Морские части пограничных войск в составе ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

Аннотация. В статье на основе архивных документов исследуются малоизвестные факты из боевой деятельности морских частей пограничных войск в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).

Summary. On the basis of archival documents examined little-known facts about the battle activities of sea units of the Frontier Troops during the Great Patriotic War (1941–1945).

Из фондов военных архивов

 

СУТОРМИН Владимир Анатольевич — сотрудник Института береговой охраны ФСБ России (г. Анапа), капитан 2 ранга, кандидат исторических наук (г. Анапа. E-mail: vasut63@mail.ru)

 

Морские части пограничных войск в составе ВМФ СССР в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.)

 

Интерес автора данной публикации к исследуемой им теме обусловлен отсутствием, по его словам, достоверных сведений о включённых в 1941 году в состав Военно-морского флота (ВМФ) и принявших участие в Великой Отечественной войне морских пограничных частях, их личном и корабельно-катерном составе. Причиной такого положения, полагает он, явились как общая неразработанность данной исторической тематики, так и объективная нехватка документальных материалов по приёму и распределению морских частей пограничных войск (МЧПВ) на западных театрах военных действий (ТВД). Ведь значительный объём архивных военных фондов безвозвратно утрачен в период отступления наших войск в первые месяцы войны, а остальные материалы оказались разбросанными по обширным архивам Министерства обороны (МО), ВМФ и Пограничной службы (ПС). Причём в обнаруженных документах всех этих ведомств имеются многочисленные подчистки, исправления, неточности и ошибки, что также затрудняет определение реального состава морпогранчастей, пополнивших ВМФ.

После прошедших к началу 1941 года изменений границ СССР (присоединение прибалтийских республик, Бессарабии и Северной Буковины) на западных морских ТВД были сформированы и развёрнуты следующие МЧПВ НКВД СССР: дивизион катеров 4-го Архангельского пограничного отряда (центрального подчинения),  1-й Северный отряд пограничных судов (ОПС) Мурманского пограничного округа (МПО; Кувшинская Салма), 1-й Балтийский ОПС (Тронгзунд) Ленинградского пограничного округа (ЛПО), 2-й Балтийский ОПС (Таллин) и дивизион катеров Отдельного отряда береговой охраны (ООБО; Ханко) Прибалтийского пограничного округа (ПрибПО), 4-й Черноморский ОПС (Килия) ПВ НКВД Молдавской ССР, 1-й (Одесса) и 2-й (Балаклава) Черноморские ОПС Черноморского пограничного округа (ЧПО), 1-й и 2-й дивизионы 32-го Новороссийского морского пограничного отряда (НМПО ЧПО), 3-й Черноморский ОПС (Очамчири) Грузинского пограничного округа (ГПО), 1-й Каспийский ОПС (Баку) Азербайджанского пограничного округа (АПО). Небольшое количество судов и катеров имелось также на контрольно-пропускном пункте «Ленинград», в пограничном порту и Военно-морском пограничном училище (Ленинград), Учебном отряде морчастей погранвойск НКВД (Анапа), 1-й (Балаклава) и 2-й (Махачкала) морских пограничных школах младшего начсостава НКВД, катерной группе (Беломорск), в сухопутных ПО (72-м в Олонге, 73-м в Реболы, 80-м в Кипринмяки, 1-м в Ухте, 3-м в Сортавале, 9-м в Пскове, 26-м в Одессе, 36-м в Сухуми и 37-м в Батуми)1.

С выходом постановления Совета народных комиссаров (СНК) СССР от 11 октября 1939 года и соответствующими планами с началом военных действий или мобилизации предусматривалась передача МЧПВ в подчинение ВМФ. Исходя из этого, в течение 23 июня 1941-го они были уведомлены о том шифрограммой Главного управления пограничных войск (ГУПВ) НКВД (приказ о переходе в оперативное подчинение флотов, флотилий). Ровно через три месяца МЧПВ на Севере, Балтике, Чёрном море и Каспии вошли организационно (совместный приказ НК ВМФ и НКВД) в структуры флотских объединений и соединений2. Так, Северный флот (СФ) принял от 1-го Северного ОПС (Кувшинская Салма) 4 сторожевых корабля (СКР; проект 43; «Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант» и «Сапфир»; 1 поисковое судно (ПС) «Нептун»; 2 малых охотника (МО-4); 5 мотоботов (разных типов); 9 катеров; 1 моторно-парусную шхуну и 1 сухогрузную баржу. От дивизиона судов 4 ПО в состав Беломорской военной флотилии (БМВФ) вошли катера и суда в количестве 23 ед.3 Получили соответствующие подкрепления балтийцы, черноморцы, каспийцы. Всего же в западных округах (см. табл.) были переданы 388 погрансудов, в том числе: СКР — 11 («Жемчуг», «Рубин», «Бриллиант», «Сапфир», «Нептун», «Атарбеков», «Могилевский», «Топаз», «Коралл», «Аметист», «Комендор»); малых охотников (МО) и сторожевых катеров (СК) — 148, рейдовых катеров и служебно-вспомогательных судов — 2294.

Пополнился ВМФ и людским составом из числа моряков-пограничников — более чем 10 000 человек (постоянный состав и курсанты Военно-морского пограничного училища, Учебного отряда морчастей погранвойск НКВД, 1, 2, 5-й морских пограничных школ младшего начсостава НКВД)5.

30 июня 1941 года совместным приказом НК ВМФ и НКВД произошла передача 125 находившихся в постройке судов, включая служебно-вспомогательные, морских частей пограничных войск НКВД, в том числе: СКР ледокольного класса, большие охотники (БО), МО-4, бронекатера (БРК) проекта С-40, катера типа БКМ-2, БК-2, КМ-4, буксиры морские (БукМ) и речные (БукР), шхуны (Шх) типа «Дрифтер», мотоботы (МТБ), морские и речные (наливные и сухогрузные — НБ и СБ) баржи, маломерные разъездные катера типа ЗИС-5. Большая часть этих плавсредств была достроена и приняла участие в боевых действиях и обеспечении сил флота. Но некоторые (СКР «Пурга» и «Алмаз») были законсервированы и достраивались после войны или (СКР «Изумруд») после 1945 года прямо на стапеле разделывались на металл6. Хотя в сравнении с возможностями ударных морских сил корабельное пополнение не имело решающего значения, оно существенно укрепило все наши флоты, не обладавшие (на 22 июня 1941 г.) столь необходимыми надводными формированиями (см. диаграмму 1). Например, малые охотники и сторожевые катера («москитный флот»), строившиеся в довоенный период в незначительном количестве, стали в ходе боевых действий крайне востребованными (см. диаграмму 2)7.

Пограничные катера приняли участие во всех основных операциях на морских театрах: боевые действия, защита коммуникаций в Баренцевом, Белом, Балтийском, Чёрном и Каспийском морях, встреча и сопровождение северных союзных конвоев в советские порты, перебазирование кораблей из Таллина в Кронштадт, оборона Моонзундских островов и полуострова Ханко, высадка десантов, оборона военно-морских баз, портов и городов, охрана транспортов, осуществлявших военные перевозки. В октябре 1943 года каспийские малые охотники, к примеру, были перевезены по железной дороге из Баку в Поти (для усиления Черноморского флота), их личный состав проявил себя с самой лучшей стороны. Исключительный, можно сказать, случай произошёл с экипажем малого охотника СКА № 065 (бывший ПК-125), удостоенного звания «гвардейский». Столь высокое персональное звание ранее не присваивали ни одному катеру8.

Не обошлось у пограничников без потерь. В ходе боевых действий погибли СКР «Жемчуг», «Бриллиант», «Топаз», «Коралл», многие катера, боты и т.п.

К концу войны после освобождения районов СССР, занятых оккупантами, встал вопрос об откомандировании морских сил, необходимых для организации охраны границ. Пограничниками были подготовлены списки 469 судов (с учётом достроенных после 22 июня 1941 г.), подлежавших возврату в ведение НКВД. В их число вошли 20 СКР и ПС, 124 МО, 59 СК, 105 катеров КМ, 15 БРК. Однако даже не по всем судам удалось выяснить их местонахождение и состояние9. В неразберихе первых месяцев войны данные о погрансудах затерялись. На запросы ГУПВ по поводу их дислокации и состояния от флотских штабов поступали не всегда вразумительные ответы. Так, с Балтики в отношении принятых в 1941 году от 1-го и 2-го Балтийских ОПС различных плавсредств последовала «исчерпывающая» отписка: «Сведений о нахождении в составе КБФ* нет»10. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Центральный пограничный архив (ЦПА). Ф. 14. Истор. справка. Л. 253—266.

2 Морской музей частей погранвойск (ММЧПВ). Док. ф. Оп. 1П-6. Д. 1. Л. 44.

3 Там же. Оп. 1П-8. Д. 1. Л. 58—60.

4 ЦПА. Ф. 14. Истор. справка. Л. 254.

5 Там же. Л. 255.

6 ММЧПВ. Док. ф. Оп. 1П-6. Д. 1. Л. 124—128.

7 См., например: Ковалевский Н.Ф. Боевой состав Красной армии и Военно-морского флота СССР на 22 июня 1941 года // Воен.-истор. журнал. 2009. № 6. С. 6—8.

8 Более подробно см.: Боярский В.И., Дмитриев В.А., Кудинов Н.Н. Пограничный надзор на море: историко-документальный очерк. М.: Граница, 2006. С. 95; Мошков Ф.А. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней. М., 2007. С. 223, 224.

9 Точные сведения, к примеру, имелись об учебном корабле «Комендор», оставшемся в составе ВМФ после соответствующего переоборудования как гидрографическое судно. См.: ММЧПВ. Док. ф. Оп. 1П-6. Д. 1. Л. 43—44; Потери боевых кораблей и судов Военно-Морского Флота, транспортных, рыболовных и других судов СССР в Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1959.

10 ММЧПВ. Док. ф. Оп. 1П-6. Д. 1. Л. 92—94.