Православные пастыри российского флота

Аннотация. В статье на основе архивных
документов исследуется тема возникновения и развития института православного
духовенства на кораблях Военно-морского флота Российской империи; анализируются
принципы организации и службы флотских священнослужителей на различных этапах
отечественной истории.

Summary. The article based on archival documents explorers the emergence and development of institution of clergy on Russian Empire Navy ships; principles of organization and service of naval clergy at different stages of national history are analyzed.

КУЗНЕЦОВ Андрей Михайлович
доцент кафедры социально-культурной деятельности Военного университета МО РФ, доктор
исторических наук, доцент

«НА
КАЖДОМ КОРАБЛЕ ИМЕТЬ ПО ОДНОМУ ИЕРОМОНАХУ…»

Православные
пастыри российского флота

Созданный
Петром I
российский флот представлял собой реальную силу, которая была способна
отстаивать интересы государства на море. К концу царствования императора
отечественный ВМФ имел в своём составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов,
77 галер, 26 кораблей других видов и насчитывал до 27 тыс.
человек личного состава1. Это поставило перед царём задачу духовного воспитания
морского воинства, которое осуществлялось особым институтом, комплектовавшимся
из представителей Русской православной церкви.

Первый
законодательный акт о религиозной службе на кораблях относится к апрелю
1710 года, когда была высочайше утверждена «Инструкция, или Артикулы
военные, российскому флоту», которая действовала вплоть до принятия Морского
устава в 1720 году. Однако в данном документе речь шла только о ежедневном
совершении молитв и не указывалось на участие в ритуалах специальных
представителей православной церкви. Лишь в апреле 1717 года Пётр I повелел: «В российском флоте содержать на
кораблях и других военных судах 39 священников»2. Это стало поворотным
моментом в создании института флотского духовенства. Этапы дальнейшего развития
института морских священнослужителей совпадали с периодами существования
регулярного флота России — парусного и броненосного. При их анализе следует
отметить, что заложенные при Петре Великом принципы во многом явились
основополагающими, а дальнейшие преобразования не затрагивали их сути.

Первоначально
правительство отправляло на флот представителей белого духовенства, которых
вызывали из Петербурга, Москвы, Новгорода, Пскова, Твери, Вологды и других
мест3. Однако эта мера не способствовала полноценному комплектованию кораблей
священнослужителями, и тогда 8 апреля 1719 года был издан высочайший
указ, в котором говорилось: «В корабельном флоте на каждом корабле иметь по
одному иеромонаху, которого брать из Александро-Невского монастыря»4. Этим
решением Пётр I решил
две задачи: во-первых, монах был связан обетом послушания и не мог отказаться в
отличие от представителя белого духовенства от назначения; во-вторых, в одном
столичном монастыре были сосредоточены права по комплектованию состава флотских
священнослужителей, что освободило правительство от необходимости поиска
достойных кандидатов в других заведениях.

В
течение трёх лет, начиная с 1719 года, определение иеромонахов на флот
было всецело в руках архимандрита Александро-Невской лавры Феодосия Яновского,
который обладал хорошими организаторскими качествами. Это способствовало тому,
что государь сделал его доверенным лицом по всем вопросам, касавшимся церковной
жизни в столице, которая была объявлена им независимой от власти Новгородского
епископа и подчинена непосредственно Святейшему синоду. Из этого можно сделать
вывод, что в отличие от армейского флотское духовенство на начальном этапе
существования не было подчинено местной епархиальной власти.

Основополагающими
документами при формировании института морских священнослужителей были Морской
устав 1720 года и «Пункты о иеромонахах, состоящих при флоте», принятые в
1721 году. Так, Морской устав определил во главе всего флотского
духовенства одного начального священника. Сфера его полномочий определялась
так: «Он имеет управление над всеми священниками на флоте»5. Согласно «Пунктам
о иеромонахах…» начальный священник именовался обер-иеромонахом; кроме того,
данным документом были определены статус и ответственность флотских пастырей.

После
учреждения Святейшего правительствующего синода в 1721 году институт
православного морского духовенства включал: Синод, который назначал
обер-иеромонахов; осуществлял общее духовное руководство и связь с
Адмиралтейств-коллегией; обер-иеромонаха флота и корабельных (судовых)
священников; духовенство морских храмов; духовенство береговых учреждений
флота. Первым обер-иеромонахом российского флота стал назначенный 8 января
1724 года обер-иеромонах Ревельской эскадры Иустин Рудзинский6.

Значительные
изменения в военно-церковной сфере произошли во времена правления Павла I (1796—1801). Во-первых, император
объединил армейское и флотское духовенство и для руководства им ввёл новую
должность — полевого обер-священника армии и флотов (впоследствии — главного
священника армии и флотов). Первым на эту должность был назначен протоиерей
Павел Яковлевич Озерецковский.

Интересен
факт его назначения. После того как собранные кандидаты на должность были
построены в приёмной комнате императора, случилось так, что Павел Яковлевич
оказался ростом выше своих товарищей и поэтому встал на правом фланге. Во время
встречи Павла I
поразили случайная тождественность имени Озерецковского с его именем,
представительный рост, открытое и умное лицо, несмущённость в ответах. Это и
предопределило его судьбу7.

Во-вторых,
в период царствования Павла I была
предпринята попытка создания специальной системы подготовки духовенства для
службы в армии и на флоте. В этих целях в 1800 году на Васильевском
острове в Санкт-Петербурге была образована армейская семинария, в которой
предусматривалось воспитание детей военного духовенства за счёт государства8.
Штат её состоял из ректора-учителя, префекта, трёх учителей в богословском,
философском и риторическом классах, в которых числились 25 воспитанников.
Помимо этих дисциплин в семинарии преподавались история, география, математика,
воинские уставы.

В-третьих,
для более удобного управления подчинённым духовенством полевым обер-священником
армии и флотов П.Я. Озерецковским были созданы вспомогательные органы,
получившие название института благочинных. Должности благочинных стали
вводиться на флотах и эскадрах, заменяя флотских обер-иеромонахов. В их
обязанности входили надзор и координация служебной деятельности корабельных
священников.

В
1815 году институт военного и морского духовенства раскололо двоевластие.
12 декабря указом Александра I был создан Главный штаб Его
Императорского Величества с введением должности обер-священника штаба и
подчинением ему всех полков лейб-гвардии и гренадерских корпусов, которая стала
существовать параллельно с должностью полевого обер-священника армии и флотов.
Анализируя архивные источники, можно сделать вывод, что по статусу это были
равнозначные фигуры. По своим правам они были поставлены на одну ступень с
епархиальными преосвящёнными, а в иерархии воинских чинов пользовались привилегиями
генерал-майора.

Несмотря
на изменения, которые произошли в руководящих кругах военного и морского
духовенства, низовые структуры флотских священнослужителей остались практически
в том же виде, в котором они были созданы при Петре I. На флотах и эскадрах во главе
духовенства стояли благочинные, а на кораблях находились судовые священники,
которые исполняли свои обязанности согласно Уставу Военного флота
1797 года. Решением Адмиралтейств-совета Морского министерства от
11 октября 1889 года морское духовенство было уравнено по своим
правам с военным, что подняло его престиж9.

В
целях преодоления духовного двоевластия в армии и на флотах в 1884 году
была образована комиссия, которая в течение 4 лет работала над проектом
«Положения об управлении церквами и духовенством военного ведомства». После
неоднократного обсуждения и пересмотра Синодом и военным ведомством проект был
доложен Александру III и
12 июня 1890 года утверждён10.

<…>
 Полный
вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на
сайте Научной электронной библиотеки
http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Басов А.В., Московенко М.В. К силе земной присовокупить и
морскую // Отечественная история. 1996. № 5.

2 Смирнов А. Назначение священнослужителей во флот в
царствование Петра I // Вестник
военного и морского духовенства. 1914. № 21.

3 Российский государственный
архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 173. Оп. 1. Д. 87—88. Л. 320.

4 Ласкеев Ф. Историческая записка об управлении военным и
морским духовенством за минувшее столетие (1800—1900). СПб., 1900. Л. 151.

5 Полное собрание законов
Российской империи. Собр. 1-е. Т. 6. № 3759. С. 370, 371.

6 РГА ВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д.
101. Л. 15.

7 Боголюбов А. Очерки из истории управления военным и морским духовенством
в биографиях главных священников за время с 1800 года по 1901 год. СПб.,
1901. С. 7.

8 Российский государственный
военно-исторический архив. Ф. 29. Оп. 1/153. Д. 136. Л. 3.

9 РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 6. Д.
36. Л. 108.

10 Ласкеев Ф. Указ. соч. С. 131.