Подготовка офицерских кадров в Тамбовском артиллерийско-техническом училище (1941—1945 гг.)

АннотацияСтатья раскрывает основные этапы деятельности Тамбовского артиллерийско-технического училища по подготовке артиллерийских и оружейных техников в годы Великой Отечественной войны. Представлен один из самых драматичных периодов в жизни училища — эвакуация в 1941 году в Саратов. Отмечено изменение профиля обучения во время войны — отмена подготовки оружейных техников. Рассмотрены программы обучения, изучавшиеся образцы вооружения, численный состав, а также основные проблемы учебного процесса в те суровые годы. Установлено, что училище внесло достойный вклад в победу над нацистской Германией: за время войны вуз подготовил 5327 арттехников для войск, баз и арсеналов и 446 офицеров для службы артснабжения частей и соединений, 179 заместителей командиров батарей по политчасти, 5421 начальника химслужбы артчастей.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Объединённая школа артиллерийских и оружейных техников; Тамбовское артиллерийско-техническое училище; Тамбовское артиллерийско-оружейное техническое училище; артиллерийские техники; оружейные техники; подготовка артиллерийско-технических кадров; курсанты; М.И. Соколов; Д.П. Рабинович; А.И. Курбатов.

Summary. The paper outlines the primary stages of the Tambov Artillery and Technical School’s operations during the Great Patriotic War, with a particular focus on its training of artillery and weapons technicians. It highlights the school’s evacuation in 1941 to Saratov, which represented a significant challenge during a tumultuous period. Additionally, it addresses the shift in the school’s training profile during wartime, noting the termination of weapons technician training. The study programs, studied armament samples, numerical composition, as well as the main problems of the educational process in those hard years are considered. It is noted that the school made a worthy contribution to the victory over Nazi Germany: during the war, the school trained 5,327 artillery technicians for troops, bases and arsenals, 446 officers for the artillery supply service of units and formations, 179 deputy battery commanders on the political part, and 5,421 heads of chemical service of artillery units.

Keywords. Great Patriotic War; United School of Artillery and Weapons Technicians; Tambov Artillery Technical School; Tambov Artillery and Weapons Technical School; artillery technicians; weapons technicians; training of artillery technicians; cadets; M.I. Sokolov; D.P. Rabinovich; A.I. Kurbatov.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

ПОЛЯКОВ Роман Юрьевич — доцент Военной академии материально-технического обеспечения (филиал, г. Пенза), кандидат исторических наук, кандидат технических наук, доцент

«УЧИЛИЩЕ… С ПОСТАВЛЕННЫМИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ЗАДАЧАМИ СПРАВИЛОСЬ»

Подготовка офицерских кадров в Тамбовском артиллерийско-техническом училище (1941—1945 гг.)

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. более 200 военных училищ готовили офицерские кадры для РККА и ВМФ. Однако деятельность каждого учебного заведения недостаточно одинаково изучена. О многих училищах вышли книги и воспоминания, а о некоторых в лучшем случае остались только упоминания их названий. Это можно сказать и о Тамбовском артиллерийско-техническом училище.

В целях подготовки специалистов по эксплуатации и ремонту стрелкового и артиллерийского вооружения в 1932 году в Тамбове была создана Объединённая школа артиллерийских и оружейных техников1. Начальником школы был назначен комбриг Михаил Иванович Соколов2, будущий генерал-лейтенант артиллерии и в период Великой Отечественной войны занимавший пост заместителя по снабжению начальника Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной армии.

В 1937 году Тамбовская объединённая школа артиллерийских и оружейных техников была переименована в Тамбовское артиллерийско-оружейное техническое училище (ТАОТУ)3. Накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны училище готовило:

— оружейных техников войсковых частей, военных складов, мастерских и начальников мастерских стрелковых и кавалерийских полков;

— артиллерийских техников для войсковых частей, складов и мастерских и начальников артиллерийских мастерских артполков4.

Основными изучавшимися образцами были пулемёты Максима и ДП, пистолет ТТ и револьвер системы Нагана, 7,62-мм винтовка образца 1891/30 гг., 76-мм дивизионная пушка образца 1902/30 гг., 122-мм гаубица образца 1910/30 гг., 76-мм дивизионная пушка образца 1936 года Ф-22 и 76-мм горная пушка образца 1909 года5.

Нарастание внешних угроз стране заставило руководство РККА весной 1941 года во всех военных училищах провести досрочные выпуски. 1—2 июня 1941 года в ТАОТУ состоялся самый массовый выпуск артиллерийских и оружейных воентехников 2 ранга — 879 военных специалистов6.

22 июня 1941 года коллектив училища узнал о начале Великой Отечественной войны. В тот же день вечером в клубе военно-учебного заведения состоялся митинг. Выступления командиров, курсантов и прибывших в училище кандидатов для поступления, по докладам руководства училища, были полны гнева в отношении немецко-фашистских агрессоров.

В целях использования военно-учебного заведения в качестве боевой единицы в июле 1941 года училище сформировало отряд в составе трёх батальонов и артиллерийской группы. Отряд имел: бойцов — 831, ручных пулемётов — 20 шт., станковых пулемётов — 11 шт., миномётов — 6 шт., 45-мм противотанковых орудий — 1 шт., 76-мм пушек образца 1927 года — 2 шт., гаубиц 122-мм образца 1910/30 гг. — 2 шт., боеприпасов — 1 боекомплект7.

С 1 июля учебный процесс проходил по программам военного времени, т.е. 6-месячному курсу обучения с упором на привитие курсантам практических навыков.

Осложнение обстановки на фронтах заставило 20 июля 1941 года в ТАОТУ провести ещё один внеочередной выпуск курсантов старшего курса (без экзаменов, с выставлением среднегодовой оценки). Были выпущены воентехниками 2 ранга курсанты 2-го курса февральского приёма 1940 года — 33 оружтехника, а также курсанты 1-го курса октябрьского приёма 1940 года — 153 арттехника8.

Но ситуация на фронте продолжала осложняться, поэтому 22 августа был проведён выпуск 26 курсантов-арттехников из числа лиц, ранее уже служивших в Красной армии. Эти курсанты обучались в училище всего около двух месяцев. Однако все выпускники до поступления работали мастерами-слесарями, а в Красной армии большинство из них служили мастерами в артмастерских. Эти курсанты успели отработать программы военного времени из 6-месячного курса по трём основным дисциплинам: матчасть артиллерии, боеприпасы и артприборы, в связи с чем командование выражало уверенность, что они «справятся с работой воентехников». Правда, по остальным предметам подготовка выпускников была недостаточная вследствие того, что училище было предупреждено об окончании их обучения только за 6 дней до их выпуска.

18 августа 1941 года в должность начальника училища вступил инженер-полковник Давид Петрович Рабинович. В течение всей Великой Отечественной войны он нёс на своих плечах руководство училищем, и высокой оценкой его труда стали присвоение ему звания генерал-майор инженерно-артиллерийской службы, которого он был удостоен 20 апреля 1945 года, а также ряд орденов и четыре благодарности Верховного главнокомандующего.

В связи с продвижением немецко-фашистских войск в глубь территории Советского Союза ТАОТУ должно было передислоцироваться в новый пункт расквартирования. 18 октября 1941 года прекратились занятия с курсантами, и училище начало подготовку к эвакуации в г. Чкалов, для чего предстояло сначала пешим порядком выступить в г. Саратов9. 26 октября личный состав начал пеший марш в составе: начсостава — 93 человека, курсантов — 1137, младших командиров и красноармейцев — 58, воспитанников оркестра — 5, политбойцов, призванных Воронежским обкомом ВКП(б) и проходивших обучение при училище, — 198. Всего в марше принял участие 1491 человек, а также 123 лошади, 56 повозок, 7 автомашин10. Учебные артсистемы и другое вооружение и военно-техническое имущество были сконцентрированы на станции погрузки (г. Тамбов) для ожидания транспорта для перевозки к новому месту дислокации. Однако транспорт так и не был подан, и всё имущество простояло на станции более двух месяцев. Только с возвращением училища из эвакуации оно было возвращено в свои помещения.

Согласно рапорту комиссара училища политико-моральное состояние личного состава в ходе марша характеризовалось как отличное. В расположенных по маршруту населённых пунктах пропагандисты училища сделали 6 докладов по текущему моменту с общим охватом до 900 человек рабочих и колхозников. С исключительной теплотой население встречало курсантов. Их бодрость, дисциплина и вежливое отношение к людям вызывали восхищение населения и благодарность местных властей11.

Надо отметить, что личный состав выступил в поход в летнем обмундировании, шинелях и недостаточно крепкой обуви. Из 1491 человека 450 курсантов имели пилотки. Ни у кого не было перчаток. С похолоданием и выпадением осадков в виде снега начались простудные заболевания. Однако на всём протяжении 550-километрового пути от колонны отстал лишь 1 курсант12.

24 ноября 1941 года курсанты прибыли в г. Саратов и временно были расквартированы в 44-й средней школе Сталинского района Саратова. Однако училище не имело в своём распоряжении достаточного оборудования и вооружения для подготовки арттехников и оружтехников, проводились только теоретические занятия, что отрицательно сказалось на привитии курсантам практических навыков. Кроме того, люди находились в неудовлетворительных бытовых условиях: «…недоставало белья, не было соломы для тюфяков, остро ощущалась нехватка мыла. Были зарегистрированы случаи чесотки, отсутствовали нормальные условия для приготовления пищи, а местные власти отказались открыть для начсостава училища столовую. Ряд средних командиров заявили, что не в состоянии выделять нужные средства для пропитания семейств, оставшихся вТамбове»13.

Помещение школы № 44, где было размещено училище, не было приспособлено для расквартирования. Отопление работало с перебоями, не было исправных уборных, кухонь, не работала вентиляция, не хватало умывальников и недоставало воды, которую приходилось доставлять.

Несмотря на трудности, в Саратове были проведены несколько выпусков курсантов: в общей сложности 948 арттехников и оружтехников14. В декабре 1941 года из стен училища также вышли 198 политбойцов.

Всего за 1941 год в ТАОТУ были произведены 6 выпусков воентехников общим количеством 1711 человек15.

ТАОТУ в период его нахождения в Саратове посетил командующий войсками Приволжского военного округа генерал-лейтенант С.А. Калинин, который высоко оценил несение службы личным составом, вместе с тем отметив как основной недостаток в подготовке курсантов лишь слабую строевую выправку16.

После контрнаступления советских войск под Москвой угроза для Тамбова миновала. Поэтому 3 января 1942 года училище получило приказ покинуть Саратов и возвратиться на старое место расквартирования в г. Тамбов. В течение 3—6 января личный состав был отправлен попутными товарными и санитарными поездами в Тамбов17. 11 января по прибытии на место курсанты начали готовить помещения для учебных занятий. Всего в училище на тот момент насчитывалось 1456 курсантов18.

В 1942 году начало нового учебного года осложнялось рядом трудностей, вызванных последствиями эксплуатации зданий училища расквартированными в них в ноябре—декабре 1941 года воинскими частями. Во всех корпусах и мастерских из-за отсутствия электричества оказались размороженными отопительная система и водопровод, были разрушены пищевой блок и электрохозяйство, засорена канализация, мебель и инвентарь увезены штабом Орловского военного округа (ОрВО). Запасы дров, заготовленные осенью, были израсходованы полностью.

При обучении курсантов основной упор делался на изучение конструкции и ремонта матчасти артиллерии, стрелкового оружия, а также боеприпасов и артприборов. Перестройка подготовки с учётом опыта войны в основном коснулась таких предметов, как тактика, артснабжение, ремонт матчасти артиллерии, боеприпасов и др.19 Ещё 4 декабря 1941 года были дополнительно введены часы на тактику, а также артстрелковую подготовку для лучшего изучения и отработки вопросов танко-истребительного дела.

В связи с увеличением потребности армии в арттехниках училище должно было с 1 марта 1942 года прекратить подготовку оружтехников, которые теперь готовились только в Тульском оружейно-техническом училище, и полностью перейти на подготовку арттехников дивизионной артиллерии в количестве 1200 человек20. В связи с этим оно получило новое наименование — Тамбовское артиллерийско-техническое училище (ТАТУ).

С 1 октября в ТАТУ был установлен срок обучения курсантов — 9 месяцев21. Здесь стали готовить арттехников по трём новым специальностям — дивизионная, полковая и танковая артиллерия22. Кроме того, при училище были организованы курсы начальников химической службы артполков23.

С 1 января 1943 года училище приступило к подготовке артиллерийских техников самоходной артиллерии (этот профиль подготовки действовал до 1 сентября 1945 г.). Причём для обучения курсантов по профилю танковой и самоходной артиллерии училище поначалу совершенно не имело матчасти24.

Введение курсов по подготовке начальников химслужбы артполков, курсов по подготовке заместителей командиров батарей по политчасти (кроме всего этого, имелись также курсы начальников артснабжения и система подготовки курсантов-монголов) — всё это на фоне трудностей с материальным снабжением требовало от начальствующего состава напряжённой работы. Насыщение училища разными курсами, бесспорно, вынуждало уделять им большое внимание, что иногда негативно сказывалось на подготовке курсантов основных специальностей и особенно на их размещении.

В июне 1942 года комиссией во главе с начальником Управления артиллерийских военно-учебных заведений(УАВУЗ) генерал-майором А.И. Курбатовым была проведена проверка боевой подготовки училища. Общие выводы комиссии были следующими:

«1. Планирование боевой подготовки в училище удовлетворительное.

2. Занятия с курсантами по матчасти артиллерии, боеприпасам, артприборам проводятся удовлетворительно.

3. Занятия с курсантами по мастерствам, ремонту артвооружения, стрелковой и строевой подготовке проводятся плохо.

4. Внутренний порядок и содержание помещений удовлетворительные.

5. Училище стоит на правильном пути по подготовке арттехников-лейтенантов военного времени, но медленно перестраивает свою работу в целях обеспечения подготовки квалифицированных арттехников в краткие сроки, диктуемые войной.

6. Училище мало использует опыт войны, в значительной степени оторвано от жизни действующей армии, имеет недостаточную связь с бывшими курсантами, работающими на фронте, и не может своевременно учесть дефекты в подготовке выпускаемых арттехников.

7. Училище располагает достаточной материальной базой и квалифицированными основными кадрами преподавателей. В связи с увеличением количества курсантов и переводом из училища ряда преподавателей (особенно по матчасти артиллерии) некомплект начсостава и неполное обеспечение матчастью будут оказывать влияние на нормальный ход учебного процесса.

8. Командованием училища проделана большая работа по устранению имевшихся ранее дефектов, но оно ещё не добилось жёсткой требовательности и чёткой исполнительности во всех звеньях начальствующегосостава»25.

В январе 1943 года комиссией Управления военно-учебных заведений отмечалась положительная динамика в вопросе упорядочения самоподготовки курсантов к очередным занятиям и по внедрению практических навыков арттехника в мастерских в условиях полевой обстановки, хотя считалось, что ещё много надо сделать, чтобы улучшить всю систему практических занятий по сборке и разборке оружия и по его ремонту.

Как указывалось, существенными препонами, мешавшими правильно организовать процесс учёбы курсантов, являлось нечёткое планирование занятий, когда при недостаточном материальном обеспечении допускались случаи прохождения одной и той же темы в разных группах одновременно, а также замены в некоторых батареях мест и даже тем занятий без ведома учебного отдела училища.

Отмечалось также, что «в рамках учебного процесса отсутствовали учёт и систематизация опыта Великой Отечественной войны, в результате чего некоторые темы, особенно по тактике, преподавались по устаревшим положениям. Наблюдались случаи, когда преподаватели выходили на занятия без утверждённого плана-конспекта, а на самих занятиях без какой-либо надобности допускали много условностей. Не упорядочено было и дело периодического присутствия на классных занятиях командиров соответствующих взводов. При изучении матчасти артиллерии и матчасти стрелкового оружия вместо практической работы с оружием курсанты много писали под диктовку, тратили время на чтение наставлений и конспектов. Не вырабатывалась последовательность осмотра образцов оружия и порядок записи результатов этого. Практические работы и упражнения во время занятий в мастерских часто не брались из цикла ремонта артвооружения, а проводились произвольно и даже с условностями. Училище не имело артсистем и артприборов последних образцов, что также очень мешало подготовке квалифицированныхтехников»26.

В училище во время войны не останавливалась методическая и редакционно-издательская деятельность. Были разработаны, подготовлены к печати и изданы несколько книг, в т.ч. учебник по мастерствам, «Руководство службы по ремонту 76-мм полковой пушки обр. 1942 г.», «Конспект лекций по боеприпасам, ч. 1», «Способы ремонта 76-мм пушки обр. 1939 г. (УСВ) и 122-мм гаубицы М-30», «Справочник командиров батарей дивизионной артиллерии», «Справочник техника-лейтенанта дивизионной артиллерии», учебное пособие по артснабжению, учебное пособие по ремонту танковой пушки, учебное пособие по материаловедению, задачник по технической механике, «Руководство по 45-мм пушке обр. 1942 г.» и др.

Такая массовая издательская работа была вызвана, с одной стороны, заказами со стороны ГАУ, а с другой — потребностью обобщения накопившегося к тому времени опыта Великой Отечественной войны с целью скорейшего его внедрения в обучение курсантов.

В подготовке вышеуказанных книг и пособий участвовали опытные преподаватели почти всех циклов и предметов обучения, использовавшие для написания как материал различных сборников из опыта войны, так и материал, собранный во время поездок преподавателей на фронт.

14 декабря 1943 года по результатам проверки ТАТУ заместитель начальника политуправления ОрВО полковник Златкин оставил следующий отзыв: «В училище безусловный воинский порядок. Это чувствуется в большом и малом, от отлично оборудованных классов, образцового порядка в общежитиях и кончая бодрым, молодцеватым внешним видом курсантов. Училище — слаженный, чётко работающий организм. Главное сейчас не успокаиваться, непрерывно улучшать дело по подготовке квалифицированных технических кадров для нашей артиллерии бога войны и грозы для немецких разбойников»27.

В 1943 году обеспечение личного состава ТАТУ продуктами питания происходило лучше, чем в 1942 году, однако положенных по нормам согласно приказу наркома обороны от 1941 года продуктов иногда не хватало. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в марте—мае 1943 года, когда продукты не додавались из-за отсутствия их на складе — мясо, рыба, жиры, сахар. Кроме того, широко применялись заменители продуктов: яичный порошок, рыбная крупа, пищевые концентраты и различные консервы. Всё это отражалось как на качестве пищи, так и на её объёме.

В связи с улучшением положения дел на фронте и востребованностью в квалифицированных артиллерийско-технических специалистах с 1 июня 1943 года для курсантов училища был установлен 12-месячный срок обучения, а с 1 ноября — 18-месячный срок обучения. При этом особое внимание обращалось на умение готовить матчасть артиллерии и стрелкового вооружения к бою, правильно организовывать и производить его эксплуатацию, уход и сбережение, правильно обращаться с боеприпасами на огневой позиции28.

В 1943 году учебный процесс в училище материально был в основном обеспечен удовлетворительно, но в связи с переходом на 18-месячный срок обучения по новым программам военно-учебное заведение продолжало нуждаться в новейших образцах матчасти артиллерии, таких как 152-мм гаубица образца 1943 года Д-1, 45-мм пушка образца 1942 года, 76-мм полковая пушка образца 1943 года ОБ-25, СУ-85, новейших артприборах. Особо остро нуждались лаборатории ремонта матчасти артиллерии в пополнении ремонтными агрегатами современных систем 76-мм пушки ЗИС-3 и 122-мм гаубицы М-3029.

С 1 сентября 1943 года училище прекратило выпуск техников с воинским званием техник-лейтенант. Выпускникам согласно указу Президиума Верховного Совета СССР присваивалось первичное офицерское звание младший техник-лейтенант30.

Учебный процесс в течение 1944 года был материально обеспечен. Но училище не имело 160-мм миномётов и 85-мм танковой пушки. Программа по этим системам на протяжении всего года не выполнялась. Имелась необходимость и в увеличении количества некоторых видов учебной матчасти артиллерии, таких как 12,7-мм пулемёт ДШК, артприборы, миномётные прицелы МП-82-УС и МП-41, винтовочный оптический прицел ПЕ, а также в обновлении имевшихся приборов, большинство из которых пришли в негодность. По боеприпасам не хватало современных ручных гранат, снарядов подкалиберного и кумулятивного действия31.

В 1944 году начальник Управления военно-учебных заведений Красной армии генерал-майор А.И. Курбатов, возглавлявший комиссию по обследованию положения дел в ТАТУ, составил следующий отзыв: «Училище представлено в хорошем виде, чувствуется хороший здоровый коллектив. Классы и общежития оборудованы отлично и содержатся в прекрасном состоянии. Дисциплина крепнет, учёба повышается. Училище растёт и, что особенно отрадно, не останавливается на достигнутых успехах и стремится вперёд по воспитанию курсантов, совершенствуя методы обучения. Училищу необходимо обратить внимание на строевую выправку и строевую подготовку. В остальном оно идёт по верному пути и имеет все данные готовить культурных, грамотных, преданных своей Родине офицеров-техников»32.

В отчёте о деятельности ТАТУ в годы Великой Отечественной войны, составленном начальником училища генерал-майором Д.П. Рабиновичем в июле 1945 года, сделан следующий вывод: «Училище, имея крепкий коллектив постоянного и переменного состава, показателем чего являются отзывы, данные училищу при инспектировании его при посещении высших начальников и гостей, начальника югославской военной миссии генерал-лейтенанта Терзич (в октябре 1944 г.), командиров частей и арсеналов, где курсанты проходили практику, и самих выпущенных курсантов, а также благодарности в приказах высших инстанций, — с поставленными во время Великой Отечественной войны задачами справилось»33.

За годы войны училище дало частям Красной армии 8077 военных специалистов. Из этого числа офицеров-техников было 5327 человек, начальников артснабжения — 446, заместителей командиров батарей по политчасти — 179, начальников химслужбы артчастей — 541, артиллерийских и оружейных техников для армии Монгольской Народной Республики — 45, артиллерийских и оружейных техников для Войска Польского — 139 человек34.

106 человек, служивших и работавших в училище в 1941—1945 гг., указами Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами и медалями35. Кроме того, двое выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза: Семён Алексеевич Разинкин (1907—1987) и Иван Карпович Двадненко (1903—1943).

В послевоенный период ТАТУ являлось одним из трёх узкоспециализированных училищ (ещё были Ленинградское и Тульское), поставлявших в войска технических специалистов по эксплуатации и ремонту артиллерийского вооружения. В 1974 году училище прекратило своё существование36.

Таким образом, за более чем четыре десятилетия своей деятельности Тамбовское артиллерийско-техническое Краснознамённое училище подготовило большой отряд квалифицированных военно-технических специалистов, оказавшихся весьма востребованными в Вооружённых силах СССР.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 60192. Оп. 803393. Д. 1. Л. 7—8.

2 История Тамбовского артиллерийско-оружейного технического училища / Под ред. бригадного комиссара А.Л. Малышева. Тамбов: Типография ТАОТУ, 1941. 20 с.

3 ЦАМО РФ. Ф. 60192. Оп. 803393. Д. 1. Л. 11, 62.

4 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 20. Оп. 52. Д. 24. Л. 1—20.

5 Там же. Ф. 34289. Оп. 2. Д. 18. Л. 31.

6 ЦАМО РФ. Ф. 60192. Оп. 803399. Д. 3. Л. 92.

7 Там же. Оп. 35292. Д. 1. Л. 13.

8 Там же. Д. 18. Л. 18.

9 Там же. Л. 104, 105.

10 Там же. Д. 6. Л. 33.

11 Там же. Д. 19. Л. 43, 44.

12 Там же. Л. 77.

13 Там же. Ф. 60192. Оп. 35292. Д. 6. Л. 87

14 Там же. Л. 119.

15 Там же. Л. 125, 126, 127.

16 Там же. Д. 6. Л. 124.

17 Там же. Л. 129.

18 Там же. Л. 141.

19 Там же. Л. 142, 143.

20 Там же. Л. 51.

21 Там же. Л. 59.

22 Там же. Л. 88.

23 Там же. Л. 145.

24 Там же. Л. 151.

25 Там же. Д. 21. Л. 81—83.

26 Там же. Д. 6. Л. 101.

27 Там же.

28 Там же. Л. 152.

29 Там же. Л. 154.

30 Там же. Л. 214.

31 Там же. Л. 100—101.

32 Там же. Л. 113.

33 Там же. Л. 137.

34 Там же. Л. 148.

35 Там же. Л. 164.

36 Там же. Л. 6—7.