ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ФЛОТА ПРИ ПЕТРЕ ВЕЛИКОМ
В отечественной историографии тема подготовки морских офицеров из природных россиян при Петре Великом достаточно хорошо изучена.
Первым приступил к ее исследованию видный историк флота Ф.Ф. Веселаго, издавший в середине XIX столетия два труда[1], основанных на источниках, выявленных им в архивах Москвы и Санкт-Петербурга. В XIX в. крупный вклад в изучение данной проблематики внес А. С. Кротков, написавший книгу и статью, посвященные комплектованию, организации учебного процесса, быта, пребыванию за рубежом первых русских навигаторов при получении ими профессиональной подготовки[2].
В советский и постсоветский периоды новые материалы, касающиеся различных сторон служебной деятельности учащихся военно-морских учебных заведений Петра Великого в России и за границей, опубликовали А. Е. Сукновалов[3], В. К. Сергеев[4], Е. Н. Ошанина[5], Е. А. Княжецкая [6], Л. Г. Климанов[7], П. А. Кротов[8].
Петр I наем иностранцев на русскую службу всегда рассматривал как вынужденную и временную меру, а после взятия Азова приступил к подготовке морских офицеров из природных россиян. Достигалось это двумя способами: направлением детей в основном русских дворян для обучения за границу и открытием собственных учебных заведений. Так, в 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигацких наук. Указ, подписанный Петром I 14 января 1701 г. гласил: «…быть математиих ческих и навигацких, то есть мореходных, хитростно искуств учению. Во учителях тех наук быть английския земли урожденным: математической Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой Степану Гвыну да Рыцарю Грызу…»[9].
Московская школа математических и навигацких наук, или, как ее еще называли, математико-навигацкая школа, была рассчитана на 200 учащихся, в число которых предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением». Вскоре выяснилось, что «добровольно хотящих» оказалось немного. В 1701 г. в школу поступило лишь четыре ученика[10]. И только после того как были приняты меры принуждения, что вообще характерно для эпохи Петра I, ее удалось укомплектовать. В 1704 г. Петр I издал указ «О подаче в Разряд сказок о недорослях, о представлении (их. — И.Д.) на смотр»[11], согласно которому по результатам отбора и определялись кандидаты на учебу.
Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, поэтому направления на учебу выдавал дьяк данного учреждения А.А. Курбатов[12].
К 16 июня 1702 г. численность учеников достигла 180 человек. Через месяц, по состоянию на 16 июля 1702 г., в школе обучались уже 200 человек[13].
В 1703 г. численность обучаемых осталось на прежнем уровне. В 1704 г. знания получали 190 человек, в т.ч. 53 младших командира и нижних чина, направленных из полков русской армии[14], в 1705 г. — 201 человек[15].
В школу принимались дети дворян и людей боярских, подьячих, церковных, посадских, солдат и унтер-офицеров, прочих чинов и сословий русского общества, кроме крестьян, в возрасте от 12 до 20 лет; в некоторые годы поступали юноши и старше 20 лет[16]. Так что школа не была учебным заведением только для привилегированных сословий, поскольку в ней «…учатца ученики разных чинов…»[17], однако дворянские дети там составляли большинство[18]. В 1706 г. в ней также училось 49 «господских детей»[19], являвшихся отпрысками знатнейших дворянских родов русского государства[20].
В декабре 1706 г. школа была передана из ведения Оружейной палаты в распоряжение флота, а с 1712 г. — Адмиралтейской канцелярии. Фактически же школой после дьяка А.А. Курбатова заведовал комиссар А.А. Беляев из Московской Адмиралтейской конторы[21]. Здесь надо отметить, что образцом для будущей Математико-навигацкой школы царь избрал Королевскую математическую школу при госпитале Церкви Христовой в Лондоне[22]. В Московской школе, как и в Лондонской, учебная программа предусматривала изучение родного языка, геометрии, тригонометрии, алгебры, навигации, астрономии, геодезии и фехтования. Школа состояла из трех раздельных, но территориально объединенных школ: русской, цифирной и навигацкой[23]. Вначале ученики обучались в русской школе[24], где постигали грамоту и письмо, затем переходили в школу и уж после нее — в навигацкую школу для специализации[25].
Точного срока пребывания в русской и цифирной школах установлено не было, но большинство учеников заканчивало обучение в каждой из школ за один—три года[26], что зависело от степени усвоения учениками преподаваемых дисциплин. В 1706 г. в школе был произведен первый выпуск[27]. Обучение первых навигаторов продолжалось около 5 лет.
После того как в школу с 1710—1714 гг. начали принимать «умеющих грамоте, не только читать, но и писать»[28], и «…смотреть тово, чтоб были добрые и персоналные и неглупые»[29], срок обучения, включая практику во флоте, для наиболее способных и старательных учеников составлял 6 лет, менее способных — 8 лет[30], а для абитуриентов, первоначально не владевших грамотой, он достигал 10—12 лет[31]. В Англии в Королевской математической школе учащиеся, поступавшие обычно с 12-летнего возраста, обучались 7 лет[32].
Основным видом материального (провиантского) обеспечения учеников в Московской школе математических и навигацких наук являлись так называемые кормовые деньги, которые выплачивалась только детям из семей мелкопоместных и бескрестьянных дворян или других сословий с низким уровнем доходов. Указ Петра от 14 января 1701 г. предписывал «…учинить неимущим во прокормление поденной корм, усмотря, арифметике или геометрии; ежели кто сыщет отчасти искусным, по 5 алтын в день, иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождою искусство учения»[33]. Воспитанники школы, родители которых имели в собственности более пяти крестьянских дворов, учились и проживали за свой счет, не получая от Оружейной палаты, а затем Адмиралтейского приказа никаких видов довольствия[34].
Списки учеников, являвшихся душе- и землевладельцами, с указанием конкретного количества крестьянских дворов, числившихся за ними в Поместном приказе, учителя ежегодно представляли в Оружейную палату (Военную Морского флота канцелярию)[35]. С 20 июня 1710 г. учителя и ученики учитывались в Адмиралтейском приказе[36].
С 1702 г. в связи со сложным финансовым положением в стране размеры кормовых денег школьникам были существенно сокращены. Причем количество кормовых денег воспитаннику устанавливалось строго индивидуально, зависело от «усмотрения» преподавателей и назначалось от результатов учебы («по наукам»). Также при назначении оклада кормовых денег обязательно учитывалось материальное положение семьи обучаемого.
В 1702—1704 гг. основное количество учащихся, обучавшихся арифметике, получало по 8—9 денег, геометрии — 6—8, навигации и тригонометрии — 8 денег на одного человека в сутки. Высший оклад кормовых денег для отличников учебы достигал 2 алтына, а навигатору Захарию Мишукову, который в 1704 г. был «по имянному указу послан за море» выплачивалось 3 алтына 2 денги в сутки[37].
С 1705 г., в соответствии с указом Петра I от 28 декабря 1704 г., устанавливались новые размеры кормовых денег. Максимальный оклад в 3 алтына 2 денги получали Ф. Васильев и М. Спафарьев, 3 алтына — А. Тихонов, 2 алтына 5 денег — И. Непенин, остальным школьникам выплачивались различные оклады, начиная с 2 алтын 4 денег, и заканчивая минимальным — составлявшим 4 денги на одного человека в сутки, которые получали всего четыре слабоуспевающих ученика[38].
При установлении минимального оклада, прежде всего, исходили из уровня цен, сложившихся в столице на продовольственные товары. Несомненно, что также сопоставлялись и размеры кормовых денег в других учебных заведениях, и, прежде всего в Славяно-Греко-Латинской академии, где учащимся, в зависимости от курса обучения выплачивались одна, две, три и шесть денег на одного человека в сутки[39].
В 1706 г. по ходатайству учителей размер минимального оклада был установлен 6 денег на одного человека в сутки[40]. Заметим что драгунам кавалерийских полков, обучавшимся в 1706 г. в школе геометрии, выплачивались по 10 денег каждому[41].
В школе отсутствовала собственная столовая, поэтому горячую пищу, прочие съестные припасы школьники приобретали в многочисленных лавочках, расположенных поблизости, или в торговых рядах.
заведениях общественного питания, основном харчевного типа, и в широко разветвленной торговой сети г. Москвы[42]. Общее количество торговых точек в Москве, где продавались съестные припасы, по состоянию на 1701 г., достигло 2664 единиц[43].
За время ежегодных каникул (с 15 июля по 15 августа), а также вынужденных отпусков, традиционно предоставляемых ученикам только под поручительство должностных лиц, владевших значительной феодальной собственностью[44], и с разрешения учителей[45], кормовые деньги не выплачивались[46].
С учеников, самовольно покинувших школу, удерживались ранее выданные кормовые деньги[47]. Кроме того, к лицам, уклонявшимся от учебы и находящимся в бегах, применялись еще и денежные санкции[48], причем весьма внушительные, по 5 рублей за каждый день прогула[49]. Кроме того, «…покамест они (дети знатных особ. — И.Д.) явятца, поместья их и вотчины отписать на Великого Государя…»[50]. И до тех пор, пока сыновья находились в бегах, их отцы сидели в уездных (губернских) городах под арестом и охранялись караулом[51].
Проверки наличия учеников проводились учителями перед началом и после окончания занятий, с составлением росписей прогульных дней[52].
В 1709 г. ученикам из семей военнослужащих армии и флота оклады кормовых денег установили в соответствии с воинскими званиями (должностями) их родителей. Офицерским детям кормовые деньги не полагались. Дети каптенармусов и сержантов получали по 3 рубля 4 алтын 2 денги и 3 рубля 21 алтын 4 денги, а навигатор Иван Трюлов — 2 рубля 24 алтын 2 денги. Капральским детям выплачивалось по 2 рубля 14 алтын 2 денги, а солдатским — по 1 рублю 23 алтына 1 денга на одного человека в месяц[53].
Во втором десятилетии XVIII в. в связи с резким увеличением численности линейных кораблей и военных судов потребность в подготовленных морских кадрах постоянно увеличивалась. Однако суровая дисциплина, телесные наказания даже за незначительные проступки, полуголодное существование учеников из-за частых задержек выплат кормовых денег, нежелание отпрысков аристократов обучаться с детьми низших сословий[54] приводили к тому, что в течение многих лет школа испытывала трудности с комплектованием.
Для их преодоления 7 января 1710 г. Петр I подписал указ[55], предусматривающий жесткую ответственность дворянских недорослей за уклонения от учебы, военной и государственной службы, включавшую конфискацию имений, направление на каторжные работы или «бить сваи» на набережных Невы в новой строящейся столице России — Санкт-Петербурге.
В течение первого месяца после опубликования данного указа в школу записалось 111 человек[56], двух — уже 250 человек из них: 41 человек из родовитых дворянских семей и 209 детей солдат Преображенского и Семеновского полков[57].
13 октября 1710 г. комиссар А.А. Беляев направил генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину письмо-доклад, в котором спрашивал разрешение: «…еще в учение людей прибавлять или толикого числа довольно»[58].
Ф.М. Апраксин принял решение по увеличению количества школьников. В связи с этим к 1711 г. численность обучаемых в школе достигла 505 человек[59], но фактически учеников было больше[60]. Согласно штатному расписанию, их количество зависело только от суммы средств, выделяемых государством на обучение.
С 1710 г. вновь изменились размеры кормовых денег. В указе Петра I было сказано, что «которые в вышеписаное учение будут записываться самоохотно, то им давать кормовые деньги …кроме тех, за которыми есть крестьянские дворы, с первых чисел вступления в школу по 6 денег в день, а потом, кто прилежно будет учиться и будет переходить в высшие степени того учения, то таковым кормовые деньги платить с прилежностью учебы от гривны до 4 алтын в день»[61].
Указ царя, направленный на материальное стимулирование добросовестной учебы неукоснительно исполнялся. Представление преподавателя являлось для Адмиралтейского приказа основанием для увеличения размеров кормовых денег, которые окончательно определялись указом генерал-адмирала Ф.М. Апраксина. Например, в представлении от 22 августа 1715 г., поданном в Адмиралтейский приказ, излагалось: «К прежним деньгам кормовым учения в тригонометрии Андрею Полозову, Максиму Пигалеву, Мартыну Кузолеву по 2 денги к прежним 6 денгам давать с 1 сентября. Учитель Леонтий Магницкий»[62]. Самим преподавателям кормовые деньги не полагались, все они получали денежное жалованье. Годовые оклады учителей по состоянию на 26 июня 1711 г. составляли: А.Д. Фархварсона 800 рублей, С. Гвына — 400 рублей, Л.Ф. Магницкого — 200 рублей[63].
Для поддержания воинской дисциплины, обучения строевым приемам, привития практических навыков по обращению с оружием и для командования подразделениями навигаторов в Математико-навигацкую школу из Преображенского и Семеновского лейб-гвардейских полков были направлены сержанты, капралы и солдаты. Вышеперечисленные военнослужащие, кроме денежного жалованья, получали еще хлебное и соляное довольствие: сержанты по 20 юфтей[64] хлеба, 5 пудов соли; капралы соответственно 6 юфтей и 4 пуда, солдаты — 5 и 3 на одного человека в год. Всем им, как находившимся в длительной командировке, еще дополнительно выплачивались и кормовые деньги из расчета 1 рубль 33 копейки на одного человека в месяц[65].
Царь, несмотря на огромную занятость, находил время для контроля подготовки будущих морских офицеров. С целью повышения качества обучения Петр I чуть ли не ежегодно проводил смотры дворянских детей, предназначенных для определения в эту школу и другие учебные заведения[66]. Так, 16 августа 1707 г. монарх повелел Т.Н. Стрешневу: «…чтоб недоросли к зиме были в смотру все, также и те, которые и я сам смотрел»[67]. 28 июля 1713 г. Петр I предписал вице-адмиралу К.И. Крюйсу и Санкт-Петербургскому вице-губернатору Я.Н. Римскому-Корсакову назначить на 10 декабря смотр дворянских детей и дворян — возрастом от 10 до 30 лет[68].
Московская школа математических и навигационных наук до 1711 г. содержалась на средства, отпускаемые Московским монетным двором, а также на налоги[69], взыскиваемые с лиц знатных дворянских фамилий («царедворцев»), оплачиваемых свой отказ от «служб и заморской посылки». В период с 1708 по 1710 г. с 17 «царедворцев» ежегодно в бюджет Адмиралтейства взималось по 4180 рублей, используемых исключительно «в росход на дачи навигатором, посланным за море в практику»[70].
С 1711 г. финансирование школы начало осуществляться через Правительствующий Сенат. Вследствие Русско-турецкой войны, начавшейся в 1711 г., отпуск казенных сумм на содержание обучаемых существенно сократился и составил на 1712 г. 5944 рубля[71], вместо полагавшихся 22 459 рублей по смете[72]. В 1711 г. иссяк и столь выгодный источник поступления внебюджетных средств, каким являлся налог, взимаемый со знатных особ. «Царедворцы», которых по случаю начавшейся войны, призвали на военную службу, были освобождены от уплаты налога[73].
Начавшийся по всей стране с 1711 г. рост цен на основные продукты питания[74] только усугубил и без того незавидное материальное положение большинства учащихся. Так как, несмотря на рост цен, суточные оклады кормовых денег остались в прежних размерах от 4 денег до гривны[75]. Но даже эти деньги выплачивались крайне нерегулярно, и ученики, не получавшие помощи из дома, бедствовали.
2 мая 1712 г. комиссар А.А. Беляев докладывал Ф.М. Апраксину: «…денег, кроме 2000 рублей, …до ныне ничего не выдано, и от того, государь, содержания уже третий месяц ученики без кормовых денег и многия бежат за нищеты в рознь, а иные и плутать от глада начинают, а учителя, государь, о своем жалованье непрестанно докучают[76].
10 июня этого же года он вновь докладывает генерал-адмиралу, что сенаторы на его прошение о выделении средств «…изволили отговоритца нетом денег»[77]. К концу месяца он с большой тревогой снова сообщил своему начальнику, что «денег у навигаторов нет»[78].
Чтобы продолжить дальнейшее функционирование школы с Монетного двора по указанию Ф.М. Апраксина перевели 10 116 рублей[79]. Кроме того, Ф.М. Апраксин предпринял усилия по восстановлению уплаты налога с царедворцев, которые по случаю заключения мира с Османской империей возвратились в свои вотчины. 9 февраля 1713 г. генерал-адмирал в письме-распоряжении, направленном А.А. Беляеву, предписал: «О царедворцах доносить Сенату, чтоб им платить деньги по указу и на службы не писать, понеже указ господам сенаторам царского величества такой был»[80]. Сенат удовлетворил ходатайство моряков, и царедворцам было указано восстановить уплату налогов в Адмиралтейство в прежних размерах. Получаемые от «царедворцев» денежные суммы, как и ранее, использовались исключительно для финансирования навигаторов, направленных в 1713 г. для обучения морскому делу за границу[81].
Однако знатные особы, среди которых имелось немало скрытых противников петровских преобразований[82], выплачивали налоги крайне неохотно, являясь в большинстве своем злостными недоимщиками[83]. Взимание накопившихся задолженностей Адмиралтейству приходилось буквально выбивать с большими потугами, постоянно угрожая арестовать 19 великородных вельмож-недоимщиков: «…а еще платить не станут, взяты будут в приказ и держаны»[84]. Принудительный сбор недоимок по данному платежу продолжался в течение 1713—1718 гг.[85], и вероятно, что и в последующие годы Северной войны.
Средства на содержание школы поступали с большими задержками не только от «царедворцев», но, как уже отмечалось, и от Правительствующего Сената. Хроническое недофинансирование учебного заведения привело к тому, что осенью—зимой 1714 г. навигаторам не выдавали 5 месяцев кормовые деньги, в результате они «не только проели кафтаны, но истинно босыми ногами ходя, просят милостины у окон»[86]. Комиссар А.А. Беляев по этому поводу написал Ф.М. Апраксину довольно резкий рапорт следующего содержания: «…ежели школе быть, то потребны на содержание ее деньги, а буде даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада, являются от школяров многие плутости»[87].
После получения Ф.М. Апраксиным доклада об удручающем положении дел в материально-бытовом обеспечении переменного состава в Математико-навигацкой школе, по его указанию Адмиралтейский приказ в срочном порядке выплатил ученикам часть суммы полагаемых кормовых денег.
Однако, несмотря на систематические невыплаты кормовых денег уже набранным ученикам, Морское ведомство в 1714—1715 гг. предоставляла дополнительные места недорослям и юношам из семей других сословий для поступления в школу. Так, за период с 7 июля по 13 августа 1714 г. было принято 190 человек, в том числе 29 недорослей, 6 детей подьячих, 7 «дворового чина», 11 детей посадских людей, 9 «церковников», 11 — из людей боярских, 3 «польской породы», 78 сыновей военнослужащих Преображенского и Семеновского лейб-гвардейских полков, 13 — Бутырского пехотного полка, 7 — Лефортовского пехотного полка и 16 солдатских детей других полков русской армии[88].
Повышенные наборы позволили существенно увеличить численность навигаторов. Если в Математико-навигацкой школе по состоянию на 1 февраля 1715 г. обучалось 447 человек[89] то, через год уже около 700 человек[90].
Вместе с тем потребности бурно развивающегося Балтийского флота в многопрофильных морских специалистах школа полностью удовлетворить уже не могла. Поэтому царем было принято решение открыть в новой столице России специализированное военно-морское учебное заведение, предназначенное для обучения исключительно дворянской молодежи («из недорослей»). 1 октября 1715 г. Петр I подписал указ о создании в Петербурге Морской академии[91].
Морская академия являлась привилегированным учебным заведением, комплектовавшимся по сословному принципу. Брауншвейгский резидент в России Ф.-Х. Вебер писал своему правительству в 1716 г.: «В это лето окончательно устроена Морская академия, и в целой обширной России не было ни одной знатной фамилии, которая бы не обязалась выслать в эту академию сына или другого родственника от 10 до 18 и старшего возраста»[92].
Первыми учащимися Морской академии стали московские навигаторы (300 человек), продолжившие под руководством А. Фархварсона и С. Гвына обучение специальным морским дисциплинам (навигации, мореходной астрономии, геодезии и др.)[93].
В Москве оставшиеся ученики продолжали изучать исключительно общеобразовательные дисциплины: грамматику, арифметику, геометрию, тригонометрию[94]. Основной контингент обучающихся в Математико-навигацкой школе летом 1716 г. составляли 500 учеников из семей незнатных и бедных дворян, имевших в собственности 5 и менее крестьянских дворов, а также «простых разночинцев»[95]. Причем доля дворянских детей из года в год уменьшалась. Так, по состоянию на 18 марта 1723 г. в школе обучалось всего 11 учеников, отнесенных к дворянскому сословию[96]. Вероятно, что социальный состав школьников, в котором преобладали разночинцы, и повлиял на размеры назначенного кормового довольствия. Минимальный оклад кормовых денег составлял 4 денги, а максимальный — 6, отличникам учебы, по ходатайству Л.Ф. Магницкого, добавлялось еще по 2 денги на одного человека в сутки[97].
В неурожайные годы (1722—1724 гг.), несмотря на все попытки государственного регулирования, в стране наблюдался рост цен на продукты питания, а задержки с выплатой кормовых денег постоянно увеличивались. Кстати, обеспечение кормовым жалованьем после смерти Петра I еще более ухудшилось. И хотя к 1731 г. в Московской школе осталось всего 100 человек, но и они из-за хронических невыплат кормовых денег бедствовали и голодали[98].
Что качается подготовки отечественных специалистов в зарубежных военно-морских учебных заведениях, то Петр I еще в конце 1696 г. издал по этому вопросу два указа. Указ от 22 ноября гласил: «Стольникам обеих палат сказано в разные государства учиться всяким наукам». В Голландию и Англию убывало 22 человека, в Венецию 39. Второй указ от 6 декабря 1696 г. объявлял о направлении в европейские страны Великого посольства с тремя послами Ф.Я Лефортом, Ф.А. Головиным и П.Б. Возницыным. Вместе с посольством в Голландию выехало 30 человек волонтеров для изучения морского дела[99].
Среди волонтеров, убывших в Англию, Голландию и Венецию в 1697—1698 гг., «ради изучения практики морской науки» было: 6 мелкопоместных дворян, 12 человек из семей священнослужителей, 6 дворовых людей, 4 солдатских детей[100]. Остальные учащиеся являлись представителями знатнейших семейств в России, стольниками и спальниками покойного царя Ивана Алексеевича и самого Петра I[101]. Некоторые из них являлись даже близкими родственниками московских государей[102].
При каждом стольнике велено быть по одному солдату как для изучения морского дела, так, по всей вероятности, и для надзора в виде «дядек» за прилежанием своих господ, которым строжайше объявлено, чтоб они и не думали возвращаться в Россию без письменного свидетельства иноземных капитанов об изучении кораблестроения и основ навигации под страхом описи в доход государства имения[103].
В 1697—1698 гг. основной контингент родовитых особ в Италии обучался у капитана военно-морского флота Венецианской республики, черногорца по национальности, Марко Мартиновича в городе Перасте у Которского залива Адриатического моря в его школе «Наутика». Русское правительство за обучение знатных московских дворян платило Марко Мартиновичу по 50 дукатов в месяц[104].
Навигацию в Венецианской Морской академии изучали: Б.И. Куракин, Я.И. Лобанов-Ростовский, Петр, Дмитрий и Федор Голицыны, Юрий, Михаил и Андрей Хилковы, И.Д. Гагин, А.Н. Репнин, А.В. Лопухин, В.П. Шереметев, И.Раевский, М. Ртищев, Н.И. Батурлин, И. Батурлин, М. Матюшкин, П.А. Толстой и другие[105]. Самому младшему из них князю Б.И. Куракину было 20 лет, а старшему П.А. Толстому — 52 года.
П.А. Толстой обучался морскому делу в Венеции у капитана Георгия Роджи отдельно от других русских волонтеров. 12 сентября 1697 г. началась его корабельная практика. Во время плавания фрегат «Елисавета» заходил в порт Зару в Далмации, в Корсунь, Траву и возвратился в Венецию 3 ноября, где П.А. Толстой успешно сдал экзамены и получил от капитана фрегата аттестат[106].
Летом 1698 г. М. Мартинович и русские ученики совершили на судне плавание из Венеции в его родной город Бокко. Вскоре М. Мартинович вновь вышел в длительное плавание по Средиземному морю, где провел зачетное учение и в сентябре 1698 г. в порту Чивито-Веккиа выдал русским документы о завершении обучения[107].
Вполне естественно, что вышеперечисленные навигаторы практически не нуждались в деньгах, и проблем с их провиантским, и другими видами обеспечения за границей не возникало. Каждый из них жил на «собственные средства»[108]. Обучение отпрысков знатных российских дворян продолжалось всего полтора года[109].
В 1704 г. К.Н. Зотов (сын учителя царя Никиты Зотова), 14 лет от роду, в противоположность своим богатым сверстникам, откупившимся деньгами от заграничного учения, добровольно отправился в Англию обучаться морскому делу на казенный счет[110].
В 1707 г. он в письме к Петру I изъявил желание служить на английских кораблях, чем очень обрадовал царя, который выпил кубок венгерского вина за здоровье «первого охотника» на его любимое морское дело, и собственноручно написал ему ответ[111].
С 1706 г. началось отправление на учебу за границу учащихся Московской математико-навигацкой школы. 31 июля 1706 г. английский посланник в России Г. Витворт (Ч. Уитворт) написал в Лондон статс-секретарю по северным делам Р. Гарлею, что 30 волонтеров, окончивших курс математических наук в Навигаторской школе[112], решением Петра I направлены в британский флот. Им лично царем определено денежное содержание, наравне с английскими матросами, что составило 30 фунтов стерлингов в год[113].
Находясь на кораблях, русские навигаторы зачислялись на котловое довольствие по норме морского пайка[114] за плату. Ч. Уитворт перед отправкой учащихся школы в Лондон настоял, чтобы они в правовом отношении в английском флоте находились на положении волонтеров. Правовой статус волонтера полностью освобождал британское Адмиралтейство от забот по материальному обеспечению русских навигаторов[115]. Всего, по далеко не полным данным, из Математико-навигацкой школы было отправлено: в 1706 г. — 30 человек, в 1707 г. — 22 человека[116], в 1709 г. — 11 учащихся и 17 подштурманов Балтийского флота[117] — первых ее выпускников в 1706 г.[118], в 1710 г. — 6 подконстапелей Балтийского флота, в 1711 г. — 43 человека[119], в 1712 г. — 50 человек[120], в 1713 г. — 12 человек[121]. По подсчетам Ф.Ф. Веселаго, в период с 1706 по 1714 г. «для науки за море при ведении адмиралтейском» за границу убыло около 190 человек, из которых 3/4 были ученики Математико-навигацкой школы, остальные являлись отпрысками «знатных особ»[122], таковых с 1708 по конец 1714 г. для навигаторской практики в Англию, Голландию и Данию уехало 49 человек[123].
Обнаруженный в бумагах канцелярии графа Ф.М. Апраксина «Список которых велено послать за море в нынешнем 1710 году в июне месяце и что за ними крестьянских дворов» позволил определить основной источник финансового обеспечения аристократов обучавшихся морскому делу в западноевропейских странах. (См. табл.1).
Таблица 1
Размеры феодальной собственности навигаторов —
детей «знатных особ», подлежащих посылке за рубеж в 1710 году[124]
Фамилия и инициалы навигаторов |
Количество дворов |
Фамилия и инициалы навигаторов |
Количество дворов |
Милославский М. С. |
650 |
Дмитриев-Мамонов А. Д. |
134 |
Князь Щербатов С. И. |
449 |
Квашнин А. М |
131 |
Салтыков П. И. |
432 |
Щепотев А. И. |
122 |
Пушкин П. К. |
376 |
Кожин А. И. |
86 |
Князь Урусов А. Я. |
316 |
Клементьев П. И. |
80 |
Дорошенко Алексей, Петр |
218 |
Опухтин П. И. |
60 |
Верьедеревский А. П. |
183 |
Наумов Ф. В. |
33 |
Лодыженский Александр, Андрей |
176 |
Лопухин Г. Ф. |
19 |
С целью оказания материальной помощи детям «знатных особ», имевших незначительное количество крестьянских дворов, или числившихся за родителями (П.И. Опухтин), или полностью беспоместных и бескрестьянных (П.И. Мусин-Пушкин), в Адмиралтейском приказе тщательно изучалось имущественное положение навигаторов, предполагавшихся отправлению на учебу. В результате выяснялось, что некоторые навигаторы, даже владевшие большим количеством крестьянских дворов, вследствие «разорения имения», были не в состоянии за собственные средства содержать себя за границей (братья Дорошенко Алексей и Петр, братья Лодыженские Александр и Андрей)[125]. Поэтому в первую очередь на учебу стремились отправить лиц, владевших значительной феодальной собственностью.
Окончательный «список посланных за море… в нынешнем 1710 году», и которым в «науку даны паспорта…»[126] существенно отличается от вышеприведенного нами. В 1710 г. по различным причинам за границу не поехали братья Лодыженские Алексей и Андрей, П.И. Опухтин, П.И. Клементьев, А.М. Квашнин, А.П. Верьедеревский. Вместо них убыли Г. Петельников, Гр. Берсенев, И. Тесовитинов, Ф. Елчанин, Ф. Еманов, Гр. Хлебников[127]. Тем навигаторам-«царедворцам», которым «за скудостью за морем питатца нечем»[128], от казны выплачивалось жалованье «по 200 ефимков, а иным деньгами по 200 рублев человеку»[129]. Так, 30 марта 1710 г. А.А. Беляев в письме, направленном Ф.М. Апраксину, докладывал, что он на основании его предписания определит кандидатов для оказания материальной помощи от казны, и перечень лиц, которые должны обучаться за рубежом за личные средства[130].
Денежное жалованье выплачивалась не только отпрыскам обедневших знатных родов[131], но в обязательном порядке, и ученикам Навигацкой школы из семей «простых пород», которых с 1706 по 1711 г. включительно, выехало в заморскую практику 130 человек[132]. Навигаторы из семей «простых пород» перед отъездом из Москвы обычно получали по 30 рублей на путевые расходы и еще 85 рублей в стране пребывания «векселем за морем». Группе навигаторов-разночинцев в количестве 50 человек[133], убывших на заморскую практику в 1712 г. выдали полностью вышеуказанную сумму[134]. Для навигаторов из семей «простых пород», в отличие от некоторых обедневших детей «знатных особ»[135], данная сумма была первой и последней выплатой от казны[136], независимо от времени их нахождения за рубежом[137].
В последующем финансовое обеспечение навигаторов за границей, получавших стипендию за счет государства, из-за скудости бюджета Адмиралтейского приказа значительно ухудшилось. Переведенные векселем из Москвы в Амстердам 17 марта 1710 г. 11 240 ефимков князю И.Б. Львову[138] не позволяли осуществлять отпуск жалованья в первоначальных размерах. Обедневшие родители детей «знатных особ» были вынуждены на стороне изыскивать дополнительные источники для содержания своих чад. Так, разорившийся аристократ князь В. Голицын, не имевший в личной собственности ни одного крестьянского двора, обращаясь с прошением об оказании материальной помощи к А.Д. Меншикову, ориентировочно в конце 1713 г. или в начале 1714 г.[139], писал, что его сын, учившийся за границей четвертый год, получил от казны всего 300 рублей[140].
Пытаясь разжалобить светлейшего князя и добиться представления ему субсидии, князь В. Голицын, обращал его внимание на то, ,,какие протори и убытки на пищы и на одежды, паче же за науку” несут за рубежом навигаторы[141]. Любящий отец, не понаслышке зная, о бедственном положении своего сына-навигатора, утверждал в прошении, что на подобное жалованье не только царедворцам, но ,,и одному простолюдину пропитаца году нечем”[142]. Князь В. Голицын, в прошении к А. Д. Меншикову, отнюдь не сгущал краски.
Навигаторам, обучавшимся за границей, Адмиралтейский приказ суммы выплат определял из установленного им месячного жалованья 7 рублей 20 копеек или 8 ефимков[143].
По имеющимся у нас данным один ефимок в 1717 г. обменивался на 2 1/2 голландских гульдена[144] ( по сведениям Б. И. Куракина вексельный курс одного ефимка в 1705 г. составлял также 2 1/2 гульдена или 50 штиверов)[145], таким образом навигатор на все расходы в Амстердаме имел 20 гульденов или 400 штиверов на месяц.
В марте – апреле 1708 г. Петр I давая письменные ответы на ,,вопросные пункты” назначенного им для надзора за навигаторами князя И. Б. Львова, четко определил функциональные обязанности учеников при нахождении за рубежом: ,,Учитца навигации зимою, а летом ходить на море на воинских караблях и обучатца, чтоб возможно оным потом морским афицером быть”[146].
На берегу навигатор, изучавший в зимнее время теоретически морское дело, как правило, принимал пищу в ближайшей австерии. По свидетельству Б. И. Куракина минимальный набор блюд в австерии стоил 10 штиверов: ,,В Голландии на день 10 штиверов за обед платят одиножды, есть 8 штиверов, а 2 штивера на пиво на вечер и на калач…”[147], а за обед в несколько блюд посетитель выкладывал 20-30 штиверов[148].
Таким образом, скромное ежесуточное одноразовое горячее питание, пиво и хлебобулочное изделие обходилось навигатору 300 штиверов (15 гульденов) в месяц, причем при соблюдении режима строжайшей экономии в еде, что, вероятно, не каждому молодому человеку удавалось данное требование неукоснительно выполнять. На прочие материально-бытовые расходы оставалось всего 5 гульденов.
На жизненный уровень Захария Мишукова, посланного в 1704 г. для обучения в Голландию[149], и других навигаторов, безусловно, оказала влияние тяжелая экономическая ситуация, появившаяся в Амстердаме ,, при нынешнем худом и без торговом времени”[150].
И без того низкий уровень жизни русских навигаторов в Голландии был еще ухудшен неурожаями зерновых в 1709, 1710, 1713 гг., которые подняли цены на хлеб, в среднем, в 2-3 раза[151].
Так, Б. И. Куракин, на себе познавший дороговизну здешней жизни, и прекрасно понимая, что на жалованье назначенное правительством, можно влачить только нищенское существование, отпустил в Амстердаме в феврале 1706 г. Ф. Огаркову, оставшемуся без денег, на 3 месяца: из расчета по 3 гульдена в неделю на пищу, ,,…да на учение 10 ефимков оставил”[152].
С началом весны русские навигаторы стажировались на кораблях голландского военно-морского флота, где зачислялись на провиантское обеспечение за плату. Стоимость суточной порции морской провизии голландского матроса в 1705 г., без учета пива, составляла 4 stuivers 9 pennigen[153], а пива нижнему чину на корабле полагался один оксофт (оксгофт = 225 л[154]) в месяц, или 6 русских кружек в день[155].
Общая стоимость суточной матросской порции с учетом пива достигала 10 штиверов (компенсация, при нахождении на берегу[156]), однако навигаторы на голландских кораблях, в отличие от австерии, к их удовольствию и полному удовлетворению, питались три раза в сутки[157].
Таким образом, 3/4 месячного жалованья ученика Московской Математико-Навигацкой школы, обучавшегося в Голландии, независимо от его нахождения на берегу или на корабле расходовалось, исключительно, на оплату питания. Оставшейся суммы жалованья было явно не достаточно для удовлетворения даже минимальных бытовых потребностей молодых моряков, из-за хронического безденежья, терпевших беспросветную нужду на чужбине.
Поэтому, абсолютно, не кажется преувеличением утверждение навигатора князя Михаила Голицын, сына вышеупомянутого князя В. Голицына, о своем тяжелом материальном положении. В письме в Москву, отправленном из Амстердама 2 апреля 1711 г., к другу детства, навигатор князь Михаил Голицын с горечью поведал: ,,…житие пришло мне самое бедственное и трудное. Первое, что нищета…”[158]. Однако, обеднявших аристократов, кроме князя М. Голицына, было только несколько человек, (по нашим данным братья Дорошенко Алексей и Петр, братья Лодыженские Александр и Андрей, Гавриил Лопухин)[159].
У навигаторов, обучавшихся в Лондоне, месячного денежного жалованья (8 ефимков) хватало на оплату только 20 суток питания на корабле по норме морского продовольственного пайка нижнего чина английского флота[160].
Денежная компенсация за одну месячную порцию английского моряка в 1714 г. составляла 3 фунта стерлингов[161], которые в 1710 г. обменивались на 9 русских рублей 30 копеек[162], в 1715 г. — 11 рублей 40 копеек[163] или 33 голландских гульдена[164].
В тоже время флотское казначейство, как уже отмечалось ранее, выплачивало навигатору жалованье в 20 гульденов, причем крайне нерегулярно, и задерживая ее на весьма длительные сроки.
В 1713 г. 14 учеников, обучавшихся в Лондоне, вынуждены были написать А. Д. Меншикову о своем бедствующем положении: ,,Не бирая жалованья, нажили на себя некоторые долги, которые есть самые малые против наших зажилых денег, два и три года не получали”[165].
Князь И. Б. Львов докладывал в Адмиралтейский приказ, что Григорий Хлебников, входивший в группу учеников, присланную в Лондон в 1710 г., из-за нищеты решил поменять православную веру и перейти в лоно англиканской церкви, а затем поступить на службу в британский флот, и что ,,иные (навигаторы. – И. Д.) то ж чинят”[166].
Повсеместные неурожаи 1709, 1710 и 1713 гг.[167] привели к росту цен на продукты питания и в соединенном королевстве, и хотя в Великобритании среди населения общего бедствия не наблюдалось[168], но их последствия оказали негативное влияние на материальное положение русских навигаторов, обучавшихся в Лондоне.
Направленный в 1711 г. в Англию для покупки кораблей Ф. С. Салтыков[169] сообщал в Санкт-Петербург о беспросветной нужде, в которой по вине правительства оказались ученики: ,,Осталось денег у них по самому числу, не только им зиму жить, а с теми деньгами ни двух месяцев нельзя”[170].
Ф. С. Салтыков, видя нищету, в которую из-за отсутствия средств впало большинство навигаторов, ходатайствовал за них перед Ф. М. Апраксиным, прося выслать денег: ,,Они, почитай, помирают с голоду, а за долги их хотят посадить в тюрьму”. Ф. С. Салтыков, из средств отпущенных на покупку кораблей, выделил каждому обучаемому на оплату питания по 3 фунта стерлингов в месяц. Объясняя свои действия по выдаче денег навигаторам, он писал: ,,… понеже оные весьма в великой бедности”. Кроме того, Ф. С. Салтыков был вынужден оплатить их долги и выдать 400 фунтов команде моряков на питание и на обратный путь следования в Россию[171].
Именно, недостаток регулярного и достаточного финансирования, как справедливо отмечает современный английский исследователь Э. Г. Кросс, оказался непреодолимой преградой для всех молодых россиян, отправленных за рубеж на средства правительства[172]. Молодые моряки, не получив вовремя от И. Б. Львова и его представителей: ван дер Берга в Амстердаме и Т. Стайлза в Лондоне денежного жалованья, вынуждены были прибегать к услугам кредиторов. Не имея возможности расплатиться с ними в указанные в векселе сроки, они фактически попадали в финансовую кабалу, и им, согласно местным законам, за неуплату долгов грозила тюрьма.
Известный русский историк С. М. Соловьев сообщил весьма интересные сведения по данному поводу: ,,Комиссар Львов в Голландии, имея оклад 1000 ефимков жалованья, получал еще 400 рублей на содержание священника и секретаря. Сих персон никогда не имел и брал грабительски из определенного жалованья навигаторам и матросам; … некоторые из них уже позакладывали и попродавали вещи и деревни … и иждивают в безчинии”[173].
Назначенное навигаторам денежное содержание никоим образом не учитывало сложившийся уровень жизни на Западе, реальную стоимость потребительских товаров и услуг. По свидетельству Б. И. Куракина в Голландии в 1705-1706 гг. и в последующие годы было ,,так дорого; и берут (торговцы деньги. – И. Д.), не стыдясь”[174]. Дипломат, отдавая должное традиционному высокому качеству говядины и масла коровьего: ,,…мяса бычачьи и телятина гораздо хороши и масло, а другова похвалить из пищи нечево”, в своем дневнике приводит сведения о чрезвычайно высоких ценах, при переводе в русскую национальную валюту, на некоторые съестные припасы в Амстердаме: фунт говядины стоил 5 копеек, фунт телятины – 6 копеек, бутылка пива ,,Мольбир” – 4 копейки, курица – 18 копеек, которую голландцы ,,едят в честь ( только в праздник. – И. Д.)”[175].
В данный период времени в большинстве русских городов курица продавалась за 1 копейку, гусь – 2 копейки , овца 7-14 копеек, свинья –20 копеек, фунт говядины провесной — 1 1/2 копейки, ведро пива – 6- 8 копеек[176].
Цены в Голландии и на другие продовольственные товары были также в несколько раз больше, чем в России, что дало Б. И. Куракину повод в очередной раз отметить в своем дневнике: ,,Дороговизна во всем”[177].
,,Дороговизна во всем” приводило к тому, что навигаторы, из семей ,,простых пород”, едва не помирали с голоду, а время от времени, получив от комиссара И. Б. Львова некоторую часть казенного жалованья, давали выход отчаянию в попойках и буйстве[178].
Однако, как уже отмечалось, среди навигаторов имелись и представители знатнейших дворянских родов, обладающих значительными денежными средствами, некоторые из них, вместо учебы, основную часть времени за границей проводили в увеселительных заведениях, проматывая огромные суммы. Слухи о разгульной жизни некоторых высокородных отпрысков виднейших русских аристократов вскоре достигли Адмиралтейского приказа, который был вынужден принимать соответствующие меры.
В Инструкции подштурманам Балтийского флота и ученикам Математико-Навигацкой школы, посланным ,,за море для обучения”, изданной в 1709 г. говорилось: ,,Кто … упразднится в своявольностях непотребных и будет вину пребывать в пьянстве, и о том, чего ради послан, рачить со всей прилежностью не будет, то оный возымет вместо обещанные милости гнев и истязание”[179].
7 сентября 1710 г. Петр I указом запретил родителям учеников, ,,обучающимся в иностранных землях”, под угрозой значительного штрафа переводить за границу вексели ,,прямо от себя”, а препровождать их через Адмиралтейский приказ[180]. Царь мотивировал свой запрет тем, что родители пересылают детям за рубеж, сверх разумных потребностей, большие суммы денег, ,,отчего они там живут в воле и гуляют, а ученья принимают мало”[181].
Одним из главных нарушителей данного указа являлся лично генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, переведший только в 1713 г. племяннику Александру в Лондон 500 червонных и оплативший вексели его кредиторов на общую сумму 2000 ефимков[182]. Правда, получив достоверные известия о чрезмерном мотовстве племянника, генерал-адмирал 19 декабря 1713 г. написал ему, что теперь он, совместно с его отцом, казанским губернатором П. М. Апраксиным, будет высылать только по 1000 червонцев в год[183].
Размах подобной ,,деятельности” и других детей ,,знатных особ” в пабах и австериях достиг такого уровня, что князь И. Б. Львов, надзирающий с 1705 г. по поручению царя за их обучением, просил в 1711 г. Ф. М. Апраксина не отправлять новых навигаторов в Англию, т. к. ,,старые там научились больше пить и деньги тратить”[184]. Однако в марте 1712 г., к находившемуся в Голландии князю И. Б. Львову было направлено из России еще 43 навигатора[185].
Вполне естественно, что навигаторы оказавшиеся без должного контроля за своей служебной деятельностью, и окунувшиеся в разгульную жизнь, мало думали об изучении военно-морского дела, что в последствие негативно сказалось на их теоретических знаниях, практических навыках и умениях. В 1711 г. Петр I в присутствии Ф. М. Апраксина принял экзамены у всех молодых моряков, возвратившихся на Родину из заграничного учения. Испытания окончились полным конфузом для большинства экзаменуемых навигаторов. По этому случаю Ф. М. Апраксин с тревогой писал племяннику Александру, чтобы он и не думал возвращаться домой: ,,дондеже не познает науку морскую от вымпела до киля, ибо поспешивших возвратиться в Россию в прежнем чине (произведенных в иностранных флотах. — И. Д.) удержался только один Конон Никитич Зотов, другие же пожалованы из поручиков в матросы”[186].
Следует отметить, что племянник не подвел высокопоставленного дядю, и, несмотря на бурную разгульную жизнь, смог хорошо изучить военно-морскую науку, находясь в течение 7 лет на службе в английском флоте, совершив несколько длительных плаваний на британских кораблях в Средиземное море[187].
В 1714 –1715 гг. дворянские дети и ученики других сословий, обучавшиеся в Англии, Голландии и Дании морской специальности, по решению царя[188] досрочно возвратились в Россию, так как для комплектования закупленных за границей и новостроящихся кораблей, на Балтийском флоте не хватало подготовленных специалистов.
10 февраля 1714 г. Петр I отдал послу России в Голландии князю Б. И. Куракину следующее распоряжение: ,,Робят наших, которые учатся в Англии…при первой оказии на первых или на других кораблях выслать к нам и оплатить за них долги”[189].
27 апреля 1714 г. русскому торговому агенту в Амстердаме О. А. Соловьеву из Петербурга был направлен указ царя, предписывающий ему осуществить перевод денег в Англию для оплаты долгов, сделанных навигаторами. Повелевалось также выдать и пособия для возвращения на Родину, но казенные средства должны были отпускаться строго ,,по разсмотрению (материального положения навигатора. – И. Д.)” и не более как по 200 рублей одному человеку[190].
Многие навигаторы, особенно, из семей ,,простых пород”, с нескрываемой радостью покидали чужбину. Мнение и чувства большинства россиян, возвращавшихся домой, наиболее полно выразил князь Б. И. Куракин, который в письме из Гамбурга от 2 апреля 1708 г. к А. Ф. Лопухину, брату своей первой жены[191], написал: ,,Ей, не рад житью здесь, и с радостью рад возвратиться в патрию ( от греч. patris – родина – И. Д.) ”[192].
В 1716 г., в соответствие с планом монарха, для обучения морскому делу во Францию, Англию и Венецию была осуществлена посылка трех групп гардемарин[193]. Их материальное обеспечение за рубежом, существенно, отличалось от содержания учеников Московской Математико-Навигацкой школы, однако, ее изложение выходит за пределы задач, поставленных в настоящей статье.
[1] Веселаго Ф. Ф. Морские училища при Петре Великом // Записки Гидрографического департамента Морского министерства. 1848. Ч. 6. С. 329–385; Его же. Очерк истории Морского кадетского корпуса. С приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб., 1852.
[2] Кротков А.С. Морской кадетский корпус: Краткий исторический очерк. СПб., 1901. Его же.. Пребывание русских навигаторов за границею // Морской сборник. СПб., 1901. № 1. Неофиц. отд. С. 1–41.
[3] Сукновалов А. Е. Первая в России военно-морская школа // Исторические записки. М., 1953. Т. 42. С. 303-311. Его же. Чему и как обучали в Петербургской Морской академии при Петре I: (Из истории школы в России XVIII века) // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института. Л., 1956. Т. 13. Вып. 2. С. 123–145.
[4] Сергеев В.К. Московская Математико-Навигацкая школа // Вопросы географии. М., 1954. Сб. № 34. С. 150–160.
[5] Ошанина Е.Н. Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века // Советские архивы. М., 1975. № 1. С. 105–108.
[6] Княжецкая Е.А. Связи России с Далмацией и Бокой Которской при Петре I // Советское славяноведение. 1973. № 5. С. 46–59.
[7] Климанов Л.Г. Из истории российско-венецианских отношений: гардемарины из Петербурга на венецианском флоте в годы последней венецианско-турецкой войны (1717–1718 гг.) // Труды Всероссийской научной конференции ,,Когда Россия молодая мужала с гением Петра”, посвященной 300-летнему юбилею отечественного флота, Переславль-Залесский, 30 июня – 2 июля 1992 г. / Отв. ред. Ю.Н.Беспятых. Переславль-Залесский, 1992. Вып. 1. С. 59–68.
[8] Кротов П. А. Российский флот на Балтике при Петре Великом. Дисс. на соиск. уч. степени доктора ист. наук. СПб., 1999. С. 572-622.
[9] Материалы для истории русского флота (МИРФ). СПб., 1866. Ч. III. С. 289.
[10] Гельфонд Г. М., Жаров А. Ф., Стрелов А. Б., Хренов В. А. Там за Невой моря и океаны. История высшего военно-морского ордена Ленина, Краснознаменного, ордена Ушакова училища им. М. В. Фрунзе. М., 1976. С. 11-12.
[11] Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). СПб., 1830. Т. IV. № 1960.
[12] Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 2; Архив С.-Петербургского филиала Института российской истории РАН (Архив СПбФ ИРИ РАН). Ф. 95. Оп. 2. Д. 1. Л. 1-3.
[13] МИРФ. Ч. III. C. 293.
[14] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 53 об.-54, 57.
[15] МИРФ. Ч. III. C. 295-300.
[16] Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ). Ф. 233. Оп. 1. Д.1. Л. 25-32; Д. 75. Л. 177-177 об., 198-198 об.
[17] Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 33. Л. 3.
[18] МИРФ. Ч. III. С. 325. Подсчеты наши.
[19] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 82 об.-84. Подсчеты наши.
[20] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д.1. Л. 11-12.
[21] Сергеев В. К. Московская Математико-Навигацкая школа // Вопросы географии. М., 1951. Сб. № 34. С. 153.
[22] Кросс Э. Г. У темзских берегов. Россияне в Британии в XVIII веке. СПб., 1996. С. 169.
[23] Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. М., 1959. С. 9.
[24] Галушко Ю. А., Колесников А. А. Школа Российского Офицерства. М., 1993. С. 8.
[25] МИРФ. Ч. III. C. 303.
[26] Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. С. 10.
[27] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 130. 86-86 об.
[28] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 1. Л. 53 об.
[29] Там же. Д. 252. Л. 231 об.
[30] Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. С. 15; РГАВМФ. Ф. 174. Оп. 1. Д. 14. Л. 20.
[31] Там же. Л. 87-90.
[32] Hans N. A. 1. New trends in education in the eighteenth century. L., 1951. P. 64; 2. The Moscow school of mathematics and navigation (1701) // The Slavonic and East European Review. L., 1951. Vol. 29, № 73. P. 532.
[33] МИРФ. Ч. III. С. 289; РГАВМФ. Ф.233. Оп. 1. Д .45. Л. 229, 231 об., 247 об. 1 алтын = 3 копейки; 1 гривна = 10 копеек
[34] Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. СПб., 1852. С. 11.
[35] РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 68. Ч. I. Л. 53-54.
[36] ПСЗ. Т. IV. № 2247 ,,а”.
[37] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 21 об.-22, 44. 1 денга = 1/2 копейки
[38] Там же. Л. 84-85 об.
[39] Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 105. Оп. 1. Д. 18. Л. 131.
[40] РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 68. Ч. I. Л. 30 об.
[41] Там же. Л. 35-35 об.
[42] Бочагов А. Д. Наша торговля и промышленность в старину и ныне. (Исторические очерки). Вып. I. Торговля предметами потребления. СПб., 1891. С. 50-52.
[43] Довнар-Запольский М. В. Торговля и промышленность Москвы XVI-XVII вв. С. 55.
[44] РГАВМФ. Ф. 218. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2, 4-5, 12; Ф. 950. Оп. 1. Д. 5. Л. 38; ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 149.
[45] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 2 об.
[46] Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 95. Оп. 1. Д. 1. Л. 694-695.
[47] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 36.
[48] РГАВМФ. Ф.176. Оп. 1. Д. 12. Л. 539.
[49] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 82 об.-84, 110-115.
[50] ПСЗ. Т. V. № 2652.
[51] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 1. Л. 51.
[52] Там же. Ф. 177. Оп. 1. Д. 68. Ч. I. Л. 46, 51 об.
[53] Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 33. Л. 44-44 об.
[54] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 83-83 об.
[55] ПСЗ. Т. IV. № 2247 ,,а”.
[56] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 1. Л. 32.
[57] Там же. Л. 80.
[58] Там же. Л. 80 об.
[59] МИРФ. Ч. III. C. 314, 325.
[60] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 83 об.-84.
[61] Кротков А. С. Морской кадетский корпус. СПб., 1901. С. 24; МИРФ. Ч. III. С. 302.
[62] Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 95. Оп. 1. Д. 1. Л. 638.
[63] МИРФ. Ч. III. C. 312-313.
[64] Юфть –пара, две. Например, 2 четверти зерна, то есть четверть ржи и четверть овса.
[65] РГАВМФ ЦХСФ (Центр хранения страхового фонда). Ф. 220. Оп. 1. Д. 106. Л. 125-125 об., 129-130.
[66] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 105. Л. 23-24; Записки Василия Александрова сына Нащокина // Русский архив. М., 1883. № 4. С. 246.
[67] Письма и бумаги императора Петра Великого (П и Б). Т. СПб., 1900. VI. С. 50.
[68] Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 9. Оп. 1. Д. 7. Л. 46.
[69] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 40. Л. 477.
[70] Там же. Д. 45. Л. 273.
[71] Там же. Л. 229 об.
[72] Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII века и реформа Петра Великого. СПб., 1896. С. 372-374.
[73] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 45. Л. 273-274.
[74] Миронов Б. Н. ,,Революция цен” в России в XVIII веке // Вопросы истории. М., 1971. № 11. С. 50-52; РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 45. Л. 221.
[75] Там же. Л. 229.
[76] Там же. Л. 25-25 об.
[77] Там же. Л. 57.
[78] Там же. Д. 58. Л. 29.
[79] Там же. Д. 45. Л. 231 об.
[80] Там же. Ф. 176. Оп. 1. Д. 78. Л. 141.
[81] МИРФ. Ч. III. C. 56.
[82] Головин В.В. Записки бедной и суетной жизни человеческой // Казанский П.С. Родословная Головиных, владельцев села Новоспасского, собранная П. К. М., 1847. С. 42; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1859. Т. VI. С. 194, 269, 277, 617.
[83] РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 1718 г. Д. 3. Л. 2-37.
[84] МИРФ. Ч. III. С. 23-24.
[85] РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 1718 г. Д. 3. Л. 2-37.
[86] МИРФ. Ч. III. С. 322-323.
[87] Там же.
[88] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 75. Л. 177-177 об.
[89] Там же. Л. 198-198 об.
[90] Вебер Ф. Х. Записки… // Русский архив. СПб., 1872. Вып. 7. Стб. 1361.
[91] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 19. Л. 52-57.
[92] Вебер Ф. Х. Записки… Стб. 1414.
[93] МИРФ. Ч. III. С. 328- 329; РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 104. Л. 45-46 об.; Барбашев Н. И. К истории мореходного образования в России. С. 16-17.
[94] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 144, 148-149, 153-154, 156, 160.
[95] Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. С. 45; МИРФ. Ч. III. C. 328-331, 350; РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 121. Л. 125-126 об.
[96] РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 1723 г. Д. 33. Л. 29. Подсчеты наши.
[97] Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 95. Оп. 1. Д. 1. Л. 638; ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 144, 148-149, 153-154, 156, 160.
[98] ПСЗ. Т. VIII. № 5831. С. 536.
[99] Княжецкая Е. А. Связи России с Далмацией и Бокой Которской при Петре I // Советское славяноведение. М., 1973. № 5. С. 49.
[100] Бескровный Л. Г. Военные школы в первой половине XVIII в. // Исторические записки. М., 1955. Т. 43. С. 287.
[101] Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 41. Оп. 1. Д. 259. Л. 1-2.
[102] Соколов А. В. Русские навигаторы XVII века среди южных славян // Юбилейный сборник русского археологического общества в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 293-294.
[103] Рачинский А. В. Первые русские гардемарины за границей в XVIII столетии // Военный сборник. СПб., 1875. Т. 120. С. 90-91.
[104] Шмурло Е. Ф. Сборник документов, относящих к истории царствования императора Петра Великого. Юрьев, 1903. Т. I. С. 57-58, 658-659, 675.
[105] Плошинский М. М. Путешествие Тарасия Каплонского в Италию в конце XVII столетия // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1896. Т. 8. С. 292.
[106] Путешествие стольника П. А. Толстого в 1697-1б99 годах // Русский архив. СПб., 1888. № 1. С. 164.
[107] Соловьев А. В. С. Русские навигаторы XVII века среди южных славян. С. 295-297.
[108] Богословский М. М. Петр Великий и его реформа. М., 1920. С. 38.
[109] Княжецкая Е. А. Связи России с Далмацией и Бокой Которской при Петре I. С. 59; Герасимова Ю. И. Воспоминания Филиппа Балатри – новый иностранный источник по истории России 1698-1701 // Записки отдела Рукописей государственной библиотеки имени В. И. Ленина. М., 1965. Вып. 27. С. 170.
[110] Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великого. СПб., 1882. Т. II. Кн. I. С. 102.
[111] Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897. С. 68.
[112] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 85 об.-86 об.
[113] Сборник императорского Русского исторического общества (Сб. РИО). СПб., 1884. Т. 39. С. 294.
[114] Morineau M. Rations de marine (Angleterre, Hollande, Suéde et Russie) // Annales Economies Societés Civilisations (E. S. C.). 1965. No 6. P. 1151-1153.
[115] Кросс Э. Г. У темзских берегов. Россияне в Британии в XVIII веке. С. 171.
[116] Кротков А. Пребывание русских навигаторов за границей. СПб., 1901. С. 2-3.
[117] МИРФ. Ч. III. С. 15.
[118] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 130. Л. 86-86 об.
[119] МИРФ. Ч. III. С. 15-16, 35.
[120] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 45. Л. 247 об.
[121] МИРФ. Ч. III. С. 55.
[122] Веселаго Ф. Ф. Очерк русской морской истории. СПб., 1875. Ч. I. С. 579-582.
[123] МИРФ. Ч. III. C. 80-95.
[124] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 1. Л. 11-12.
[125] Там же. Л. 69, 71.
[126] Там же. Л. 105-105 об.
[127] Там же. Л. 11-12, 109-109 об.
[128] Там же. Л. 13 об.
[129] МИРФ. Ч. III. С. 55.
[130] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 1. Л. 38.
[131] Там же. Л. 45, 71.
[132] Там же. Д. 45. Л. 271-272, 281.
[133] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 62. Л. 86-87.
[134] Там же. Д. 45. Л. 247 об.
[135] Там же. Д. 1. Л. 45; Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 6271. Л. 1 об.
[136] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 45. Л. 14.
[137] Там же. Д. 69. Л. 4; Кротов П. А. Российский флот на Балтике при Петре Великом. С. 585.
[138] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 1. Л. 18 об.
[139] Его послание не датировано, но имеет в конце приписку: ,,Отдано от светлейшаго князя 25 дня генваря 1714 году” (Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 83. Оп. 1. Д. 6271. Л. 2 об.).
[140] Там же. Л. 1-1 об.
[141] Там же. Л. 1 об.
[142] Там же.
[143] Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса. С. 27.
[144] РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Д. 52. Л. 96 об.
[145] Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. I. Бумаги князя Бориса Ивановича Куракина 1676-1727. СПб., 1890. С. 146.
[146] П и Б. Пг., 1918. Т. VII. Вып. I. С. 122.
[147] Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. I. C. 150.
[148] Там же. С. 130, 140; ОР РНБ. Ф. 73. Оп. 1. Д. 76. Л. 2 об.
[149] ОР РНБ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 55. Л. 21 об.-22.
[150] Соловьева Т. Б. Некоторые вопросы изучения личности, жизни и деятельности Корнелиуса Крюйса // Корнелиус Крюйс: Адмирал Петра Великого. Ставангер; М.; СПб., 1998. С. 182.
[151] Патлаевский И. Денежный рынок России от 1700 до 1762 года // Записки Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1868. Т. II. С. 106-107, 109-110.
[152] Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. I. С. 139.
[153] Allard C. Niewe Hollans Scheepsbouwe. Amsterdam, 1705. 2-e partie. P. 55.
[154] Бааш Э. История экономического развития Голландии в XVI-XVIII веках. М., 1949. С. 125.
[155] Morineau M. Rations de marine …. P. 1151-1153.
[156] РГАДА. Ф. 329. Оп. 1. Д. 174. Л. 1 об.
[157] Morineau M. Rations de marine …P. 1153-1154.
[158] Голицын М. Письмо князя М. Голицына из-за границы в 1711 г. // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. М., 1854. Кн. II. пол. 2, отд. IV. С. 62.
[159] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 1. Л. 45, 69, 71.
[160] РГАДА. Ф. 9. Отд. II. Д. 32. Л. 177. Подсчеты наши.
[161] Материалы для истории Гангутской операции (МИГО). Пг., 1915. Вып. II. С. 237-239.
[162] Патлаевский И. Денежный рынок России от 1700 до 1762 года. С. 265.
[163] РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Д. 9. Л. 36 об. Подсчеты наши.
[164] Там же. Отд. II. Д. 27. Л. 569. Подсчеты наши.
[165] МИРФ. Ч. III. С. 51-52.
[166] Там же. C. 38-39, 41.
[167] Патлаевский И. Денежный рынок России от 1700 до 1762 года. С. 106-107, 109-110.
[168] Там же. С. 117.
[169] РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 877. Л. 14.
[170] МИРФ. Ч. III. С. 55; РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 58. Л. 29; Д. 62. Л. 169.
[171] Павлов-Сильванский Н. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. С. 15; МИГО. Вып. II. С. 242.
[172] Кросс Э. Г. У темзских берегов. С. 171.
[173] Соловьев С. М. История России. М., 1866. Т. 16. С. 405.
[174] Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. I. C. 139.
[175] Там же. С. 152.
[176] Архив СПбФ ИРИ РАН. Ф. 10. Оп. 3. Д. 387. Л. 57-60; РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 16. Ч. II. Л. 24; Путешествие через Московию Корнилия де Бруина. С. 162, 237; Шарыпкин Д. М. Русские дневники шведов — полтавских пленников. С. 75; Письма и донесения иезуитов в России конца XVII и начала XVIII века. С. 10, 32-33.
[177] Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. I. C. 141.
[178] МИРФ. Ч. III. С. 38-39, 41, 55; Архив князя Ф. А. Куракина. Саратов, 1894. Т. V. C. 205, 223; Кросс Э. Г. У темзских берегов. С. 171-172.
[179] МИРФ. Ч. III. С. 25-26.
[180] ПСЗ. Т. IV. № 2292.
[181] Сб. РИО. СПб., 1873. Т. 11. С. 140.
[182] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 252. Л. 7 об.
[183] Кротков А. Пребывание русских навигаторов за границей. С. 23.
[184] Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. I. С. 141.
[185] Бантыш-Каменский Н. Н. Обзор внешних сношений России по 1800 год. М., 1894. Т. I. С. 193; РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 45. Л. 278-282.
[186] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 251. Л. 151.
[187] МИРФ. Ч. III. С. 53, 65, 88, 114.
[188] РГАВМФ. Ф. 233. Оп. 1. Д. 252. Л. 232.
[189] МИГО. Пг., 1914. Вып. I. Ч. II. С. 21-22.
[190] Там же. С. 63.
[191] Б. И. Куракин первым браком был женат на А. Ф. Лопухиной (ум. в 1698 или 1699 г.), родной сестре первой супруги Петра I Евдокии. (Архив князя Ф. А. Куракина. Кн. I. С. 362).
[192] Там же. C. 233.
[193] ПСЗ. Т. V. № 2999.
Дуров Иван Герасимович
Родился 17 января 1950 года в деревне Дуровка Белгородской области.
Полковник запаса.
В 1971 году окончил Вольское военное училище тыла, в 1981-м — Военную академию тыла и транспорта. В октябре 1986-го стал кандидатом военных наук, а восемь лет спустя — доктором исторических наук. В мае 1992 года ему также было присвоено ученое звание доцента. Офицерскую службу И.Г. Дуров проходил в соединении надводных кораблей Северного флота, затем находился на преподавательской работе в Горьковском (Нижегородском) высшем военном училище тыла, в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского. Является автором ряда отдельных исследовательских трудов и множества журнальных и газетных публикаций. Сфера научных интересов — военная политология, безопасность государства и общества, история военно-морского флота, внутренняя и внешняя политика России в царствование Петра Великого.