликов В., Хайрулин М. Российские лётчики-истребители Первой мировой войны. СПб.: Гангут, 2014. 396 с., ил.
2 См.: Военный лётчик полковник Бардовский. Первая воздушная эскадренная битва / Грибанов С.В. Пилоты Его Величества. М.: Центрполиграф, 2007. С. 310—316.
* Хайрулин М., Куликов В. Боевые авиационные группы Первой мировой войны. СПб.: Гангут, 2015. 392 с., ил.