РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XVII-XX вв.
Военной политике государства отвечает проводимое в последние годы реформирование армии и флота России, главной целью которого является создание качественно новых Вооруженных Сил, отвечающих требованиям современной военно-политической и стратегической обстановки в мире, тенденциям их развития, реальной степени военной опасности для Российской Федерации. Численность, структура и организация Вооруженных Сил РФ должны соответствовать возлагаемым на них задачам, экономическим, демографическим и иным возможностям России, достигнутым международным соглашениям о сокращении Вооруженных Сил, вооружений и военной техники.
Для полного понимания происходящих изменений в системе военного образования необходимо обращение к историческому опыту реформирования военно-педагогических систем в России.
Военное образование берет начало с глубокой древности. Его необходимость в России вызвана участием особой группы людей, к которым относились дружинники и дворяне, в многочисленных войнах и битвах того времени. Развитие военного образования связано с целями и задачами государственной политики, развитием экономики, образования и науки и, как следствие, развитием вооруженных сил, вооружения и военной техники.
Родоначальником организованного военного образования в России принято считать Петра I. Российский император, проводя государственные и военные реформы, первый понял, что для нужд Отечества необходимы специалисты в различных отраслях государственного практического знания. Пётр I подверг коренному изменению устройство русских войск, изменив их состав, способы комплектования, организацию, управление. Также им была введена система обучения и воспитания войск. Чтобы повысить уровень качества и профессионализма личного состава им была введена обязательная, личная, пожизненная служба дворян и рекрутская повинность других сословий.
Пётр I непосредственно руководил и контролировал деятельность военно-учебных заведений, устанавливал их численность, сформулировал требования к офицерским кадрам и содержанию военного образования, лично принимал участие в подборе преподавательского состава. Заимствуя некоторые принципы и методы военного обучения из западного опыта, Петр I, в тоже время, стремился дать развитие отечественным особенностям военного образования. Им было положено начало специализированной подготовке офицеров. Он постоянно интересовался ходом занятий, присутствовал на экзаменах и занимался распределением по полкам окончивших школу, следил за их продвижением по службе. Будущие артиллеристы обучались арифметике, геометрии и тригонометрии, фортификации, которая включала строительство полевых укреплений, знакомство с системами Кугорна и Вобана, способы штурма крепостей, познания в артиллерийской науке (вычерчивание орудий и лафетов, изготовление пороха и лабораторных составов, правила и приемы стрельбы). Теоретические занятия попеременно чередовались с практическими. В Навигацкой школе изучались русский язык, арифметика, геометрия, тригонометрия, геодезия, навигация и фехтование. В Морской академии — арифметика, геометрия, навигация, артиллерия, фортификация, география, черчение, астрономия, воинское обучение (на мушкетах и рапирах)[i].
Роль офицеров в Гвардии и значение их в стране были велики. Они исполняли не только военную службу, но и получали часто ответственные поручения по другим ведомствам, например, дипломатического характера, царских курьеров, ревизоров и т.д. Так в обязанности офицера Гвардии входило присутствие в качестве «фискалов» на заседаниях Правительствующего Сената и наблюдение за тем, чтобы господа сенаторы не занимались посторонними делами. Вообще петровский офицер, гвардейский в особенности, был «мастером на все руки подобно своему великому Государю, пример которого был у всех на глазах»[ii]. С петровских времён русская армия стала регулярной.
Период с 1726 по 1860 годы являлся периодом становления системы военного образования. Российская армия претерпевает структурные, организационные и численные изменения. Полки сводятся в штатные дивизии, бригады, а в дальнейшем дивизии сводятся в корпуса. В пехоте появляются егерские части. В кавалерии — гвардейские, кирасирские, карабинерные, конно-гренадерские, драгунские, легкоконные, конно-егерские полки. Дальнейшее развитие получила артиллерия, на вооружение которой были приняты удлиненные гаубичные орудия — единороги (1757 г.), совершенная для своего времени система гладкоствольных орудий (1805 г.). Артиллерийские роты сводятся в бригады[iii].
Рассматриваемый период знаменуется и развитием науки, культуры, образования. Создается Московский университет (1755 г.), академии художеств, расширяется сеть учебных заведений. Так к концу царствования Екатерины II (1796 год) в России насчитывается 60 закрытых дворянских учебных заведений и 550 специальных школ, духовных семинарий и училищ, губернских и уездных народных училищ, солдатских школ. Академия наук и Московский университет проводят разносторонние исследования природы, хозяйства и населения России.
В соответствии с вышеизложенными условиями развивается и система военного образования. К 30-м годам XVIII столетия петровские школы приходят в упадок, в то же время российские армия и флот испытывают потребность в подготовленных и воспитанных в духе преданности царю и Отечеству офицерских кадрах. На смену петровским специальным школам приходят кадетские корпуса.
Рост русской армии и флота, развитие военного искусства, вооружения и техники в конце XVIII и первой половине XIX века потребовали повышения уровня военно-специального образования офицеров. В последней четверти XVIII века для морского флота открываются Морское артиллерийское училище (1786), Балтийское и Черноморское штурманские училища (1798), Петербургское училище корабельной архитектуры (1798) и мореходные школы. Для армии создаются специальные военные училища: Московское (1815) и Петербургское (1823) «для колонновожатых», Главное инженерное (1819), Главное артиллерийское (1820), Николаевское кавалерийское (1823) училища, Техническая арсенальная (1828) и Пиротехническая (1852) школы. К концу этого периода увеличивается до 19 и количество кадетских корпусов.
Учреждаются высшие военно-учебные заведения: Медико-хирургическая академия (1798), Николаевская академия Генерального штаба (1832), офицерские классы (с 1855 года академии) Главного инженерного (1819) и Главного артиллерийского (1820) училищ. Следует отметить, что правом поступления в академию обладали лучшие из выпускников кадетских корпусов, военных училищ или университетов, прослужившие в войсках, как правило не менее двух лет. Офицерам приходилось сдавать до 18 вступительных экзаменов, срок обучения составлял от 2 до 3 лет.
Характерными особенностями развития системы военного образования этого периода являлись:
1. В отличие от предшествующих специальных школ перед кадетскими корпусами ставится задача подготовки офицерских кадров в стенах этих военно-учебных заведений. К концу рассматриваемого периода офицерами имели право выпускать только Санкт-Петербургские, Московские, Финляндский, Оренбургский и Сибирский кадетские корпуса, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, артиллерийское и инженерное училища.
2. В создаваемых кадетских корпусах содержание обучения было направлено не только на общеобразовательную, военную подготовку выпускников, но и обеспечение двойного назначения корпусов: готовить как офицеров, так и гражданских чиновников (с учетом склонности обучаемых). Это имело свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, обеспечивался учет интересов личности к военной или гражданской службе, а, с другой стороны, учебные программы страдали многопредметностью.
3. По мере роста экономического состояния России, увеличения численности, совершенствования структуры, вооружения и боевой подготовки армии, а также в связи с необходимостью защиты Отечества от внешних врагов (Отечественная война 1812 года, Крымская война 1853-1856 годов) царским правительством проводится политика на повышение качества командного состава войск, для чего разворачивается сеть военно-учебных заведений сначала в столицах, а затем и в губерниях. При этом, особенно в первой половине 18 века резко возрастает их количество и численность обучаемых. С 1801 по 1850 годы военно-учебные заведения выпустили свыше 44 тысяч офицеров. И все же к концу 50-х годов доля выпускников военно-учебных заведений составляла всего 20 % от численности офицерского корпуса российских армии и флота, остальные получали офицерское звание по выслуге лет и после сдачи специальных экзаменов в войсках.
4. Вопросы военного образования дворянства постоянно находятся в ведении высших лиц государства — императора, великих князей и подчиненных непосредственно им органов управления. Императрица Анна Иоановна в принимает решение о создании первого кадетского корпуса, определяет своим указом цели, задачи и условия обучения и воспитания молодых дворян, поручает организацию этого дела президенту военной коллегии фельдмаршалу Б.К.Миниху.
5. Формируется система военного образования, включающая в себя три основных элемента: образовательные программы, сеть военно-учебных заведений и систему управления ими. В 1830 году учреждаются «Общие положения» и «Устав всех военно-учебных заведений 2-го класса». В 1840 году впервые издаются подробные программы по всем учебным предметам, которые неоднократно перерабатываются и в окончательном виде включаются в «Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений», разработанные комиссией под руководством начальника штаба военно-учебных заведений Я.И.Ростовцева, высочайше утвержденные в 1848 году. Наставление содержало основные цели воспитания и обучения кадет, объем и содержание учебных дисциплин, рекомендации о преподавании каждой из них.
6. Предпринимаются попытки повышения качества преподавательского состава, для чего с 1836 года вводятся конкурсная система приема на преподавательские должности в военно-учебные заведения, более высокие оклады военных и гражданских преподавателей и другие меры по стимулированию качества педагогической деятельности[iv].
В целом к концу рассматриваемого периода схема подготовки офицерских кадров принимает вид, показанный на рис.1.
Период реформирования системы военного образования 1860-1881 годов характеризуется укреплением позиций России на Дальнем Востоке, Черном море, в Средней Азии (походы в Среднюю Азию (1865-1867), война с Турцией (1877-1878). Во внутренней политике — это период демократических и либеральных реформ, отмены крепостного права, развития капиталистических отношений. Произошел промышленный переворот в обрабатывающей промышленности, идет строительство железных дорог, развитие тяжелой индустрии, внедрение машинного способа производства, рост банков.
В этих условиях проводятся преобразования и в системе военного образования, в первую очередь связанные с военной реформой 1860-1880 годов. Толчок реформам дала Крымская война (1853-1856 годы), когда выявились недостатки в подготовке войск и офицерского корпуса, которых учили только выправке, ружейным приемам и маршировке. Суть военной реформы заключалась в повышении боеспособности армии путем создания военно-обученных резервов, введения всеобщей воинской повинности, улучшения управления войсками и боевой подготовки, реорганизации системы подготовки офицерских кадров, перевооружения армии винтовками и нарезными казнозарядными пушками. В 1880 году российская армия насчитывала 32 тысячи офицеров и 894 тысячи нижних чинов. Регулярная армия включала в себя: регулярные кадровые войска — полевые и тыловые (крепостные, резервные, местные); запасные войска (формировались в военное время); вспомогательные войска (учебные формирования, жандармерия и др.); иррегулярные войска (казачьи); ополчение. Полевые войска состояли из 48 пехотных и 19 кавалерийских дивизий. В состав дивизий входили артиллерийские бригады и конно-артиллерийские батареи, инженерные бригады и парки[v].
Организация старых кадетских корпусов и других военно-учебных заведений, удовлетворяя прежним нуждам государства и, в частности, военного ведомства, не могла уже отвечать возникающим и быстро развивающимся требованиям новой армии, общего и военного образования.
В 1862 году специальная комиссия под руководством главного начальника военно-учебных заведений великого князя Михаила Николаевича по поручению Александра II изучила состояние военного образования. Комиссия установила, что только 30 процентов офицерских должностей в войсках комплектовалось выпускниками существовавших военно-учебных заведений, 60 процентов — войсковыми юнкерами и вольноопределяющимися (дворянскими детьми, получившими эти должности по праву рождения и сдавшими несложный экзамен непосредственно в войсках), 10 процентов — выходцами из унтер-офицеров. Комиссия пришла к выводу, что существовавшая структура кадетских корпусов не позволяла развиваться военно-учебным заведениям и выпускать достаточно подготовленных для службы в армии молодых офицеров. В качестве недостатков отмечалось: соединение в кадетских корпусах общего образования и специального; обширные учебные программы; совместное обучение и воспитание кадет разного возраста; раннее обучение кадет военным предметам и применение к ним жестких дисциплинарных требований; отсутствие в кадетских корпусах хорошо подготовленного постоянного состава[vi].
Основной вывод комиссии сводился к тому, что необходимо отделить общее образование от военного, для чего на основе специальных классов кадетских корпусов создать военные училища, а общеобразовательные классы преобразовать в военные гимназии, улучшить учебно-воспитательную работу с учетом отечественного и зарубежного опыта, приглашать на должности воспитателей в военные гимназии как военных специалистов, так и гражданских педагогов с университетским образованием. Свои выводы и предложения комиссия представила императору, который утвердил их, как основные положения будущей реформы.
Особо следует отметить вклад военного министра генерала Милютина Дмитрия Алексеевича в проведение военных реформ. Основными направлениями реформ, по словам самого Милютина, стали “совершенствование армии на прогрессивных и гуманных началах”, “децентрализация управления и побуждение к самостоятельности частных начальников на почве законности и гуманности”. Под его руководством военное министерство разработало и ввело в действие новые документы, регламентирующие деятельность военного ведомства. В практику обучения и воспитания войск внедрялись старые испытанные, но незаслуженно забытые принципы суворовской школы, которые сочетали в себе убеждение с принуждением, опору на высокие морально-нравственные качества русского воина, требование железной дисциплины и субординации.
В процессе реформы военного образования младшие классы кадетских корпусов (кроме Пажеского и Финляндского) в 1863 – 1866 годах были преобразованы в военные гимназии, а в дальнейшем создан ряд новых военных гимназий в крупнейших городах России. На базе училищ военного ведомства (школ кантонистов) для подготовки прежде всего лиц недворянского контингента в 1868 году организованы военные прогимназии. В дополнение к уже существовавшим Михайловскому артиллерийскому, Николаевскому инженерному, Николаевскому кавалерийскому, военно-топографическому и четырем морским училищам на базе специальных (старших) классов кадетских корпусов в 1863 году создаются Павловское, Константиновское и Александровское военные пехотные училища. В дальнейшем для увеличения масштабов подготовки офицеров и прекращения практики производства в офицеры по выслуге лет в 1864 – 1870 годах создается целый ряд юнкерских училищ (пехотных, кавалерийских, казачьих) с облегченной программой обучения. В этот период продолжает расширяться и сеть высших военно-учебных заведений: в 1867 году открывается Военно-юридическая, а в 1877 году – Морская академии. Было проведено дальнейшее совершенствование управления военным образованием на государственном уровне, значительные изменения претерпели программы обучения всех военных образовательных учреждений.
Среди особенностей системы военного образования этого периода можно выделить следующие:
- С целью улучшения управления системой военного образования, по-прежнему замыкавшегося на императора, в 1863 году было образовано Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), которое (в отличие от ранее существовавшего Главного штаба военно-учебных заведений, находившегося в ведении великого князя) подчинялось военному министру и главному начальнику военно-учебных заведений (рис. 2).
ГУВУЗу был придан статус министерства с большими властными полномочиями. ГУВУЗ занимался вопросами организации деятельности подведомственных ему военно-учебных заведений, разработкой и внедрением учебных программ, отбором и подготовкой преподавателей и воспитателей, контролировал качество проведения занятий и степень соответствия выставляемых оценок уровню знаний обучаемых, устанавливал единые требования к организации и содержанию учебной и воспитательной работы. Усилиями этого органа управления военным образованием впервые была организована целенаправленная подготовка преподавателей и воспитателей для военно-учебных заведений, введена система морального и материального стимулирования педагогического труда.
В составе ГУВУЗа было 8 подразделений, в том числе Педагогический комитет и Педагогический музей. Педагогический комитет занимался обсуждением вопросов деятельности военно-учебных заведений по учебной и военной частям, изучением и распространением опыта организации учебно-воспитательного процесса, передовых методов преподавания, приведением их к единым требованиям, испытанием преподавателей по установленным для этого правилам, отслеживанием всех появляющихся в России и за рубежом учебников и учебных пособий и рекомендацией их для военно-учебных заведений. Педагогический музей был своего рода научно-исследовательским центром. Он собирал и выставлял книги по педагогике, учебники и учебные пособия, учебно-лабораторное оборудование; издавал и рассылал военно-учебным заведениям учебную литературу. Для этих целей ГУВУЗ располагал богатой педагогической библиотекой, имел типографию и издавал Военно-педагогический сборник.
В целом руководство военным образованием император осуществлял через главного начальника военно-учебных заведений и военного министра, которые, в свою очередь, управляли военно-учебными заведениями через подчиненные им ведомства.
2. В ходе проведения реформы сложилась сеть военно-учебных заведений, которые были разделены на четыре разряда[vii].
К первому разряду относились военные академии и педагогические курсы при 2-й Петербургской военной гимназии. В военных академиях (Николаевской Генерального штаба, Михайловской артиллерийской, Николаевской инженерной, Николаевской морской, Военно-юридической и Военно-медицинской) офицеры получали высшее военное и специальное образование.
Во второй разряд входили военно-учебные заведения, выпускавшие офицеров со средним военным и специальным образованием: Пажеский и Финляндский кадетские корпуса, 7 военных училищ (3 пехотных и по одному — кавалерийское, артиллерийское, инженерное, военно-топографическое), 16 юнкерских училищ (11 пехотных, 2 кавалерийских и 3 казачьих).
Третий разряд составляли 18 военных гимназий и 12 военных прогимназий, дававших общее образование.
К четвертому разряду относились специальные военные школы: артиллерийские и военно-фельдшерские. Первые готовили оружейных мастеров, техников и пиротехников для строевых частей и военных заводов. Вторые выпускали в полки фельдшеров и аптекарей.
3. Анализ содержания обучения в военно-учебных заведениях того периода показывает, во-первых, строгую направленность учебных программ на общее, среднее специальное и высшее образование и, во-вторых, их преемственность. Эта характерная черта хорошо прослеживается из анализа основных типов военно-учебных заведений.
Военные гимназии готовили кадры для поступления в военные училища. В них обучались сыновья потомственных дворян, офицеров и чиновников военного ведомства в возрасте от 10 до 17 лет. Срок обучения составлял 7 лет. Военные гимназии имели характер гражданских учебных заведений и на них возлагалась общеобразовательная подготовка на уровне реальных училищ (с естественно-математическим уклоном) и начальная военная подготовка. Преподавательский состав и воспитатели комплектовались в основном гражданскими лицами. По окончании обучения выпускники поступали в военные училища, а наиболее слабых либо переводили в военные прогимназии, либо отчисляли в полки вольноопределяющимися, либо отдавали на попечение родителей.
Военные прогимназии готовили кадры для поступления в юнкерские училища. В них обучались дети обедневших офицеров и представители других сословий в возрасте с 12 лет. Срок обучения составлял 4 года. Выпускники прогимназии могли или поступать в Учительскую семинарию (для получения квалификации прогимназических учителей), или быть зачисленными в армейские полки вольноопределяющимися с дальнейшим направлением их в юнкерские училища, или уйти в «гражданскую службу». Уровень учебных программ по сравнению с военными гимназиями был ниже (как по перечню изучаемых дисциплин, так и по содержанию) и учитывал слабую догимназическую подготовку учащихся.
Военные училища были предназначены для подготовки офицеров из числа выпускников военных гимназий, а также лиц, имеющих законченное среднее или высшее образование, в возрасте не моложе 16 лет. Продолжительность обучения в пехотных и кавалерийских училищах составляла 2 года, а в инженерном и артиллерийском — 3 года. В последних, в отличие от первых, преподавалась высшая математика и ряд специальных дисциплин на уровне требований высшей школы. Морские училища стали высшими военно-учебными заведениями со сроком обучения 4 года. Была усилена практическая направленность военной подготовки, которая давалась в объеме полка. Военные училища, с учетом уровня подготовки поступавших юнкеров, должны были готовить офицеров более высокого, чем юнкерские училища, научного военного образования, при котором выпускаемые офицеры могли бы не только вполне удовлетворительно исполнять должностные обязанности на первичных и последующих офицерских должностях, но и быть способными продолжать свое военное образование как на службе, так и в военных академиях.
Юнкерские училища создавались начиная с 1864 года. Решение об организации юнкерских училищ было принято с целью ликвидации существовавшего до того времени порядка присвоения офицерских званий после несложного экзамена в полках вольноопределяющимся или войсковым юнкерам, поступавшим в полки «по праву рождения». Это приводило к тому, что две трети командного офицерского состава армейской пехоты и кавалерии не имели никакой систематической подготовки. Поэтому перед юнкерскими училищами ставилась задача дать образование нижним чинам регулярных войск, урядникам из дворян, обер-офицерским детям иррегулярных войск. Кроме того, они комплектовались выпускниками военных прогимназий. Юнкерские училища предназначались для подготовки офицеров батальонного звена, «практически знающих строй, дабы они с первых же дней службы могли быть учителями не только солдат, но и унтер-офицеров». На них возлагалось дать основной приток офицерских кадров в армию. Срок обучения — 2 года. Программы юнкерских училищ предусматривали в какой-то мере восполнение недостатков общего образования своих учащихся, а главное — практическую военно-специальную подготовку к службе на первичных офицерских должностях. Соответственно уровень общеобразовательной, гуманитарной и теоретической специальной подготовки выпускников юнкерских училищ был гораздо ниже, чем у выпускников военных училищ[viii].
4. Из имеющихся сведений о штатной численности и сроках обучения в военно-учебных заведениях можно сделать ряд выводов. Во-первых, ежегодный выпуск офицеров из военных училищ планировался в количестве более 2400 человек. Это составляло около 7,6 % от общей численности офицерского состава российской армии, которая в 1880 году была равна 32000. Реально в те годы среднегодовой выпуск офицеров не превышал 2000 человек, что позволяло обеспечивать до 80 % вакансий в войсках.[ix].
Во-вторых, сравнение планируемого и реального выпусков офицеров из военно-учебных заведений показывает, что отчисления из училищ были большими и составляли около 20%.
В-третьих, выпуск военных гимназий почти в два раза превышал набор в военные училища, что обеспечивало конкурс при поступлении в них, а, следовательно, и качество набора. С другой стороны, бывшие гимназисты имели возможность выбора получения дальнейшего образования между военными и гражданскими учебными заведениями.
В целом, в результате проведенных преобразований были созданы благоприятные условия для плодотворной работы военно-учебных заведений.
Период 1881-1917 годов характеризуется обострением экономических и территориальных противоречий между ведущими капиталистическими государствами, борьбы за окончательный раздел мира между империалистическими державами (войны: с Японией (1904-1905) и 1-я мировая (1914-1918)). Завершается формирование границ Российской империи.
Внутренняя политика России направлена на дальнейшее укрепление самодержавия и позиций дворянства, происходит смена либерального движения реакцией, ужесточение цензуры, чистка библиотек, ликвидация автономии университетов, усиление контроля над образованием и составом обучающихся. Возрастает борьба между сторонниками монархии и демократии, буржуазией и аристократией, низшими и высшими слоями общества, которая завершается революциями: 1-й (1905-1907), Февральской и Октябрьской (1917).
Состояние русской армии в те времена полностью отвечало политической, социальной и экономической обстановке в тогдашней России. Было проведено значительное увеличение ее численности, приведение к требованиям времени состава и структуры, оснащение ее современными средствами вооруженной борьбы, высокая подготовленность взводов, рот, батальонов. В то же время имела присутствие сложная организация управления русской армией, низкое состояние боевой подготовки высших тактических соединений (дивизий, корпусов, армий), слабое оснащение вооружением, техникой, боеприпасами.
Офицерский корпус царской армии к 1914 году насчитывал 1500 генералов и 44000 офицеров, врачей и чиновников, из них на строевых должностях и в войсковых штабах состояло 1200 генералов и 36000 офицеров. Современники отмечали высокое качество подготовки офицерского состава низших звеньев управления, что является высокой оценкой деятельности военных училищ[x].
Следует отметить, что в период царствования Николая II, наблюдался рост емкости и числа военно-учебных заведений, ослабление режима кадетских корпусов. К 1913 году (в результате проведённых военных реформ 1908-1910 годов) военно-учебные заведения разделяются на 4 группы[xi]:
а) заведения, служащие для предоставления малолетним общего среднего образования и воспитания. К ним относились 29 кадетских корпусов (без учета Пажеского) и 30 заведений с начальным подготовительным курсом (школ, приютов, пансионов);
б) заведения, подготавливающие молодых людей к достижению звания офицеров действительной службы. В их число входили Пажеский кадетский корпус, 25 военных училищ (11 пехотных, 3 кавалерийских, 2 казачьих, 3 артиллерийских, 1 инженерное, 1 военно-топографическое, 4 военно-морских), 4 специальные военные школы (кондукторская, 2 авиационные и инженеров путей сообщения);
в) заведения для усовершенствования образования и специальных технических знаний офицеров действительной службы. К ним относились: 7 военных академий (Николаевская Генерального штаба, Михайловская артиллерийская, Николаевская инженерная, Морская, Военно-юридическая, Военно-медицинская, Интендантская); 9 офицерских школ, имевших целью усовершенствование теоретической и практической подготовки офицеров разных родов оружия в соответствующей специальности военного дела (3 морские высшие, стрелковая, артиллерийская, кавалерийская, электротехническая, воздухоплавательная, главная гимнастическо-фехтовальная); курс восточных языков и 3 окружных школы переводчиков; особые педагогические курсы при ГУВУЗе;
г) заведения, подготавливающие специалистов-техников (техническое и пиротехническое училища, мореходные, минные, оружейные, ремесленные, военно-фельдшерские школы).
В итоге, сложившаяся сеть военно-учебных заведений обеспечивала общее среднее образование и воспитание дворянских детей. Кроме этого — подготовку для армии офицерских кадров со средним и высшим специальным образованием, их переподготовку и повышение квалификации, а также подготовку техников и рабочих для артиллерийского и морского ведомств, военных фельдшеров.
Исходя из посылки, что служба командира взвода требует серьезной практической подготовки, развития инструкторских способностей и лишь потом общего военного образования, главное внимание было уделено тактике за счет уменьшения объема курса предметов, содержащих фундаментальные теоретические знания. В военной истории оставлены только вопросы истории русской армии. В военной топографии исключены все вопросы чисто математического характера и подробного изучения не применяющихся на практике инструментов, взамен введена маршрутная съемка. Курс артиллерии сведен к практическому изучению «Наставления для обучения стрельбе». В курс законоведения введены сведения из финансового и полицейского права. К 1913 году программы военных и юнкерских училищ были уравнены, что привело к установлению одного типа училищ.
Программы специальных военных училищ с 3-летним сроком обучения (артиллерийских, инженерного и военно-топографического) отличались от пехотных фундаментальностью, глубокой теоретической направленностью. При этом перечень основных предметов военной подготовки был аналогичным, но была существенная разница в распределении часов по этим дисциплинам.
Значительное внимание в училищах обращалось на строевое обучение юнкеров, которое включало в себя теоретическое и практическое изучение уставов, строевую, огневую и физическую подготовку, фехтование на рапирах и штыках, методику обучения подчиненных. В летнее время юнкера выезжали в лагеря, где проводились боевые стрельбы и организовывались учения.
Военные академии осуществляли подготовку офицеров с высшим военным и специальным образованием. Деятельность военных академий направлялась на развитие военного искусства во всех его областях, разработку и усовершенствование вооружения и военной техники, подготовку специалистов по военным наукам и возможно большего числа образованных офицеров, распространяющих в армии современные научные теоретические и практические знания и замещающих командные посты всех степеней.
Управление системой военного образования отличалось сложностью и большим количеством руководящих инстанций. Заведовал всеми военно-учебными заведениями Главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович. Ему подчинялось Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ), в ведении которого находились школы и пансионы начальной подготовки, кадетские корпуса, пехотные, кавалерийские и казачьи военные училища, педагогические курсы. Остальные военно-учебные заведения находились в ведении своих ведомств — Генерального штаба, Главного штаба, Главного артиллерийского управления, Главного инженерного управления, Главного военно-санитарного управления, Главного военно-судебного управления, Командующих военных округов. При этом по учебной части все военно-учебные заведения, независимо от ведомственной принадлежности, подчинялись ГУВУЗу.
С другой стороны все перечисленные главные управления, в том числе и ГУВУЗ, входили в состав Военного министерства и подчинялись военному министру. Кроме того существовал еще институт генерал-инспекторов по кавалерии, артиллерии, инженерной части,
[i]См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990, с. 12-15
[ii] См.: Керсновский А. История русской армии. // ГА ВС; Российский военный сборник, выпуск 3. М., 1994, с.41-42]
[iii]См.: Керсновский А.А. История русской армии в 4-х книгах. – М., Голос. – 1994. , кн.1, с.156-160].
[iv] См.: Пестов В.А. История и перспективы развития военного образования в России. – М: ВА РВСН, 2001, с.63-75]
[v], Керсновский А.А. История русской армии в 4-х книгах. – М., Голос. – 1994. , кн.2, с. 140-143].
[vi] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с. 88-92]
[vii] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с.98]
[viii] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с.99-104]
[ix]См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993, с.327]
[x] См.: Волков С.В. Русский офицерский корпус. – М., Воениздат, 1993, с.350-353]
[xi] См.: Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М: ВПА имени В.И.Ленина, 1990,с. 126-129]
Авторы: Кандидат педагогических наук, доцент кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого, Пестов Валерий Алексеевич; адъюнкт кафедры военной акмеологии и кибернетики ВА РВСН имени Петра Великого, майор Дробот Игорь Сергеевич.