Полевая почта Центрального фронта в дни Курской битвы

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации и результаты деятельности органов военно-почтовой связи Центрального фронта в период Курской битвы. Материал подготовлен на основе документов Центрального архива Министерства обороны РФ.

Summary. The paper looks into the organization and activity outcome of field mail communications at the Central Front during the Battle of Kursk. The materials rely on the documents from the Central Archives of the RF Ministry of Defense.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

КОРОВИН Владимир Викторович — профессор кафедры конституционного права Юго-Западного государственного университета, доктор исторических наук

(г. Курск. E-mail: vlavikor@yandex.ru).

 

Полевая почта Центрального фронта в дни Курской битвы

Важным морально-психологическим фактором повышения боеготовности войск во время Великой Отечественной войны было своевременное обеспечение военнослужащих на фронте почтовой корреспонденцией и периодическими изданиями, являвшимися существенным источником информации о состоянии родных и близких, а также о положении дел в тылу. Поэтому органами государственной власти и военного командования уделялось особое внимание вопросам организации перемещения почтовых грузов по территории страны и на передовой.

Одним из основных источников по истории органов военно-почтовой связи периода Великой Отечественной войны являются документальные материалы, находящиеся на хранении в Центральном архиве Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Выявленные автором в фонде Центрального фронта отчёты, доклады, схемы, директивные указания, приказы и распоряжения позволяют создать вполне объективное представление о характере деятельности структурных подразделений военно-полевой почты в период Курской битвы. Так, по сообщению заместителя начальника управления связи Центрального фронта майора Д.Т. Морозова от 15 июля 1943 года о работе военно-полевой почты фронта в период боевых действий с 1 по 15 июля 1943 года, фронтовой военно-почтовый сортировочный пункт (ВПСП-15) дислоцировался в Ельце, имея обменный пункт с фронтовыми военно-почтовыми базами в Курске и в Ливнах.

В целях ускорения доставки центральных газет, поступление которых поездом до Ельца стало ежедневным, с 1 июля 1943 года их доставка из Ельца в Курск производилась специально выделенными самолётами Р-5 и ЯК-6. Соответствующее приказание было отдано членом военного совета фронта генерал-майором К.Ф. Телегиным и приказом по 16-й воздушной армии. Благодаря этому московские газеты стали попадать в части фронта на второй день после выхода их из печати, на сутки раньше, чем это происходило прежде.

Обмен почтовыми отправлениями между армейскими военно-почтовыми базами (ВПБ) и фронтовым ВПСП, а также между военно-почтовыми станциями (ВПС) и ВПБ производился бесперебойно, ежедневно, в установленные сроки. Для удобства обмена ВПС действующих частей с базами обменные пункты баз в 70-й и 13-й армиях были приближены к ВПС. В 70-й армии обменный пункт из с. Нижняя Головинка был переведён в с. Нижний Реут, в 13-й армии обменный пункт из Ольховатки переводился в Нижнее Смородино1.

Весь личный состав ВПС, несмотря на частые массированные налёты авиации противника, продолжал оставаться на местах несения службы и обеспечивал оперативную доставку газет и писем. Так, старший приёмщик ВПС-53465 Е.И. Баталова, будучи раненой, явилась на обменный пункт, получила почту и доставила её по назначению. Приказом по 175 сд 48 А 5 сентября 1943 года она была награждена медалью «За боевые заслуги»2. 24 июля 1943 года погиб начальник ВПС-14869 (745 сп 141 сд) ефрейтор И.Б. Рожнов3. Начальник ещё одной ВПС был легко ранен. Потерь почты и имущества не имелось.

Согласно справке, составленной помощником начальника отдела военно-полевой почты управления связи Центрального фронта майором И.В. Самойленко, с 1 по 15 июля 1943 года объём полученной и отправленной армейскими военно-почтовыми базами корреспонденции выражался в следующих цифрах.

Вопрос своевременного почтового обслуживания военнослужащих находился на постоянном контроле у командования. Так, 10 августа 1943 года заместитель начальника управления связи Центрального фронта майор Д.Т. Морозов докладывал члену военного совета фронта генерал-майору К.Ф. Телегину об итогах проверки обеспечения письмами и печатью бойцов и командиров частей и соединений, переданных из состава 13-й в 70-ю армию.

В результате проведённой проверки было установлено, что для обеспечения регулярного получения газет и писем в частях и соединениях, которые передавались из одной армии в другую, на прежнем месте дислокации оставлялись представители военно-полевой почты, которые всю поступавшую корреспонденцию нарочными переправляли в новые пункты дислокации частей и соединений.

Был организован постоянный контроль за своевременной отпиской и припиской полевых почт к армейским военно-почтовым базам. В лицевой карточке военно-почтовой станции при переездах указывались время прекращения обмена почт в прежнем месте дислокации и время возобновления получения почты в новом пункте. В большинстве своём воинские части и соединения по прибытии на новое место уже имели возможность получить почтовые отправления и газеты. За время перегруппировки лишь одна полевая почта (№ 64183 из 13-й армии) на сутки прервала получение писем и газет.

Обратную почту из армии в тыл страны воинские части отправляли через ближайшие военно-почтовые станции и военно-почтовые базы. Проверявшие работу военные диспетчеры Главного управления связи РККА дали положительную оценку организации обслуживания частей в период наступательной операции4.

24 августа 1943 года фронтовое управление связи подготовило доклад «Об опыте работы военно-почтовой связи Центрального фронта в период наступления войск с 5 июля 1943 г.», отправленный в управление военно-полевой почты ГУС КА. В документе отмечалось, что в ходе активных оборонительных и наступательных операций войск на участках Центрального фронта органы военно-полевой почты работали безотказно.

В условиях непрерывных боевых действий и частых перемещений воинских частей, соединений, которые входили и выходили из состава армии, требовались исключительная оперативность, быстрая манёвренность в организации движения и доставки печати и почты.

С поставленными задачами органы военно-полевой почты справились успешно, чему способствовал целый ряд проведённых организационных мероприятий. Так, все части военно-полевой почты были своевременно обеспечены подвижными средствами, весь автотранспорт был приведён в хорошее состояние. Для ускорения перевозки печати и почты на дальних участках были выделены 12 самолётов. Личный состав был проверен и укреплён опытными командирами. С учётом наиболее эффективного и быстрого движения почтовых отправлений внутри фронта пересматривалась дислокация ВПС и обменных пунктов5.

За работой ВПС и ВПБ, а также движением и доставкой почты был организован систематический контроль путём беспрерывного пребывания на местах начальников со стороны ОВПП фронта. Комплекс перечисленных мероприятий придал оперативную мобильность военно-почтовой связи, в результате чего большая манёвренность соединений во время боевых действий не смогла нарушить нормальной работы.

В связи с прибытием новых частей и соединений сеть военно-полевой почты Центрального фронта на 10 августа 1943 года состояла из 2359 полевых почт, 171 военно-почтовой станции, 7 военно-почтовых баз, 8 отделений военно-полевой почты, отдела военно-полевой почты фронта и ВПСП-15 с общим количеством личного состава 1187 человек.

Через военно-почтовую связь фронта в июле 1943 года было получено и доставлено: из тыла в армию — 10 396 000 писем, 3 196 950 газет и журналов, 6723 посылки; из армии в тыл — 4 127 000 писем, 2885 посылок.

По сравнению с апрелем—маем 1943 года поступление корреспонденции в июле увеличилось в два раза, в связи с чем возросли нагрузка и объём работы при остававшемся неизменным количестве сотрудников, предусмотренных штатным расписанием.

В середине июля и первой половине августа 1943 года ежедневно обрабатывалось и сортировалось адресатам 1,75 т входящих писем и 750 кг исходящих в тыл страны почтовых отправлений. Газет и журналов ежедневно доставлялось более 200 тыс. экземпляров6.

Для повышения оперативности в работе военно-полевой связи важную роль играл анализ обстановки на фронте. Поэтому ОВПП УС ЦФ во всех случаях перемещения частей и соединений своевременно принимал решения об организации дополнительных обменных пунктов или перемещении военно-почтовых баз, а также усиливал их подвижные средства на сопредельных участках.

За время ведения активных боевых действий соединения армий от своих исходных позиций (на 5 июля 1943 г.) продвинулись вперёд на 100—150 км. Но независимо от удаления соединений от ВПСП-15 (г. Елец), затрата времени на доставку корреспонденции по фронту сократилась. Так, до начала боёв обычная доставка писем и газет от Ельца до Курска осуществлялась автотранспортом. Затраты времени на транспортировку почты от обменного пункта ПВСП-15 до армейских военно-почтовых баз в среднем составляли 10 часов. После 5 июля 1943 года в район проведения решающих операций почту доставляла авиация.

Для ускорения почтовой обработки были организованы дополнительные промежуточные обменные пункты ВПСП-15 в населённых пунктах Миролюбово (4 км западнее Фатежа) и Дросково (севернее Ливны), что приблизило их к ВПБ армий фронта7.

На участке Елец — Курск потребности военно-полевой почты обслуживали два самолёта ЯК-6, ежедневно доставлявшие до Курска прибывавшие в Елец поездом газеты и письменную корреспонденцию. В Курск обменным пунктом ВПСП-15 пересылались ежедневно получавшиеся из Москвы 12,5 тыс. экземпляров газет «Правда» и «Красная звезда». На доставку центральных газет и фронтовой печати из ОП ВПСП-15 (Курск) до обменных пунктов армий первых эшелонов были выделены и закреплены 12 самолётов. Шесть самолётов вылетали с фронтовой газетой «Красная Армия» в 8 ч и прибывали в армии в 10 ч 30 мин.

Ещё шесть самолётов вылетали из ОП ВПСП-15 в 16 ч (в зависимости от прилёта самолётов с периодической печатью из Москвы и Ельца), прилетая в армии в 17—18 ч. Обратные рейсы использовались для перевозки исходящей почты из армий в тыл страны. Параллельно автотранспортом перевозились исключительно тяжеловесные почтовые отправления.

При такой системе организации военно-почтовой связи все соединения армий во время боевых действий и продвижения войск могли получать фронтовую газету в день её выхода к 10—11 ч, а центральную печать — также в день выхода к 17—18 ч, а иные почтовые отправления — на второй день. Скорость прохождения поступавших писем внутри фронта до адресата в июле и августе 1943 года составляла до ближайших ВПБ — 7 ч 30 мин. и дальних — 16 ч 30 мин. с учётом затрат времени на их обработку во всех звеньях. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 226. Оп. 347. Д. 26. Л. 463.

2 Там же. Ф. 33. Оп. 682526. Д. 1413. Л. 319.

3 Там же. Ф. 58. Оп. 18001. Д. 304. Л. 139 об.

4 Там же. Ф. 226. Оп. 347. Д. 26. Л. 541.

5 Там же. Л. 565.

6 Там же. Л. 566.

7 Там же. Л. 567.