Он взял с собою паруса…
Аннотация. Статья
на основе новых архивных документов и исторических публикаций освещает жизнь и
деятельность выдающегося мореплавателя, одного из руководителей Первого
кругосветного плавания русских кораблей (1803—1806) Ю.Ф. Лисянского.
Summary. The article based on new archival documents and historical publications illuminates life and activity of outstanding navigator, one of the leader of the First circumnavigation of Russian ships (1803—1806) of Yu.F. Lisyansky.
ГАЛУТВА Игорь Григорьевич — ветеран-подводник, капитан 1 ранга в отставке
«ОН ВЗЯЛ С СОБОЮ ПАРУСА…»
Первая
половина XIX века вошла в историю Российской империи как период активного
исследования и освоения новых территорий, открытия не известных ранее морских
транспортных путей, установления дипломатических отношений с сопредельными
государствами, прежде всего со странами Дальнего Востока. Развитие торговли,
морского и охотничьего промыслов в дальневосточных водах требовали детального
изучения этих районов Тихого океана.
Однако
международная обстановка, сложившаяся в Европе на рубеже XVIII—XIX вв., войны со Швецией и Францией не позволяли развернуть
морские плавания с должным для достижения этих целей размахом. И только
возникшая к началу XIX столетия мирная пауза в отношениях между государствами
создала возможность России подойти вплотную к решению насущных хозяйственных
задач, развитию промышленности, путей сообщения, внешней и внутренней торговли.
В 1799 году
была создана Российско-Американская компания, сыгравшая решающую роль в
освоении и изучении северной части Тихого океана. Компании было предоставлено
монопольное право распоряжаться богатствами северо-западной части Тихого
океана, торговать с соседними странами, возводить военные укрепления. Она
получила от правительства права на управление всеми русскими землями в Северной
Америке, известными под названием Русская Америка. Сама жизнь требовала поиска
удобных транспортных путей для дальнейшего расширения экономической
деятельности. Решению этой важной проблемы был посвящён целый ряд кругосветных
экспедиций, большинство которых имели своей
целью посещение северо-западных берегов Америки в районе Аляски, где находились
русские поселения, для снабжения их продовольствием и необходимыми товарами. В ряду наиболее выдающихся экспедиций особая роль принадлежит походу
И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» в
1803—1806 гг. — Первому кругосветному плаванию русских кораблей.
«Невой» командовал Ю.Ф.
Лисянский.
Юрий Фёдорович Лисянский
родился в 1773 году в городе Нежине на Черниговщине в семье священника,
протоиерея церкви Иоанна Богослова1. Дата его рождения в разных источниках
указывается по-разному: в одних — 2(13) апреля, в других —
2(13) августа. С помощью архивариусов Государственного архива Черниговской
области по записям, найденным в архивном фонде Черниговской духовной
консистории, в метрической книге Иоанно-Богословской церкви г. Нежин за
1773 год удалось установить точную дату рождения будущего знаменитого
мореплавателя — 1(12) апреля2. В метрической книге
Иоанно-Богословской церкви указывается другая транскрипция имени Юрия
Лисянского — Георгий, но по церковным каноном того времени разницы между этими
именами не было3.
Лисянские происходили из
древнего казацкого рода: прадед Юрия, Семён Лисянский, был полковым есаулом в
Нежинском полку, а дядя, Дамиан (Демьян) Герасимович, в своё время служил там
сотником, а затем — бунчуковым товарищем. В архивных документах содержатся
сведения и о дворянском происхождении Лисянских4.
Юрий был младшим, третьим
сыном в семье. Рано лишился матери: она умерла, когда ему было десять лет. С
детства проявлял большие способности, любил читать книги об открытии новых
земель, о моряках, морских путешествиях, мечтал побывать в неведомых краях.
Желая дать младшим
сыновьям, Ананию и Юрию, достойное образование, отец, Фёдор Герасимович, в 1783
году повёз их в Петербург для поступления в Морской кадетский корпус. С большим
трудом, посредством связей и протекции ему удалось устроить их на учёбу.
Обучение в
корпусе давалось Юрию легко. В марте 1786 года он был произведён в гардемарины.
Но вскоре военная обстановка на Балтийском море потребовала срочного пополнения
флота офицерскими кадрами. Среди досрочно выпущенных в мае
1788 года воспитанников Морского корпуса был и Юрий Лисянский, получивший
назначение на 38-пушечный фрегат «Подражислав». На этом фрегате 15-летний
гардемарин получил боевое крещение в Гогландском, Эландском, Ревельском и
Выборгском морских сражениях в Русско-шведской войне 1788—1790 гг. В марте
1789 года за проявленное в сражениях мужество Лисянский был произведён в
мичманы.
В 1793 году он производится
в лейтенанты и в числе 16 лучших флотских офицеров направляется волонтёром в
Англию, «дабы… служить беспрерывно на английских кораблях в море». В течение
пяти месяцев Лисянский живёт в Лондоне, посещает различные приморские города,
усердно изучает английский язык, жизнь и нравы населения. В январе 1794 года в
одном из писем к брату Ананию он с иронией пишет: «Народ, с которым мы теперь
имеем дело, весьма просвещён в денежных обстоятельствах и к карманному величию
имеет безмерную почтительность; коротко сказать, всякий шаг здесь стоит не
меньше шиллинга. Съехавши в Гулль, взяли с нас по гинее за несколько рубах и
мундир, которые были в чемодане у каждого. Взяли за то, что мы русские, за то,
для чего едем в Лондон, и, по крайней мере, полгинеи за то, для чего мы не
говорим по-аглицки»5.
На кораблях английского флота
Юрий совершил ряд интересных плаваний, побывав у берегов Канады, Северной и
Южной Америки, Антильских и Бермудских островов. Как волонтёр английского флота
Лисянский участвовал в сражениях с французскими кораблями. Отличился он и в бою
с французским фрегатом «Элизабет», в ходе которого был контужен.
Вернувшись из Вест-Индии в Соединённые
Штаты Америки, Лисянский получил отпуск и полгода путешествовал по этой стране.
Дневники и письма, оставленные им, содержат богатые сведения по географии,
экономике, политической жизни и культуре США.
В городе
Филадельфия6 («чистота повсюду такова, что в будущие 50 лет он верно не уступит
ни одной столице в свете, ежели возвышаться будет подобно прошедшим двадцати»)
русский путешественник был принят президентом Джорджем Вашингтоном. В письме к брату Ананию Юрий Фёдорович писал:
«Вашингтон обласкал меня таким образом, что я по гроб жизни
должен ему остаться благодарным и всегда сказать, что не было в свете величее
мужа сего. Простота его жизни и благосклонность в обхождении таковы, что в одно мгновенье
поражают и удивляют чувства»7.
В 1798 году Лисянский вместе с
другими офицерами, проходящими службу в английском флоте, по приказу
Адмиралтейств-коллегии возвращается в Россию и принимает под своё командование
фрегат «Автроил», производится в капитан-лейтенанты.
В 1802 году он переводит
и публикует большую работу английского специалиста Джона Клерка «Движение
флотов», касающуюся тактики морских операций. Книга долгое время служила
единственным пособием по тактике действий для командиров парусных кораблей. В
ноябре того же года за участие в 16 морских кампаниях и проявленное мужество
капитан-лейтенант награждается орденом Св. Георгия 4-й степени.
Вскоре Юрий Фёдорович
получил приглашение участвовать в Первой русской кругосветной экспедиции и в
конце сентября 1802 года отправился вместе с известным корабельным
мастером И.С. Разумовым в Гамбург для покупки судов, предназначенных для
этой цели. Финансирование экспедиции осуществлялось Российско-Американской
компанией совместно с правительством. Однако с первых шагов их ждала неудача. В
Гамбурге они не нашли подходящих судов и были вынуждены выехать в Англию.
В Англии Лисянский
приобрёл два шлюпа:16-пушечный
«Леандр» водоизмещением в 450 т, который позже был переименован в
«Надежду», и 14-пушечный «Темза» водоизмещением 370 т, который стал
называться «Нева», а также необходимые навигационные, астрономические и
физические инструменты, лекарства и одежду. Профессиональный выбор кораблей,
инструментов и снаряжения для экипажей в немалой степени способствовал
успешному решению задач экспедиции. И в этом, безусловно, основная заслуга
принадлежит Ю.Ф. Лисянскому.
5 июня 1803 года
«Надежда» и «Нева» прибыли в Кронштадт. Началась непосредственная подготовка
кораблей и экипажей к плаванию. Это было нелёгкое дело. Кроме запасов
продовольствия на три года, состоявшего из нескольких тысяч бочек солонины и
сухарей, надо было взять для Аляски и Камчатки шесть тысяч пудов железа, спирт,
ружья, порох и многое другое. Всё остальное продовольствие планировалось
покупать в портах по маршруту перехода. Не была забыта и научная составляющая
экспедиции. Видные учёные Академии наук приняли участие в разработке инструкций
по различным отраслям исследований. Корабли были снабжены лучшими по тем
временам научными приборами.
Маршрут предстоявшего
плавания, разработанный Крузенштерном и Лисянским до мельчайших подробностей,
пролегал через Балтийское и Северное моря, Атлантический океан и, обогнув Южную
Америку, следовал к Гавайским островам. Отсюда «Нева» должна была идти к
о. Кадьяк, где находилась главная контора Российско-Американской компании,
взять груз пушнины и доставить его в Кантон.
В это время «Надежда»
должна была доставить российское посольство в Японию (посол — Н.П. Резанов),
потом на Камчатке взять пушнину и тоже прибыть в Кантон. Далее обоим кораблям
предстояло через Южно-Китайское и Японское моря, Индийский и Атлантический
океаны, Северное и Балтийское моря возвратиться в Россию. Таким образом,
экспедиции предписывалось в течение трёхлетнего кругосветного плавания пройти
десятки тысяч миль, дважды пересечь Атлантический и Тихий океаны, обогнуть
Американский континент, обследовать земли на севере Тихого океана, пересечь с
востока на запад Индийский океан и, пройдя с юга Африканский континент,
возвратиться в Кронштадт. Это был фантастический план совместного длительного
плавания двух парусных кораблей малого водоизмещения при весьма скромном
навигационном обеспечении: магнитный компас, секстан и сомнительной точности
навигационные карты и пособия, которые требовалось уточнять новыми открытиями
неизвестных островов и территорий.
Особенность экспедиции
состояла и в том, что корабли несли военно-морские флаги, в то же время
выполняя функции торговых судов. Экипажи
комплектовались офицерами и матросами, добровольно вызвавшимися отправиться в
кругосветное плавание. Всего в Первой русской кругосветной экспедиции
участвовали 129 человек, из которых на борту «Невы» находилось 48 моряков.
Среди офицеров экспедиции были совсем молодые лейтенант Фаддей Беллинсгаузен и
мичман Отто Коцебу — им ещё
предстояло прославиться и стать известными мореплавателями-первооткрывателями.
Руководство экспедицией на шлюпе «Надежда» было поручено И.Ф. Крузенштерну.
19 июля корабли вышли на
Кронштадтский рейд, где находились до утра 7 августа. В это время ежедневно
проводились учения по постановке и уборке парусов, борьбе с пожаром и
поступлением воды, артиллерийской подготовке. 7 августа 1803 года в
10 часов утра «Надежда» и «Нева» снялись с якорей и покинули рейд —
началось Первое кругосветное плавание русских судов.
«Выйдя в открытое море, — пишет Лисянский, — я приказал
собрать всю команду на шканцах. Первым моим долгом я счёл нужным указать
каждому, сколь продолжительно и с какими трудностями сопряжено предпринятое
нами путешествие. А потом советовал им жить между собою дружески, содержать
всевозможную чистоту, а больше всего быть послушными высшему начальству»8.
Вечером 19 августа корабли
прибыли в Копенгаген, где приняли груз для Российско-Американской компании и
продовольствие. 8 сентября 1803 года они покинули Копенгагенский
рейд. Порывистый ветер, дождь, большая облачность постоянно сопровождали
плавание кораблей в Северном море. Испытание штормами было выдержано
экипажами с большим мужеством. <…>
Полный
вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на
сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Церковь Иоанна Богослова была построена в середине XVIII столетия на месте деревянной церкви
(1619), в настоящее время используется для хранения архивных документов. Во
дворе, в двадцати метрах от церкви, находится «Дом священника», в котором
родился Юрий Лисянский. Дом используется в качестве служебного помещения для
работников архива.
2 Государственный архив Черниговской области. Ф. 679.
Оп. 19. Д. 5. Л. 2.
3 Там же.
4 Там же. Ф. 128. Оп. 1. Д. 3274. Л. 17—25.
5 Фирсов И.И.
Лисянский. М.: Молодая гвардия, 2002. С. 89.
6 В 1790—1800 гг. первая столица США.
7 Штейнберг Е.Л.
Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского. М.: Воениздат, 1948. С.
87.
8 Лисянский Ю.Ф.
Путешествие вокруг света на корабле «Нева» в 1803—1806 годах. М.: Гос.
изд-во географической литературы, 1947. С. 39, 40.