Моряки Дунайской военной флотилии в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
Аннотация. В статье рассматривается малоизвестный этап Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. — Дунайская кампания русской армии с применением кораблей и экипажей Дунайской флотилии. Флотилия после её расформирования в ходе Крымской войны была воссоздана для действий в Дунайском бассейне во время описываемой войны. В статье подробно рассказывается о вкладе экипажей в победу, а именно о действиях флотилии на завершающем этапе войны в Сулинском гирле Дунае. Это было последним актом применения Дунайской флотилии в изучаемый период. Не менее важным является её вклад в обеспечение безопасности акватории Дуная во время подготовки и проведения Берлинского конгресса. Также в работе рассматриваются причины и процесс расформирования флотилии после окончания войны, который был тем более неожидан, т.к. по итогам войны Россия вернула свою главную базу на Дунае, утраченную в ходе Крымской войны, — Измаил. Но начавшийся ещё в Николаевскую эпоху социально-экономический кризис вносил свои коррективы во все сферы политики, включая и военную политику.
Summary. The paper discusses an overlooked aspect of the Russo-Turkish War of 1877—1878 — the Danube campaign led by the Russian army using ships and crews from the Danube Flotilla. The flotilla, which had been disbanded during the Crimean War, was reinstated for operations in the Danube basin during the war under discussion. The paper elaborates on the contributions made by the flotilla’s crew towards the victory, focusing on their actions during the concluding stage of the conflict in the Sulina arm of the river. This study concludes that the Danube Flotilla made its final appearance during the period under review, significantly enhancing security in the Danube water zone during the preparation and execution of the Berlin Congress. This paper examines the factors and the course of the flotilla’s dissolution after the end of the war, which was especially unforeseen since Russia had just regained its main base on the Danube, lost during the Crimean War — Ishmayil. However the socio-economic crisis, which started during the era of Nicholas I, had profound effects on all aspects of politics, including military strategy.
ВЕРБОВОЙ Алексей Олегович — преподаватель кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, кандидат исторических наук
«ПРИ ВСЕХ ИСПЫТАНИЯХ… АРМИЯ И ФЛОТ НАВСЕГДА ОСТАНУТСЯ НА ВЫСОТЕ ВОЕННОЙ ДОБЛЕСТИ И НЕУВЯДАЕМОЙ СЛАВЫ»
Моряки Дунайской военной флотилии в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
Александр III, будучи российским императором, был ещё и кадровым военным, добросовестно пройдя весь служебный путь до генерала от инфантерии. Пребывая в генеральском чине, он в качестве командира Рущукского отряда и советника своего отца, императора Александра II, принял участие в событиях рассматриваемой войны и на деле убедился в значимости не только армейских соединений, но и сил флота. Неудивительно, что в одном из приказов, подписанных им уже в качестве российского императора, мы находим такие слова: «…При всех испытаниях, каковые Промыслу Божию угодно ниспослать России в будущем, Ея Армия и Флот навсегда останутся на высоте военной доблести и неувядаемой славы, добытой нашими предками и на наших глазах достойно поддержанных и возвеличенных»1.
Понимание значимости армии и флота к Александру III перешло от его отца — Александра II. Он прошёл свой воинский путь, завершив карьеру военного в звании генерал-фельдмаршал. Уяснения такого рода аспектов привело к задействованию в войне всех сил флота, включая речную флотилию на Дунае. Причём она в той войне действовала намного активнее, чем в целом Черноморский флот.
Основной причиной Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. была многовековая борьба сербского, болгарского, черногорского и боснийского народов против турецкого ига. Сербия в своём стремлении к получению независимости и присоединению к себе Боснии и Герцеговины в 1876 году вступила в войну с Турцией и потерпела поражение2. Болгария и Черногория также начали национально-освободительную борьбу. Лидерами её стали Васил Левский и Христо Ботев. В России ряд представителей интеллектуальной элиты в лице известных писателей выступили за поддержку национальной борьбы братских славянских народов.
Другой причиной войны было то, что большая часть представителей российского дворянства и власти, будучи связанной с купечеством и нарождавшейся буржуазией (при этом многие уже являлись её представителями), хотела таким образом установить протекторат над Балканами и получить новые рынки сбыта в Балканском и Турецком регионах. Отдельную важность и для буржуазии, и для царского правительства представлял вопрос о контроле над проливами между Чёрным морем и Средиземным — Босфором и Дарданеллами3.
Однако согласно работе, написанной под редакцией И.И. Ростунова «Русско-турецкая война 1877—1878 гг.» в силу слабости государства и армии и международной изоляции царизм не помышлял о захвате проливов и Константинополя4. «Он (царизм. — Прим. авт.) стремился лишь вернуть утраченное в Крымской войне, укрепить своё влияние на Балканах»5. При этом согласно плану генерал-лейтенанта Н.Н. Обручева стратегической целью войны должен был стать Константинополь6. «Овладение в военном смысле Константинополем и Босфором составляет, таким образом, безусловную необходимость»7.
О действиях российской Дунайской флотилии непосредственно в ходе Русско-турецкой войны и о первой в военной истории торпедной атаке русскими бронекатерами турецкого монитора написано немало. Поэтому имеет смысл сфокусировать внимание на других, менее известных действиях её экипажей.
В частности, в работе В.А. Золотарёва «В грядущее глядим мы сквозь былое» повествуется о переправе у Зимницы, о том, как она была налажена с помощью понтонов и мостов силами моряков флотилии8. Таким образом, армии был открыт путь на Константинополь через древнюю болгарскую столицу Тырново. Этот шаг существенно расширил фронт наступления русской армии, позволив ей активно использовать как плацдармы не только районы Шипкинского перевала или Плевны, но и приречные территории.
Не менее важные события происходили в районе одного из притоков Дуная, Сулинского гирла и расположенной поблизости Сулинской крепости. В ходе подготовки к боевым действиям под Сулиной были проведены следующие мероприятия. Командир парохода «Аргонавт» получил телеграммой приказание командующего Черноморским флотом отправиться к Сулине с целью максимально точно узнать количество и размеры неприятельских судов. Пароход снялся с якоря и отправился на задание 7 июля 1877 года в 10 часов вечера9. Прибыв к Сулине, экипаж «Аргонавта» обнаружил напротив Сулинского гирла три турецких броненосца, один из которых был под адмиральским флагом. Вскоре российский пароход был обнаружен, и по нему открыли огонь с адмиральского броненосца10. Когда противник убедился, что ввиду большого расстояния российский пароход не достать, три турецких броненосца устремились за ним в погоню, но довольно быстро вернулись11.
9 июля 1877 года «Аргонавт» прибыл в Очаков, его командир капитан-лейтенант П.П. Снетов доложил о количестве вражеских кораблей в Сулинском гирле, о проведённом бое, за что получил благодарность за подписью главного командира Черноморского флота и портов генерал-адъютанта адмирала Н.А. Аркаса12. После этого с помощью кораблей Дунайской флотилии было очищено от противника Сулинское гирло и взята Сулинская крепость. Таким образом, благодаря Дунайской флотилии удалось овладеть стратегическим районом и важным опорным пунктом в устье Дуная. Это позволило ускорить наступление русской армии.
Следует отметить, что там, где армия была вынуждена рассчитывать только на свои силы, возникали серьёзные проблемы. Подтверждение тому — события, происходившие в ходе сражений за Шипку и Плевну. Они сопровождались тяжёлыми потерями и другими серьёзными проблемами для русских войск. Причина — плохое состояние российских вооружённых сил из-за ряда неудач военной реформы, проведённой военным министром генералом от инфантерии Д.А. Милютиным. Именно этот фактор и не позволил России полностью достичь своих целей — занять территорию Турции и установить протекторат над Болгарией и Черногорией. Влияние этого фактора выглядело следующим образом.
После окончания войны с Турцией и подписания Сан-Стефанского договора 3 марта 1878 года в Мраморное море вошла английская эскадра с целью воспрепятствования занятию территории Турции, а австрийские войска сосредоточились на границах России. И российская сторона была вынуждена пересмотреть итоги войны на международном конгрессе. Александр II помнил, как его отец попытался воевать с Европой в ходе Крымской войны и к чему это привело. Именно он после смерти Николая I был свидетелем падения Севастополя и трагедии Петропавловска на Камчатке и именно ему досталась миссия подписания Парижского мира, лишившего Россию права иметь военный флот на Чёрном море и владеть крепостью Измаил на Дунае. Он также видел объективное состояние российской армии.
В качестве места проведения конгресса, на котором должны были подводиться итоги Русско-турецкой войны, был определён Берлин как столица недавно появившегося на карте мира государства — Германской империи; время его проведения — июнь—июль 1878 года. Одним из главных итогов войны стало то, что Россия вернула себе военно-морскую базу в устье Дуная — Измаил, Южную Бессарабию и получила новые территории — Карс, Ардаган и Батуми13. Но установить протекторат над Болгарией и Черногорией, занять территорию Турции и установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы не удалось. Не удалось даже получить гарантированные Сан-Стефанским договором Баязет и Алашкертскую долину. В свою очередь, Болгария, Сербия, Румыния и Черногория стали независимыми.
Тем временем на Дунайском театре военных действий складывалась следующая ситуация. Согласно сведениям из работы «Об участии моряков в войне с Турцией 1877—1878 гг.» в ходе Берлинского конгресса появилась опасность прорыва английского флота в Чёрное море и затем на Дунай14. Для предотвращения этого на одном из берегов Георгиевского гирла поставили береговые батареи, а в его акватории — на якоря шхуну с шестью орудиями и два паровых катера для установки мин и наблюдения за фарватером15. Килийское гирло также укрепили батареей, шхуной с шестью орудиями и катерами. Помимо этого были привлечены пароходы для возможной перевозки войск и сообщения Тульчи с Измаилом, Килией, Вилковом и островом Лети16.
Надо заметить, что аналогичная ситуация сложилась в данном регионе в 1812 году, когда Россия, получив от Турции Бессарабию, должна была держать в Дунайском регионе армию во главе с адмиралом П.В. Чичаговым, в чьём распоряжении была и Дунайская флотилия. Схожая ситуация будет и в 1905 году, когда России придётся держать на Амуре флотилию уже после окончания основных боевых действий, которые велись в ходе Русско-японской войны. Причиной тому было стремление Японии овладеть амурскими землями. Однако Берлинский конгресс прошёл без каких-либо эксцессов и провокаций, и по его окончании все военные приготовления прекратились.
А что же происходило в это время с Дунайской флотилией? В записке на имя вице-адмирала барона В.Ф. Таубе от 1 апреля 1878 года говорится, что по повелению главнокомандующего действующей армией лейтенант Булыгин должен был быть командирован в Бухарест для осмотра имевшихся в армии локомобилей (паровых установок для кораблей), которые предназначались для кораблей Дунайской флотилии17. Из этого следует, что она после окончания войны не планировалась к расформированию. Наоборот, началось оснащение кораблей по последнему слову техники, что говорит о том, что её, возможно, в скором времени намеревались снова применить в военных целях.
Одновременно с этим шли и другие процессы, связанные с Дунайской флотилией. В частности, в другом документе, подписанном за два дня до окончания Русско-турецкой войны, 1 марта 1878 года в качестве ответа главного командира Черноморского флота и портов адмирала Н.А. Аркаса появились сведения относительно судов Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), предназначенных для перевозки войск и доставки провианта войскам, воевавшим на Дунае. Далее в нём говорится, что в ответ на запрос о том, чтобы собрать в Севастополе и Одессе как можно больше транспортных судов для достижения указанных выше целей, контр-адмирал Н.М. Чихачёв смог отправить только 22 парохода18. Из документа следует, что адмирал Аркас просил директора РОПиТ приготовить эти пароходы для отправки в Севастополь, чтобы затем направить их на Дунай, и хотя главнокомандующий действующей армией заверял, что не должно быть проблем для назначения пароходов в целях обеспечения этих нужд, данный контракт о поставке судов подписан не был19. В августе 1878 года румынские военные суда были возвращены законному правительству. Нижнедунайский отряд речных судов готовился к скорому возвращению в Россию, Верхнедунайский отряд подлежал немедленному расформированию20. В итоге на ноябрь 1878 года в состав Дунайской флотилии входили следующие суда: две броненосные лодки, две паровые шхуны, четыре колёсных парохода, пять винтовых пароходов, две паровые баржи, три миноноски, 28 паровых катеров, две деревянные баржи, вместо шухны «Ворон» в Сулину прибыл корвет «Память Меркурия», в Галац — шхуна «Туабсе». Личного состава на флотилии насчитывалось 62 офицера и 1020 нижних чинов21.
Эти процессы по переформированию и сокращению Дунайской флотилии, вероятно, были следствием того, что российский император Александр II понимал ещё до Берлинского конгресса: ему придётся контролировать намного меньше дунайских территорий, чем он рассчитывал в начале войны. Как видно, это понимание к нему пришло ещё за четыре месяца до Берлинского конгресса. И тем более это стало очевидным после утверждения на конгрессе Берлинского акта. В противном случае у императора была возможность принудить пароходные товарищества к заключению этого контракта. Возможно, убийство Александра II в 1881 году предотвратило новую европейскую войну. На это, в частности, указывают работы его лучшего полководца генерала от инфантерии М.Д. Скобелева, в которых он рассматривает возможную войну с Германией22. Скорее всего, этот шаг рассматривался как возмездие за несправедливые, по мнению российского правительства, Александра II и генерала от инфантерии Скобелева, решения Берлинского конгресса. Не случайно после этого конгресса деятельность Союза трёх императоров стала сходить на нет, а уже после смерти Александра II в России будет взят курс на союз с Францией.
Тем не менее, несмотря на действия по сокращению и изменению состава Дунайской флотилии в 1878 году, её тогда никто не собирался расформировывать. Ещё в начале весны 1879 года согласно донесению флаг-капитана при главнокомандующем действующей армией на имя начальника штаба армии Дунайская флотилия на 13 марта 1879 года состояла из 14 паровых судов, трёх пароходов, трёх буксирных пароходов и нескольких паровых барж23. По окончании эвакуации российских войск на территории Болгарии число речных средств предполагалось сократить, чтобы они могли только поддерживать речные сообщения с Россией по Дунаю, через вновь приобретённую Бессарабию.
Для этого предстояло расформировать отряды судов Дунайской флотилии, оставив на Дунае только невооруженные суда, их штаб разместить в Рущуке, упразднить порт в Сулине, уменьшить количество портовых судов в Бургасе24. В частности, в Бургасе планировалось оставить буксирный пароход, баржу, два паровых катера, две магоны для нужд порта (вид портовых судов) и ещё несколько магон для перевозок, применявшихся при работах по строительству моста как специальные речные транспортные средства. При этом планировалось увеличить число портовых судов в порту Варны, три парохода надо было оставить в распоряжении главнокомандующего действующей армией до расформирования её главной штаб-квартиры25. Пароход «Весту» планировалось оставить для перевозки артиллерийских грузов из Сулины и Кюстенджи в Одессу, а корабли «Великий Князь Константин» и «Владимир» предполагалось использовать для удовлетворения потребностей армии26. При этом в данном документе не было ни слова о расформировании Дунайской флотилии.
Однако уже через три недели, 31 марта 1879 года на основании приказа императорского комиссара в Болгарии Дунайская флотилия подлежала расформированию27. В распоряжении капитана 1 ранга И.О. Дефабра, назначенного начальником отряда судов и заведующим всеми морскими средствами находившейся на территории Болгарии оккупационной армии, поступали следующие суда: колесные пароходы «Опыт», «Взрыв», «Сестрица», винтовые пароходы «Брестовац», «Парадам», «Абланово», «Багот», «Горный», «Студень», железная баржа № 10, катера «Ракета», «Севастополь», «Россия», «Ласточка», «Бавария», «Фардач», «Мутала», «Спиридов», «Первенец», «Держава», «Олафчик», «Князь Пожарский», «Птичка», монитор «Никополь»28. Остальные суда, миноносцы, катера и баржи предназначались для отправки с Дуная в Николаев, весь Тульчинский склад (склад Дунайской флотилии в крепости Тульча, расположенной на Дунае) вместе с находившимися там судами — также в Россию29. В конце апреля 1879 года был расформирован и Нижнедунайский отряд судов30. Согласно данным работы «Об участии моряков в войне с Турцией 1877—1878 гг.» все оставшиеся на Дунае суда, которые не были отправлены в Николаев, согласно высочайшему повелению от 25 июня 1879 года были переданы Болгарии31.
В итоге после окончания Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Дунайская флотилия была расформирована. Одна её часть ушла в Севастополь, став соединением Черноморского флота, другая была отправлена в Болгарию. Корабли флотилии, которые не были отправлены в Севастополь и Болгарию, а остались в Измаиле, просуществовали до конца Первой мировой войны в составе речного отряда Экспедиции особого назначения.
Следует отметить, что расформирование Дунайской флотилии произошло несмотря на то, что во многом благодаря её действиям русской армии удалось одержать ряд побед, приведших в итоге к поражению Турции, обладавшей на тот момент лучшим европейским и американским вооружением. Именно с кораблей Дунайской флотилии были запущены первые самоходные мины, что, по сути, было первой торпедной атакой надводных кораблей. Но социально-экономический кризис, набиравший обороты в России ещё с николаевских времён, ограничил возможности содержания большой военной флотилии на Дунае.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Приказ по армии и флоту. Санкт-Петербург. 12 октября 1886 г.
2 Большая советская энциклопедия в 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. Т. 23. М.: Советская энциклопедия, 1976. С. 284.
3 Беляев Н.И. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. М.: Воениздат, 1956. С. 9.
4 Русско-турецкая война 1877—1878. М.: Воениздат, 1977. С. 24.
5 Там же.
6 Беляев Н.И. Указ. соч. С. 71.
7 Там же.
8 Золотарёв В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877—1878 гг. — апофеоз восточного кризиса. М.: Абизо; Юпапс, 1997. С. 22, 23.
9 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 243. Оп. 1. Д. 8094. Л. 348.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Беляев Н.И. Указ. соч. С. 9.
14 Об участии моряков в войне с Турцией 1877—1878 гг. СПб.: Тип. Мор. М-ва, 1889. С. 99, 100.
15 Там же.
16 Там же.
17 РГА ВМФ. Ф. 410. Оп. 2. Д. 4909. Л. 1—2.
18 Там же. Л. 11.
19 Там же. Л. 12—14.
20 Об участии моряков в войне с Турцией 1877—1878 гг. С. 102, 103.
21 Там же. С. 104.
22 Ермилов В.Е. В Берлин! Что предсказал Скобелев о войне с немцами. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1914.
23 РГА ВМФ. Ф. 1081. Оп. 1. Д. 44. Л. 4—5.
24 Там же.
25 Там же.
26 Там же.
27 Там же. Л. 50.
28 Там же.
29 Там же. Л. 51.
30 Там же. Л. 79.
31 Об участии моряков в войне с Турцией 1877—1878 гг. С. 111.