Аннотация. В статье рассматриваются вопросы продвижения по военной службе в России с октября 1917 года до 1941 года. Автор анализирует назначение и повышение в воинских должностях, присвоение и повышение в воинских званиях, порядок аттестования и составления кандидатских списков того времени.
Summary. The article considers the issues of promotion of military service in Russia from October 1917 until 1941. The author analyses appointment and advancement in military positions, assignment and promotion in military ranks, the order of evaluation and preparation of candidate lists of that time.
ТЕРЕХИН Андрей Михайлович — заместитель директора Департамента государственной службы и кадров Министерства юстиции Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса, подполковник запаса, кандидат юридических наук
(Москва. Е-mail: anmite@yandex.ru)
ПРОДВИЖЕНИЕ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В РОССИИ В ПЕРИОД ПОСЛЕ ОКТЯБРЯ 1917 ГОДА ДО НАЧАЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
(Историко-правовая характеристика)
Развитие системы продвижения по военной службе невозможно без изучения и осмысления накопленного историко-правового опыта в этой сфере, без оценки достоинств и недостатков, действовавших ранее систем повышения в должностях и званиях. В этой связи в данной статье рассмотрим продвижение по военной службе в России в период после октября 1917 года до 1941 года1.
После Октябрьской революции 1917 года началось формирование Красной армии путём реформирования старой. 26 октября (8 ноября) 1917 года постановлением Второго Всероссийского съезда Советов «Об образовании в армии временных революционных комитетов» вся полнота власти в пределах каждой воинской части и их соединений передавалась временным революционным солдатским комитетам2.
Декретом Совета народных комиссаров от 11(24) ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» были отменены воинские чины, звания, знаки различия и связанные с ними преимущества3.
16(29) декабря 1917 года были приняты Декрет СНК «О выборном начале и об организации власти в армии»4, а также Декрет «Об уравнении всех военнослужащих в правах»5.
В этой связи система назначения на должности и продвижения по службе выглядела следующим образом. Все командиры полкового уровня, в т.ч. и командиры полков, избирались на общих собраниях частей, а командиры более высокого уровня вплоть до верховного главнокомандующего включительно — на съездах или совещаниями при соответствующих революционных комитетах с участием делегатов нижестоящих комитетов. Избранных командиров, выше полкового уровня, утверждал ближайший вышестоящий комитет6.
15(28) января 1918 года Декретом СНК «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии»7 (РККА) было объявлено о формировании Красной армии. Она создавалась на следующих принципах: во-первых, на классовом принципе — «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс»; во-вторых, на принципе добровольности: «каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма»; в-третьих, по рекомендации войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоявших на платформе советской власти, партийных либо профессиональных организаций или по крайней мере двух членов этих организаций.
В марте 1918 года СНК узаконил привлечение в Красную армию офицеров и генералов старой армии в качестве военных специалистов8.
С началом иностранной военной интервенции и Гражданской войны был осуществлён переход от добровольной к обязательной военной службе. Декретами ВЦИК от 22 апреля 1918 года «Об обязательном обучении военному искусству»9 и от 29 мая 1918 года «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию»10 вводилась воинская повинность.
Порядок продвижения по службе в армии был изменён Декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года «О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии»11. Принцип выборности командиров всех уровней был отменён и заменён на принцип их назначения властью вышестоящих воинских должностных лиц. Главный критерий при подборе руководящих кадров и продвижении их по служебной лестнице — преданность делу революции.
В постановлении V Всероссийского съезда Советов от 10 июля 1918 года «Об организации Красной Армии»12 закреплялись основные принципы новой армии: железная революционная дисциплина и беспрекословное подчинение требованиям и приказам поставленных советской властью командиров. Постановление также подтвердило, что для создания централизованной, хорошо обученной и снаряжённой армии необходимо использование опыта, знаний многочисленных военных специалистов из числа офицеров бывшей армии, и определило, что они «обязаны становиться на те посты, какие им укажет Советская власть». Так, на основании ряда законодательных актов13 в период с 12 июня 1918 года по 15 августа 1920 года в Красную армию были призваны и назначены на различные должности 314 180 старых военных специалистов, из них 48 409 офицеров и генералов14, 10,3 тыс. военных чиновников, около 14 тыс. врачей15.
2 сентября 1918 года постановлением ВЦИК16 был создан Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет), который формировал реввоенсоветы армий и фронтов, в составе командующего — военного специалиста и нескольких политических комиссаров. Они назначали командующих всеми воинскими формированиями РККА17.
В начале октября 1919 года было утверждено «временное правило» о продвижении на высшие командные должности лиц командного состава Рабоче-Крестьянской Красной армии и об аттестовании этих лиц18. Оно установило, что продвижение военнослужащих на высшие командные должности должно проходить в порядке постепенного перехода с нижестоящей на вышестоящую должность.
Для нормального перехода на вышестоящую должность в Красной армии устанавливались следующие сроки: для командиров взводов, рот и батальонов — 2 месяца; для командиров полков, бригад и дивизий — 4 месяца; для командующих армиями и фронтами срок не устанавливался. Установленные сроки подлежали сокращению наполовину для награждённых орденом Красного Знамени, для лиц с высшим военным образованием, а также для лиц, служба которых всё время протекала в условиях боевых операций.
Продвижение на вышестоящую командную должность осуществлялось в зависимости от места службы военнослужащего не менее 4 раз в год: к 1 января, к 1 апреля, к 1 июля и к 1 октября по представлению аттестации командира и комиссара части. При отсутствии в составе армий или фронтов соответствующих вакантных должностей кандидаты на вышестоящие должности назначались по кандидатским спискам других армий или фронтов по распоряжению штабов армий и фронтов или Всероссийского Главного штаба. Кандидатские списки велись на командиров рот в полках и соответствующим им частях; на должности командиров батальонов — в управлениях бригад; на должности командиров полков и им соответствующих — в штабах дивизий; на должности начальников дивизий и им соответствующих — в штабах армий или в военных округах. Аттестации кандидатов на продвижение, составленные в нижестоящих аттестационных комиссиях, подлежали утверждению в вышестоящих аттестационных комиссиях.
После окончания Гражданской войны, в годы, предшествовавшие военной реформе 1924—1928 гг.19, и в ходе самой реформы по переходу к территориально-милиционной системе комплектования Вооружённых сил было положено начало всесторонней разработке правовых основ прохождения службы. В частности, по вопросам продвижения по службе были приняты руководящие акты: приказы РВС СССР от 25 сентября 1921 года № 2112 «Правила об аттестовании лиц командного и административного состава РККА», от 3 ноября 1921 года № 2618 «Правила о назначении и продвижении на должности лиц командного состава, ровно об отстранении от должности, увольнении со службы и переводах названных лиц в мирное время», от 11 июня 1924 года № 755 «О порядке определения на военную службу, увольнения с таковой, назначения на должности, смещения с таковых, переводов, ведения кандидатских списков и аттестования лиц командполитсостава».
Однако отсутствие единого акта, регламентировавшего вопросы прохождения военной службы, схематичность действовавших распоряжений не давали полного разрешения вопросов прохождения службы и негативно сказывались на продвижении командного состава. В циркуляре РВС СССР от 13 июня 1924 года № 151832 «Об упорядочении прохождения службы командным, административным и политическим составом РККА»20 отмечались такие «ненормальные явления, чрезвычайно вредно и тяжело отражающиеся на интересах как Красной армии в целом, так и значительной части командполитсостава в частности», как «неравномерность распределения командного состава», когда в некоторых войсковых соединениях комсостав увольняется как «излишний», а в других приходится задерживать на службе совершенно непригодный комсостав, а также «крайне неравномерное продвижение комсостава», когда в одних случаях движение комсостава осуществляется слишком быстро, а в других выдвижение отличных боевых командиров, имеющих «выдающиеся аттестации», происходит с торможением, заставляя их засиживаться годами на должностях, достигая предельного возраста.
В этой связи Реввоенсовет СССР утвердил Положение о прохождении службы по военному ведомству (раздел первый), объявленное приказом РВС СССР от 2 октября 1924 года № 1244. Данное положение приказами РВС СССР дополнялось другими разделами, в т.ч. в январе 1925 года четвёртым разделом о новых правилах аттестования лиц начальствующего состава и о кандидатских списках, объявленным приказом от 1 января 1925 года № 1.
Положение чётко определило права и обязанности начальствующего состава, сроки пребывания в той или иной должности и на военной службе вообще, порядок продвижения по службе и увольнения из армии21. Оно разделило всех военнослужащих на рядовой и начальствующий составы. Начальствующий состав делился по роду деятельности на командный, политический, административный, медицинский, ветеринарный. Все составы по служебно-правовому положению делились на группы и категории. Например, командный состав на четыре группы: младший, средний, старший, высший и 14 категорий типовых должностей. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Данная статья продолжает изучение историко-правового опыта продвижения по военной службе в России. См.: Терехин А.М. Историко-правовая характеристика продвижения по военной службе в России с древнейших времён до конца XVII века // История государства и права. 2011. № 1. С. 2—7; он же. «Чрез чин никого не жаловать, но порядком чин от чину возводить»// Воен.-истор. журнал. 2017. № 2. С. 34—38.
2 См.: Постановление II Всероссийского съезда Советов «Об образовании в армии временных революционных комитетов» от 26 октября (8 ноября) 1917 г. // Декреты Советской власти. Т. I. М., 1957. С. 20, 21.
3 См.: Декрет СНК от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1917. № 3. Ст. 31.
4 См.: там же. 1917. № 9. Ст. 138.
5 См.: Там же. Ст. 139.
6 См.: Бурдин П.К. Правовые основы организации Красной Армии в 1918—1919 гг. М., 1951. С. 123, 124.
7 См.: Декреты Советской власти. Т. I. С. 352—357.
8 Известия ВЦИК от 5 марта 1918 года. См.: Кавтарадзе А.Г. Военные специалисты на службе Республики Советов. 1917—1920 гг. М., 1988. С. 73.
9 См.: Декреты Советской власти. Т. II. М., 1959. С. 151—153.
10 См.: СУ РСФСР. 1918. № 41. Ст. 513.
11 См.: там же. № 33. Ст. 444.
12 См.: Декреты Советской власти. Т. II. С. 541—544.
13 См., например: Декрет СНК «О призыве на действительную военную службу бывших офицеров, врачей, фельдшеров, лекарских помощников и военных чиновников» от 29 июля 1918 г. // Декреты Советской власти. Т. III. М., 1964. С. 111—113.
14 См.: Мариевский И., Шишкин С. О некоторых вопросах советской стратегии в гражданской войне в СССР (1917—1920) // Воен.-истор. журнал. 1960. № 11. С. 10.
15 См.: Емелин А.С. Правовые основы строительства Вооружённых Сил (1917—1977 гг.). Учебное пособие. М., 1986. С. 22.
16 См.: Декреты Советской власти. Т. III. С. 228.
17 См.: Емелин А.С. Указ. соч. С. 17.
18 См.: Лунев А.Е. Комплектование Вооружённых Сил: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 1941. С. 168—170.
19 О сроках проведения военной реформы в 20-х гг. XX в. единого мнения нет. Например, А.М. Антошин определяет его 1924—1928 гг. (Антошин А.М. Военная реформа 1924—1928 гг. М., 1951); И.Б. Берхин ограничивает её периодом с 1924 по 1925 гг. (Берхин И.Б. Военная реформа в СССР (1924—1925 гг.). М., 1958); А.П. Крюковских считает, что военная реформа была в основном завершена к концу 1925 г. (Крюковских А.П. Военная реформа в СССР в 1924—1925 гг. (по материалам ордена Ленина Ленинградского военного округа). Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Л., 1969. С. 11); П.Ф. Ващенко и В.А. Рунов полагают, что военная реформа 1924—1925 гг. продолжалась практически до 1928 г. (Ващенко П.Ф., Рунов В.А. Военная реформа в СССР // Воен.-истор. журнал. 1989. № 12. С. 33, 34); И.И. Басик определяет хронологические рамки реформы с 1921 по 1928 г. (Басик И.И. Военная реформа 1920-х годов в СССР / Россия в XX веке: Реформы и революции: В 2 т. Т. 2. М., 2002. С. 456); П.М. Шабардин официальными годами реформы считает 1923—1928 гг. (Шабардин П.М. Предисловие // Реформа Красной Армии. Документы и материалы 1923—1928 гг. Кн. 1. М., 2006. С. 5).
20 См.: Реформа Красной Армии. Документы и материалы 1923—1928 гг. Кн. 1. С. 193—196.
21 См. подробнее: Берхин И.Б. Указ. соч. С. 312—331.