Правда и кривда истории
Аннотация. В статье рассказывается о предвзятом изложении в учебниках истории для греческих средних школ фактов Второй мировой войны.
Summary. The article describes the biased presentation in the history textbooks for Greek secondary schools of the facts of World War II.
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА»
ЕГОРОВ Анатолий Иванович — кандидат исторических наук (Москва, 1991); докторский диплом (Греция, 2007)
(Греция. E-mail: anatolgreece@gmail. com)
Правда и кривда истории
В редакцию пришло письмо, которое мы приводим практически полностью.
«Уважаемые коллеги! В силу крайней важности темы принял решение направить вам для публикации свой материал “Правда и кривда истории”. Факты свежие, перевод с греческого языка сделан мною, отвечаю за правдивость, достоверность и точность каждой строки. В российских СМИ эти данные мною не озвучивались. Правда, частично я использовал некоторые из этих фактов в одной из своих лекций, читанных мною некоторое время назад в Горно-Алтайском государственном университете. По базовой профессии я — журналист. В 1991 году окончил аспирантуру Академии общественных наук, работал в печати, преподавал на кафедре истории журналистики в Российском государственном социальном университете, в настоящее время живу и работаю в Греции, завершаю работу над греческо-русским и русско-греческим “Словарём сравнительной и прикладной фразеологии”. Если мой материал вам подойдёт – буду рад».
Материал нам подошёл, мы публикуем его в авторском варианте, внося в ряде случаев лишь незначительные исправления стилистического свойства.
Поздравляя ветеранов со святым Днём Победы, мы понимаем: пока будет жить эта память — победа в борьбе с нацизмом будет одним из самых значимых праздников нашего народа.
Но не всё так просто на шахматной доске истории. Предпринимаются попытки историю «исправить». О нет, никто напрямую не лжёт! Немножко смещают акценты, что-то умалчивают, где-то недоговаривают, и перед нами предстаёт уже ДРУГАЯ История. Вот как это делается в Европе XXI века.
…Из греческой школы вернулся сын. Его слова просто огорошили меня:
— Папа, ты говорил, что мы взяли Берлин, советская армия. Но Берлин ведь взяли американцы!..
— Да кто ж тебе такое сказал, сынок?
— В классе. На уроке истории.
— Иван, Берлин взяла Красная армия. Это исторический факт.
— Но ведь в Берлине были американцы?!
— Это мы им, а также англичанам и французам, по условиям Ялтинской конференции выделили зоны оккупации Берлина, впустив туда их войска. Это и был тот самый Западный Берлин!
— Да нет. Учитель ничего не говорил о советской армии. Я встал и сказал, как ты меня и учил, что Берлин взяла Красная армия, а надо мной все стали смеяться и утверждать, что его взяли американцы…
Ошеломлённый, я попросил у сына греческий учебник истории и стал анализировать. Написан этот весьма солидный труд тремя авторами: В. Скулату, Н. Димакопулу и С. Конди. Называется «Ιστορία νεότερη και σύγχρονη», τεύχος Β’ (История новейшая и современная, т. 2). Предназначен он для третьего (последнего) класса греческой средней школы-ликио (Γ’ Ενιαίου Λυκείου). Издатель учебника — афинское издательство Οργανισμός Εκδόσεως Διδακτικών Βιβλίων, Αθήνα. К месту добавить, что со знаниями именно этого учебника греческие юноши и девушки сдают государственный экзамен для поступления в высшие учебные заведения своей страны.
Крайне важна сопровождающая учебник приписка: «По решению греческого правительства учебные книги начальной школы, гимназии и ликио (средняя школа) печатаются организацией издания учебных книг и раздаются бесплатно». Вышеозначенное утверждение, таким образом, свидетельствует о полном насыщении греческих школ экземплярами данного учебника.
Надо отдать должное авторам этого учебника, ставшего итогом воистину громадного труда объёмом в 525 страниц. Учебник рассматривает исторический срез XX века через события в Европе, начиная от Первой Балканской войны, в которой Греция, Болгария, Сербия и Черногория сражались против Османской империи, вплоть до последних десятилетий минувшего века. Один раздел этой книги (90 страниц) посвящён Истории мира после Второй мировой войны и фрагментарно рассказывает о «холодной войне», противостоянии СССР и США, а также о Японии, Индии, Китае.
Рассмотрим освещение событий Второй мировой войны, в частности, факт вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, ход военных действий, окончательный перелом во Второй мировой войне, усилия, жертвы и победы Красной армии и советского народа над опаснейшим врагом и почти идеальной военной машиной гитлеровского вермахта, освобождение Европы от фашизма и водружение знамени Победы над поверженным Берлином. Необходим и правдивый исторический анализ действий наших доблестных союзников: Британии и Соединённых Штатов Америки, внесших весомый вклад в общую победу.
Непосредственно ходу военных действий на европейском театре во Второй мировой войне в учебнике отведены 7 страниц главы «Η διεθνοποίηση του πολέμου — Интернационализация войны». Участие Советского Союза в войне с нацистской Германией в разделе «1941 год» описано следующим образом: «В июне 1941 года германская армия вторгается в Советский Союз и, несмотря на энергичное сопротивление советских войск, через несколько недель захватывает 1 млн кв. км советской земли и достигает окраин Ленинграда и Москвы». В разделе «1942 год» в учебнике рассказывается исключительно об операциях западных союзников в Африке, разгроме англичанами немецких войск под Эль-Аламейном, а также «высадке их в Марокко и Алжире с целью окончательного освобождения Италии». Лишь одно предложение раздела посвящено Красной армии: «Начинается советское контрнаступление».
В разделе «1943 год» событиям на Восточном фронте уделено два предложения. А именно: «Февраль. Часть германской армии окружена советскими войсками в Сталинграде и в конце концов вынуждена сдаться. После поражения в Сталинграде (300 тыс. мёртвых, раненых и пропавших без вести) немцы отступают на всём пространстве советско-германского фронта». Далее идёт речь о сдаче немецких войск в Тунисе, высадке союзников в Сицилии, об отречении Муссолини и его освобождении немцами, об иных событиях итальянского театра военных действий, а также о возрастании в Европе антифашистской борьбы.
В главе «1944 год» описываются высадка англо-американских войск в Нормандии, освобождение Франции, вход союзников в Париж. Участие Советского Союза в боевых действиях этого года означено лишь двумя предложениями: «В это время советские войска продвигаются в глубь германской территории»; «В октябре 1944 года быстрое продвижение Советской армии на Балканы заставляет немцев уйти из Греции».
Крайне интересен для анализа раздел главы учебника под названием «1945 год», описывающий финальную часть Второй мировой войны в Европе: «13 апреля советские войска овладевают Веной, а англо-американские выходят к Эльбе. 25 апреля англо-американские части соединяются с советскими на Эльбе. С этого момента начинается битва за Берлин. Гитлер кончает жизнь самоубийством, и его наследник адмирал Дениц 5 мая просит от союзников заключения акта о капитуляции. Текст акта подписывает немецкий фельдмаршал Кейтель в Берлине 8 мая…».
Вот, собственно, и всё описание участия Советского Союза в войне против гитлеровской Германии. К чести авторов учебника заметим, что в нём дополнительно представлена ещё фотография боёв на улицах Сталинграда с небольшим комментарием о том, что «коммунисты, члены комсомола, рабочие, железнодорожники, моряки и учащиеся выступили на защиту своего города». Упомянуты дом Павлова и жестокие бои у берега Волги…
В книге названы имена западных полководцев, внесших неоспоримый вклад в разгром нацизма, причём с развёрнутым написанием их не только в греческой, но и в английской транскрипции. А именно: генерал Монтгомери (Sir Bernard Law Montgomery 1887—1976), генерал Эйзенхауэр (Dwight David-Eisenhower 1890—1969). Ни об одном советском полководце речи нет.
Итак, из «исторических пазлов мозаики» учебника сложим общую картину. Приняв на себя жесточайший удар военной машины германского вермахта, покорившего Европу, выстояв в этой немыслимой войне, остановив у стен Ленинграда, Москвы и Сталинграда победоносные легионы «моторизованного варварства», освободив свою землю и народы Европы от «коричневой чумы», положив почти 27 млн жизней своих граждан на алтарь Победы над опаснейшим и беспощадным врагом человечества — фашизмом, овладев Берлином — центром гитлеровского нацизма и очагом фашистской агрессии, Советский Союз удостоился в школьном учебнике Греции — страны Европейского сообщества всего нескольких строк, помещающихся на одной странице.
К месту будет обратить внимание авторов учебника на то, что Берлинская наступательная операция началась 16 апреля, и в битве за Берлин наши доблестные англо-американские союзники не участвовали по той причине, что столица гитлеровской Германии была окружена и взята войсками 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов Красной армии, вышедших в процессе этой операции к Эльбе, где и состоялась встреча с союзниками.
В 2005 году в Греции был выпущен сборник из 12 компьютерных дисков CD под названием «Документы Второй мировой войны» (по 90 минут каждый). Диски выпущены компанией Victory Media S.A. и распространялись в качестве приложения к воскресным номерам афинских газет с целью частного домашнего просмотра гражданами. Диски выпущены на основе одноименной английской версии: часть их снабжена греческим аудиопереводом, остальные — греческими титрами.
Первый диск под названием «Третий рейх Гитлера: дорога к власти» описывает приход нацизма в Германии. Второй, третий и четвёртый освещают подготовку Германии к войне, итоги Мюнхенской конференции, операции вермахта против Польши, летнюю кампанию 1940 года, завершившуюся разгромом Франции и выходом вермахта на Балканы. Пятый диск называется «Операция “Барбаросса”» и рассказывает о начале вторжения вермахта в СССР, шестой озаглавлен «От Москвы до Сталинграда», седьмой — «Падает занавес в Африке», восьмой — «Конец “Блицкрига”» и рассказывает о советском наступлении под Сталинградом, битве на Курской дуге, выходе Красной армии на рубеж Днепра и взятии Киева. Авторы фильма делают справедливый вывод: «В находящемся в ужасном психологическом состоянии германском вермахте укрепляется ощущение, что Советский Союз располагает неиссякаемыми материальными и людскими военными резервами». Это действительно так. К слову, не забудем сказать спасибо США за их программу ленд-лиза.
Признаюсь, я с нетерпением ожидал очередного воскресенья и ранним утром направился в газетный киоск приобрести желанное издание с приложением очередного диска CD. Я не без основания полагал, что сейчас последует рассказ о блестяще оценённой самими немцами операции Красной армии летом и осенью 1944 года в Белоруссии под кодовым наименованием «Багратион» и начале освобождения Восточной Европы от фашизма. Но напрасно. Девятый диск назывался «Битва Британии», десятый — «Высадка в Нормандии», одиннадцатый — «Дорога на Рим», в котором рассказывалось об успехах наших союзников в Сицилии и на Апеннинском полуострове, об отстранении Муссолини от власти, выходе наших союзников к Эльбе, а также парой предложений сказано, что «в это время Красная армия продвигается к Берлину». Десятком секунд показаны какие-то отрывочные эпизоды из самого Берлина: огонь, дым, пожар, идут танки и бегут какие-то солдаты.
Двенадцатый диск, озаглавленный «Нюрнбергский трибунал», показывал процесс суда над нацистскими преступниками и приведение приговора в исполнение. Всё. На этом война в Европе «в западном понимании» закончилась.
Вроде бы и правда. Но не совсем…
Впрочем, надо отдать должное авторам (а греческий перевод накладывается на английский, что явно свидетельствует о копировании греческой компанией английского варианта этих дисков) — текст не передёргивает историческую правду. События войны рисуются справедливо и без прикрас, в деталях показывается ход военных операций вермахта, союзников и Красной армии, их стратегические ошибки и стратегические успехи. Но в отношении Красной армии события заканчиваются по сути выходом на Днепр и взятием Киева! О ряде наиважнейших, судьбоносных с нашей точки зрения моментов войны авторы как бы умалчивают.
Нет операции «Багратион», операций по разгрому вермахта на территории Польши, за освобождение которой от нацизма пали 600 тыс. советских солдат и офицеров, нет стратегического рывка от Вислы до Одера, взломавшего оборону вермахта на 500-километровую глубину, нет операций по освобождению Балкан, разгрому союзников фашистской Германии — Румынии и Венгрии, нет освобождения Чехословакии. Нет, собственно, битвы за Берлин! Зрителю даже непонятно: чем же занималась в 1944—1945 гг. Красная армия? О ней ни слова! В то время как военные действия наших американских и английских союзников, вне сомнения, достойных большого уважения, представлены аналитично, ярко, зримо.
У смотрящего эту ленту человека невольно возникает мысль даже не о пресловутом «равнозначном вкладе» западных союзников и Красной армии в разгром гитлеризма, а, пожалуй, уже о том, что союзники внесли в это дело вклад больший. Но ведь по заявлению самих немцев — а уж у них всё подсчитано точно, ⅔ потерь по Второй мировой войне в живой силе и технике они понесли именно на Восточном фронте! Вот такая нынче в Европе «История Второй мировой войны».
В качестве послесловия хотелось бы привести слова президента Израиля Шимона Переса, являющегося сегодня старейшим действующим руководителем государства на планете. «Люди должны понимать, что переписывание итогов войны — ложь. Моя собственная семья погибла от нацизма на территории Белоруссии. И я не нуждаюсь в ревизии итогов войны». На мой взгляд, сказано всё. Мы никому не отдадим на поругание Великую Победу, никому не позволим её очернить!