Подготовка офицерских кадров в Ленинградском артиллерийском техническом училище в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье показаны основные этапы деятельности Ленинградского артиллерийского технического училища по подготовке артиллерийских техников, пиротехников, техников-оптиков и звукотехников в годы Великой Отечественной войны как в месте постоянной дислокации, так и во время эвакуации в г. Ижевске. Рассмотрены программы обучения, изучавшиеся образцы вооружения, численный состав, а также основные проблемы учебного процесса в те суровые годы. Впервые в научный оборот вводятся документы, показывающие, что уже в феврале 1941 года руководство страны предвидело изменение военно-политического положения летом 1941 года. Представлены факты участия училища в обороне Ленинграда, в подготовке стрелкового и артиллерийского вооружения для вновь формировавшихся частей и народного ополчения летом 1941 года. Подчёркивается, что училище внесло достойный вклад в Победу: за время войны оно подготовило 4381 арттехника для войск, баз и арсеналов и 2369 офицеров для службы артснабжения частей и соединений.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Ленинградское артиллерийское техническое училище; курсанты; арттехники; пиротехники; техники-оптики; Ленинград; Ижевск; Г.М. Черемисинов.

Summary. The paper outlines the key stages of the Leningrad Artillery Technical School operations in training artificer officers, pyrotechnicians, optical technicians, and sound engineers during the Great Patriotic War, both at their permanent location and during the evacuation in Izhevsk. The study covers the educational materials, weaponry studied, personnel numbers, and key challenges of the educational process during those hard years. For the first time, documents are being introduced to the scientific community demonstrating that the country’s leadership anticipated a shift in the military-political climate as early as February 1941, ahead of the summer months. The facts of the school’s participation in the defense of Leningrad, in the preparation of small arms and artillery weapons for the newly formed units and the people’s militia in the summer of 1941 are presented. It is emphasized that the school made a worthy contribution to the Victory: during the war, it trained 4,381 artificer officers for troops, bases and arsenals and 2,369 artillery officers for the artillery supply service of units and formations.

Keywords: Great Patriotic War 1941—1945; Leningrad Artillery Technical School; cadets; artificer officers; pyrotechnics; optics technicians; Leningrad; Izhevsk; G.M. Cheremisinov.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941—1945 гг.

ПОЛЯКОВ Роман Юрьевич — доцент Военной академии материально-технического обеспечения (филиал, г. Пенза), кандидат исторических наук, кандидат технических наук, доцент

«…УСКОРЕННЫМ ПОРЯДКОМ ЗАВЕРШИТЬ ПОДГОТОВКУ ВСЕХ КУРСАНТОВ СТАРШЕГО КУРСА…»

Подготовка офицерских кадров в Ленинградском артиллерийском техническом училище в годы Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны более 200 военных училищ готовили офицерские кадры для РККА и ВМФ. Однако деятельность каждого учебного заведения не в одинаковой степени изучена в российской историографии. О многих училищах вышли книги и воспоминания, а о некоторых в лучшем случае остались только упоминания их названий на просторах Интернета. Это можно сказать и о Ленинградском артиллерийском техническом училище (ЛАТУ), впоследствии Ленинградском высшем артиллерийском инженерном училище, которое в 1960 году влилось в состав Военной артиллерийской командной академии1.

История ЛАТУ начинается в 1821 году, когда при Петербургском арсенале была основанаТехническая артиллерийская школа, положившая начало артиллерийско-техническому образованию в нашей стране. В советское время это учебное заведение продолжило выпускать артиллерийских техников для ремонтных подразделений и баз хранения и после ряда переименований в 1937 году стало именоваться «Ленинградское артиллерийское техническое училище»2. Располагалось оно в Ленинграде, на Литейном проспекте, дом 33.

Накануне войны в 1940/41 учебном году подготовка курсантов ЛАТУ осуществлялась в течение двух лет по следующим специальностям: арттехники корпусной артиллерии и артиллерии большой мощности — 441 человек, арттехники зенитной артиллерии — 127, техники-оптики — 56, пиротехники (современное название этой специальности — боеприпасы) — 620 человек4. Арттехники корпусной артиллерии и артиллерии большой мощности изучали конструкцию и ремонт двух базовых образцов: 203-мм гаубица образца 1931 года Б-4 и 107-мм пушка образца 1910/30 гг., а также особенности конструкции 152-мм гаубицы образца 1909/30 гг. Арттехники зенитной артиллерии в основном изучали 76-мм зенитную пушку образца 1915/28 гг. (9-К) и 76-мм полуавтоматическую зенитную пушку образца 1931 года (3-К)5.

Уже весной 1941 года все военные училища почувствовали приближение суровых испытаний. После войны начальник училища генерал-майор артиллерии Г.М. Черемисинов писал о предвоенных месяцах: «2-й курс в 1941 г. должен был выпуститься в августе 1941 г., а курсанты 1-го курса — в августе 1942 г. Однако уже в марте 1941 г. по приказанию из центра пришлось перестроить подготовку восьми учебных взводов старшего курса — арттехников корпусной артиллерии на арттехников зенитной артиллерии. Во второй половине мая было приказано ускоренным порядком завершить подготовку всех курсантов старшего курса и в срок с 28 мая по 7 июня провести их выпуск. 2 июня 1941 г. был произведён досрочный самый большой выпуск. Воентехниками 2-го ранга стали 552 чел. В этот день выпуск прошёл во всех военно-учебных заведениях страны, и тысячи молодых командиров сразу убыли к местам новой службы. Приказ был выполнен, и вместе с этим стало ясно, что назревают крупнейшие события международного характера»6.

Аналогичные приказы весной 1941 года получили все военные училища. В качестве примера хотелось бы привести документ из фонда Тамбовского артиллерийско-технического училища, который, наверное, впервые вводится в научный оборот. Начальник училища после войны писал: «На основании директивы отдела вузов ГАУ № 271301 от 25 февраля 1941 г. был проведён перерасчёт учебного времени для курсантов 2-го курса, выпускаемых по плану к концу 1941 г., с таким расчётом, чтобы этот выпуск был произведён раньше намеченного срока, т.е. 1 июля 1941 г. В период с 2 мая по 1 июня 1941 г. на основании приказа НКО № 0170 от 14 мая 1941 г. было выпущено воентехников 2-го ранга 879 чел. приёма осени 1939 г. и февральского приёма 1940 г.»7. Анализ этого документа показывает, что уже в феврале 1941 года руководство страны предполагало, что летом могут начаться некие глобальные геополитические процессы.

Война застала личный состав ЛАТУ в лагерях в Луге. Кроме курсантов наборов 1940 года, в лагере находились и курсанты нового пополнения июня 1941 года. В июле училище в связи с приближением линии фронта, проходившей в то время в 25—30 км от Луги, переместилось из лагерей на зимние квартиры. Перебазирование проводилось под непрерывным воздействием авиации противника. Одними из сложных моментов экстренного перемещения были подвоз и погрузка матчасти артиллерии на железнодорожные платформы. Несмотря на тяжёлые условия, при быстром приближении наступавших войск противника и отсутствии плановой подачи подвижного железнодорожного состава погрузка была проведена молодыми, ещё не обученными курсантами, как писал начальник училища, «быстро в надлежащем порядке без порчи и утери его». При погрузке были ранены в результате налёта авиации несколько курсантов. По прибытии в Ленинград училище сразу же приступило к организации учебного процесса.

Переезд ЛАТУ из Луги в Ленинград совпал с выделением из него личного состава и имущества для вновь формировавшегося Ленинградского артиллерийского технического училища зенитной артиллерии (ЛАТУЗА), куда были направлены 10 преподавателей и лиц технического состава, переданы вся матчасть зенитной артиллерии и приборы управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО).

С началом войны училище вело напряжённую работу по выполнению мобилизационных планов, по подготовке к досрочному выпуску, по формированию воинских частей и по выполнению боевых заданий по защите ст. Луга от налётов противника.

Согласно мобплану училищу надо было в июле сформировать противотанковый артиллерийский полк в составе трёх дивизионов 76-мм пушек образца 1936 года Ф-22, одного дивизиона 107-мм пушек и одной 4-орудийной батареи 37-мм зенитных пушек, а также сформировать артдивизион 76-мм пушек на механической тяге (422 человека). Также план включал в себя формирование 2-го полка охраны полевого управления фронта, одной штабной хозяйственной роты штаба ЛенВО и, наконец, на училище было возложено формирование отдельного стрелкового батальона горнострелковой бригады.

Помимо работы, предусмотренной мобпланами, училище получило приказание от начальника Лужского укрепрайона о формировании зенитного артдивизиона в составе трёх батарей для противовоздушной обороны Лужского района. Курсанты циклов матчасти артиллерии, приборов и боеприпасов принимали активное участие в формировании этих батарей. Во главе дивизиона был поставлен преподаватель по ПУАЗО военинженер 1 ранга Болотов. Коллектив цикла матчасти артиллерии произвёл осмотр и ремонт 37-мм зенитных пушек образца 1939 года, четырёх 76-мм зенитных пушек образца 1931 года и двух 85-мм зенитных пушек образца 1939 года. Преподаватели артприборов осмотрели и отремонтировали всё имущество, выделявшееся для этих батарей. Почти весь июль дивизион отражал налёты вражеской авиации на лужском рубеже и был единственным подразделением ПВО в районе. В связи с предстоявшим выпуском личный состав данного подразделения 30 июля возвратился в училище без потерь.

В соответствии с приказом командующего фронтом от 28 июня 1941 года из курсантов в основном выпускного курса была сформирована отдельная батарея корпусной артиллерии, вооружённая четырьмя 107-мм пушками образца 1910/30 гг. Под командованием лейтенанта Козюра батарея убыла в распоряжение командования Северного фронта на Карельский перешеек, где влилась в состав особой курсантской бригады военных училищ. 4 июля в связи с предстоявшим выпуском курсантов эта батарея в полном составе и без потерь вернулась в училище.

1 июля 1941 года из курсантов-выпускников (344 курсанта и 2 командира) был сформирован отдельный истребительный батальон для охраны войскового тыла Северного фронта, боровшийся с возможными авиадесантами противника (командир — П.Ф. Хмара). Батальону передали 2-орудийную батарею 122-мм гаубиц образца 1910/30 гг. (командир И.Ф. Большаков). Подразделение к концу июля без потерь возвратилось в училище для выпуска.

В Ленинграде училищу приходилось выполнять задания командования фронта. Например, группа офицеров, возглавляемая полковником Климовичем, обследовала вооружение на линии обороны Ленинграда. Затем майор Афанасьев и курсанты приводили в порядок всё артвооружение ополченцев.

По приказу военного совета Северного фронта в июле 1941 года офицеры училища выполнили важное задание. В районе станции Малая Вишера Октябрьской железной дороги в результате налёта немецкой авиации потерпел крушение эшелон с экспериментальными глубинными морскими бомбами со специальным порохом. Надо было осмотреть, привести в порядок, собрать и отправить по назначению вышеуказанное имущество. Несмотря на то, что боеприпасы были экспериментальными и совсем не известными выполнявшим задание пиротехникам, в течение 5—6 дней, мобилизовав местных жителей и железнодорожников, командированные офицеры привели имущество в порядок, погрузили во вновь поданные вагоны и отправили в Ленинград.

Помимо выполнения спецзаданий, которые давались вышестоящими начальниками, училище оказывало помощь командирам частей и подразделений, которые стремились ознакомить своих подчинённых и изучить самим поступавшее вооружение. Преподаватели всех специальностей консультировали, учили и давали советы командирам и красноармейцам по всем вопросам артвооружения.

После проведённого накануне войны выпуска училище в первый месяц войны имело набранный в июне первый курс и старший курс, обучавшийся уже около года. Со старшим курсом обучение велось исключительно по профилирующим дисциплинам, и в конце июля был проведён второй досрочный выпуск 645 курсантов. Взамен выпущенных курсантов училище принимало молодёжь со средним образованием, студентов 2-го и 3-го курсов вузов и даже людей с высшим образованием. С 25 августа обучение перевели на 6-месячные программы.

В связи с продвижением фронта училище 10 августа 1941 года начало передислокацию из Ленинграда в Ижевск с постоянным и переменным составом, вольнонаёмными и членами семей начсостава. При передислокации было перевезено в основном всё необходимое имущество и вооружение спецклассов и подразделений. Остальное имущество оставалось на месте под наблюдением военнослужащих и вольнонаёмных лиц. Для перемещения в Ижевск выделили 6 эшелонов, включавших 307 вагонов: 72 для людей, 1 конский, 137 крытых, 97 платформ.

В Ижевске местные власти передали училищу здания пединститута и педучилища общей площадью 6100 м2 (вместо 13 750 м2, как было в Ленинграде)8. Из-за недостатка помещений курсанты были размещены настолько тесно, что между 2-ярусными кроватями оставались проходы по 30—35 см. В существовавших в этих зданиях уборных были оборудованы умывальники, а уборные были вынесены на улицу. 9-я батарея курсантов и батарея боевого обеспечения располагались отдельно в 3 км от училища в домах-общежитиях бывшего педучилища, там же размещалась и часть комсостава.

Все предоставленные помещения находились в черте города и подходили для нормальной организации и проведения в них классных занятий. Также имелась связь не только с заводами города, но и с артиллерийскими заводами Воткинска и Молотова (ныне Пермь). Для обучения пиротехников училище использовало расположенную под Ижевском, на ст. Юськи, базу боеприпасов.

Большие трудности встретились при размещении матчасти артиллерии в малоприспособленных для этой цели помещениях педагогического института. Дивизионные и корпусные орудия подвергались полной разборке для того, чтобы по частям втащить их в узкие двери или окна. Все работы по размещению матчасти артиллерии, агрегатов и оборудования лабораторий были проведены в срок без единого случая аварий и травм личного состава. Часть орудий была установлена в палатках лабораторного типа либо в дощатом холодном сарае (типа навеса). В последнем была размещена артиллерия большой мощности, а впоследствии и корпусная. Все работы по разборке и сборке, размещению орудий в классе проводились как занятия. Поэтому для этих работ всегда выделялись взводы арттехнической специальности.

Не менее трудоёмкую работу пришлось проделать спецклассу по учебной дисциплине «Мастерства». Слесарный цех организовали достаточно быстро. Но сверлильные станки и термическое отделение ещё не были готовы к началу занятий. Эти работы были выполнены только после получения училищем силовой установки.

Большие трудности возникли при пуске механического цеха, который пришлось расположить в небольшом помещении первого этажа, где станки были установлены очень тесно, с нарушением существовавших норм. Бетонного пола здесь не было, и станки стояли на деревянном полу, что не давало необходимой устойчивости.

Кузнечный цех расположили в недостроенном здании, которое не имело ни окон, ни дверей, ни крыши. Своими силами были изготовлены горны, нагнетательная и вытяжная системы, поставлены окна, двери и крыша. Это здание не отапливалось, и в морозную зиму 1941/42 года занятия проводились с большими трудностями. Столярный цех также расположили в помещении этого же недостроенного здания, из-за чего занятия могли проводиться только в летнее время.

Несмотря на большие трудности, занятия начались в срок — 25 августа 1941 года. В Ижевске курсанты изучали конструкцию и ремонт следующих образцов: 152-мм гаубица образца 1938 года М-10, 122-мм пушка образца 1931 года А-19, 45-мм пушка образца 1937 года, 152-мм пушка-гаубица 1937 года МЛ-20, 50-мм ротный миномёт 1940 года, 107-мм пушка 1910/30 гг., а также боеприпасы к большинству артсистем.

Начальник ЛАТУ генерал-майор артиллерии Черемисинов Григорий Михайлович в сентябре 1941 года отбыл на Карельский перешеек, где возглавил срочно сформированную Особую курсантскую бригаду9. Возвратился к исполнению обязанностей начальника училища только в марте 1942 года10. В тот напряжённый период обязанности начальника училища временно исполнял военинженер 1 ранга Колбасин Сергей Григорьевич, на плечи которого легла основная задача по организации повседневной жизнедеятельности училища на новом месте дислокации.

Сложившаяся на фронте ситуация показала недостаточное количество офицеров службы артснабжения частей и соединений. Поэтому из подготовленных к выпуску 1 января 1942 года пиротехников по распоряжению руководства были отобраны 100 человек и задержаны на 1 месяц для переподготовки их на должности начальников артснабжения полков.

Кроме того, в декабре 1941 года на базе училища были развёрнуты курсы усовершенствования технического состава, которые переквалифицировали самый разнообразный по специальностям командный состав на артснабженцев артполков. Срок обучения первого набора составлял 4 месяца, и первый выпуск в количестве 107 человек был проведён 5 марта 1942 года. Следующие потоки занимались по 6-месячному сроку обучения. Последний выпуск артснабженцев был проведён в ноябре 1943 года по сокращённой программе11.

В июле 1942 года в училище дополнительно были развёрнуты курсы по переподготовке военнослужащих различных специальностей на должности заместителей командиров артиллерийских батарей по политической части (замполитов), которые просуществовали до середины 1943 года.

Вместо выпускавшихся в начале 1942 года курсантов новое пополнение прибывало не одновременно: январь — 180 человек, февраль — 597, март — 347, апрель — 96, май — 62 человека. Растянутые на 5 месяцев сроки поступления привели к тому, что выпуски из училища стали проводиться круглый год. Кандидаты, направленные из артиллерийских частей, имели в основном более низкую общеобразовательную подготовку, чем кандидаты, прибывавшие через райвоенкоматы, но имели достаточный служебный и практический опыт.

С начала 1942 года в связи с возросшей потребностью в технических кадрах, а также с изменившимся соотношением различных видов артиллерии училище стало обучать курсантов по новой специальности — арттехник дивизионной артиллерии, которая стала основной.

Наличие большого количества специальностей по подготовке курсантов при напряжённом положении с преподавателями и работа с курсами усовершенствования комсостава значительно осложняли планирование учебного процесса и создавали трудности в работе преподавателей, которые должны были вести занятия по разнообразным программам.

Вклад ЛАТУ в разгром врага не остался не замеченным. 9 июля 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором говорилось: «В ознаменование 25-й годовщины Ленинградского Краснознамённого артиллерийского технического училища, за выдающиеся успехи в подготовке технических кадров артиллерии и боевые заслуги перед Родиной — училище награждается орденом Ленина». Кроме того, в честь юбилея 37 работников были награждены орденами и медалями.

В сентябре 1943 года в училище были приняты для обучения по 12-месячной программе 5 курсантов из Монгольской Народной Республики (МНР) по специальностям техник-оптик и пиротехник. Прибывшие военнослужащие имели очень низкий общеобразовательный уровень, а один из них был вообще без образования. Кроме того, нормальный ход занятий срывался из-за отсутствия квалифицированного переводчика, т.к. имевшийся переводчик владел только монгольской речью, но не письменностью, и записи, сделанные курсантами, не мог прочитать12.

Введение 1,5-годичного срока обучения и сокращение количества курсантов до 800 в ноябре 1943 года резко изменило характер подготовки. Вводился ряд теоретических дисциплин, увеличивались объём и глубина некоторых дисциплин, что давало возможность повысить практическую выучку и поднять общетехнический уровень обучения курсантов. Уменьшение количества курсантов создавало лучшие условия для обеспечения каждого занятия, что особенно благоприятно сказывалось на изучении матчасти артиллерии и её ремонта. Представлялась возможность на каждый учебный взвод выделять для изучения по две или три артсистемы.

Ещё в конце 1942 года была введена новая специальность — арттехники самоходной артиллерии. Но главная проблема состояла в материальном обеспечении, поскольку была предоставлена лишь одна самоходная установка СУ-152. В связи с тем, что училище так и не смогло развернуть до нужного уровня подготовку данных специалистов, в июле 1944 года обучение по этой специальности было прекращено, а 4 учебных отделения были переведены на подготовку арттехников корпусной артиллерии.

Скорее всего, недостаток арттехников в зенитной артиллерии заставил в середине 1944 года 194 курсанта, закончивших 1,5-годичный срок обучения по специальностям дивизионной артиллерии и корпусной артиллерии, отправить в Ленинградское артиллерийское техническое училище зенитной артиллерии для переквалификации.

В июне 1944 года училище вернулось в Ленинград. Все училищные здания во время блокады были полуразрушены и оказались почти не пригодны для проведения в них занятий. Главную работу по восстановлению зданий пришлось выполнять курсантам.

Возвращение в Ленинград позволило в короткий срок организовать лаборатории звукометрии, электротехники и с конца 1944 года начать обучение по новой специальности — техник-звукометрист. Кроме того, практика курсантов стала проходить на прифронтовых базах, артскладах и в войсках действующей армии. Нерешённым остался вопрос недостаточной площади для правильного хранения матчасти артиллерии под открытым небом, организации учебно-снаряжательного цеха и военного городка для предметов военного цикла13. Отсутствие орудий большой мощности — 152-мм пушки Бр-2, 210-мм пушки Бр-17, 305-мм пушки Бр-18 — вынуждало отправлять взводы для их изучения в соответствующие воинские части.

По инициативе училища, одобренной Управлением артиллерийских военно-учебных заведений, с ноября 1944 года один из учебных взводов, обучавшихся по специальности пиротехника, был специализирован по трофейным боеприпасам. Для этого в тематический план подготовки курсантов было внесено изучение немецкого языка, а практика стала проводиться на соответствующей артиллерийской базе хранения.

Осенью 1944 года из вновь набранных учебных взводов часть взводов продолжала обучение по 1,5-годичной программе, а 6 взводов (1 арттехники артиллерии большой мощности, 4 арттехники дивизионной артиллерии, 1 техников-звукометристов) стали обучаться опять по 12-месячной программе. Количество часов и изучавшиеся дисциплины для различных программ обучения для арттехников приведены в таблице 2.

Всего с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года училище подготовило 4381 техника для войск, баз и арсеналов. Кроме того, за этот период подготовлено на курсах усовершенствования технического состава: артснабженцев — 2369, заместителей командиров батарей по политической части — 113 человек.

После войны уменьшился набор курсантов. С сентября 1945 года в училище по 18-месячной программе обучались 600 человек. Кроме того, изменились специальности подготовки курсантов: исключена подготовка арттехников дивизионной артиллерии, а арттехников корпусной артиллерии и арттехников артиллерии большой мощности стали готовить по объединённой программе (200 человек). Ввели новую специальность — арттехник самоходной и танковой артиллерии (100 человек). Оставались артиллерийские пиротехники (225 человек), техники-оптики и звукотехники (75 человек).

Послевоенное развитие артиллерийского вооружения потребовало поднять уровень подготовки выпускников. Для армии нужны были уже не техники, а инженеры — специалисты по эксплуатации арттехники. Поэтому для подготовки инженеров артиллерийского вооружения наземной и зенитной артиллерии, инженеров-боеприпасников в 1954 году Ленинградское артиллерийское техническое училище поменяло свой профиль и было переименовано в Ленинградское высшее артиллерийское инженерное училище (ЛВАИУ). Вуз прекратил обучение курсантов и перешёл на 5-летнее обучение офицеров-слушателей14.

Развитие реактивного и ракетного вооружения заставило начать подготовку по новым специальностям. В 1958 году параллельно с прежними специальностями в ЛВАИУ были введены новые: по ракетному вооружению и тяжёлой реактивной артиллерии (комплексы 2К1 «Марс»15 и 2К4 «Филин»16)17. А с 1959 года училище полностью перешло на подготовку инженеров только по ракетной технике. Основным комплексом изучения являлся 8К1118.

В 1960 году закончилась история самостоятельного военно-учебного заведения: Техническое училище артиллерийского ведомства — Ленинградское артиллерийское техническое училище — Ленинградское высшее артиллерийское инженерное училище. В том году ЛВАИУ влилось в состав Военной артиллерийской командной академии19, которая после этого объединения получила новое наименование — «Военная артиллерийская академия»20 и стала вести подготовку командных и инженерных кадров для артиллериии ракетных войск.

За всю свою историю Ленинградское артиллерийское техническое училище внесло большой вклад в дело развития отечественной артиллерии, и это в том числе и о нём строки в гимне Михайловской военной артиллерийской академии: «Века Отчизне служишь неустанно/ На берегах красавицы Невы./ Артиллеристов грамотных бригады/ В твоих стенах веками рождены».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В настоящее время Михайловская военная артиллерийская академия.

2 Михайловская военная артиллерийская академия: исторический очерк / Под общ. ред. С.В. Буга. СПб.: Помощь малому бизнесу, 2020. С. 56.

3 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 60716. Оп. 744828. Д. 1. Л. 4.

4 Российский государственный военный архив. Ф. 35087. Оп. 1. Д. 81. Л. 2.

5 Там же. Д. 74. Л. 2.

6 ЦАМО РФ. Ф. 60168. Оп. 35252. Д. 11. Л. 4.

7 Там же. Ф. 60192. Оп. 35292. Д. 6. Л. 175.

8 Родионов Н.А. Удмуртская Республика: путь к победе 1945 года: монография. 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск: УдмФИЦ УрО РАН, 2020. С. 181.

9 Кучинский Ю.Н. История Тульского артиллерийского инженерного института. Тула: Аквариус, 2019. 284 с.

10 Тульский артиллерийский инженерный институт: исторический очерк. Тула: Левша, 2004. С. 34.

11 ЦАМО РФ. Ф. 60168. Оп. 35252. Д. 11. Л. 11.

12 Там же. Оп. 35253. Д. 73. Л. 32.

13 Там же. Оп. 35252. Д. 11. Л. 45.

14 Там же. Д. 10.

15 «Марс» (Индекс ГРАУ-2К1) — тактический ракетный комплекс с твёрдотопливной неуправляемой ракетой. Самоходные пусковые установки размещены на шасси ПТ-76. Дальность стрельбы 7—18 км.

16 «Филин» (индекс ГРАУ-2К4) — советский тактический ракетный комплекс с твёрдотопливной неуправляемой ракетой 3Р2. Дальность стрельбы 25 км.

17 ЦАМО РФ. Ф. 60168. Оп. 35647. Д. 3. Л. 21.

18 8К11 (Р-11М) — жидкостная одноступенчатая оперативно-тактическая баллистическая ракета. Принята на вооружение в 1958 г. Максимальная дальность 270 км. Пуск ракеты осуществлялся со стартового стола. Позже для транспортировки и запуска ракет Р-11М был разработан самоходный стартовый агрегат 8У218 на базе ИСУ-152.

19 Военная артиллерийская академия имени Калинина: исторический очерк (1953—1983). Л.: Издание Военной артиллерийской академии имени Калинина, 1984. С. 63.

20 Михайловская военная артиллерийская академия (1820—2005). СПб.: МВАА, 2005. Л. 183.