ПОКАЗАТЬ НАРОД КАК ГЛАВНУЮ ИДЕЮ ПАМЯТНИКА…
ВОЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ОТЕЧЕСТВА
ЛЕЗИК Елена Витальевна — заведующая филиалом Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Монумент героическим защитникам Ленинграда»
(Санкт-Петербург. Т. 8(812) 373-65-63)
«Показать народ как главную идею памятника…»
К 70-летию конкурса на лучший проект монумента в честь подвига защитников Ленинграда
9 мая 1975 года на площади Победы в Ленинграде был открыт грандиозный памятник, посвящённый героической эпопее защиты города в дни Великой Отечественной войны, ставший символом непобедимости советского народа.
Идея создания памятника мужественным защитникам города на Неве возникла ещё в годы войны. В 1942 году, когда ленинградцы только возвращались к жизни после первой, особенно страшной блокадной зимы, Ленинградское отделение Союза архитекторов объявило конкурс на лучший проект монумента под девизом «Пулковский меридиан». В 1943 году эта идея получила дальнейшее развитие, однако по ряду объективных причин её реализацию пришлось отложить до конца 1950-х годов.
В 1957 году Ленинградским отделением Союза архитекторов и Исполкомом Ленгорсовета был вновь объявлен открытый конкурс проектов памятника, который предполагалось возвести в полосе Зелёного пояса Славы в районе Средней Рогатки, где ещё летом 1945 года была воздвигнута временная триумфальная арка архитектора А.И. Гегелло в честь Победы, под которой торжественным маршем проходили советские воины, возвращавшиеся к мирной жизни1.
На рассмотрение жюри были представлены 44 работы. Первой премии удостоился проект под девизом «Прорыв», выполненный авторским коллективом в составе С.Б. Сперанского, П.А. Арешева, В.С. Маслова и Ю.К. Покровского. Разорванное кольцо, доминирующая высотная конструкция внутри него — таков был замысел, который в дальнейшем стал как бы источником идей композиционного решения монументального комплекса2.
Возможность высказать своё мнение о местоположении мемориала вызвала живой интерес ленинградцев, обсуждения проходили в трудовых коллективах и творческих организациях. За создание памятника на Средней Рогатке, с 1964 года ставшей именоваться Площадью Победы, высказалась значительная часть специалистов. По достоинству оценивалась роль подобного сооружения с позиций формирования архитектурно-художественного образа нового района города.
В 1967 году, когда место для строительства окончательно определилось, состоялся второй тур конкурса проектов монумента защитникам города, на который попало более 80 работ. Из них жюри отобрало 60, отвечавших конкурсной программе, но победитель тогда так и не был определён. После острых дискуссий жюри посчитало возможным присудить вторую премию сразу трём творческим коллективам, работавшим под девизами «Вечен огонь нашей памяти», «900» и «Бессмертие»3.
Четвёртое место получил проект под девизом «Факел-30», над которым работал авторский коллектив в составе скульпторов М.К. Аникушина, М.Т. Литовченко и архитекторов Ф.А. Гепнера и В.Н. Ловкачева4. Будучи аллегорическим отображением подвига Ленинграда, «Факел-30» стал одним из этапов творческого пути М.К. Аникушина, приведшего его позднее к созданию скульптурного ансамбля мемориала.
После прошедшего в 1971 году так называемого заказного конкурса принимается решение об объединении творческих усилий разных коллективов и создаётся творческая группа, в которую вошли скульптор, народный художник СССР Михаил Константинович Аникушин, народный архитектор СССР Сергей Борисович Сперанский и народный архитектор СССР Валентин Александрович Каменский. Все трое — участники обороны Ленинграда, причём их первые попытки образно осмыслить героизм защитников и жителей осаждённого города, великую человеческую трагедию предпринимались ещё в период блокады.
Работа над обликом памятника продолжалась довольно долго. Поиск композиционного и пластического решения требовал взвешенного подхода.
Один из первых вариантов памятника был представлен на обсуждение в ленинградском Доме архитекторов в начале 1972 года. В «Ленинградской правде» от 10 марта 1972 года под рубрикой «Никто не забыт, ничто не забыто» появилась статья О. Колесовой «…Это в сердце было моём…», в которой рассказывалось о проекте будущего монумента. «Многофигурная композиция (более 30 фигур)… располагается на пьедестале в виде полукруга, символизирующего разорванное кольцо блокады… Измождённые женщины отливают снаряды. Мать на вытянутых руках держит застывшее тело ребёнка. Слабеющую женщину, так и не довёзшую домой на саночках ведро с драгоценной водой, поднимает воин… Вот матросы-балтийцы с автоматами идут в яростную атаку… Трое несут тяжёлый рельс, согнувшись от непомерной тяжести… А в центре композиции, уже без высокого пьедестала, а прямо на земле, стоит маленькая фигура мальчика… Ради жизни на земле — таков девиз памятника»5.
После многократных обсуждений первоначального проекта, авторы нашли новое решение мемориального комплекса, заключавшееся в том, чтобы памятник не растворялся зрительно в общей пространственной композиции, а стал бы доминантой площади, представляющей собой мощную транспортную развязку.
В качестве композиционного центра самого памятника и всего пространства авторы предложили гранитную стелу, увенчанную символической женской фигурой, которая, по замыслу М. Аникушина, являлась образом Победы. Предполагалось, что высота фигуры вместе с пьедесталом составит около 40 м. В интервью газете «Вечерний Ленинград» М. Аникушин так рассказал о новом варианте проекта: «Эта фигура предваряет вход в помещение круглой формы под открытым небом. С наружной стороны оно напоминает разорванное кольцо — так мы решаем тему прорыва блокады Ленинграда. В центре будет установлена скульптурная композиция, её тема — начало Великой Отечественной войны. Нижняя часть стены этого помещения — его периметр около 50 м — будет оформлена светло-золотистыми бронзовыми плитами, на которых предполагается выбить фамилии воинов Советской Армии и Флота, жителей нашего города, награждённых Указом Президиума Верховного Совета СССР медалью “За оборону Ленинграда”6…
Верхняя часть стен представит собой выступающую потемнённую, словно опалённую огнём войны, плиту, на которой будут барельефы на темы событий обороны Ленинграда, чередующиеся со стихами ленинградских поэтов»7.
Авторы сориентировали памятник на юг, на Пулковские высоты, где в сентябре 1941 года решалась судьба города. Подобный композиционный приём снимал также проблему оформления парадного въезда в Ленинград с юга.
Несмотря на то, что проект был одобрен во всех инстанциях творческий поиск продолжался. Так, существенной трансформации подверглась основная вертикаль памятника — стела. Авторы сочли необходимым отказаться не только от скульптурного изображения Победы, но и от барельефных сюжетов, стихотворных фрагментов, перечня имён награждённых медалью «За оборону Ленинграда». <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бартенев И.А. Монумент героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Альбом. Л., 1980. С. 8.
2 Астафьева-Длугач М.И., Сперанская В.С. Сергей Сперанский. Л., 1989. С. 131.
3 Мачерет А.Я. Подвигу твоему, Ленинград! // Строительство и архитектура Ленинграда. 1967. № 4. С. 6.
4 Там же. С. 18.
5 Колесова О. Это в сердце было моём… // Ленинградская правда. 1972. 10 марта.
6 По состоянию на 2010 г. медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек.
7 Цимбалов В. Памятник защитникам Ленинграда // Вечерний Ленинград. 1973. 27 августа.