Музей на войне. Деятельность фронтовых бригад Военно-медицинского музея по сбору экспонатов

Аннотация. В статье представлен нелёгкий труд работников Военно-медицинского музея Министерства обороны РФ по организации учебно-методической работы, поиску практического материала для формирования экспозиции медицинского характера. Особенно показательна титаническая деятельность в годы Великой Отечественной войны фронтовых бригад музея Военно-медицинской службы Красной армии, укомплектованных, кроме медицинских работников, художниками, фотографами и другими специалистами музейного дела.

Summary. The paper presents the hard work of the staff of the RF MoD Military Medicine Museum organizing the teaching and methodological activity, and search for practical materials to form medical displays. Particularly significant are the herculean efforts during the Great Patriotic War of the frontline brigades of the Red Army Military Medical Service Museum that comprised, apart from medics, also artists, cameramen, and other museum experts.

ИЗ ФОНДОВ ВОЕННЫХ АРХИВОВ

БУДКО Анатолий Андреевич — директор Военно-медицинского музея МО РФ, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, заслуженный работник культуры РФ

(Санкт-Петербург. E-mail: milmedmuseum@mil.ru);

БРИНЮК Надежда Юрьевна — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат исторических наук

(Санкт-Петербург. E-mail: brinyuk2013@yandex.ru);

СТРЕЛЬЧИНИНА Маргарита Викторовна — художник-конструктор Военно-медицинского музея МО РФ

(Санкт-Петербург. E-mail: strelchinina@mail.ru).

МУЗЕЙ НА ВОЙНЕ

Деятельность фронтовых бригад Военно-медицинского музея по сбору экспонатов

Война всегда наносит огромный ущерб культуре. Во время Великой Отечественной одной из задач государства стало спасение культурных ценностей, эвакуация музейных фондов из угрожаемых противником районов в глубокий тыл страны1. Музеи Белоруссии, Украины, запада РСФСР, крупнейшие музейные хранилища Москвы, Ленинграда и его пригородных дворцов-музеев были эвакуированы на восток. Музейные ценности часто вывозились в экстремальных условиях, под бомбёжками и артобстрелами. Работники музеев спасали от войны бесценные сокровища, скрывая их в подвалах и убежищах, вывозя в глубь страны, пряча от разрушительных нападений врага2.

Музеи перемещались на безопасное расстояние от районов военных действий. Тем не менее иногда их сотрудники осуществляли поездки в действующую армию и на флоты для пополнения коллекций экспонатами, связанными с войной.

В то время на фронтах шли кровопролитные бои, сопровождавшиеся значительными потерями. Миллионы раненых и больных получали медицинскую помощь в военно-лечебных учреждениях и эвакуировались в тыл. Опыт военно-медицинской службы находил своё отражение на совещаниях в Главном военно-санитарном управлении Красной армии (ГВСУ), на фронтовых и армейских врачебных конференциях и совещаниях, врачебных сборах в госпиталях, в развёртывавшихся там выставках. Здесь освещалась работа санитарных управлений фронтов, медиков тактических и оперативных районов боевых действий армии, отдельных госпиталей и медико-санитарных батальонов (МСБ). Пополнением этих выставок становились фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, модели, изделия рационализаторов, методические руководства и другие материалы. Такие экспонаты представляли несомненную ценность и нуждались в сохранении и приумножении. Стало ясно, что для этого необходимо было создание специального музея.

В 1942 году руководством ГВСУ было принято решение, поддержанное правительством страны, о создании музея Военно-медицинской службы, материалы которого смогли бы отразить все стороны военной медицины на полях сражений и в тылу и стать основой научных исследований по военно-медицинской проблематике3.

С первых дней войны с отдельных фронтов и армий в ГВСУ начали поступать материалы, отражавшие особенности оказания помощи раненым и больным, а также научно-практические достижения медицинских работников того или иного лечебного учреждения. Однако в силу оперативно-тактической обстановки медицинские учреждения армий и фронтов не имели возможности подготавливать к отправке материалы, которые с точки зрения учёта опыта являлись наиболее ценными. Те же медицинские учреждения, которые находились в благоприятных условиях, присылали свои материалы, которые хотя и представляли большую ценность, но не отражали особенностей медицинского обслуживания в боевой обстановке, при выполнении войсками оперативно-тактических задач4.

После завершения формирования музея Военно-медицинской службы Красной армии начальникам санитарных управлений фронтов, санитарных отделов армий, отдельных военно-медицинских учреждений был разослан соответствующий циркуляр, в котором начальником ГВСУ предписывалось выделить компетентных лиц для сбора материала, который, не медля, направлять в Москву, по адресу вновь созданного музея. Цель документа — упорядочение массового сбора материалов, отражавших деятельность военно-медицинской службы в боевой обстановке. Было отправлено обращение к начальнику отдела пропаганды и агитации Главного политического управления Красной армии полковнику А.Я. Баеву о передаче в музей статей, заметок, стихов и фотографий, отображавших работу медсанслужбы и её специалистов на фронте5.

Однако этих мер было явно недостаточно. Поэтому уже зимой 1943 года для организации сбора материалов в войска были направлены сотрудники музея: А.И. Нестеренко — в расположение 62-й армии на сталинградском направлении, И.Л. Крупко — на Воронежский фронт, П.Е. Загородный — на Ленинградский фронт и т.д. Эти сотрудники действовали по выданной им в музее инструкции, в соответствии с которой, прибыв на фронт, они являлись к начальнику санитарного управления фронта, докладывали ему о задачах командировки и там же, на месте, составляли план своей работы. Планом предусматривался сбор материалов по организации, оборудованию и деятельности лечебных учреждений фронта на этапах санитарной эвакуации, а также о партийно-политической работе на этих этапах6. Представители музея собирали несекретные приказы командования, лечебно-эвакуационные планы боевых операций, рабочие карты, схемы обстановки, фотографии, отображавшие работу лечебных учреждений, фотоснимки отдельных представителей санитарной службы, зарисовки с натуры, протоколы научных врачебных конференций, отчёты, докладные записки и т.д.

Фотографы фронтовых и армейских газет использовались для фиксации деятельности медицинских учреждений. Эту же работу выполняли художники, работавшие в лечебно-эвакуационных учреждениях. Собирались и патологоанатомические препараты с различными видами ранений и их осложнений.

Так, А.И. Нестеренко привёз в музей карту операции по разгрому немцев под Сталинградом, отчёт о медицинском обеспечении этой операции, приобрёл ряд интереснейших зарисовок. На Калининском фронте для музея были отобраны ряд интересных материалов, а с Волховского фронта была прислана целая выставка, посвящённая вопросам медицинского обеспечения войск во время операции по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года.

В короткий срок в Москву были направлены медицинские документы, рисунки, фотографии, макеты, диаграммы, схемы и другие материалы7, которые позволили уже 26 апреля 1943 года развернуть первую экспозицию музея в здании в Большом Козловском переулке. Эти экспонаты были предназначены для повышения квалификации военных врачей и подготовки специалистов-медиков. В течение лета 1943 года были организованы поездки сотрудников музея на Западный, Северо-Западный, Волховский и Ленинградский фронты для создания базы по сбору патологоанатомических препаратов8. С осени 1943 года на базе музея стали проводиться сборы, совещания и конференции специалистов военно-медицинской службы и учёных обществ.

Однако и при таких усилиях фонды пополнялись медленно, экспонаты отличались однотипностью, не раскрывали всех аспектов работы военно-медицинской службы на войне. Поэтому для более полного сбора материалов на фронтах и в округах по предложению первого начальника музея А.Н. Максименкова было решено сформировать специальные фронтовые бригады9. Именно с их созданием начался активный целенаправленный сбор материалов для музея.

«Эти бригады обеспечили систематический сбор наиболее ценных материалов, характеризующих медицинское обслуживание в сложных условиях современного боя, в различных географических и климатических условиях», — писал впоследствии А.Н. Максименков10. Роль бригад в пополнении фондов ценными, наиболее интересными для последующей научной разработки материалами начальник музея оценивал как исключительную.

В каждую из бригад входили руководитель из числа сотрудников музея, не менее двух художников, фотограф, патологоанатом из Центральной патологоанатомической лаборатории или из личного состава музея; при бригадах работали специальные подвижные лаборатории. Отправленной на Ленинградский фронт походной лаборатории была придана подвижная рентгеновская установка11. В работе бригад обязательно участвовали врачи.

Каждая бригада с подвижной лабораторией размещалась на грузовой автомашине. На имя руководителя бригады выписывался мандат за подписью начальника ГВСУ генерал-лейтенанта (впоследствии генерал-полковника) медицинской службы Е.И. Смирнова. Руководитель бригады рекомендовался в мандате как представитель ГВСУ, на которого возлагался сбор экспонатов до патологоанатомических препаратов включительно. Начальнику санитарного управления фронта, куда выезжала бригада, от начальника ГВСУ поступало распоряжение, в котором говорилось (как, например, начальникам СУ Воронежского и Брянского фронтов): «Музей Военно-Медицинской Службы Красной Армии направляет на Вашу территорию бригаду в составе врачей, художников и фотографов и специально оборудованную автомашину для сбора пато-анатомических и хирургических препаратов в санитарных учреждениях Вашего фронта и на поле боя.

Предлагаю Вам оказать всемерное содействие в сборе экспонатов и обеспечить соответствующими условиями работы и, в случае необходимости, горючим для автомашины.

Основная задача, стоящая перед бригадой, — отразить условия работы и собрать материал на передовых этапах эвакуации и поле боя»12.

Художник Н.Г. Котов вспоминал: «Основная схема маршрутов давалась музеем. На месте, в связи с фронтовой обстановкой, маршруты всегда развивались и значительно обогащались по сравнению с заданиями»13. Составление на месте подробных маршрутов экспедиций входило в обязанности руководителя бригады, который взаимодействовал с руководством медицинской службы фронта, получая от командования полное содействие и помощь. Поскольку работа бригады носила секретный характер, члены бригады — художники, фотографы — «старались избегать излишних записей мест, частей войск и отдельных подразделений, предоставив эту часть работы начальникам экспедиций»14.

Первичная документация на каждый полученный для музея предмет составлялась на месте. В первичный паспорт записывались все сведения об отобранном экспонате, и с этим документом собранный на фронте материал прибывал в музей.

Первые командировки начались в июле 1943 года и продолжались до конца войны. К июлю 1944 года сотрудники музея уже побывали почти на всех фронтах. Успех работы фронтовых бригад художник Н.Г. Котов объяснял, во-первых, наличием командиров групп, опытных работников военно-медицинской службы и, во-вторых, оснащением бригад собственной автомашиной, оборудованной кабиной, имевшей «даже печку». «Это давало возможность группе быть оперативной на местах работы, не зависеть от чужого транспорта, от условий погоды и времён года»15.

Бригады, как правило, направлялись в те войсковые соединения, на участках которых проходили активные боевые действия. Отношение в частях армии к членам бригад, по их воспоминаниям, было самым благоприятным16. Успех работы во многом зависел от организационных мероприятий начальников санитарных управлений фронтов. Большое значение имела расстановка специалистов бригады с целью наиболее продуктивной работы.

Руководитель бригады возглавлял сбор патологоанатомических препаратов в лечебных учреждениях. Он обращался, как правило, в армейскую патологоанатомическую лабораторию и по указанию её начальника организовывал базу по сбору препаратов в том месте, где производилось наибольшее число вскрытий. Туда же руководитель бригады направлялся с врачами-специалистами. «В основу был положен принцип массового сбора патологоанатомических препаратов с наиболее часто встречавшимися ранениями и с различными сроками продолжительности жизни после них, а не коллекционирование каких-либо редких форм ран и их осложнений… Только таким путём собранный материал мог быть ценным с точки зрения установления закономерностей и других данных, необходимых в научно-исследовательской разработке материала»17.

Для фиксации патологоанатомических препаратов в походной лаборатории музея имелись ванны емкостью до 100 л фиксирующей жидкости, вмещавшие от 300 до 450 препаратов внутренних органов, и баки типа пищевых термосов, куда погружались для фиксации главным образом конечности. Во фронтовой ПАЛ18 препараты подвергались дополнительному препарированию, часть выделялась для мацерации (пропитывания фиксирующими жидкостями). После такой сортировки и необходимого срока фиксации препараты упаковывались и направлялись в Москву, если бригада задерживалась в течение длительного времени на фронте.

На каждый препарат заполнялся специальный бланк с указанием фамилии, имени, отчества и возраста умершего раненого, даты ранения и смерти, на каком фронте был ранен, в каком лечебном учреждении умер, имело ли место хирургическое вмешательство и по какому поводу, данные рентгенологического, лабораторного и гистологического исследований, клинический и анатомический диагнозы19.

В результате в т.ч. и работы подвижных лабораторий фронтовых бригад к концу войны в музее была собрана коллекция патологоанатомических препаратов общим числом до 5500 единиц. Эта коллекция наравне с материалами архива музея, в который поступили миллионы историй болезни и других документов, стала основой для составления труда «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» — беспрецедентного по своему масштабу и глубине медицинского исследования20.

Фронтовыми бригадами музея собирались материалы военных эпидемиологов, гигиенистов, инфекционистов, отражавшие противоэпидемическое обеспечение боевых действий Красной армии. Всего по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения войск удалось собрать и изготовить до 6000 экспонатов, из них — около 3000 фотодокументов, остальная часть — натуральные образцы, рисунки, модели, макеты, альбомы и т.д.21

В фонды поступали походные санитарные сумки, комплекты перевязочных средств, наборы хирургических инструментов, укладки медикаментов и дезинфекционных средств, комплекты имущества. Сотрудниками музея на фронтах была собрана коллекция из 118 подлинных иммобилизационных шин, из которых только 35 являлись стандартными и состояли на снабжении Красной армии, а остальные были изготовлены на местах из подручных средств в порядке импровизации и изобретательства22.

Возникла необходимость собирать и экспонаты, отображавшие работу медиков в специальных родах войск. Так, бригады сотрудников музея, которые направлялись в авиационные соединения, возглавлялись врачами, знавшими авиационную службу.

Руководителю бригады выдавалась инструкция, а каждому командированному на фронт художнику вручалась памятка, в которой, в частности, говорилось: «Основная задача художника — изображение жизни медико-санитарной службы передового района… Необходимо изображать сцены выноса раненых с поля боя, подчеркивая специфику фронта… Большое значение имеют зарисовки, этюды с натуры процессов оказания медицинской помощи»23. Несмотря на чёткое задание, художники писали и рисовали и то, что трогало их сердца: лица раненых и спасавших их военных медиков, пейзажи родной земли, архитектуру освобождавшихся городов Европы.

Обычно художники сами выбирали интересовавший их характер работы: одни делали видовые зарисовки, другие создавали портреты. Всего бригады музея насчитывали более 50 художников. Многие были чрезвычайно активны, участвовали почти во всех поездках, легко переносили тяжесть боевой обстановки и безотказно выполняли любые задания24.

Участие в работе фронтовых бригад для творческих работников было добровольным. Начальник музея обратился к членам Московского отделения Союза советских художников с призывом вступать во фронтовые бригады. Согласились многие из его членов: Н.Н. Волков, Д.Н. Домогацкий, А.Т. Иванов, Н.Г. Козлов, Н.Ф. Короткова, Н.Г. Котов, Е.А. Львов, Ф.И. Невежин, Ю.Г. Нерода, Д.П. Павлинов, Н.С. Сергеев, Р.И. Синельникова, Н.Г. Яковлев и др. Ряд художников и скульпторов создавали для музея эскизы, картины и скульптуры, находясь уже в московских мастерских.

Работавшие в составе бригад известные художники Н.Г. Котов и Н.Г. Яковлев создали несколько десятков диорам на военно-медицинские темы, показывающих в своеобразной изобразительной форме (объёмной и живописной, с особым освещением и т.д.) организацию работы военно-медицинской службы в разнообразных условиях в период Великой Отечественной войны25. Все эти диорамы были созданы по эскизам, которые художники рисовали во время фронтовых поездок. Самоотверженной работе личного состава медицинской службы по обеспечению боевых действий войск в городах-героях Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе посвящены диорамы «Эвакуация раненых по ледовой трассе через Ладожское озеро» В.К. Крамера, «Ленинград в дни блокады» Я.М. Шура, «Эвакуация раненых через Волгу во время ледохода» Н.Г. Яковлева, «Хирургическая операция под шаландой» Н.Г. Яковлева и Н.Г. Котова, «Эвакуация раненых из города Одессы» Н.Г. Котова и многие другие материалы26.

Художник Н.Г. Котов в 1943 году сделал 30 этюдов, в 1944 году — 117, а в 1945 году — 48 больших полотен, с которых в дальнейшем изготовил большое число диорам, украшавших залы экспозиционного корпуса музея в Ленинграде. Впоследствии он писал: «Работа по заданиям ВММ и фронтовые поездки лично в моей творческой жизни представляют одни из самых ценных, содержательных и организованных участков работы, что, несомненно, явилось следствием хорошей организационной работы ВММ»27.

Художник совершил четыре поездки в составе фронтовых бригад. Первая, совместно с Н.Г. Яковлевым, — на Брянский фронт в июле—августе 1943 года, во время Курской битвы, вторая — на 1-й Украинский под руководством майора м/с Вейцеля в ноябре 1943 года и январе 1944 года, третья — на Карельский фронт, по Кольскому полуострову в направлении на Петсамо в марте—мае 1944 года под руководством майора м/с Л.М. Георгиевской. Четвертая поездка проходила в направлениях на г. Одессу, в Бессарабию и Румынию, в Карпаты и Венгрию. Руководил бригадой подполковник м/с А.Н. Архипов; кроме Н.Г. Котова, в бригаде состояли художник И.А. Ершов, фотограф В.В. Фаминский28.

Художник Н.Г. Яковлев в 1943 году сдал в музей 36 рисунков, в 1944 году — 97, за четыре месяца 1945 года — 36 рисунков. Он участвовал в пяти поездках фронтовых бригад музея, которые впоследствии коротко описал.

Первая поездка в июле 1943 года состоялась на Западный и Брянский фронты. Руководил бригадой майор м/с Загородный. В составе находились художники Н.Г. Яковлев, Н.Г. Котов, Рабинович, фотограф Нусинов, патологоанатом лейтенант м/с Владимирский. Результатами работы Яковлева стали этюды маслом, отображавшие работу ПМП29 и МСБ в районе деревень Каменка, Зимницы, Печки Брянской области.

В ноябре 1943 — феврале 1944 года состоялась вторая поездка Н.Г. Яковлева — в расположение 65-й армии Белорусского фронта. Командовал экспедицией майор м/с Введенский, в работе бригады участвовали художники Павлинов и Яковлев, патологоанатом был лейтенант м/с И.А. Триста. Яковлев создал рисунки и этюды о работе МСБ и ПМП в зимней и ночной обстановке.

Третья поездка проходила в марте—июле 1944 года на 4-й Украинский фронт во время Крымской наступательной операции Красной армии. Командовал бригадой полковник Иванов, в её состав вошли художник Н.Г. Яковлев и фотограф В.В. Фаминский. Бригада посетила Сиваш, Джанкой, Симферополь, Севастополь и Ялту. Художник Яковлев рисовал этюды по Сивашской и Севастопольской операциям.

В июле—сентябре 1944 года последовала поездка на 1-й Белорусский фронт. Под руководством подполковника м/с М.М. Лебедева работали художники Яковлев и Мещеряков, фотограф Е.С. Микулина. Маршрут протянулся от р. Западный Буг до Вислы. Яковлев запечатлел работу МСБ и ПМП в условиях наступления. В его зарисовках и картинах — форсирование Западного Буга и Вислы, бои за плацдармы.

Последняя поездка, в которой участвовал Н.Г. Яковлев, продолжалась полгода — с декабря 1944 по июнь 1945 года. Начальниками экспедиции были гвардии полковник м/с Н.Д. Струнин и майор м/с С.Л. Рогачевский, участниками — художники Яковлев и Марков, фотографы Кузнецов, Е.С. Микулина, В.В. Фаминский, Губарев. Бригада посетила Львов, Брест, Люблин, Ужгород, Краков, большое количество других польских городов и посёлков, затем немецких (Бреслау — Берлин) и чехословацких (Прага). Яковлев и Микулина работали в войсках    4-го Украинского фронта самостоятельно и по собственной инициативе предприняли переезд на 1-й Украинский фронт, по пути собирая художественный материал, изображавший работу ПМП и МСБ. «Так, двигаясь вдоль фронта и работая, мы перешли на 1-й Украинский и соединились с базой в Бунцлау, то есть с полк. Струниным. В дальнейшем мы двигались с этим фронтом, побывав в нескольких армиях. Участвовали в осаде Бреслау, во взятии Берлина и в походе на Прагу». Во время этих поездок были созданы этюды и рисунки о работе ПМП и МСБ и отдельных санитаров в условиях наступления30.

Художник Н.А. Лаков в 1944 году выполнил 109 рисунков, в январе—апреле 1945 года — 40 этюдов. Художник И.А. Ершов во время Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад музея побывал в Одессе, Минске, в Чехословакии, Венгрии, Румынии, Восточной Пруссии, участвовал в штурме г. Кёнигсберга31. В 1944 году он сдал в музей 50 рисунков, затем, до конца войны, выполнил 70 этюдов, в основном работая на передовых этапах эвакуации раненых32.

Указанные художники стремились к участию в наибольшем числе поездок на фронт, что обеспечило изготовление ими максимального числа рисунков в течение 1944 года. Их работа на фронте, как правило, отличалась большой трудоёмкостью, а время, особенно на передовых этапах эвакуации, было весьма ограниченным. Нередко выполнению эскизов мешало плохое освещение, обусловленное погодными условиями, в то время как назначенный для зарисовки объект мог подлежать срочной передислокации. Особенно трудно художникам было в зимнее время, если приходилось делать зарисовки внешнего вида помещений, где располагались лечебные учреждения. Подвижные (походные) лаборатории использовались для оказания помощи художникам при решении таких задач.

Работа фотографов выездных бригад также имела ряд особенностей. В связи с большей производительностью в своей работе они получали и более объёмные, чем художники, задания. Фотографы снимали работу передового звена медицинской службы, лечебно-эвакуационных учреждений, кроме того, фотографировали окружающие пейзажи, людей. По негативам, сделанным фронтовыми фотографами музея, было создано несколько десятков фотопанорам, отражавших подлинные факты из деятельности медицинской службы войскового, армейского и фронтового районов.

Особенно отличился фотограф В.В. Фаминский, побывавший на многих фронтах и награждённый за свою работу орденом Красной Звезды33. Уникальные фотографии и фотопанорамы В.В. Фаминского и Е.С. Микулиной, запечатлевшие виды освобождённого Крыма, поверженного Берлина, зафиксировавшие боевую жизнь полевых медицинских учреждений Красной армии, до сего дня используются при создании выставок в Военно-медицинском музее и других музеях Санкт-Петербурга, России и Германии, при издании альбомов по истории Великой Отечественной войны.

Работа фронтовых бригад проходила в условиях боевой обстановки. Художник Н.Г. Яковлев вспоминал: «Зимние морозы, весенняя и осенняя распутица, обстрелы и бомбежки, опасность окружения сопровождали нас всюду»34. Некоторые зарисовки художники были вынуждены выполнять прямо под дождём или в снегопад, при начавшемся обстреле или внезапном передвижении войск, поэтому они делались наскоро и требовали в дальнейшем, в спокойной обстановке, доработки или полной переработки. Художник Н.Г. Котов вспоминал об условиях работы на передовой: «Ночь в блиндаже, либо в какой-нибудь деревне или в палатке МСБ. Днём работаешь на объектах: МСБ; ПМП; БМП35. В госпитальных палатах, в операционных и в окопах. И в летние ясные дни, и в зимнюю стужу, и в осеннюю слякоть, т.е. в той обстановке, которая знакома всем, побывавшим на фронте»36. Художник вспоминал запечатлевшиеся в его памяти эпизоды войны: маленькую женщину-хирурга на 1-м Украинском фронте, третьи сутки не отходившую от операционного стола; начальника БМП, устроившего пункт в самих окопах, чтобы иметь возможность немедленно оказать раненому бойцу помощь, построившего в них полевую баню. «Я не знаю, — писал Н.Г. Котов, — что это — героизм или обыкновенная работа? О героизме мало говорят на фронте, его, как нечто обычное и само собой разумеющееся, молча делают. И вот эта-то, какая-то неудержимая огромная волна молчаливой, торжественной, упорной напряжённости в какой-то огромной общей работе меня больше всего поразила»37.

Собранный материал планомерно поступал в отдел фондов музея. Однако по мере продвижения Красной армии на запад стали встречаться серьёзные препятствия в переправке экспонатов в Москву. Необходимо было создать приёмочные базы, расположенные ближе к фронтовой полосе. Для этой цели по указанию командования музея такие базы были организованы во Львове и Люблине. Там устраивались выставки с докладами о задачах музея, концентрировался в основном материал, собранный в последние месяцы войны. Впоследствии он был отправлен в Москву железнодорожным транспортом.

Деятельность бригад музея в Берлине начала развёртываться, когда там ещё продолжались уличные бои. Художникам и фотографам удалось запечатлеть интереснейшие эпизоды, связанные с победой Красной армии. Было сделано большое число этюдов, послуживших впоследствии для создания картин, которые были помещены в экспозициях музея. Первым комендантом Берлина генерал-полковником Н.Э. Берзариным была устроена выставка работ членов фронтовых бригад музея Военно-медицинской службы художников Н.Г. Козлова и Е.А. Львова38. Иногда и на других фронтах в ходе боёв бригадами организовывались «отдельные небольшие показы работ»39. Так, в г. Карачонде в Венгрии в 1944 году была устроена выставка работ художника И.А. Ершова40.

Фронтовые бригады музея сыграли важнейшую роль в комплектовании его фондов. «Благодаря работе бригад музею за годы войны удалось собрать коллекции ценнейших документов. Достаточно сказать, что с помощью подвижных лабораторий музей получил десятки тысяч фотографий, тысячи патологоанатомических препаратов, художниками были написаны многие сотни этюдов, отражавших подлинные условия оказания помощи раненым и больным»41, — писал начальник музея А.Н. Максименков.

В 2020 году, в год 75-летия Великой Победы, в стенах Военно-медицинского музея открылась выставка, посвящённая работе фронтовых бригад в годы Великой Отечественной войны. На выставке представлены материалы о работе на фронте сотрудников музея, врачей, художников, фотографов, рассказано об их судьбах. На сделанных в боевой обстановке эскизах, зарисовках, картинах, фотографиях изображены эпизоды работы военных медиков на фронте, лица раненых и врачей, военные пейзажи. Создавая документы по истории военно-медицинской службы в годы Великой Отечественной войны, советские художники и фотографы одновременно создавали произведения искусства, которые несут миру правду о войне. Благодаря работе фронтовых бригад музея и сегодня сохраняется живая память о подвиге советских воинов и военных медиков, их самоотверженном труде по лечению и возвращению к полноценной жизни десятков миллионов раненых и больных участников Великой Отечественной войны.

После просмотра выставки каждый посетитель Военно-медицинского музея сможет осмыслить деятельность на фронтах Великой Отечественной войны состоявших в рядах фронтовых бригад военных медиков, а также представителей таких мирных профессий, как художник и фотограф, и решить для себя — что это, героизм или обыкновенная работа?

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кантор Ю.З. Невидимый фронт: музеи России в 1941—1945 гг. М.: Политическая энциклопедия, 2017. 334 с.

2 Подвиг народа: вклад народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. СПб.: Аврора, 2015. С. 399.

3 Филиал Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (военно-медицинских документов) (Филиал ЦАМО РФ). Ф. 2. Оп. 69530. Д. 1. Л. 11.

4 Максименков А.Н. Десятилетний опыт работы Военно-медицинского музея // Труды Военно-медицинского музея. Т. 1. Л.: Издание ВММ ВМ СССР, 1952. С. 11, 12.

5 Успенский Е.А. Деятельность Военно-медицинского музея во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. // Труды научной конференции, посвящённой открытию экспозиции музея, 3 ноября 1951 г. Машинопись. Л.: ВММ ВМ СССР, 1951. Л. 3.

6 Там же. Л. 4.

7 Шабунин А.В. Военно-медицинский музей, 1943—1993: исторический очерк. СПб.: ВММ, 1993. С. 19.

8 Успенский Е.А. Указ. соч. Л. 5.

9 Будко А.А., Журавлёв Д.А. В память великого подвига медиков // Музейный фронт Великой Отечественной. М.: Гелиос АРВ, 2014. С. 481.

10 Максименков А.Н. Указ. соч. С. 12.

11 Успенский Е.А. Указ. соч. Л. 6.

12 Филиал ЦА МО. Ф. 2. Оп. 69530. Д. 1. Л. 87.

13 Фонды Военно-медицинского музея. ОФ-97023/1. Л. 3.

14 Там же. ОФ-98022. Л. 1, 1 об.

15 Там же. ОФ-97023/1. Л. 4.

16 Там же. ОФ-98022. Л. 4.

17 Успенский Е.А. Указ. соч. Л. 7, 8.

18 Патологоанатомическая лаборатория.

19 Иванов К.С. Обзор коллекции патологоанатомических препаратов // Труды Военно-медицинского музея. Т. VII. Л.: ВММ МО СССР, 1958. С. 245.

20 Марков А.В. К истории организации Военно-медицинского музея // Труды Военно-медицинского музея. Т. VII. С. 203.

21 Рыжиков И.Е. Санитарно-профилактическое и противоэпидемическое обеспечение войск в годы Великой Отечественной войны (по материалам экспозиции Военно-медицинского музея) // Труды Военно-медицинского музея. Т. 1. С. 38.

22 Пильников Н.Ф., Селиванов В.И. Экспозиционные фонды музея // Труды Военно-медицинского музея. Т. VII. С. 229.

23 Шабунин А.В. Указ. соч. С. 21.

24 Успенский Е.А. Указ. соч. Л. 7.

25 Образцов И.И. Фонды музея — основа его деятельности // Труды Военно-медицинского музея. Т. 1. С. 22.

26 Марков А.В. Указ. соч. С. 201.

27 Фонды Военно-медицинского музея. ОФ-97023/1. Л. 1.

28 Там же. Л. 2.

29 Полковой медицинский пункт.

30 Фонды Военно-медицинского музея. ОФ-98022. Л. 1—4.

31 Там же. ОФ-97026. Л. 1.

32 Успенский Е.А. Указ. соч. Л. 7.

33 Шабунин А.В. Указ. соч. С. 22.

34 Фонды Военно-медицинского музея. ОФ-98022. Л. 4.

35 Батальонный медицинский пункт.

36 Фонды Военно-медицинского музея. ОФ-97023/1. Л. 4.

37 Там же. Л. 4—5.

38 Там же. ОФ-97024. Л. 1.

39 Там же. ОФ-98022. Л. 1.

40 Там же. ОФ-97026. Л. 1.

41 Максименков А.Н. Указ. соч. С. 12.