Нарукавные знаки в Красной армии

Аннотация. В статье рассказывается о нарукавных знаках родов войск и служб, применявшихся в Красной армии в 1918—1924 гг.

Summary. The article describes sleeve insignia of arms and services, used in the Red Army in 1918-1924.

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

 

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: pe4av@mail.ru).

 

НАРУКАВНЫЕ ЗНАКИ В КРАСНОЙ АРМИИ

 

Сегодня нарукавные знаки различия, показывающие принадлежность военнослужащих к тем или иным родам войск и видам Вооружённых сил, а также к определённым воинским формированиям, настолько обычны, что, кажется, существовали всегда. Между тем они прошли довольно длинный исторический путь. Данные нарукавные знаки можно разделить на следующие основные группы:

  • нарукавные знаки по принадлежности к роду войск и воинской специальности, основой которых, как правило, послужили изображения специальных эмблем русской армии. Официального утверждения этих знаков не было;
  • нарукавные знаки по принадлежности к конкретным воинским формированиям, устанавливаемые приказами соответствующих руководителей;
  • нарукавные повязки и знаки службы военных сообщений (ВОСО), официально утверждённые Революционным военным советом Республики (РВСР) и носившиеся военнослужащим как при исполнении ими своих служебных обязанностей (повязки), так и в качестве способа обозначения принадлежности военнослужащего к службе ВОСО;
  • единые нарукавные знаки родов войск и служб, официально установленные РВСР. О них в основном и пойдёт речь в предлагаемой вниманию читателей статье.

 

ПЕРВЫМИ в РККА нарукавными знаками, показывавшими принадлежность к определённой службе, были знаки ВОСО, учреждённые приказом РВСР № 48-б от 9 октября 1918 года, которым объявлялось, что для военных комиссаров управлений округов военных сообщений, дорог и станций, а также для начальников округов военных сообщений, военных представителей дорог и комендантов станций устанавливаются нарукавные знаки: белого цвета перекрещённые якорь и топор на различных полях и лентах.

Для комиссаров топор и якорь помещались на обращённой одним лучом вниз пятиконечной красной звезде, для начальников — на тёмно-синем круге. Звезда и круг, в свою очередь, наносились на повязку. Должности различались количеством горизонтальных полос на повязке. Начальнику округа путей сообщений полагалось две жёлтые полоски на зелёной повязке, военному представителю дороги — одна, комендант станции носил зелёную повязку без полоски. Военный комиссар округа путей сообщений имел жёлтую повязку с двумя тёмно-синими полосками, военный комиссар дороги — повязку с одной полоской, военкому станции полосок на повязке вообще не полагалось1.

Эти повязки использовались недолго. 22 августа 1919 года был подписан приказ РВСР № 1406, которым устанавливались новый знак для всех служащих ВОСО и нарукавная повязка для комендантов железнодорожных участков, станций, пристаней. Прототипом повязки послужила установленная приказом по военному ведомству № 107 от 21 февраля 1904 года повязка красного цвета с вышитой серебром эмблемой — колесо с крыльями. Нарукавный знак представлял собой ромб из чёрного бархата. Размеры ромба — 8 см по вертикали и 12 см по горизонтали. Периметр окаймлялся зелёной полоской для комендантов и жёлтой — для военных комиссаров. Ширина полоски — 3 мм. В центре ромба вышивалось белым цветом (серебром) железнодорожное колесо с двумя крыльями по его оси. Нарукавная повязка сшивалась кольцом с помощью суконной полосы красного цвета. С внешней стороны на повязку нашивался нарукавный знак ВОСО. 20 июня 1924 года приказом РВС СССР № 807 данный нарукавный знак был отменён, но ношение повязки сохранялось. Уже 4 октября 1924 года приказом РВС СССР № 1269 было восстановлено ношение нарукавного знака образца 1919 года. Отметим, что младшие командиры и красноармейцы железнодорожных войск зачастую использовали знаки с эмблемой, штампованной по трафарету белой краской. 13 июля 1928 года приказом РВС СССР № 225 отменялось использование нарукавного знака ВОСО образца 1919 года. Однако, судя по фотодокументам, его продолжали применять до 1935 года2.

Первые нарукавные знаки родов войск (служб) без дополнительных деталей (повязки) были учреждены для всего личного состава РККА приказом РВСР № 572 от 3 апреля 1920 года. Устанавливались пять знаков: для пехоты, кавалерии, инженерных войск, артиллерии и авиационных частей. Все знаки для жёсткости имели суконную подкладку, нашивать их следовало на левом рукаве посередине между верхней точкой рукава и локтём, отступив от локтевого шва наружу около 12 см.

Знак пехоты представлял собой ромб из малинового сукна, обращённый острым углом вниз. В середине знака кручёным шёлком вышивались жёлтого цвета часть круга, равная около 2/3 всей площади круга, и расходящиеся восемь парных лучей с узким просветом между лучами каждой пары. Наружными концами лучи доходили до вышивки жёлтого цвета, шедшей по периметру знака на расстоянии от края около 2 мм. Центр круга располагался на 4 мм ниже центра знака. В круге вышивалась красная звезда, нижняя часть знака вышивалась кручёным шёлком серо-зелёного цвета. На зелёном поле под звездой прикреплялся металлический значок пехоты жёлтого цвета — две скрещённые винтовки. Размеры знака: длина большой оси 100 мм, малой — 63 мм, диаметр круга — 28 мм, ширина вышивки по очертанию знака — 4 мм. Вершины острых углов звезды помещались на окружности диаметром 28 мм.

Знак артиллерии по форме напоминал снаряд и изготавливался из приборного сукна алого цвета. Вышивка такая же, как у знака для пехоты, но центр круга располагался на расстоянии от верхнего конца знака около 2/3 высоты его. Внизу знака под звездой на серо-зелёном поле прикреплялся металлический значок жёлтого цвета, традиционно изображавший два скрещённых орудийных ствола. Размеры знака: длина — 95 мм, ширина внизу — 50 мм, вверху — 15 мм.

Знаки для кавалерии в виде подковы изготавливались из приборного сукна синего цвета и имели такую же вышивку, как и знаки для пехоты, но центр круга располагался на 7 мм ниже середины высоты знака, а вышивка знака по очертанию его имела ширину: вверху — 8 мм, у концов — 6 мм, внизу — около 2 мм, окантовку внизу шириной около 3 мм. На вышивке знака по очертанию имелись семь прямоугольной формы просветов, из которых шесть по бокам симметрично по отношению вертикальной оси знака, а седьмой — вверху знака. Внизу знака под звездой на серо-зелёном поле прикреплялся металлический значок жёлтого цвета — две скрещённые сабли. Размеры знака: длина — 75 мм, ширина внизу — 44 мм, ширина на середине высоты — 60 мм.

Знаки для инженерных войск изготавливались из чёрного сукна и имели форму квадрата со стороной 63 мм. Вышивка аналогична вышивке знака для пехоты, но центр круга совпадал с центром знака. Внизу знака под звездой на серо-зелёном поле прикреплялся металлический значок белого цвета, соответствовавший специальности в инженерных войсках.

Авиационные части имели знаки, изготовленные из приборного сукна голубого цвета в форме ромба, обращённого тупым углом вверх. В центре знака кручёным шёлком вышивался жёлтого цвета круг. От него во все стороны исходили двенадцать парных лучей с узким просветом между лучами каждой пары. Наружными концами лучи доходили до вышивки жёлтого цвета, шедшей по периметру знака на расстоянии около 2 мм, образуя окантовку. В центре знака шёлком вышивалась эмблема авиации. Размеры знака: длина большой оси — 100 мм, малой — 63 мм, диаметр круга — 28 мм, ширина вышивки по периметру знака — 4 мм, длина вышитого знака — 67 мм.

Имелись также наградные нарукавные знаки. Они отличались от обычных тем, что жёлтый шёлк заменялся золотой или серебряной мишурой. При этом знаки с золотой мишурой полагались лицам, служившим в частях, получивших Красное знамя за боевое отличие, с серебряной — всем раненным в рядах РККА, а также лицам, прослужившим в частях, управлениях и учреждениях, действовавших на фронте не менее года, при условии участия в одном из сражений. В тексте приказа специально указывалось, что вышивка на знаке «должна быть плотная, прочная и аккуратная»3.

Частям пограничной охраны были установлены знаки пехоты и кавалерии, но с полем зелёного цвета, о чём начальник административного управления 7-й армии был проинформирован 17 июня 1920 года4.

Может показаться, что введение нарукавных знаков по пяти основным родам войск было излишней мерой, так как дублировало приказ РВСР № 116 от 16 января 1919 года, установивший для каждого из них свои приборные цвета. Однако следует учесть, что обмундирование, учреждённое приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919 года, которое и должно было иметь установленные приборные цвета, в полном комплекте практически никем не использовалось. К тому же изготовить относительно небольшие нарукавные знаки было значительно проще, чем снабдить всех военнослужащих необходимым количеством цветного сукна, потребного для звезды на зимний шлем, нагрудных клапанов, петлиц воротника шинели и рубахи, а также на окантовку воротника и обшлагов шинели. Кроме того, в условиях Гражданской войны нарукавные знаки рассматривались и как одно из средств борьбы с дезертирством, ибо знаки полагалось не нашивать, а вшивать в рукав, что лишало дезертира возможности легко спороть отличительный знак, а также использовать военное имущество как предмет торговли, поскольку ликвидировать вшитый в рукав знак без видимого следа и порчи одежды было невозможно.

Однако как минимум до июля 1921 года наладить централизованное изготовление утверждённых знаков не удалось. Это было связано как с необходимостью поставки на предприятия большого количества сырья (план на 1921 г. предусматривал изготовление 2 млн знаков), так и с постоянной их доработкой. В частности, в процессе производства возникли два вопроса.

Первый касался цвета пропеллера и крыльев на авиационных знаках. Первоначально для военных лётчиков цвет этих деталей предусматривался чёрный, для лётчиков-наблюдателей — жёлтый. 1 марта 1920 года было принято решение использовать один общий знак авиации. Но какого цвета? Завязавшаяся переписка привела к решению, состоявшемуся 19 марта 1921 года и закреплённому приказом № 89 главного начальника снабжений от 6 марта 1922 года: у военных и морских лётчиков крылья и пропеллер на знаках должны иметь чёрный цвет (таких знаков требовалось 7 проц. от общего числа), у лётчиков-наблюдателей — жёлтый (3 проц.), прочим военнослужащим авиационных частей, то есть подавляющему их большинству, полагались знаки, где эти детали имели белый цвет.  .<…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Степанов А. К вопросу о повязках службы военных сообщений. 1918 // Старый Цейхгауз. 2008. № 4(28). С. 38, 39.

2 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии 1918—1945 гг. М.: «Новикъ», 1993. С. 7, 8; Степанов А.Б. Нарукавные знаки РККА. 1918—1924. М.: «Русские Витязи», 2011. С. 130—139 и др.

3 Степанов А. Нарукавные знаки родов войск в Красной Армии. 1920—24. Ч. 1 // Цейхгауз. 1997. № 1(6). С. 36—40; он же. Нарукавные знаки родов войск в Красной Армии. 1920—24. Ч. 2 // Цейхгауз. 1998. № 1(7). С. 32—37 и др.

4 С апреля 1920 г. части 7-й армии выполняли задачи по охране западной государственной границы.